"Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую, развивающую, образовательную функции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
на тему
Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель
Прочанкина Светлана Вацлавовна
г. Санкт-Петербург
2019
Оглавление
1
Актуальность педагогического опыта 3
2.1ИСКУССТВО ОРИГАМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
2.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
2.3 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 9
2.4. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность педагогического опыта
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровым. [1]
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. [3]
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. [4]
Цель: познавательное развитие личности ребенка средствами искусства оригами.
Задачи:
1. Формирование познавательной мотивации, интереса к процессу игры и обучения в целом.
2. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
3. Формирование пространственных и временных представлений.
4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; формировать умения следовать устным инструкциям.
5. Обучать различным приемам работы с бумагой; развитие тактильной памяти.
6. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
7. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер; развивать пространственное воображение.
Применение искусства оригами в познавательном развитии детей дошкольного возраста основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности. Предполагает широкое применение соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
- принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип доступности программы для дошкольного возраста; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Искусство оригами в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Оригами – искусство складывания из бумаги различных фигурок, близкое и знакомое ребенку. В переводе с японского ори означает «сложенный», а ками – «бумага», «бог». Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу Всего из Ничего, а результат работы – бумажная фигурка – был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий.
Детям будет интересно узнать, что в основном оригами занимались женщины и дети. До второй мировой войны это искусство носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиции и обычаев. Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей в августе 1945 года – испытания атомной бомбы в городах Хиросима и Нагасаки. В память о жертвах бумажные журавлики украшают памятник в парке Мира в Хиросиме.
В наши дни с 2000 года возрождается история и традиция благотворительной акции «Белый цветок». В 2016 году и наш детский сад принял активное участие в изготовлении оригами-цветов. Искусство оригами дарит радость добрых дел для всех!
Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтной ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, побуждает конфликтных детей к активной продуктивной деятельности. [7]
Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.
Детям нравится заниматься оригами, потому что каждый раз обязательно получается какая-нибудь фигурка: стоит приложить усилие – из бумажного листа всегда что-то получается – хуже, лучше, главное, своё!
Работа с бумагой при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.
Существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует.
Большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами
2.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Знание и учёт возрастных особенности развития для каждого года жизни ребенка помогает педагогу лучше понять закономерности детского развития и ставить задачи, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов
Мышление.
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить животных, но и подразделить их на домашних и диких, способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство.
В связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает. Ребенок способен сочинять не только сказки. Он пересказывает книги и фильмы, причем отражает все то, что видит и знает. Это является качественно иной ступенью в его развитии.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.
Воображение
В этот период ребенок имеет представление не только о названии и назначении тех или иных предметов, но и о том, из чего они сделаны (мяч из резины, кукла из пластмассы). Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие
Речь
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.
Произвольность познавательных процессов
В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.
Отношения со сверстниками
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
2.3 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. [2]
Основная цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей.
Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие воображения и творческой активности
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
• Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»:
1 Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
2 Формирование элементарных математических представлений;
3 Приобщение к социокультурным ценностям;
4 Ознакомление с миром природы.
Основные задачи реализации образовательной области «Познавательное развитие» в Основной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ №82 Красносельского района [5] :
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям:
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений:
- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы:
- Ознакомление с природой и природными явлениями.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.
- Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание умения правильно вести себя в природе.
- Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
2.4. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Личное увлечение искусством оригами подтолкнуло к изучению этой техники с целью познакомить детей с интересными свойствами бумаги, со способами её преобразования, дополнить занятия с детьми интересными моментами превращения бумаги, использовать технику оригами в индивидуальной работе с детьми по развитию логики, мелкой моторики, познавательного интереса и интеллектуального развития.
Первым этапом работы стало создание библиотеки литературы по искусству оригами, электронной и бумажной версии «Банка схем», картотеки опытов с бумагой.
Пополнился центр экспериментирования (материалы для опытов, дневники наблюдений, разные виды бумаги), уголок художественно-эстетического развития (карточки с алгоритмом складывания базовых форм и готовых моделей, выставка поделок в технике оригами). Были созданы презентации о бумаге, об искусстве оригами, презентации с пошаговым разбором выполнения модели в помощь детям и родителям и др.
Во время непрерывной образовательной деятельности с использованием техники оригами у детей на только активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, но и углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка.
Складывание фигурок живого мира сопровождается рассказом о них. В процессе работы по оригами педагог ведет познавательный рассказ разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то педагог учит детей заботливому, но и осторожному отношению. Рассказывает об их повадках, среде обитания. В результате воспитывается дружелюбное отношение к братьям нашим меньшим. На рис.1 представлены итог совместной деятельности с детьми.
Рис.1
Оригами «Кошка» в двух моделях исполнения (простой и сложный)
Делая фигурки из бумаги, обязательно надо познакомить детей с историей появления бумаги, с ее разновидностями и свойствами.
Занятия оригами несут и культурологические сведения - знакомят с традициями Японии-родины оригами.
Происходит смена видов деятельности: чтение, рисование, беседа, рассказ, физкультминутки, игры и т.д. Складывание фигурок часто сопровождается прослушиванием музыкальных произведений. Создав фигурку, дети обязательно обыгрывают, придуманную ими игровую ситуацию. Тем самым происходит развитие связной речи ребенка, развитие воображения.
Занятия оригами позволяют объединить такие виды художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т.д. Сделав рыбку – ребенок дорисовывает или вырезает аквариум, для парохода - море. Тем самым ребенок создает простые композиции, как подскажет его воображение.
На рис.2,3,4 представлены образцы комбинированных работ с использованием рисования, аппликации, оформления фона и оригами.
Рис.2
Модель оригами «Котик» с дорисовыванием
Рис.4 Рис.3
Подготовка фона – рисование Оригами «Веточка» на подготовленном
детьми фоне
При выполнении коллективных работ, ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу.
В процессе складывания бумаги, движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки, дети лучше рисуют, более точно вырезают.
Оригами способствует решению и воспитательных задач. Воспитывает аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Оригами развивает привычку сосредоточенно и кропотливо работать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2010. - 93 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 160 с.
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 144 с.
- Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №82 Красносельского района Санкт-Петербурга, URL: http://dou82.ucoz.net/2016-2017/IMG_20160926_0003.pdfhttp://dou82.ucoz.net/2016-2017/IMG_20160926_0003.pdf
- Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/авт. сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...
Дидактические игры, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
презентация...
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...
Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...
"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...