Программа по дополнительному образованию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Программа по дополнительному образованию "Волшебный квиллинг"(старшая и подготовительная группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kvilingu.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
Раменского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 12
140100 Россия Московская область, г. Раменское, ул. Коминтерна Д.3
Тел.8(496) 463-05-15 Е-mail: mdoy@yandex.ru
Программа дополнительного образования
«Волшебный квиллинг»
Автор: Котова Г.Н.
2019-20 уч.год
Содержание
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цель программы
- Задачи программы
- Режим работы
- Технология реализации программы
- Основные условия реализации программы
- Ожидаемые результаты программы
- Рекомендации к проведению занятий по квиллингу
- Тематический план
- Результативность
- Литература
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
«Волшебный квиллинг» - так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данного кружка — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Режим работы:
Возраст воспитанников- 5-6 лет, 6-7 лет;
Сроки реализации программы - 2 года;
Режим занятий: 36 часов, 1раз в неделю;
Длительность занятий: 25 мин для детей 5-6 лет, 30 минут для детей 6-7 лет.
Технология реализации программы
Для реализации программы используются следующие формы работы:
-Подгрупповая
Методы и приёмы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Основные педагогические принципы:
- От простого к сложному;
- Развивающего обучения;
- Наглядности;
- Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
- Доступности;
- Творческой активности;
- Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения;
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технического обеспечения;
- Систематичность посещения кружка «Волшебный квиллинг»;
- Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.
Технология реализации программы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством бумагокручения;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Инструменты:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистки,
- спички длинные,
- бумажные полоски шириной 5-7 мм,
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Оборудование:
- столы,
- стулья,
- мольберт,
- доска,
- наглядный материал,
- инструкционные карты.
Диагностика уровня овладения техникой «квиллинг»
Фамилия, имя ребёнка | Умение нарезать полоски | Правильно пользо-ваться необходимыми инструментами | Умение скручи-вать разные формы | Умение самосто-ятельновыклады-вать из формы свои поделки | Умение приклеивать формы на фон | Знание базовых форм и условных обозначений | Подбирает цвета | Составление композиции из форм | Стремле- ние к совершенству и законченности в работе | Система оценок: средний уровень, высокий уровень |
н- низкий уровень
с- средний уровень
в- высокий уровень
Литература
- Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -
Изд.: Мой мир, 2008.
- Зайцева А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
- Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». - Изд.: Мир книги, Москва 2008.
- - И.В,Новикова. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду.» Издательство АСТ.2012г.
- - Л.В.Куцакова. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет.» Мозаика-синтез .2007г.
- - Закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ.
- -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
9.Материалы интернета: www.maam.ru; www.nsportal.ru
Учебно-тематический план дополнительной
образовательной программы
Старшая группа.(1 год обучения).
Октябрь.
1 неделя. – Тема: «Как родилась бумага. Сколько родственников у бумаги.»
Цель: Познакомить с историей появления бумаги, её изготовлением, её видами.
2 неделя. – Тема: «Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.»
Цель :Знакомить с правилами техники безопасности, санитарно-гигиеническими нормами , основными инструментами и материалами для работы с бумагой.
3неделя. – Тема: Свободная спираль.
Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.
4 неделя. – Тема: Капелька.
Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька
Ноябрь
1,2 .Мухомор.
3,4. Ветка рябины.
Декабрь
1,2 .Новогодние шары.
3,4 .Ёлочка нарядная.
Январь.
1,2 .Снежинка.
3,4.Овечка.
Февраль
1,2 .Открытка к 23 февраля.
3,4 .Мимоза.
Март
1,2 .Цветок.
3,4 .Верба.
Апрель
1,2 .Весеннее дерево.
3,4 .Дождик, дождик кап, кап, кап.
Май
1,2.Божья коровка.
3,4.Гусеничка.
Учебно-тематический план дополнительной
образовательной программы.
Подготовительная группа»( 2 год обучения)
Октябрь.
1 . Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Элементы «Глаз», «Тугая спираль».
Цель : Вспомнить правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы , основные инструменты и материалы для работы с бумагой.
2,3 .Кленовый лист.
Цель: продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент
« капелька», учить выбирать необходимый цвет бумаги и уметь его сочетать с другими цветами, наклеивать готовые детали на основу.
4.Осеннее дерево.( коллективная).
Цель: продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент
« капелька», учить выбирать необходимый цвет бумаги и уметь его сочетать с другими цветами, наклеивать готовые детали на основу,
учить работать в коллективе.
Ноябрь.
1,2. Дождь(коллективная).
Цель: продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент
« капелька».
3,4. Рябина.
Цель: учить делать элемент «глаз», развивать художественный вкус.
Декабрь.
1,2. Снегирь.
Цель: вырезать детали для птички, аккуратно их приклеивать, делать элемент «глаз» , «капелька».
3,4. Ёлочка.(объёмная, коллективная).
Цель: Скручивать элемент «капелька», собирать объёмную ёлку из деталей.
Январь.
1,2.Снежинки.
Цель: учить работать по схеме, создавать ажурный узор снежинки, использовать различные элементы.
3,4. Снеговик.
Цель: Скручивать тугие спирали, соединять их.
Февраль.
1,2. Танк.
Цель: использовать различные виды роллов, располагать их на готовой форме, воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к папе.
3,4. Подарок маме.
Цель: украшать открытку элементом «спираль», развивать творческое воображение, воспитывать любовь и уважение к маме.
Март.
1,2. Сердечко.
Цель: продолжать делать «капельку» из роллов, располагать детали на готовой форме.
3,4. Пасхальное яичко.
Цель: самостоятельно выбирать цветовую гамму, форму роллов, развивать моторику рук.
Апрель.
1,2. Летающая тарелка.
Цель: использовать различные формы роллов, приклеивать их на готовую форму, приучать аккуратно выполнять работу.
3,4. Ракета.
Цель: Скручивать тугие спирали, соединять их.
Май.
1,2. Стрекоза.
Цель: развивать умение анализировать , планировать, создавать конструкцию по образцу, использовать «Капельку», «Спираль».
3,4. Бабочка.
Цель: склеивать несколько полосок и скручивать их в « спираль», «капельку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....