познавательно-творческий проект"Народное декоративно-прикладное искусство"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Старикова Татьяна Анатольевна

екоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_st_gr.odt23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - творческий проект

«Народное декоративно-прикладное искусство»

Группа:  Старшая №8

Месяц:Февраль

Форма итогового мероприятия:

Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»

Дата проведения итогового мероприятия: 28.02.2017г.

                                                                          ФИО ответственного воспитателя:

                                                           Старикова Татьяна Анатольевна

Санкт-Петербург

2017г.

«Народное декоративно-прикладное искусство»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Классификация: долгосрочный (1 месяц)

Состав участников: групповой

Участники: дети, родители, воспитатели

Используемые образовательные технологии:

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Коммуникативные игры
  • Технология воздействия живописью, лепкой
  • Технология воздействия наблюдений в природе
  • Технология познавательного воздействия
  • Технология воздействия сказкой (мультфильмы)
  • Технология воздействия сюжетно-ролевой игрой и конструированием

Цели и задачи проекта:

- Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. 

- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью. 
-  Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. 
- Учить использовать растительные элементы. 
-  Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. 

- Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров
-  Воспитывать любознательность.

- Развитие познавательной активности детей. 
-  Развивать чувство цвета, композиционные умения. 
- Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.

-  Учить понимать образный смысл загадок.

-  Закрепить умение сочетать движения и речь.

-  Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

-  Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

- Учить использовать растительные элементы.

-  Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

-  Учить наблюдать за живой природой.

-  Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

-  Воспитывать любовь к народному творчеству.

-  Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

- Воспитывать эстетические и этические чувства.

-  Развивать чувство цвета, композиционные умения.

-  Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

-  Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

-Формировать интерес к художественной литературе, развивать навыки устной речи;

- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на осенние проявления природы при восприятии пейзажной живописи;

Развитие творческих способностей детей при создании индивидуальных и коллективных рисунков, лепки, аппликации

- Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов

Актуальность:

Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Декоративно – прикладное творчество позволяет решить данную проблему. В процессе творческой деятельности у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться. 

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях.

Пути решения поставленных задач:

- закрепление знаний детей о декоративно-прикладном искусстве.

- развитие наблюдательности.

- воспитание в детях бережного отношения к искусству.

- учить соблюдать последовательность в работе.

- учить отгадывать загадки.

- учить создавать индивидуальные и коллективные рисунки, используя разные материалы.

- декоративно-прикладное искусство в музыке, литературе.

- знакомство детей с произведениями поэтов и писателей.

Презентация проекта.

План реализации проекта.

Содержание проекта в исследовательском и игровом воспитании:

Исполнительская деятельность.

  • Разучивание с детьми стихов о декоративно-прикладном искусстве.
  • Разучивание песен.
  • Разучивание инсценировок.

Творчество и импровизация:

  • Игра на музыкальных  шумовых инструментах.
  • Знакомство с традициями  русского народа.
  • Импровизация танца.
  • Разучивание и исполнение песен о декоративно-прикладном искусстве

Предварительная работа.

  • Разучивание танцев, песен, стихов, пословиц и поговорок декоративно-прикладном искусстве.
  •  Досуг с использованием видеофильмов о декоративно-прикладном искусстве.
  • Отражение темы в творчестве художников и композиторов.

Работа с родителями:

  • Совместные работы с детьми.
  • Консультация для родителей:Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье»
  • Оформление презентации для работы с детьми «Изделия русских мастеров»
  • Беседы.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Прикладное искусство дома.

Итоговое мероприятие:

Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»

Поэтапное развитие проекта«Народное декоративно-прикладное искусство»

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Инициатор воспитатель

2

Планирование

«Модель трех вопросов»

Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные  на реализацию проекта, базовые знания – о  декоративно-прикладном искусстве

в литературе, в искусстве, в музыке, в городе)

Планирование конечного продукта. В данном случае – интегрированное занятие. Совместная деятельность детей, воспитателей. Календарное планирование.        

3

Реализация проекта

Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта:

Создание развивающей среды (оснащение центров активности)

4

Презентация

Презентация конечного продукта: Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»

5

Завершение проекта

Анализ, подведение итогов

Содержание и этапы реализации проекта:

Сроки

Действия по реализации проекта

Февраль,

1 месяц

-беседы с детьми и родителями (по народно-декоративному творчеству)

- наблюдения в природе

- ХЭР (рисование, лепка, аппликация)

- оформление информации для родителей

- рассматривание репродукций

- чтение художественной литературы

- разучивание песен и танцев

- объявление конкурса рисунков    

- выставка работ

- подготовка к итоговому мероприятию

- итоговое мероприятие

1-2 неделя

Подготовка литературы, музыки, упражнений по теме, изготовление поделок и проведение сюжетно-ролевой игры.

3-4 неделя

Презентация проекта

Системная паутинка проекта «Народное декоративно-прикладное искусство»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

С/р: «веселые ярмарки».

2

Художественно-эстетическое развитие

 Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды петушкам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

 Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».

 Рисование элементов дымковской, хохломской росписи, Посуда «Гжель».

Лепка: «Барыня, посуда «Гжель», «Хохлома-птичка свистулька».

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »;

 «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

 Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

Частушки;

 Парный танец;

Учить детей исполнять мелодию на ложках;

Хоровод «Иголка и нитка»

3

Речевое развитие

Знакомство с художниками

Чтение художественной литературы

М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Потешки, небылицы, пословицы и поговорки о семье, Родине, русские народные сказки.

Упражнения на развитие ЗКР.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

Познавательное развитие

«Матрешка: история и виды», «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Разудалый городец», «Жостово», «Филимоновская игрушка»

Д/И: «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару», «Создай свой рисунок» «Слепи свою тарелочку»

 ФЭМП:

 Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

 Ориентировка в пространстве.

 Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Презентации: «Золотая хохлома», «История хохломы».

5

Физическое развитие

Разминка под русско-народную песню

Подвижные игры: «Бояре»,  «Царь Горох»,   «Стрельба из лука»,  «Стадо», «Жмурки» Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). Игры-соревнования «Битва булавами», «Взятие крепости»,  «Меткий стрелок», «Переправа», «Донесение».

Пальчиковая гимнастика.

Физминутки.

Список литературы:

:

  • «Конспекты комплексно-тематических занятий», старшая группа,Н.С. Голицына, 2013 г.
  • О.С. Ушакова, «Развитие речи детей, 5-6 лет», 2011 г.
  • Л.В. Минкевич «Математика в детском саду», Москва, 2011.
  • Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» старшая группа, 2014 г.
  •  Гирченко И.А.  «Подвижные игры», 2008 г.
  • Н.В. Новоторцева, «Развитие речи детей», «Гринго 1995 г.
  • «Развитие руки – чтоб учится и писать, и красиво рисовать». Академия развития , 1997 г., Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина  С.В.)
  • И.Н. Шевченко «Конспекты занятий по развитию фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников», Спб 2011.
  • Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье», 5-8 лет, Москва, 2005 г.
  • О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?» игры, Москва, 1991 г.
  • Е. Синицына «Умные сказки», Москва, 1999 г.
  • Е. Синицына «Умные занятия через игру к совершенству», Москва, 1999 г.
  • Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1996 г.
  •  Н.В. Дубровская «Энциклопедия поделок», Москва.; «Конспекты интегративных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения», Д-П, 2011г.
  • И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду», Москва, 2010г.
  • И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность  в детском саду», Москва, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Народное декоративно-прикладное искусство"

проект для старшего дошкольного возраста...

Паспорт проекта Краткосрочный проект по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно -прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным  декоративным-искусством , котор...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Народный промысел России»

Познавательно-творческийдолгосрочный проект «Народный промысел России»...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание....