Консультация для воспитателей "Конструирование как одно из направлений образовательной области «Художественно-эстетической развитие»"
консультация по конструированию, ручному труду
Консультация для воспитателей "Конструирование как одно из направлений образовательной области «Художественно-эстетической развитие» (в контексте ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_avtosohranennyy_avtosohranennyy.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников как компонент образовательной области «художественно-эстетическое развитие» по ФГОС ДО. Конструирование как одно из направлений образовательной области «Художественно-эстетической развитие»
Подготовила: старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Юбилейный» г. Лихославль Борисова В.А.
Художественно-эстетическое развитие ребенка – многогранное направление в системе современного дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155, основными компонентами художественно-эстетического развития дошкольников являются:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Одним из направлений Художественно-эстетического развития дошкольников является конструирование. Термин «конструирование» (от лат. Constructio – построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.
Конструирование в дошкольном возрасте способствует формированию познавательного интереса, навыков моделирования и экспериментирования с различными материалами, развивает творческую активность, формирует представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Конструирование оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности дошкольника, поскольку в процессе этой деятельности:
- формируются обобщенные представления об объектах окружающего мира;
- закрепляется умение анализировать предметы окружающей действительности;
- происходит интенсивное сенсорное развитие;
- совершенствуется зрительное восприятие;
- развиваются пространственные представления, воображение и творчество;
- формируются личностные качества: целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, организованность и ответственность при выполнении задания;
- совершенствуется речь;
- формируются качества, необходимые для работы в коллективе: умение договариваться, распределять обязанности, планировать свою работу, приходить на помощь сверстнику;
- развивать произвольность поведения: умение следовать указаниям педагога, выполнять начатое дело до конца.
В детском саду развиваем у детей навыки технического конструирования из строительного материала (в том числе из крупногабаритных модулей), деталей конструкторов, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов. И навыки художественного конструирования – из природного и бросового материала, из бумаги. Иногда художественное конструирование относят к ручному труду. В художественном конструировании дети не только передают структуру предметов, но и выражают свое отношение, передают их характер.
В сетке НОД в старшей группе один раз в неделю планируется конструирование по очереди с аппликацией, в подготовительной группе продуктивная деятельность планируется вне НОД по сетке внеучебной деятельности. Поэтому важна подгрупповая и индивидуальная работа по конструированию. В процессе индивидуальной работы закрепляются навыки конструирования, происходит обучение новым способам и приемам конструирования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования (п. 1.2, 1.4 ФГОС ДО).
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет \ в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.
Планирование самостоятельной деятельности детей отражается в перспективных и календарных планах образовательной работы, она интегрирует с другими формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, совместная деятельность). В планах указываются зоны (центры активности, уголки), в которых педагог организует деятельность детей по интересам (работа в уголке сенсорного, физического, музыкального, трудового вида деятельности), при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.
Согласно принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, самостоятельная деятельность детей организуется с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня.
В самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Мотив формирует цель. Именно цель занимает ведущее место в любой деятельности. Получив определенный продукт собственной деятельности, ребенок анализирует: достиг он или нет собственной цели. Таким образом, происходит самооценка и самоконтроль.
Предоставляя детям самостоятельно действовать, создавая условия для самостоятельной деятельности и поддерживая ее, педагог непроизвольно формирует предпосылки учебной деятельности (умение планировать деятельность, действовать согласно плану, осуществлять самоконтроль и др.).
Вся работа по развитию самостоятельной деятельности детей должна осуществляться по принципу: планируем - делаем - подводим итоги.
Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. В соответствии с требованиями ФГОС для обеспечения всестороннего развития дошкольников и создания условий для их самостоятельной конструктивной деятельности необходимо оснастить предметно-развивающую среду групп в соответствии с каждым видом конструирования.
Рекомендации к содержанию РППС старшей и подготовительной групп
по конструированию
Конструирование из строительного материала | |
1. | Наборы деревянного (окрашенного или неокрашенного) строительного материала, содержащий достаточное количество основных деталей (куб, призма, кирпичик, пластина) – на каждого ребенка |
2. | Два набора напольного деревянного строительного материала для перехода от мелкомасштабного к крупномасштабному конструированию |
3. | Схемы, чертежи, модели, фотографии построек, пооперационные карты |
4. | Подбор стихотворений, потешек, загадок, произведений художественной литературы по темам конструирования |
Конструирование из деталей конструктора | |
5. | Конструкторы типа ЛЕГО ( для настольного и напольного конструирования) с несложным креплением деталей и позволяющие детям экспериментировать с деталями. |
6. | Чертежи. Модели. Схемы. Пооперационные карты. |
7. | Наборы игрушек для обыгрывания построек, соразмерных (настольному и напольному) строительному материалу |
Конструирование из бумаги | |
8. | Альбом или коллекция «Какая бывает бумага?» |
9. | Образцы поделок из бумаги |
10. | Подбор литературы о производстве бумаге, ее применении в жизни человека |
11. | Подбор бумаги разного цвета и качества |
12. | Чертежи. Модели. Схемы. Пооперационные карты. |
13. | Подбор дополнительных деталей для создания и оформления поделок |
Конструирование из природного материала | |
14. | Альбом или коллекция «Природные материалы» |
15. | Подбор разнообразного природного материала для конструирования |
16. | Подбор декоративных элементов и дополнительных материалов для оформления поделок |
17. | Подбор иллюстраций или фотографий поделок из природного материала. Пооперационные карты. |
18. | Подбор литературы и иллюстраций о природе, о необходимости ее защищать и беречь |
Конструирование из бросового материала | |
19. | Макеты построек, макеты ландшафтов, макеты среды обитания животных и т.д., выполненные детьми и взрослыми |
20. | Игрушки для обыгрывания макетов соответствующего размера |
21. | Коробка с различными безопасными предметами (заместителями) из различных материалов |
Задачи конструктивной деятельности в ДОУ
Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Конструирование из строительного материала | |
- учить преобразовывать образцы в соответствии с заданными условиями (гаражи для разных машин, горки разной высоты и т.д.); - подводить к пониманию зависимости практического использования конструкции от ее структуры; - поощрять конструирование по замыслу (индивидуальному и коллективному); | - развивать умение определять функциональное назначение будущей постройки (кровать для матрешки, мост для легковых машин и т.д.), самостоятельно устанавливать последовательность ее создания; - формировать умение создавать варианты одного и того же объекта в соответствии с постепенно усложняющимися условиями; - учить конструировать объекты по фотографии, рисунку, схеме, а также по собственному замыслу; - формировать умение строить совместную деятельность на основе общего замысла, распределять операции, организовывать игры с использованием полученных конструкций; |
2. Конструирование из деталей конструкторов | |
- поддерживать желание создавать конструкции по собственному замыслу (на основе экспериментирования); - учить создавать разные конструкции на одной основе; - развивать воображение и творчество, закреплять умение использовать свои конструкции в игре | - развивать творчество, воображение, учить создавать оригинальные конструкции на одной и той же основе; - организовывать конструирование по собственному замыслу без опоры на рисунок и схемы; - учить встраивать в свои конструкции механические элементы (подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.д.), использовать созданные конструкции в играх; - поощрять коллективную деятельность; |
3. Конструирование из бумаги | |
- совершенствовать известные детям способы конструирования (сминание, разрывание, складывание с совмещением углов или сторон); - помочь освоить новые способы конструирования (закручивание прямоугольника в цилиндр, круга в тупой конус); - поощрять творческую инициативу при подборе цвета бумаги и ее сочетании с другими материалами | - развивать творческое мышление и воображение, умение преобразовывать плоскостной материал в объемные формы; - учить закручивать полукруг в острый конус; преобразовывать четырехугольник в куб, изготавливать поделку способом плетения; - поощрять использование одних и тех же приемов для создания разных поделок; - развивать самостоятельное конструирование в соответствии с интересами и потребностями детей ( например, при изготовлении кукольной одежды); - развивать коллективное сюжетное конструирование; |
4. Конструирование из природного материала | |
- учить анализировать природный материал как основу для получения выразительных образов; - учить создавать художественный образ с опорой на материал (форма, фактура, цвет) и на свой опыт; - осваивать приемы изменения пространственного положения основы, ее дополнения и извлечения лишнего; - развивать воображение и творчество; - поддерживать желание рассказать о своей поделке; - воспитывать бережное отношение к природе. | - развивать творческое воображение, умение строить выразительный образ с опорой на наглядность (природный материал) и собственные представления; - учить использовать один и тот же материал как основу и как деталь образа; - вызывать желание самостоятельно применять знакомые приемы (изменение пространственного положения основы, дополнение ее, извлечение лишнего); - поощрять сюжетное конструирование в разных условиях (в групповой комнате, на участке – с использованием снега, камней, песка и др.); - развивать речь (описание выбранных героев, включение их в общий сюжет), создание на основе придуманных рассказов книжки с иллюстрациями детей; - организовывать выставки детских работ, совместного творчества детей, родителей и воспитателей, украшать ими интерьер дошкольного учреждения. |
В старшем дошкольном возрасте овладение навыками конструирования осуществляется последовательно: от простого – к сложному. Начинается освоение темы с конструирования по образцу. ( Дети строят мост по образцу воспитателя и обыгрывают с легковой машинкой). Далее можно использовать конструирование по условиям. ( Предлагаем ребенку автобус и озвучиваем условие: «Построй мост, под которым сможет проехать такой автобус»). Также обязательно используем конструирование по чертежам, схемам и моделям. Конструирование по замыслу развивает самостоятельность детей. Ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. В конструировании по теме детям предлагаем общую тематику (например, «Город»).
Организуя работу по освоению приемов преобразования бумаги, необходимо сначала отработать каждый прием и показать, какие на его основе можно изготовить поделки. Затем педагог создает проблемные ситуации. Для их решения дети, используя освоенный прием, подбирают соответствующие дополнительные детали. На следующем этапе можно организовать коллективную работу по изготовлению поделок знакомыми детям способами. Со второго полугодия в средней группе вводится плоскостное конструирование – из геометрических фигур на плоскости. («Танграм», «Колумбово яйцо» и др. со схемами). Авторы программы Радуга дают рекомендации по конструированию из бумаги (способы соединения бумаги, приемы преобразования поверхности листа, тиснение).
Последовательность работы по обучению дошкольников конструированию из природного материала можно представить следующим образом. На первом этапе – проведение анализа какого-то одного материала как основы для получения разных образов, овладение приемами изменения пространственного положения материала, дополнение его деталями и извлечение лишнего. На втором этапе – опредмечивание природного материала («превращение» в образ) и создание сюжета из нескольких образов. Третий этап – сюжетное конструирование: дети совершенствуют свои поделки, приводят их в соответствие с общим замыслом.
Необходимо вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс детского сада: выставки совместного творчества объединяют детей, воспитателей и родителей. Традиционными в ДОУ становятся выставки «Дары осени», «Новогодние поделки», «Пасхальный сувенир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)
Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...
Консультация для педагогов ДОУ "Применение ИКТ в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие"
Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В ГРУППЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Занятие по художественной литературе по стихотворению А.Барто "Зайка"...
Консультация для педагогов: «Применение ИКТ при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Чтобы разобраться в данной теме современного образования, я решила доказать уже известный постулат: формирование интереса у детей дошкольного возраста в рамках образовательной...
Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками Подготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: « Золотая рыбка»
Технологическая картаСовместной деятельности с воспитанникамиПодготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Позн...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в младшей группе от 3-4 лет общеразвивающей направленности образовательная область: художественно-эстетическое развитие – аппликация по теме: «Нарядные матрешки ».
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельностив младшей группе от 3-4 лет общеразвивающей направленностиобразовательная область: художественно-эстетическое развитие – аппликация по ...