Программа по дополнительному образованию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Галина Котова

Программа по дополнительному образованию "Волшебный квиллинг"(старшая и подготовительная группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kvilingu.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

                      Комитет по образованию администрации

                    Раменского муниципального района

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                 Детский сад комбинированного вида № 12

140100 Россия Московская область, г. Раменское, ул. Коминтерна Д.3

                Тел.8(496) 463-05-15 Е-mail: mdoy@yandex.ru

             Программа дополнительного образования

                    «Волшебный квиллинг»

                                                         Автор: Котова Г.Н.

                                              2019-20 уч.год

                                        Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель программы
  4. Задачи программы
  5. Режим работы
  6. Технология реализации программы
  7. Основные условия реализации программы
  8. Ожидаемые результаты программы
  9. Рекомендации к проведению занятий по квиллингу
  10. Тематический план
  11. Результативность
  12. Литература

        

Пояснительная записка

Программа  имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

                                                  Актуальность

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

                             Мы чудо сотворить сумеем сами

                                                              Вот этими умелыми руками.

       Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

       Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

              В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

       Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

       «Волшебный квиллинг» -  так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данного кружка — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.    

       Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.  В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  •  Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Режим работы:

Возраст воспитанников- 5-6 лет, 6-7 лет;

Сроки реализации программы - 2 года;

Режим занятий: 36 часов, 1раз в неделю;

Длительность занятий:  25 мин для детей 5-6 лет, 30 минут для детей 6-7 лет.

                                   

         Технология реализации программы

Для реализации программы используются следующие формы работы:

        -Подгрупповая

                                 Методы и приёмы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный  (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Основные педагогические принципы:

  • От простого к сложному;
  • Развивающего обучения;
  • Наглядности;
  • Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
  • Доступности;
  • Творческой активности;
  • Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения;

Условия реализации программы:

  • Наличие материально-технического обеспечения;
  • Систематичность посещения кружка «Волшебный квиллинг»;
  • Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
  • Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.

Технология реализации программы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  •  познакомятся с искусством бумагокручения;
  •  овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Инструменты:

  • цветную бумагу,
  • гофрированный картон,
  • картон белый и цветной,
  • клей (наилучшим является клей ПВА),
  • зубочистки,
  • спички длинные,
  • бумажные полоски шириной 5-7 мм,
  • ножницы,
  • карандаши простые,
  • линейка,
  • кисточки для клея,
  • салфетки,
  • клеенка.

Оборудование:

  • столы,
  • стулья,
  • мольберт,
  • доска,
  • наглядный материал,
  • инструкционные карты.

            Диагностика уровня овладения техникой «квиллинг»

 

Фамилия, имя

ребёнка

Умение нарезать полоски

Правильно пользо-ваться необходимыми инструментами

Умение скручи-вать  разные формы

Умение

самосто-ятельновыклады-вать из формы

 свои поделки

Умение приклеивать формы на фон

Знание базовых форм и условных обозначений

Подбирает цвета

Составление композиции из форм

Стремле-

ние к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

н-  низкий уровень

с- средний уровень

в- высокий уровень  

                                           Литература

  1. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -

Изд.:  Мой мир, 2008.

  1. Зайцева А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
  2. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». - Изд.: Мир книги, Москва 2008.
  3. - И.В,Новикова. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду.» Издательство АСТ.2012г.
  4. - Л.В.Куцакова. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет.» Мозаика-синтез .2007г.
  5. - Закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ.
  6. -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

      9.Материалы интернета: www.maam.ru;  www.nsportal.ru

                   

                       Учебно-тематический план дополнительной

 образовательной программы

                                    Старшая группа.(1 год обучения).

Октябрь.

1 неделя. – Тема: «Как родилась бумага. Сколько родственников у бумаги.»

                       Цель: Познакомить  с историей появления бумаги, её    изготовлением, её видами.

2 неделя. – Тема: «Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.»

                       Цель :Знакомить с правилами техники безопасности, санитарно-гигиеническими нормами , основными инструментами и материалами для работы с бумагой.

3неделя. – Тема: Свободная спираль.

                      Цель:  учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

4 неделя. – Тема: Капелька.

                       Цель:  учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька

Ноябрь

1,2 .Мухомор.

3,4. Ветка рябины.

 Декабрь

1,2 .Новогодние шары.

3,4 .Ёлочка нарядная.

                             

Январь.

1,2 .Снежинка.

3,4.Овечка.                        

Февраль

1,2 .Открытка к 23 февраля.

3,4 .Мимоза.

 Март

1,2 .Цветок.

3,4 .Верба.

Апрель

1,2 .Весеннее дерево.

 3,4 .Дождик, дождик кап, кап, кап.

Май

1,2.Божья коровка.

3,4.Гусеничка.

Учебно-тематический план дополнительной

 образовательной программы.

                         Подготовительная группа»( 2 год  обучения)

Октябрь.

1 . Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Элементы «Глаз», «Тугая спираль».

  Цель : Вспомнить правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы , основные инструменты и материалы  для работы с бумагой.

  2,3 .Кленовый лист.

   Цель: продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент

« капелька», учить выбирать необходимый цвет бумаги и уметь его сочетать с другими цветами, наклеивать готовые детали на основу.

   4.Осеннее дерево.( коллективная).

   Цель: продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент

  « капелька», учить выбирать необходимый цвет бумаги и уметь его сочетать        с другими цветами, наклеивать готовые детали на основу,

    учить работать в коллективе.

    Ноябрь.

1,2. Дождь(коллективная).

Цель: продолжать учить скручивать свободные роллы, делать элемент

« капелька».

3,4. Рябина.

Цель: учить делать элемент «глаз», развивать художественный вкус.

Декабрь.

1,2. Снегирь.

Цель: вырезать детали для птички, аккуратно их приклеивать, делать элемент «глаз» , «капелька».

3,4. Ёлочка.(объёмная, коллективная).

Цель: Скручивать элемент «капелька», собирать объёмную ёлку из деталей.

Январь.

1,2.Снежинки.

Цель: учить работать по схеме, создавать ажурный узор снежинки, использовать различные элементы.

3,4. Снеговик.

Цель: Скручивать тугие спирали, соединять их.

Февраль.

1,2. Танк.

Цель:  использовать различные виды роллов, располагать  их на готовой  форме, воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к папе.

3,4. Подарок маме.

Цель: украшать открытку элементом «спираль», развивать творческое воображение, воспитывать любовь и уважение к маме.

Март.

1,2. Сердечко.

Цель: продолжать делать «капельку» из роллов, располагать детали на готовой форме.

3,4. Пасхальное яичко.

Цель: самостоятельно выбирать цветовую гамму, форму роллов, развивать моторику рук.

Апрель.

1,2. Летающая тарелка.

Цель: использовать различные формы роллов, приклеивать их на готовую форму, приучать аккуратно выполнять работу.

3,4. Ракета.

Цель: Скручивать тугие спирали, соединять их.

Май.

1,2. Стрекоза.

Цель: развивать умение анализировать , планировать, создавать конструкцию по образцу, использовать «Капельку», «Спираль».

3,4. Бабочка.

Цель: склеивать несколько полосок и скручивать их в « спираль», «капельку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....