Конспект занятия на тему: "Мартенички и мэрцишоры"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Декоративно-оформительская деятельность
Мартенички и мэрцишоры
(знакомство с болгарской и молдавской культурой)
Цель:
Обучение изготовлению народной обрядовой куклы «мартенички или мэрцишоры» на основе традиционной технологии.
Задачи:
Расширить опыт изготовления народных игрушек и традиционных сувениров. Познакомить с технологией конструирования человечков по мотивам болгарской и молдавской культуры. Совершенствовать трудовые навыки (действия «наматывание», «завязывание» переводить на уровень операций, совершаемых легко, уверенно, экономно безошибочно). Дать первоначальное представление о «контрасте». Развивать глазомер, чувство цвета и симметрии. Содействовать воспитанию интереса к народной культуре.
Материалы:
Технологическая карта «Мартенички и мэрцишоры», молдавские «мэрцишоры» и болгарские «мартенички», шерстяные веревочки красного и белого цветов, ножницы, картонные формы для наматывания ниток, кусочки ваты.
Содержание работы (НОД):
Педагог предлагает прослушать красивую старинную легенду:
«Давным-давно в незапамятные времена появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел – Подснежник. Вырос он на голом косогоре, когда солнце впервые пронзило золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького Гиочела оберегала от стужи красивая и добрая волшебница Весна. Прослышал об отважном цветке злобный вихрь – полуночник Кривэц. Он вылетел из своего ледяного жилища с намерением заморозить храбреца, дерзнувшего переступить суровый закон его ледяного царства. Свирепый Кривэц вырвал из земли колючий шиповник и швырнул его с досады в светлую Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю горячая алая кровь и обагрила белые лепестки Гиочела. Каждая горячая капля возвращала этот нежный и хрупкий цветок к жизни. Когда к Гиочелу вернулись силы, он радостно возвестил о приходе Весны».
Далее педагог рассказывает, что в первый день весны в Молдавии принято дарить мэрцишоры (от слова «мэрць», «марць» - март), а в Болгарии – мартенички (также от слова «март») – небольшие красно-белые украшения. Эти украшения бывают в виде цветков, колокольчиков, бубенчиков или человечков, но обязательно эти фигурки красно-белые! Дарят мэрцишоры с пожеланиями счастья, удачи во всех делах, как символ наступившей весны, как символ новых надежд. Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а в апреле красно-белые талисманы привязывают на фруктовое дерево и загадывают желание, которое непременно исполнится.
Физминутка:
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем,
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее,
Тот других сожмет быстрее.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами:
- не держать ножницы лезвием вверх.
- не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
- не резать ножницами на ходу.
- не переходить к товарищу с ножницами во время работы.
- передавать только закрытые ножницы кольцами вперед.
- не брать ножницы в рот.
Этапы выполнения традиционной технологии изготовления мартеничек-человечков:
- Наматываем витки пряжи: по длинной стороне заготовки – «туловище», по короткой – «руки».
- Готовим туловище: под один конец мотка запускаем нить, второй конец разрезаем.
- Под сгиб мотка кладем горошину или орех (кусочек ваты), обкладываем пряжей, затягиваем нитью – это голова.
- Пучок-туловище раскладываем на две части, между частями вкладываем руки и поднимаем.
- Талию куклы стягиваем ниткой, сверху затягиваем нить-основу, внизу распушиваем юбочку.
- «Юбку» делим на две части, снизу завязываем нитками, чтобы получились две ноги.
Практический результат «итоги»:
Традиционные весенние сувениры – мартенички или мэрцишоры, изготовленные из ниток красного и белого цветов. Ответы на вопросы: «что понравилось?», «что не понравилось?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...