Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
методическая разработка на тему

Наталья Павловна Егорова

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, а также основные способы проектирования образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya_egorova.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 429»

(МБДОУ «Детский сад № 429»)

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

воспитателя

Егоровой Натальи Павловны

г. Нижний Новгород

2015 год

Тема: «Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО».

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Пояснительная записка.

     Ребёнок - исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых - помочь детям сохранить эту исследовательскую активность. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и многое делает сам.

     Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

     ФГОС ДО уделяет особое внимание поисково-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач, применение экспериментирования в работе с детьми, использование проектирования.В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения. Возможно ли организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста? Да.

Цель:повысить уровень своей компетентности и профессионализма в изучении поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, овладеть способами проектирования  образовательного процесса.

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые документы, методическую литературу.
  2. Обобщить педагогический опыт работы по теме «Организация поисково-исследовательской деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО».
  3. Повысить собственную профессиональную компетентность по данному вопросу.
  4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.
  5. Разработать перспективный план работы с детьми.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной компетентности по данному вопросу.
  2. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности воспитанников.
  3. Разработка перспективного плана опытов и наблюдений по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
  4. Создание картотеки опытов и экспериментов в старшей группе.
  5. Формирование положительной мотивации на экспериментальную деятельность, развитие поисково-исследовательской деятельности у детей.
  6. Развитие у детей инициативы, сообразительности, мышления, самостоятельности.
  7. Повышение уровня знаний родителей по данной теме.
  8. Осуществление проектной деятельности.
  9. Проведение семинара-практикума с родителями «Экспериментируем вместе с детьми».

Перспективный план мероприятий по реализации программы

 на 2015 – 2016 учебный год:

Формы работы

Содержание работы

Срок

Изучение нормативно-правовых документов.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Профессиональный стандарт педагога ДОУ.

Сентябрь - май

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез, 2015.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство:Мозаика-Синтез, 2008 г 

3. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением.подготовительная группа». – Москва: Мозаика-синтез, 2014.

4. Организация проектной деятельности в ДОУ. Сборник методических материалов №4 (МДОУ ЦРР Детский сад №4г. Н. Новгорода), 2012г.

5. «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4» Кочекова Ирина Васильевна, г. Облучье, 2013.

http://docplayer.ru/246422-Detskoe-eksperimentirovanie-osnova-poiskovo-issledovatelskoy-deyatelnosti-doshkolnikov.html

6. «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Воспитатель «Детский сад № 5» Анчутина Марина, г. Усолье-Сибирское.

http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-organizacija-poiskovo-isledovatelskoi-dejatelnosti-doshkolnikov-doma.html

7. «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников». Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск» Кривошеева Ирина Владимировна, 2014.

http://doshkolnik.ru/okr-mir/2738-poislovaya.html

8.Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических материалов детского сада №178 «Облачко» г. Ульяновск, 2005г.

октябрь – декабрь

Оснащение педагогического процесса.

1. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации проектной деятельности воспитанников (оформление уголка для экспериментирования).

2. Создание картотеки опытов и экспериментов в подготовительной группе.

3. Создание игротеки по 6 блокам (анализаторы, признаки, причинно-следственные связи, вопросы, приемы типового фантазирования, речевые модели)

3. Осуществление среднесрочного проекта «Аэропорт будущего».

январь

март

апрель

апрель

апрель

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.).

Мастер-класс для воспитателей МБДОУ №4,123,153 по организации работы с детьми в игротеке

Участие в семинаре для старших воспитателей Автозаводского района

«Игротехнический подход в создании развивающей предметно-пространственной среды»

декабрь

январь

Работа с детьми.

  • Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
  • Настольно-печатные развивающие игры «Путешествие по автозаводу», «Нижний Новгород».
  • Активизация словаря в ходе рассматривания иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  • Дидактические игры с применением картинок: «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Достопримечательности Автозаводского района» и т.д.
  • Рассматривание географической карты Нижнего Новгорода с углублением изучения Аэропорта Стригино.
  • Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
  • В ходе образовательной деятельности проведение занятий по рисованию, конструированию, лепке и аппликации на тему «Аэропорт»

В течении года

Работа с семьей, социумом.

  • Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
  • Создание памятки для родителей «Детское экспериментирование. Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию».
  • Консультации для родителей «Экспериментируйте с детьми дома», «Как организовать развивающую предметно-пространственную среду для развития поисково-исследовательской деятельности детей дома».
  • Совместная деятельность по сбору информации детей и родителей по теме проекта.
  • Показы открытых мероприятий по проектной деятельности.
  • Организация экскурсии для детей в Аэропорт
  • Детская библиотека им.Макаренко: совместная работа по воспитанию любви к чтению художественной литературы. Организация экскурсий в библиотеку по разным темам в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Сентябрь-май

Перспективный план мероприятий по реализации программы

 на 2016– 2017 год:

Формы работы

Содержание работы

Срок

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

-Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

-Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии.

-Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Изучение статей в журналах по проектной деятельности:

- «Дошкольное воспитание»;

- «Ребенок в детском саду»;

- «Дошкольная педагогика»

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте:

 -  www.nsportal.ru

- www. maam.ru .

-  www.detskysad.ru

-  www.doskolnik.ru

www.planetadetstva.net

В течении года

Оснащение педагогического процесса.

  • Создание картотеки по экологическому воспитанию
  • Изготовление лепбуков по безопасности на дороге и речевому развитию.
  • Изготовление не стандартного оборудования по закаливанию
  • Изготовление макета по экологическому воспитанию
  • Оформление альбомов «Загадки о спорте», «Стихи о спорте», «Физкультминутки» и т.д.
  • Д/И «Да нет», «Кому что нужно», «Какая, какой, какое».

В течении года

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.).

  • Выставка плакатов «День защитника Отечества»
  • Выставка рисунков к 8 Марта «Самая любимая мамочка моя»
  • Участие в работе Международной конференции и стажировки для педагогов дошкольных учреждений «Модульное построение образовательного процесса. От идеи к воплощению» г.Ульяновск.
  • Презентация детского проекта по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
  • Презентация макета для экологического образования обучающихся.

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Работа с детьми.

Подвижные игры:

«Ручеек»

«Море волнуется»

«Тучка по небу ходила»

«Снежки»

«Лягушки и цапля»

Дидактические игры:

«Какой бывает вода?» (использование ТРИЗ описание объекта по признакам)

«Собери картинку»

«Тонущие и плавающие предметы»

«Кто больше назовет»

«Потому что…» (использование ТРИЗ причинно-следственные связи)

«Кому нужна вода, а кому полянка»

«Небо. Земля. Вода»

Сюжетно – ролевые игры:

«Моряки»

«Пароход»

«Морское путешествие»

Театрализованная деятельность

Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка»

Рассказы и сказки:

- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки.Экология для малышей»);

- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки.Экология для малышей»);

- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;

- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;

В течении года

Работа с семьей, социумом.

  1. Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
  2. Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта; Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
  3. Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого   режима, закаливания)
  4. Анкетирование родителей «Какой вы пешеход»
  5. Консультация для родителей «Безопасность на дороге»
  6. Папка передвижка «Закаливание в семье»
  7. С ЦБ им. А.С.Макаренко Участие в акции «Ремонтируем книги сами»; Участие в выставке детских работ, посвященных Дню защиты детей.

Сентябрь – октябрь

Ноябрь

Февраль

Май

Перспективный план мероприятий по реализации программы

 на 2017 – 2018 год:

Формы работы

Содержание работы

Срок

Изучение методической литературы и нормативно – правовых документов.  

  1. Т.В.Владимирова «Шаг в неизвестность» под ред.И.Я. Гуткович. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.
  2. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014.
  3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.

Сентябрь  Май

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.).

  1. Просмотр открытых занятий педагогов ДОУ
  2. Презентация наглядного материала и пособий для развития у детей звуковой культуры речи
  3. Прохождение курсовой подготовки
  4. Презентация проекта «Музыка такая разная» педагогам ДОУ

В течение года

Ноябрь

Март

Апрель

Работа с детьми.

  1. Д/И «Музыкальные инструменты такие разные»
  2. Рассматривание и рисование музыкальных инструментов.
  3. Обучение игре на музыкальных инструментах.
  4. Активизация словаря в ходе рассматривания иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  5. Прослушивание музыкальных произведений разного жанра

Сентябрь – март

Работа с семьей, социумом.

Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении».

Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

Привлечение родителей к организации проектов в группе.

Конкурс «Настоящий папа»

Конкурс «Мисс – мама»

Участие в выставке детских работ, посвященных Дню защиты детей (в ЦБ им. А.С. Макаренко)

Сентябрь – октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...