Открытое досуговое занятие «Народная игрушка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, учить понимать откуда появилось название «дымка», как мастера делали в далеком прошлом эти игрушки, учить детей проявлять активность, самостоятельность, творчество, выразительность при передачи образов. Вызвать у детей эмоциональный отклик, радость от того, что смогли ненадолго перенестись в стародавнюю русскую деревню, почувствовать себя мастером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka_leto_konspekt.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа 2001
Дошкольное отделение «Улыбка»
Открытое досуговое занятие
«Народная игрушка»
Воспитатель: Бардош Т.Н
Москва 2018
Цель: закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, учить понимать откуда появилось название «дымка», как мастера делали в далеком прошлом эти игрушки, учить детей проявлять активность, самостоятельность, творчество, выразительность при передачи образов. Вызвать у детей эмоциональный отклик, радость от того, что смогли ненадолго перенестись в стародавнюю русскую деревню, почувствовать себя мастером.
Ход Досуга
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся- будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями , свистулька превращалась в уточку, то петушка, то в конька.
Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. Долгими морозными вечерами лепили женщины дымковские игрушки, но уже не свистульки, а сказочных животных, нарядных барышень с кавалерами, водоносок.
Не так прост секрет дымковской игрушки. Вначале лепят игрушку из глины, придают форму, движение, лепят мелкие детали. В современных мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли и ставили в печь. Из печи они выходили закаленными, крепкими, звонкими.
Затем разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора их расписывать их. Это всегда было любимым занятием русских мастериц. Если посмотреть на узор он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные,зеленые,желтые,оранжевые,синие.
Но, оказывается, еще не все окончено. Предстоит довольно хитрая работа- «сажать золото». Мастерица легонько касается золотого квадрата кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барышням- на кокошники и шляпы, оленям-на рога. Петухам на гребешки…
Искусство дымковской игрушки сглаживало когда-то русским женщинам долгие зимние вечера. А сейчас в городе Кирове, в самом центе его, художественные мастеркие дымковской игрушки, которые прославились на весь мир.
Посмотришь на дымковскую игрушку, и на душе становится радостно. А ведь все из глины. А посмотришь на глину- ничего на ней кроме крапивы не растет.
Ведущий: Эй, детишки-ребятишки!
Приходите поскорей!
Покупайте, выбирайте-
Среди ложек и коней
Среди чашек расписных
Среди саночек резных-
Что угодно для души.
Все товары хороши!
Дети : Хороши товары, хороши игрушки, да вот беда: все деньги мы потратили на пряники медовые, да на леденцы сахарные. Что делать? Как тут быть?
Ведущий: Что ж давайте по порядку.
Загадаю я загадки. Кто скорей ответ найдет,тот игрушку возьмет.
Кто найдет игрушке пару,
Постарается недаром!
Загадки:
- Тут-тук, щелк-щелк,
Медведь. Мужик, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи и старушки-
То сидят, то спешат, ребятишек всех смешат. ( Боородская резьба)
- Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. ( Гжель)
- Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем, залитые. ( Хохлома)
- Веселая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну назови- ка меня. ( Дымка)
- Круглые. Железные,
В хохяйстве всем полезные
Черные, красные, желтые
Удивительно прекрасные! (Жостовкие подносы)
- Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки-
Все высоки и стройны,
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. ( Филимоновская игрушка)
Молодцы ребята, отгадали загадки.
Ведущая : А сейчас мы поведем рассказ.
Показывает ребятам дымковскую игрушку « Индюк» и продолжает рассказ.
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотри на пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Крансой краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказачно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная -индюк.
Ведущая. За студеною водицей
Водоноска молодица
Как лебедушка плывет
Ведра красные несет
На коромысле, не спеша
Посмотри как хороша-
Как лебедушка плывет
Песню тихую поет.
Играет музыка( весенние мотивы) . Входят дети в костюмах коробейников, скоморохов. Зазывал.
Первый зазывала:
Налетайте! Налетайт!
Второй зазывала:
Покупайте!Покупайте
Первый зазывала:
Покупайте-ка игрушки:
Водоноски и зверюшки!
Второй зазывала: Посмотрите как живой, конь здесь есто то удалой!
Коробейники:
Мы ребята удалые
Мы ребята озорные,
Всех на ярмарку зовем,
Мы игрушки продаем.
Превый скоморох:
Ой игрушки и народ, Становитесь в хоровод1
Ведущая предлагает показать игрушки и встать в хоровод
Коробейнки:
Раз, два, три, четыре!
Круг пошире, круг пошире!
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку! Влево_вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Ой, вы гости дорогие, у нас игрушки расписные.
Веселые и яркие,
Примите их в подарки!
Прихидите снова к нам,
Рады мы всегда гостя,
Пришло время расставаться.
Дети хором:
До свидания!
До свиданья!
( под музыку ребя та дарят гостям игрушки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Народная игрушка"
Народная игрушка - своеобразный эталон русского искусства, и, как игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Испокон веков рукотворная игрушка передавала де...
Конспект открытого занятия «Народная игрушка - матрешка»
Конспект открытого занятия «Народная игрушка - матрешка»...
Открытое Досуговое занятие на тему: " Цирк".
1. Создать игровую ситуацию активизирующую двигательность детей с использованием развивающих приемам обучения.2. Создовать атмосферу праздника.3. Продолжать и обучать и развивать сенсорно - моторный о...
Открытое досуговое занятие для детей с ОВЗ и родителей. «Терем-теремок»
обобщение полученных детьми знаний, развитие мелкой моторики, координации движений, фонематического слуха, чувства рифмы, коммуникативных навыков, звукового анализа и синтеза.Просвещение родителе...
Открытое досуговое занятие для детей с ОВЗ "Хлеб всему голова"
Формирование положительных эмоций, заинтересованности в лепке хлебобулочных изделий....
Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...
Конспект интегрированного открытого занятия "Народная игрушка"
Цель: ознакомление и расширение представлений детей об истории создания народной игрушки "Матрёшка" Задачи:Образовательные:совершенствовать грамматический строй речи;учить отвечать полн...