Открытое досуговое занятие «Народная игрушка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бардош Татьяна Николаевна

закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, учить понимать откуда появилось название «дымка», как мастера делали в далеком прошлом эти игрушки, учить детей  проявлять активность, самостоятельность, творчество, выразительность при передачи образов. Вызвать у детей эмоциональный отклик, радость от того, что смогли ненадолго перенестись в стародавнюю русскую деревню, почувствовать себя мастером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka_leto_konspekt.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 2001

Дошкольное отделение «Улыбка»

Открытое досуговое занятие

«Народная игрушка»

 

Воспитатель: Бардош Т.Н

Москва 2018

Цель: закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, учить понимать откуда появилось название «дымка», как мастера делали в далеком прошлом эти игрушки, учить детей  проявлять активность, самостоятельность, творчество, выразительность при передачи образов. Вызвать у детей эмоциональный отклик, радость от того, что смогли ненадолго перенестись в стародавнюю русскую деревню, почувствовать себя мастером.

Ход Досуга

Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся- будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями , свистулька превращалась в уточку, то петушка, то в конька.

Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. Долгими морозными вечерами лепили женщины дымковские игрушки, но уже не свистульки, а сказочных животных, нарядных барышень с кавалерами, водоносок.

Не так прост секрет дымковской игрушки. Вначале лепят игрушку из глины, придают форму, движение, лепят мелкие детали. В современных мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли и ставили в печь. Из печи они выходили закаленными, крепкими, звонкими.

Затем разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора их расписывать их. Это всегда было любимым занятием русских мастериц. Если посмотреть на узор он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные,зеленые,желтые,оранжевые,синие.

Но, оказывается, еще не все окончено. Предстоит довольно хитрая работа- «сажать золото». Мастерица легонько касается золотого квадрата кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барышням- на кокошники и шляпы, оленям-на рога. Петухам на гребешки…

Искусство дымковской игрушки сглаживало когда-то русским женщинам долгие зимние вечера. А сейчас в городе Кирове, в самом центе его, художественные мастеркие дымковской игрушки, которые прославились на весь мир.

Посмотришь на дымковскую игрушку, и на душе становится радостно. А ведь все из глины. А посмотришь на глину- ничего на ней кроме крапивы не растет.

Ведущий: Эй, детишки-ребятишки!

Приходите поскорей!

Покупайте, выбирайте-

Среди ложек и коней

Среди чашек расписных

Среди саночек резных-

Что угодно для души.

Все товары хороши!

Дети : Хороши товары, хороши игрушки, да вот беда: все деньги мы потратили на пряники медовые, да на леденцы сахарные. Что делать? Как тут быть?

Ведущий: Что ж давайте по порядку.

Загадаю я загадки. Кто скорей ответ найдет,тот игрушку возьмет.

Кто найдет игрушке пару,

Постарается недаром!

Загадки:

  1. Тут-тук, щелк-щелк,

Медведь. Мужик, коза и волк…

Деревянные игрушки:

И медведи и старушки-

То сидят, то спешат, ребятишек всех смешат. ( Боородская  резьба)

  1. Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. ( Гжель)

  1. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

 А может солнцем, залитые. ( Хохлома)

  1. Веселая, белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

 Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

 И всадники ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну назови- ка меня. ( Дымка)

  1. Круглые. Железные,

В хохяйстве всем полезные

Черные, красные, желтые

             Удивительно прекрасные! (Жостовкие подносы)

  1. Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки-

Все высоки и стройны,

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. ( Филимоновская игрушка)

Молодцы ребята, отгадали загадки.

Ведущая : А сейчас мы поведем рассказ.

Показывает ребятам дымковскую игрушку « Индюк»  и продолжает рассказ.

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока,

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотри на пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

 А высокий гребешок,

Крансой краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказачно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

 Птица важная -индюк.

Ведущая. За студеною водицей

Водоноска молодица

Как лебедушка плывет

Ведра красные несет

На коромысле, не спеша

Посмотри как хороша-

Как лебедушка плывет

Песню тихую поет.

Играет музыка( весенние мотивы) . Входят дети в костюмах коробейников, скоморохов. Зазывал.

Первый зазывала:

Налетайте! Налетайт!

Второй зазывала:

Покупайте!Покупайте

Первый зазывала:

Покупайте-ка игрушки:

Водоноски и зверюшки!

Второй зазывала: Посмотрите как живой, конь здесь есто то удалой!

Коробейники:

Мы ребята удалые

Мы ребята озорные,

Всех на ярмарку зовем,

Мы игрушки продаем.

Превый скоморох:

Ой игрушки и народ, Становитесь в хоровод1

Ведущая предлагает показать игрушки и встать в хоровод

Коробейнки:

 Раз, два, три, четыре!

Круг пошире, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку! Влево_вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Ой, вы гости дорогие, у нас игрушки расписные.

Веселые и яркие,

Примите их в подарки!

Прихидите снова к нам,

Рады мы всегда гостя,

Пришло время расставаться.

Дети хором:

До свидания!

До свиданья!

( под музыку ребя та дарят гостям игрушки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Народная игрушка"

Народная игрушка - своеобразный эталон русского искусства, и, как игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Испокон веков рукотворная игрушка передавала де...

Конспект открытого занятия «Народная игрушка - матрешка»

 Конспект открытого занятия           «Народная игрушка - матрешка»...

Открытое Досуговое занятие на тему: " Цирк".

1. Создать игровую ситуацию активизирующую двигательность детей с использованием развивающих приемам обучения.2. Создовать атмосферу праздника.3. Продолжать и обучать и развивать сенсорно - моторный о...

Открытое досуговое занятие для детей с ОВЗ и родителей. «Терем-теремок»

обобщение полученных детьми знаний, развитие мелкой моторики, координации движений, фонематического слуха, чувства рифмы, коммуникативных навыков, звукового анализа и синтеза.Просвещение родителе...

Открытое досуговое занятие для детей с ОВЗ "Хлеб всему голова"

Формирование положительных эмоций, заинтересованности в лепке хлебобулочных изделий....

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир

Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...

Конспект интегрированного открытого занятия "Народная игрушка"

Цель: ознакомление и расширение представлений детей об истории создания народной игрушки "Матрёшка" Задачи:Образовательные:совершенствовать грамматический строй речи;учить отвечать полн...