Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках занятий: «Первые шаги в робототехнике с использованием мини-роботов Ozobot»
план-конспект занятия по информатике (подготовительная группа)
Пример НОД в подготовительной группе ДОУ по Робототехнике с использованием роботов компании "Ozobot" (данное занятие можно проводить и без наличия данных робтов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_bardina_m.v._.docx | 849.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Академическая Гимназия № 56 г. Санкт-Петербург
Дошкольное отделение
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в
подготовительной группе в рамках занятий:
«Первые шаги в робототехнике с использованием мини-роботов Ozobot»
Разработала:
Воспитатель первой квалификационной категории
Бардина Мария Владимировна
2022 год
Г. Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Люди устроены по-особому. Во многом они не столь разумны, как мы, роботы, поскольку их цепи в меньшей степени запрограммированы. Говорят, что это имеет свои преимущества.
Айзек Азимов «Стальные пещеры»
Современный мир наполнен инновациями во всех сферах жизни. Роботы, раньше казавшиеся фантастикой, появляются в нашей жизни уже практически на каждом шагу. Это и роботы-пылесосы, и мобильные телефоны, и роботы-игрушки, развлекающие наших детей.
Дети сталкиваются с робототехникой в своей обычной жизни. Современный кинематограф создает практически реальный мир будущего, в котором люди постоянно взаимодействуют с роботами. Компьютеры, книги, анимация все наполнено фантастическим представлением о мире будущего с огромной ролью искусственного интеллекта. И на наш взгляд очень важно еще в раннем детстве заложить правильное понимание основ робототехники и дать ребенку осознание того, что человеческий интеллект в соединении с силой творчества и фантазии может дать науке намного больше, чем четко обученный робот.
Именно поэтому очень важно уже на самых ранних ступенях обучения подключать новые инновационные технологии. Меняется мир, меняется детское восприятие, дети начинают привыкать, что очень многие решения за них принимают сами игрушки, теряется непосредственность игры, уходит творческая составляющая детского мышления. Именно в игре и в простом непосредственном взаимодействии с новыми инновационными игрушками, дети могут узнать принципы их работы, заинтересоваться конструированием, развить фантазию и креативные навыки, понять суть алгоритмов и кодирования информации.
ФГОС дошкольного образования призывает нас к созданию уникальной среды, способствующей максимальному раскрытию наших детей, от нас требуется «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».
Исходя из вышесказанного, нам хочется сделать занятия по робототехнике в детском саду более творческими, яркими, включающими детей в их первые научные обсуждения, споры и самостоятельные эксперименты.
Название урока: «Как видят роботы»
Цель: познакомить детей с алгоритмом создания глаз робота.
Задачи:
Обучающие:
- Вызвать интерес детей к работе it программистов, расширить их представление об этой профессии.
- Расширить представление детей о строении и особенностях зрительного аппарата у людей и у животных.
- Увидеть, как формируется и из чего складывается изображение на компьютере.
Развивающие:
- Стимулирование детей к придумыванию новых функций и способностей у роботов будущего.
- Обогащение словарного запаса дошкольников.
- Развитие внимания, логики, воображения.
Воспитательные:
- Обучение детей работе в небольших группах, развитие сотрудничества.
- Изменение восприятия роботов, не как электронной игрушки, а как создания, которое ребенок может сам обучить многому из того, что знает сам, формирование ответственности.
- Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству с it технологиями.
Участники НОД: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Продолжительность НОД: 30 минут
Ожидаемые результаты:
- Расширение представлений дошкольников о работе it программистов.
- Закрепление навыков работы по алгоритму
- Освоение нового способа рисования одной линией.
Оборудование:
- Интерактивная доска, компьютер
- Мультимедийная презентация «Как видят роботы?»
- Доски для мозаики
- Распечатанные листы с заданиями
- Цветные карандаши
- Роботы «Ozobot»
- Специальные маркеры
- Зеркала
- Небольшие поощрительные призы (вырезанные изображения разных роботов)
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я вижу, что вы сегодня такие красивые! У девочек новые прически! У мальчиков разноцветные рубашки. А что нового видите вы? (ответы детей)
А сейчас, закройте глаза и расскажите мне что я буду делать (педагог бесшумно совершает два-три действия, например машет рукой, показывает пять пальцев и поглаживает стол) (ответы детей)
- Теперь скажите мне зачем человеку нужны глаза? (Ответы детей)
- А нужны ли глаза нашим роботам? (ответы детей)
Игра «Можно ли обойтись без глаз»
- Сейчас поиграем. Встанем беспорядочно в комнате. Завяжем Михаилу глаза (он будет роботом без глаз) и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей.
Вывод: пройти без глаз очень сложно, нужна дополнительная помощь.
Игра «Есть ли у глаз помощники?»
Давайте поможем нашему роботу. По очереди будем давать ему алгоритм движения. Например: сделай два шага прямо. Поверни налево. Стой на месте и т.д.
- Легче ли было двигаться нашему роботу?
Дети рассаживаются. Гаснет свет и включается презентация на интерактивной доске.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как ученые придумали сделать глаза для робота? (ответы детей)
А теперь пофантазируйте, какие бы глаза вы сделали своему собственному роботу? (ответы детей)
Воспитатель: ученые долго размышляли о том, как сделать зрение у роботов. И, как всегда, на помощь им пришла наука Бионика. Это наука о том, как применять знания о живой природе при создании новых изобретений. Например, строение ног роботов похоже на строение ног паука или кузнечика.
А как вы думаете, как видят наш мир животные? (дети рассматривают фотографии)
Змея обладает тепловым зрением, она четко отличает живые объекты от неживых по их температуре.
- Как вы думаете, почему мышь в глазах змеи красного цвета?
- А какого цвета в глазах змеи был бы этот стол, моя рука, стены комнаты?
У наших маленьких роботов тоже есть специальные датчики-сенсоры, расположенные на корпусе, которые позволяют считывать информацию с той поверхности, по которой они двигаются. По этому же принципу работают роботы-пылесосы и самолеты-беспилотники.
Теперь посмотрим, как видят наш мир насекомые? (изучаем фотографию «как видит пчела?») Что вам напоминает эта картинка? (ответы детей)
Давайте посмотрим, как видит мир наш компьютер?
Педагог показывает на интерактивной доске картинку и начинает ее увеличивать, пока дети не увидят пикселей.
Любое изображение на мониторе компьютера и в глазах нашего робота состоит из мельчайших светящихся точек-пикселей.
Воспитатель раздает на каждый стол доску с мозаикой.
- попробуйте сделать свое изображение из мозаики и сравните его с картинкой с увеличенными пикселями (найдите отличия пикселей от мозаики)
Воспитатель: А сейчас давайте сами сделаем свои пиксельные картинки.
Педагог раздает задания каждому ребенку. На столах – цветные карандаши.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали столько нового на этом занятии, как видят животные и насекомые, как видит робот-пылесос и наши малыши роботы, узнали, что такое пиксели. А теперь давайте поможем нашим роботам увидеть нас! Для этого я предлагаю взять листы бумаги и нарисовать специальными маркерами наши портреты, чтобы роботы смогли двигаться по этим линиям и знакомиться с нашими лицами! Но, вы помните, какими должны быть наши дорожки? (ответы детей)
Правильно, непрерывными. Попробуйте нарисовать свое лицо и глаза, и нос, и рот, и волосы одной линией, не отрывая фломастера от бумаги.
Методы и приемы работы педагога:
- Эвристичный (включение творчества в обучающий процесс)
- Диалогический (включение детей в беседу с педагогом)
- Метод моделирования (на простом примере можно показать и объяснить даже самые сложные понятия)
Используемая литература:
- Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» - Москва: ТЦ «Сфера», 2004
- Иванова Ю. «Роботы. Помощники человека». – Москва: Настя и Никита, 2018
- Пархоменко С.В. «Реши-пиши». Тетрадь «Логика и программирование, 5-6 лет» - СПб.: Банда умников, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)
Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детей На тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой младшей группы. Разработала Янпольская Есения Валерьевна, воспитатель МБДОУ
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детейНа тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой младшей груп...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по нравственному воспитанию «Крупицы добра»
Занятие по социально-коммуникативному развитию «Крупицы добра» для детей младшего дошкольного возраста разработано в рамках цикла занятий по нравственному воспитанию Кузнецовой Татьяной Григорье...
Авторская методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в рамках образовательных областей «Социализация» и «Безопасность» в старшей группе на тему: «Научим Нюшу правилам поведения на улицах Чере
Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах ...
Методическая разработка: Непосредственно-образовательная деятельность для средней группы в рамках проекта «История пуговицы»
Непосредственно-образовательная деятельность для средней группы в рамках проекта«История пуговицы»Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозор...
Методическая разработка - непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста «В гостях у сказки Репка» с использованием технологии ТРИЗ.
развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; уточнять представления детей о...