«ПЕРВЫЙ ШАГ В РОБОТОТЕХНИКУ»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности | 80.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Умка»
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета Заведующий МБДОУ №4 «Умка»
от «___»___________20___г. ________________О.В.Торсунова
(подпись)
Протокол №___ «__»___________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
технической направленности
«ПЕРВЫЙ ШАГ В РОБОТОТЕХНИКУ»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы:1 год
Количество часов в год: 36
Автор-составитель программы:
Булько Галина Степановна
педагог дополнительного образования
СУРГУТ, 2020
Паспорт
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Название программы | Первый шаг в робототехнику |
Направленность программы | Техническая |
Ф.И.О. автора (составителя) программы | Булько Галина Степановна |
Год разработки | 2020 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | |
Информация о наличии рецензии (в случае, если таковая имеется) | нет |
Цель дополнительной общеобразовательной программы | Развитие технического творчества дошкольника через обучение основам конструирования и элементарного программирования средствами конструктора LEGO Education WеDо. |
Задачи дополнительной общеобразовательной программы | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Информация об уровне дополнительной общеобразовательной программы | Стартовый |
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы | Познавательные: -определять, различать и называть детали конструктора; -конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, схеме и самостоятельно строить схему; -программировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, схеме и самостоятельно; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их образы. Регулятивные: - работать по предложенным инструкциям; - излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, - анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Коммуникативные: - работать в паре и коллективе; уметь рассказывать о постройке; - работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. |
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы | 1 год |
Количество часов в неделю/год, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы | 1/36 |
Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе | 6-7лет |
Пояснительная записка
Программа «Первый шаг в робототехнику» планируется к реализации с 2020 года. Программа направлена на развитие технического творчества дошкольников и формирование первичных представлений о робототехнике. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO - WеDо. Сегодня дошкольный период является самоценным периодом, в котором закладывается фундамент развития ребенка. Развитие познавательных интересов дошкольников во многом зависит от того, насколько они вовлекаются в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41от 04.07.2014.
- Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» № 1224 от 04.08.2016 года.
- Приказ Департамента образования Администрации г. Сургута от 14.09.2016 №5421/16 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждениях, подведомственных Департаменту образования Администрации г.Сургута .
Актуальность создания программы: введение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Дополнительная общеобразовательная программа «Первый шаг в робототехнику» является программой технической направленности стартового уровня, заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Отличительная особенность программы:
Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию и носит практико-ориентированный характер. В процессе работы с конструктором дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования. Курс предполагает использование компьютеров и специальных ин-терфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в итоге увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу. Комплекс заданий позволяет детям в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование, возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Срок реализации программы - 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 30 мин. Во время выполнения практической работы за компьютером предусмотрено проведение физкультминутки.
Данная программа рассчитана на один год обучения, общий объем учебных часов – 36 ч., и направлена на воспитанников подготовительной группы (6-7 лет).
Количество обучающихся по программе: 10 человек.
Характеристика возрастных возможностей детей
старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Показатели | Содержание |
Ведущая деятельность | Ролевая игра и игры с правилами. Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. |
Познавательная деятельность | |
Условия успешности развития ребенка на данном этапе | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Способ познания | Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование. |
Мышление | Образно-схематическое мышление. Словесно-логическое мышление (слушают и понимают). |
Восприятие | Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой. |
Воображение | Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации. |
Произвольность познавательных процессов | Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил (прилагает волевые усилия). |
Личностные особенности | |
Форма общения | Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности (внеситуативно-личностное) |
Отношения со сверстниками | Собеседник, партнер по деятельности. Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни). |
Отношения со взрослыми | Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам. Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения. |
Эмоции | Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических. |
Речь | Развитие внутренней речи (речь «про себя»). |
Ведущая потребность | Общение |
Новообразования | Внутренний план действий. Проявление произвольности всех психических процессов. Возникновение соподчинения мотивов. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. Возникновение первой целостной картины мира. Появление учебно-познавательного мотива. |
Цели и задачи программы
Цель данной программы: развитие технического творчества дошкольника через обучение основам конструирования и элементарного программирования средствами конструктора LEGO Education WеDо.
Задачи:
Обучающие:
- отрабатывать умения детей определять, различать и называть детали конструктора;
- формировать представления об элементарных приемах сборки робототехнических конструкций по инструкции;
- формировать знания и навыки по программированию готовых моделей;
- научить анализировать результат, устанавливать причинно-следственные связи и находить новые решения;
- формировать правила безопасной работы при конструировании;
- формировать навыки работы в команде.
Развивающие:
- развивать интерес к конструированию;
- развивать мелкую моторику;
- развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, пространственные представления, умение анализировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном;
- развивать словарный запас и навыки общения;
- развивать умение представлять результаты собственной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение выслушать друг друга;
- воспитывать желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения;
- воспитывать умение работать в коллективе;
Условия реализации программы.
Программа предназначена для дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия проводятся по подгруппам (8-10 детей), длительностью - 30 минут. Набор в группу осуществляется на свободной основе, по желанию дошкольников и их родителей.
Особенности организации образовательного процесса:
Формы проведения занятий
- конструирование;
- программирование;
- комбинированное занятие;
- презентация своих моделей;
- соревнования;
- открытое занятие для родителей;
- участие воспитанников в конкурсах и фестивалях робототехники и технического творчества.
Планируемые результаты освоения программы
Познавательные:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, схеме и самостоятельно строить схему;
- программировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, схеме и самостоятельно;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные:
- работать по предложенным инструкциям;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения;
- анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные:
- работать в паре и коллективе;
- уметь рассказывать о постройке;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Материально – техническое оснащение программы:
- столы, стулья (по росту и количеству детей)
- отдельный шкаф для хранения наборов
- интерактивная панель
- ноутбуки с установленной программой LEGO Education WeDo и комплектом заданий
- конструкторы ПервоРобот LEGO WeDo и контейнеры.
- комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, бумага для таблицы данных.
- дополнительные материалы: книги, фотографии, разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы.
- правила поведения на занятиях.
Алгоритм организации совместной деятельности. Обучение с LEGO Education состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.
Учебный план программы:
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Наши помощники – роботы. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях лего-конструирования. Знакомство с компонентами конструктора | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, опрос |
2. 2.1 | Первые шаги. О сборке и программировании | 1 | 0,3 | 0,7 | Опрос, выполнение практических заданий |
2.2 | Мотор и зубчатые колеса | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.3 | Понижающая и повышающая зубчатая передачи. Датчик наклона | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.4 | Шкивы и ремни | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.5 | Датчик расстояния и датчик наклона | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.6 | Коронное зубчатое колесо, червячное колесо, кулачок | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.7 | Цикл. Блоки «Прибавить к Экрану», Вычесть из Экрана», «Начать при получении письма». Маркировка | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.8 | Рычаг | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.9 | Снижение скорости. Увеличение скорости | 1 | 0,3 | 0,7 | |
2.10 | Датчик расстояния | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3. 3.1. | Забавные механизмы «Танцующие птицы» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждение |
3.2 | Программирование модели «Танцующие птицы». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.3. | «Умная вертушка» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.4 | Программирование модели «Умная вертушка». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.5 | «Обезьянка-барабанщица» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
3.6. | Программирование модели «Обезьянка-барабанщица». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4. 4.1. | Звери «Голодный аллигатор» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждение |
4.2. | Программирование модели «Голодный аллигатор». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.3 | «Рычащий лев» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.4 | Программирование модели «Рычащий лев». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.5 | «Порхающая птица» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
4.6 | Программирование модели «Порхающая птица». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
5. 5.1. | Футбол «Нападающий» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждений |
5.2. | Программирование модели «Нападающий». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
5.3. | «Вратарь» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
5.4 | Программирование модели «Вратарь». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
5.5 | «Ликующие болельщики» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
5.6 | Программирование модели «Ликующие болельщики». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
6. 6.1. | Приключения «Спасение самолёта» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждение |
6.2. | Программирование модели «Спасение самолёта». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
6.3. | «Спасение от великана» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
6.4. | Программирование модели «Спасение от великана». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
6.5 | «Непотопляемый парусник» - сборка модели. | 1 | 0,3 | 0,7 | |
6.6. | Программирование модели «Непотопляемый парусник». | 1 | 0,3 | 0,7 | |
7. | Итоговое занятие. | 1 | 0,3 | 0,7 | Соревнование |
ИТОГО: 36 часов |
Содержание программы:
Раздел 1. Введение (1 ч.).
Раздел 2. Первые шаги (10 ч.). В разделе «Первые шаги» происходит знакомство с основными приемами сборки и программирования. Мотор и зубчатые колеса. Понижающая и повышающая зубчатая передачи. Датчик наклона. Шкивы и ремни. Датчик расстояния и датчик наклона. Коронное зубчатое колесо, червячное колесо, кулачок. Цикл. Блоки «Прибавить к Экрану», Вычесть из Экрана», «Начать при получении письма». Маркировка. Рычаг. Снижение скорости. Увеличение скорости. Датчик расстояния
Раздел 3. «Забавные механизмы» (6 ч.). В разделе «Забавные механизмы» основной предметной областью является физика. На занятии «Танцующие птицы» дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. На занятии «Умная вертушка» исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Воспитанники изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.
Раздел 3. Звери (6 ч.). В разделе «Звери» основной предметной областью является технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятии «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.
Раздел 4. Футбол (6 ч.). Раздел Футбол сфокусирован на математике. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь», дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.
Раздел 5. Приключения (6 ч.). Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи, модель используется для драматургического эффекта. На занятии «Спасение самолёта» осваивают важнейшие вопросы любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? и описывают приключения пилота – фигурки Макса. На занятии «Спасение от великана» воспитанники исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. На занятии «Непотопляемый парусник» последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.
Учебно - тематический план на 2020/2021 учебный год:
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. | Наши помощники – роботы. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях лего-конструирования. Знакомство с компонентами конструктора | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. 2.1 | Первые шаги. О сборке и программировании | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.2 | Мотор и зубчатые колеса | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.3 | Понижающая и повышающая зубчатая передачи. Датчик наклона | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.4 | Шкивы и ремни | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.5 | Датчик расстояния и датчик наклона | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.6 | Коронное зубчатое колесо, червячное колесо, кулачок | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.7 | Цикл. Блоки «Прибавить к Экрану», Вычесть из Экрана», «Начать при получении письма». Маркировка | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.8 | Рычаг | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.9 | Снижение скорости. Увеличение скорости | 0,3 | 0,7 | 1 |
2.10 | Датчик расстояния | 0,3 | 0,7 | 1 |
3. 3.1. | Забавные механизмы «Танцующие птицы» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
3.2 | Программирование модели «Танцующие птицы». | 0,3 | 0,7 | 1 |
3.3. | «Умная вертушка» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
3.4 | Программирование модели «Умная вертушка». | 0,3 | 0,7 | 1 |
3.5 | «Обезьянка-барабанщица» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
3.6. | Программирование модели «Обезьянка-барабанщица». | 0,3 | 0,7 | 1 |
4. 4.1. | Звери «Голодный аллигатор» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
4.2. | Программирование модели «Голодный аллигатор». | 0,3 | 0,7 | 1 |
4.3 | «Рычащий лев» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
4.4 | Программирование модели «Рычащий лев». | 0,3 | 0,7 | 1 |
4.5 | «Порхающая птица» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
4.6 | Программирование модели «Порхающая птица». | 0,3 | 0,7 | 1 |
5. 5.1. | Футбол «Нападающий» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
5.2. | Программирование модели «Нападающий». | 0,3 | 0,7 | 1 |
5.3. | «Вратарь» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
5.4 | Программирование модели «Вратарь». | 0,3 | 0,7 | 1 |
5.5 | «Ликующие болельщики» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
5.6 | Программирование модели «Ликующие болельщики». | 0,3 | 0,7 | 1 |
6. 6.1. | Приключения «Спасение самолёта» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
6.2. | Программирование модели «Спасение самолёта». | 0,3 | 0,7 | 1 |
6.3. | «Спасение от великана» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
6.4. | Программирование модели «Спасение от великана». | 0,3 | 0,7 | 1 |
6.5 | «Непотопляемый парусник» - сборка модели. | 0,3 | 0,7 | 1 |
6.6. | Программирование модели «Непотопляемый парусник». | 0,3 | 0,7 | 1 |
7. | Итоговое занятие | 0,3 | 0,7 | 1 |
Итого часов: | 36 |
Календарный учебный график:
№п/п | Ме-сяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во час-в | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Сентябрь | 10.09 | 15.30:16.10 | Беседа | 1 | Наши помощники –роботы. Вводный инструктаж. | каб. №18 | Опрос | |
17.09 | 15.30:16.10 | Комбинированное занятие: беседа, практические задания, самостоятельная работа | 1 | О сборке и программировании | каб. №18 | Опрос, выполнение практических заданий | ||
24.09 | 15.30:16.10 | 1 | Мотор и зубчатые колеса | каб. №18 | ||||
Октябрь | 1.10 | 15.30:16.10 | 1 | Понижающая и повышающая зубчатая передачи. Датчик наклона | каб. №18 | |||
8.10 | 15.30:16.10 | 1 | Шкивы и ремни | каб. №18 | ||||
15.10 | 15.30:16.10 | 1 | Датчик расстояния и датчик наклона | каб. №18 | ||||
22.10 | 15.30:16.10 | 1 | Коронное зубчатое колесо, червячное колесо, кулачок | каб. №18 | ||||
29.10 | 15.30:16.10 | 1 | Цикл. Блоки «Прибавить к Экрану», Вычесть из Экрана». Маркировка | каб. №18 | ||||
Ноябрь | 5.11 | 15.30:16.10 | 1 | Рычаг | каб. №18 | |||
12.11 | 15.30:16.10 | 1 | Снижение скорости. Увеличение скорости | каб. №18 | ||||
19.11 | 15.30:16.10 | 1 | Датчик расстояния | каб. №18 | ||||
26.11 | 15.30:16.10 | 1 | «Танцующие птицы» - сборка модели. | каб. №18 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждение | |||
Декабрь | 3.12 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Танцующие птицы». | каб. №18 | |||
10.12 | 15.30:16.10 | 1 | «Умная вертушка» - сборка модели. | каб. №18 | ||||
17.12 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Умная вертушка». | каб. №18 | ||||
24.12 | 15.30:16.10 | 1 | «Обезьянка-барабанщица» - сборка модели. | каб. №18 | ||||
31.12 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Обезьянка-барабанщица». | каб. №18 | ||||
Январь | 14.01 | 15.30:16.10 | 1 | «Голодный аллигатор» - сборка модели. | каб. №18 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждение | ||
21.01 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Голодный аллигатор». | каб. №18 | ||||
28.01 | 15.30:16.10 | 1 | «Рычащий лев» - сборка модели. | каб. №18 | ||||
Февраль | 4.02 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Рычащий лев». | каб. №18 | |||
11.02 | 15.30:16.10 | 1 | «Порхающая птица» - сборка модели. | каб. №18 | ||||
18.02 | 15.30:16.10 | Комбинированное занятие: беседа, практические задания, самостоятельная работа | 1 | Программирование модели «Порхающая птица». | каб. №18 | |||
25.02 | 15.30:16.10 | 1 | «Нападающий» - сборка модели. | каб. №18 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждение | |||
Март | 4.03 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Нападающий». | каб. №18 | |||
11.03 | 15.30:16.10 | 1 | «Вратарь» - сборка модели. | каб. №18 | ||||
18.03 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Вратарь». | каб. №18 | ||||
25.03 | 15.30:16.10 | 1 | «Ликующие болельщики» - сборка модели. | каб. №18 | ||||
Апрель | 1.04 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Ликующие болельщики». | каб. №18 | |||
8.04 | 15.30:16.10 | 1 | «Спасение самолёта» - сборка модели. | каб. №18 | Демонстрация построек, выполнение практических заданий, обсуждение | |||
15.04 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Спасение самолёта». | каб. №18 | ||||
22.04 | 15.30:16.10 | 1 | «Спасение от великана» - сборка модели. | каб. №18 | ||||
29.04 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Спасение от великана». | каб. №18 | ||||
Май | 7.05 | 15.30:16.10 | 1 | «Непотопляемый парусник» - сборка модели. | каб. №18 | |||
14.05 | 15.30:16.10 | 1 | Программирование модели «Непотопляемый парусник». | каб. №18 | ||||
28.05 | 15.30:16.10 | Соревно-вание | 1 | Итоговое занятие. | каб. №18 | выставка работ |
Формы и сроки контроля освоения содержания программы:
Оценка динамики достижений воспитанников по LEGO-конструированию и робототехнике проводится 2 раза в год (в сентябре и мае) по методике Т.В. Фёдоровой. Основу мониторинга составляют низко формализованные методы: наблюдение, беседы, соревнования.
Протокол обследования уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике детей 6-7 лет (по методике Т.В. Фёдоровой)
Фамилия, имя ребенка | Критерии | |||||||||
Называет детали конструктора,видыконструкций(плоские,иобъемные),способсоединениядеталей(неподвижноеиподвижное) | Строит по образцу | Строит по схеме | Строит по инструкции педагога | Строит по замыслу, преобразует постройку | Работает в команде | Создает программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов | Может рассказать о своёмзамысле,описатьожидаемыйрезультат,назватьспособыконструированиямодели,продемонстрироватьеётехническиевозможности | Итог | ||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
9. | ||||||||||
10. |
Оценка результатов:
2 балла - умение ярко выражено
1 балл - ребёнком допускаются ошибки
0 баллов - умение не проявляется
Уровневые показатели
Высокий (10-16 баллов):
Ребенок конструирует постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно
практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме. Самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения), создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Под руководством педагога создает элементарные программы для робототехнических средств, при помощи специализированных визуальных конструкторов. Способен продемонстрировать технические возможности модели, обыграть постройку. Умеет работать в команде
Средний (5-10 баллов):
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Конструируя по замыслу ребенок определяет заранее тему постройки. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Создание элементарных компьютерных программ для робототехнических средств вызывает значительные затруднения. Проявляет стремление работать в команде.
Низкий (0 – 5 баллов):
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.
Проявляется неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. Не проявляет интереса работе в команде.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с подгруппой детей 8-10 человек.
Основные методы LEGO-конструирования:
- конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический (составление программ, сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение
Технические средства обучения
- Набор конструктора Перворобот Lego WeDo – 6 шт.
- Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo
- Ноутбуки - 6 шт.
- Интерактивная панель
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
- Установка на каждый компьютер или сетевой сервер программного обеспечения
2000095 LEGO® Education WeDo™.
- Установка на каждый компьютер или сетевой сервер комплекта заданий 2009580
LEGO Education WeDo Activity Pack.
- Конструктор 9580 WeDo Construction Set. с элементами в контейнере.
- Организованное для каждого группы рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей. Стол, розетка, к которой подключается компьютер, место для контейнера с деталями и «сборочной площадки» 60 см х 40 см.
- Измерительные инструменты: линейки, секундомер, бумага для таблицы данных.
- Нумерованные наборы WeDo – 9580, каждый из которых закреплен за определенной группой (парой) детей.
- Отдельный шкаф, большой контейнер для хранения наборов, позволяющий хранить незавершённые модели, также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам.
- Разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы для развития идей выполненных проектов.
Список литературы:
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.— М.: ВАКО, 2007.
- ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя (Электронный ресурс).
- Учебные проекты WeDo - Комплект заданий Lego (2009585)
- Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144с.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб. : Наука, 2010. - 195 с.
Интернет – ресурсы
- Сайт с инструкциями по сборке механизмов Lego Education Wedo: http://roboproject.ru/lego-education/lego-education/lego-education-wedo
- http://roboproject.ru/lego-education/lego-education/lego-education-wedo
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/13/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-robototehnike-na
- http://www.mbdou-krepysh.ru/dokument/2017-2018/dopka/rabochaja_programma_lego_wedo.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содерж...
Выступление на РМО . . "Конструирование как первый шаг к робототехнике"
Уважаемые коллеги!Хочу представить презентацию опыта работы. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей дет...
АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим ...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Повышение уровня инновационного мышления у старших дошкольников, с помощью игрового набора «Дары Фребеля», первые шаги к робототехнике»
Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом...
Первые соревнования по робототехнике в детском саду «Солнышко»
Первые соревнования по робототехнике в детском саду «Солнышко»ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=MVPpSv0tih4...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательн...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках занятий: «Первые шаги в робототехнике с использованием мини-роботов Ozobot»
Пример НОД в подготовительной группе ДОУ по Робототехнике с использованием роботов компании "Ozobot" (данное занятие можно проводить и без наличия данных робтов)...