"Чудеса конструирования"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Развивающая и обучающая  авторская программа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chudesa_konstruirovaniya.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

                                        «Чудеса конструирования»

для детей от 4 до 7 лет

                                              Составлено воспитателями вкк:   Маркиной С.В

                                                                                                       Савиной О.И                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                       

         В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию ребенка. Где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Важно выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

Для этого разработана программа кружка «Чудеса конструирования», рассчитанная на детей от 4-х до 7 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих кубиков Б.П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х.Кюизенера, « Лего», игры Воскобовича, Оригами.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста: логического мышления, памяти, внимания и стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

- Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях;

- Закрепление детьми математической терминологии;

- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- Формирование умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);

- Обучение детей различным приемам работы с бумагой;

- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать у дошкольников интерес к логическим играм; 

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно –техническое творчество;

- Решать логические задачи, конструировать и моделировать с учётом избирательности и предпочтения детей;

- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания,

- Работать индивидуально и в команде;

- Воспитывать коммуникативные качества.

Содержание программы состоит из 6 разделов и подразумевает работу с кубиками Б.П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х.Кюизенера, «Лего», игры Воскобовича и Оригами.

Блоки Дьенеша.   Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, умение кодировать и декодировать информацию. Учить производить операции над множествами (классификация, сравнение, абстрагирование), решать логические и арифметические задачи.

Палочки Кюизенера. Учить моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Формировать представление детей о времени. Самостоятельно находить способы действия с материалом. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Игры Воскобовича.  Учить конструировать симметричные, несимметричные фигуры   по схеме, картинке, словесному и собственному замыслу. Познакомить детей с понятием «угол», «луч», «отрезок», «многоугольник».  

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

               Отличительной особенностью данной программы является то, что в основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистической направленности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

           Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, используем разнообразные игровые задачи, придумываем сюжеты занятий,  вводим сказочные персонажи.

Используемые методы и приемы:

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание; преобразование;
  • конструирование.

             Срок реализации программы 1учебный год с сентября по апрель месяц. Программа разделена на 3 периода: 1 период- сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период- декабрь, январь, февраль; 3 период- март, апрель.

 Занятия проводятся в мини группах, во второй половине дня,1 раз в неделю продолжительностью - 25-30 минут.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Всего занятий

1

Блоки Дьенеша

5

2

Палочки Кюизенера

5

3

Кубики Никитина

5

4

Игры Воскобовича

5

5

Лего

5

6

Оригами

5

Итого

30

К концу года дети должны знать:

  • способы моделирования;
  • способы решения логических задач;
  • понятия «угол», «луч», «отрезок», «многоугольник».  

К концу года дети должны уметь:

  • моделировать  свойства и отношения величин;
  • объединять разрозненные делали в целое;
  •  выполнять игровые действия, соблюдать игровые правила.
  • планировать свои действия при решении логических и арифметических задач;

Список литературы:

1.Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.

2.Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008

3.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200

4.Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

5.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

6.Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

7.Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

8.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

9.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

10.Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ЧУДЕСА КОНСТРУИРОВАНИЯ»

laquo;Конструирование как средство коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»....

НОД "Весенние чудеса" (конструирование из бумаги) Старший возраст.

Цель:  развивать мелкую моторику рук.Задачи:Вызвать у детей интерес и желание конструировать поделки из бумаги.Совершенствовать умения детей:v Комбинировать способы конструирования.v Конструирова...

Презентация проекта «Страна чудес - конструирование» (конструктивно-модельная деятельность) для детей старшей группы

Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.Современные дети живут в эпоху активной информати...

Рабочая учебная программа «Чудеса конструирования» для детей от 4 до 7 лет на 2017/2018 учебный год

laquo;Чудеса конструирования», рассчитанная на детей от 4-х до 7 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих кубиков Б.П...

Дополнительная программа "Чудеса конструирования"

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...

Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги»

Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги» предназначен для работы с дошкольниками в области дополнительного образования. В данном проекте рассматриваются различные методики ...

Отчет по кружкой работе "Чудеса конструирования" с трансформируемым ТИКО конструктором

Игры с конструктором Тико позволяют создавать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. развивают разные качества: внимание, память, умение находить зависимости и зак...