познавательно-творческий проект"Народное декоративно-прикладное искусство"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
екоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_st_gr.odt | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - творческий проект
«Народное декоративно-прикладное искусство»
Группа: Старшая №8
Месяц:Февраль
Форма итогового мероприятия:
Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»
Дата проведения итогового мероприятия: 28.02.2017г.
ФИО ответственного воспитателя:
Старикова Татьяна Анатольевна
Санкт-Петербург
2017г.
«Народное декоративно-прикладное искусство»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Классификация: долгосрочный (1 месяц)
Состав участников: групповой
Участники: дети, родители, воспитатели
Используемые образовательные технологии:
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
- Коммуникативные игры
- Технология воздействия живописью, лепкой
- Технология воздействия наблюдений в природе
- Технология познавательного воздействия
- Технология воздействия сказкой (мультфильмы)
- Технология воздействия сюжетно-ролевой игрой и конструированием
Цели и задачи проекта:
- Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.
- Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
- Учить использовать растительные элементы.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров
- Воспитывать любознательность.
- Развитие познавательной активности детей.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Закрепить умение сочетать движения и речь.
- Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
- Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
- Учить использовать растительные элементы.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Учить наблюдать за живой природой.
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
- Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
-Формировать интерес к художественной литературе, развивать навыки устной речи;
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на осенние проявления природы при восприятии пейзажной живописи;
Развитие творческих способностей детей при создании индивидуальных и коллективных рисунков, лепки, аппликации
- Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов
Актуальность:
Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Декоративно – прикладное творчество позволяет решить данную проблему. В процессе творческой деятельности у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях.
Пути решения поставленных задач:
- закрепление знаний детей о декоративно-прикладном искусстве.
- развитие наблюдательности.
- воспитание в детях бережного отношения к искусству.
- учить соблюдать последовательность в работе.
- учить отгадывать загадки.
- учить создавать индивидуальные и коллективные рисунки, используя разные материалы.
- декоративно-прикладное искусство в музыке, литературе.
- знакомство детей с произведениями поэтов и писателей.
Презентация проекта.
План реализации проекта.
Содержание проекта в исследовательском и игровом воспитании:
Исполнительская деятельность.
- Разучивание с детьми стихов о декоративно-прикладном искусстве.
- Разучивание песен.
- Разучивание инсценировок.
Творчество и импровизация:
- Игра на музыкальных шумовых инструментах.
- Знакомство с традициями русского народа.
- Импровизация танца.
- Разучивание и исполнение песен о декоративно-прикладном искусстве
Предварительная работа.
- Разучивание танцев, песен, стихов, пословиц и поговорок декоративно-прикладном искусстве.
- Досуг с использованием видеофильмов о декоративно-прикладном искусстве.
- Отражение темы в творчестве художников и композиторов.
Работа с родителями:
- Совместные работы с детьми.
- Консультация для родителей:Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье»
- Оформление презентации для работы с детьми «Изделия русских мастеров»
- Беседы.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Прикладное искусство дома.
Итоговое мероприятие:
Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»
Поэтапное развитие проекта«Народное декоративно-прикладное искусство»
№ | Этапы | Содержание |
1 | Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Инициатор воспитатель |
2 | Планирование | «Модель трех вопросов» Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта, базовые знания – о декоративно-прикладном искусстве в литературе, в искусстве, в музыке, в городе) Планирование конечного продукта. В данном случае – интегрированное занятие. Совместная деятельность детей, воспитателей. Календарное планирование. |
3 | Реализация проекта | Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта: Создание развивающей среды (оснащение центров активности) |
4 | Презентация | Презентация конечного продукта: Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов» |
5 | Завершение проекта | Анализ, подведение итогов |
Содержание и этапы реализации проекта:
Сроки | Действия по реализации проекта |
Февраль, 1 месяц | -беседы с детьми и родителями (по народно-декоративному творчеству) - наблюдения в природе - ХЭР (рисование, лепка, аппликация) - оформление информации для родителей - рассматривание репродукций - чтение художественной литературы - разучивание песен и танцев - объявление конкурса рисунков - выставка работ - подготовка к итоговому мероприятию - итоговое мероприятие |
1-2 неделя | Подготовка литературы, музыки, упражнений по теме, изготовление поделок и проведение сюжетно-ролевой игры. |
3-4 неделя | Презентация проекта |
Системная паутинка проекта «Народное декоративно-прикладное искусство»
№ | Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность |
1 | Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка». Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару». С/р: «веселые ярмарки». |
2 | Художественно-эстетическое развитие | Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды петушкам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы». Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень». Рисование элементов дымковской, хохломской росписи, Посуда «Гжель». Лепка: «Барыня, посуда «Гжель», «Хохлома-птичка свистулька». Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »; «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой; Частушки; Парный танец; Учить детей исполнять мелодию на ложках; Хоровод «Иголка и нитка» |
3 | Речевое развитие | Знакомство с художниками Чтение художественной литературы М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Потешки, небылицы, пословицы и поговорки о семье, Родине, русские народные сказки. Упражнения на развитие ЗКР. Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник. |
Познавательное развитие | «Матрешка: история и виды», «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Разудалый городец», «Жостово», «Филимоновская игрушка» Д/И: «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару», «Создай свой рисунок» «Слепи свою тарелочку» ФЭМП: Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация). Ориентировка в пространстве. Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое». Презентации: «Золотая хохлома», «История хохломы». | |
5 | Физическое развитие | Разминка под русско-народную песню Подвижные игры: «Бояре», «Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки» Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). Игры-соревнования «Битва булавами», «Взятие крепости», «Меткий стрелок», «Переправа», «Донесение». Пальчиковая гимнастика. Физминутки. |
Список литературы:
:
- «Конспекты комплексно-тематических занятий», старшая группа,Н.С. Голицына, 2013 г.
- О.С. Ушакова, «Развитие речи детей, 5-6 лет», 2011 г.
- Л.В. Минкевич «Математика в детском саду», Москва, 2011.
- Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» старшая группа, 2014 г.
- Гирченко И.А. «Подвижные игры», 2008 г.
- Н.В. Новоторцева, «Развитие речи детей», «Гринго 1995 г.
- «Развитие руки – чтоб учится и писать, и красиво рисовать». Академия развития , 1997 г., Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В.)
- И.Н. Шевченко «Конспекты занятий по развитию фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников», Спб 2011.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье», 5-8 лет, Москва, 2005 г.
- О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?» игры, Москва, 1991 г.
- Е. Синицына «Умные сказки», Москва, 1999 г.
- Е. Синицына «Умные занятия через игру к совершенству», Москва, 1999 г.
- Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1996 г.
- Н.В. Дубровская «Энциклопедия поделок», Москва.; «Конспекты интегративных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения», Д-П, 2011г.
- И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду», Москва, 2010г.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Народное декоративно-прикладное искусство"
проект для старшего дошкольного возраста...
Познавательно-исследовательский проект "Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду"
проектная деятельность...
Паспорт проекта Краткосрочный проект по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно -прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративным-искусством , котор...
Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....
Познавательно-творческий долгосрочный проект «Народный промысел России»
Познавательно-творческийдолгосрочный проект «Народный промысел России»...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание....