Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
методическая разработка на тему
ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, а также основные способы проектирования образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samorazvitiya_egorova.docx | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 429»
(МБДОУ «Детский сад № 429»)
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
воспитателя
Егоровой Натальи Павловны
г. Нижний Новгород
2015 год
Тема: «Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО».
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Пояснительная записка.
Ребёнок - исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых - помочь детям сохранить эту исследовательскую активность. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и многое делает сам.
Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
ФГОС ДО уделяет особое внимание поисково-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач, применение экспериментирования в работе с детьми, использование проектирования.В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения. Возможно ли организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста? Да.
Цель:повысить уровень своей компетентности и профессионализма в изучении поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, овладеть способами проектирования образовательного процесса.
Задачи:
- Изучить нормативно-правовые документы, методическую литературу.
- Обобщить педагогический опыт работы по теме «Организация поисково-исследовательской деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО».
- Повысить собственную профессиональную компетентность по данному вопросу.
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
Предполагаемые результаты:
- Повышение профессиональной компетентности по данному вопросу.
- Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности воспитанников.
- Разработка перспективного плана опытов и наблюдений по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
- Создание картотеки опытов и экспериментов в старшей группе.
- Формирование положительной мотивации на экспериментальную деятельность, развитие поисково-исследовательской деятельности у детей.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, мышления, самостоятельности.
- Повышение уровня знаний родителей по данной теме.
- Осуществление проектной деятельности.
- Проведение семинара-практикума с родителями «Экспериментируем вместе с детьми».
Перспективный план мероприятий по реализации программы
на 2015 – 2016 учебный год:
Формы работы | Содержание работы | Срок |
Изучение нормативно-правовых документов. | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Профессиональный стандарт педагога ДОУ. | Сентябрь - май |
Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез, 2015. 2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство:Мозаика-Синтез, 2008 г 3. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением.подготовительная группа». – Москва: Мозаика-синтез, 2014. 4. Организация проектной деятельности в ДОУ. Сборник методических материалов №4 (МДОУ ЦРР Детский сад №4г. Н. Новгорода), 2012г. 5. «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4» Кочекова Ирина Васильевна, г. Облучье, 2013. 6. «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Воспитатель «Детский сад № 5» Анчутина Марина, г. Усолье-Сибирское. 7. «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников». Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск» Кривошеева Ирина Владимировна, 2014. http://doshkolnik.ru/okr-mir/2738-poislovaya.html 8.Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических материалов детского сада №178 «Облачко» г. Ульяновск, 2005г. | октябрь – декабрь |
Оснащение педагогического процесса. | 1. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации проектной деятельности воспитанников (оформление уголка для экспериментирования). 2. Создание картотеки опытов и экспериментов в подготовительной группе. 3. Создание игротеки по 6 блокам (анализаторы, признаки, причинно-следственные связи, вопросы, приемы типового фантазирования, речевые модели) 3. Осуществление среднесрочного проекта «Аэропорт будущего». | январь март апрель апрель апрель |
Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.). | Мастер-класс для воспитателей МБДОУ №4,123,153 по организации работы с детьми в игротеке Участие в семинаре для старших воспитателей Автозаводского района «Игротехнический подход в создании развивающей предметно-пространственной среды» | декабрь январь |
Работа с детьми. |
| В течении года |
Работа с семьей, социумом. |
| Сентябрь-май |
Перспективный план мероприятий по реализации программы
на 2016– 2017 год:
Формы работы | Содержание работы | Срок |
Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г. -Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г. -Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии. -Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Изучение статей в журналах по проектной деятельности: - «Дошкольное воспитание»; - «Ребенок в детском саду»; - «Дошкольная педагогика» Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: - www. maam.ru . | В течении года |
Оснащение педагогического процесса. |
| В течении года |
Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.). |
| Февраль Март Март Апрель Май |
Работа с детьми. | Подвижные игры: «Ручеек» «Море волнуется» «Тучка по небу ходила» «Снежки» «Лягушки и цапля» Дидактические игры: «Какой бывает вода?» (использование ТРИЗ описание объекта по признакам) «Собери картинку» «Тонущие и плавающие предметы» «Кто больше назовет» «Потому что…» (использование ТРИЗ причинно-следственные связи) «Кому нужна вода, а кому полянка» «Небо. Земля. Вода» Сюжетно – ролевые игры: «Моряки» «Пароход» «Морское путешествие» Театрализованная деятельность Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка» Рассказы и сказки: - «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки.Экология для малышей»); - «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки.Экология для малышей»); - «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка); - Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка); - «Что случилось с рекой?» Б. Заходер; - «Сказка о ручейке» Эстер Адам; | В течении года |
Работа с семьей, социумом. |
| Сентябрь – октябрь Ноябрь Февраль Май |
Перспективный план мероприятий по реализации программы
на 2017 – 2018 год:
Формы работы | Содержание работы | Срок |
Изучение методической литературы и нормативно – правовых документов. |
| Сентябрь Май |
Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.). |
| В течение года Ноябрь Март Апрель |
Работа с детьми. |
| Сентябрь – март |
Работа с семьей, социумом. | Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении». Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте» Привлечение родителей к организации проектов в группе. Конкурс «Настоящий папа» Конкурс «Мисс – мама» Участие в выставке детских работ, посвященных Дню защиты детей (в ЦБ им. А.С. Макаренко) | Сентябрь – октябрь Ноябрь Февраль Март Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...
Дидактические игры, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
презентация...
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...
Презентация, мастер - класс на тему самообразования: " Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"( 2022г)
Познакомить педагогов с приемами и методами экспериментирования....