проект "Народное декоративно-прикладное искусство"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Материалы
к региональному конкурсу
методических разработок
«Педагогический Олимп. Дошкольное образование»
воспитателя МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №1 «Ласточка»
г. Вольска Саратовской области»
Осинцевой Нины Петровны
г. Вольск
сентябрь 2013г.
В оргкомитет Конкурса
« «-------------------------20 г.
(дата приема материалов)
Заявка Управление образования администрации Вольского муниципального района
(полное название органа управления образования)
рекомендует для участия в конкурсе методических разработок «Педагогический Олимп. Дошкольное образование» для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г.Саратова и Саратовской области
в номинации:
«Педагог - педагогу»
по теме:
«Декоративно- прикладное искусство»
Информация об участнике:
Фамилия--------------Осинцева
Имя--------------------Нина
Отчество-------------Петровна
Город-----------------Вольск
Полное наименование образовательного учреждения МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №1 «Ласточка» г.Вольска Саратовской области»
Полный почтовый адрес ДОУ 412900 Саратовская область, город Вольск, ул. Звёздная,д.1
Телефон служебный (8-845-93-)5-79-50
Телефон домашний(8-845-93)5-80-51
Адрес электронной почты
Должность воспитатель
Стаж работы педагогический по должности 31год
С Положением о Конкурсе ознакомлен(а) Подпись автора « « ------------20 г.
Аннотация
Педагогический проект по реализации образовательной деятельности «Художественное творчество» рисование на тему: «Народное декоративно -прикладное искусство» разработан для детей подготовительной к школе группы с целью развивать художественно- творческие способности детей средствами декоративного искусства. Тема выбрана не случайно, потому что в настоящее время выросла потребность общества в творческих личностях.
Творческие и художественные способности необходимо развивать с дошкольного возраста, так как эти способности актуальны в современных школах.
Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том,что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы вносят в нашу жизнь праздность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски всё больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времён.
Проект основывается на интеграции различных видов деятельности: художественно-речевой, игровой, изобразительной, творческой, в основе которых лежит ознакомление с народным искусством.
Направленность проекта- художественно-эстетическая, так как дети знакомятся с видами художественной деятельности, с особенностями народного творчества.
В конспектах данного проекта органично интегрированы такие образовательные области, как «Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Социализация».
Для более успешного усвоения детьми предлагаемых знаний в ходе конспектов использована презентация на темы: «Путешествие по сказке», «Знакомство с хохломской росписью», «Гжель»
Педагогический проект
«Народное декоративно-прикладное искусство»
(от 6 до 7лет)
МДОУ «Детский сад комбинированного
вида №1 «Ласточка»
г.Вольска Саратовской области»
«И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует: цветы, рисунки, лес и
сказки…
Всё нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на Земле!»
Участники проекта: воспитатель, дети
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012г.- май 2013г.
Цель проекта: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно- прикладное искусство
Задачи проекта: приобщать детей к русскому народному декоративно прикладному искусству; знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства; на основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности- «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу; учить использовать нетрадиционные техники рисования,получать удовольствие от своей работы; развивать эстетическое, образное восприятие; развивать художественно-творческие способности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Этапы организации проекта
1этап- подготовительный
№ п/п | Этапы проекта | ответственные | Сроки проведения |
1 | Изучение литературы по проблеме | воспитатель | июль |
2 | Подбор методов и приемов | воспитатель | июль |
3 | Пополнение изо.уголка материалом по теме проекта: художественной литературой, игрушками, пособиями, дидактическим материалом | воспитатель | август |
4 | Подбор материала соответственно возрасту детей | воспитатель | август |
5 | Составление плана для реализации проекта | воспитатель | август |
2этап- организационный
6 | Создание условий для реализации проекта | воспитатель | август |
7 | Проведение диагностики | воспитатель | сентябрь |
8 | Формирование базы данных | воспитатель | сентябрь |
3этап- основной(практический)
9 | Реализация проекта согласно плана, проведение запланированных мероприятий | воспитатель | сентябрь |
4этап-заключительный
10 | Повторное проведение диагностики детей | воспитатель | май |
11 | Обработка и формирование материалов проекта | воспитатель | май |
12 | Анализ результативности проекта, Составление сводных диаграмм | воспитатель | май |
План мероприятий по реализации проекта
1этап-подготовительный
№ п/п | Мероприятия | месяц | неделя | №п/п |
1 | Изучение литературы | июль | 3 | 1 |
2 | Подбор методов и приемов | июль | 4 | 2 |
3 | Пополнение изо.уголка материалом по теме проекта: художественной литературой, игрушками, пособиями, дидактическим материалом | август | 1 | 3 |
4 | Подбор материала соответственно возрасту детей | август | 2 | 4 |
5 | Составление плана работы | август | 3 | 5 |
2этап- организационный
1 | Создание условий для реализации проекта | август | 4 | 6 |
2 | Проведение диагностики | сентябрь | 1 | 7 |
3этап-основной(практический)
1 | «Царство Дымково» Знакомство с дымковской росписью. Рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, ознакомление с характером росписи игрушек. Дидактическая игра «Обведи элемент». | сентябрь | 1 | 8 |
2 | «Полотенце» Упражнение в рисовании элементов росписи(прямая и волнистая линии, точка, круг). Составление композиции из элементов. Знакомство с техникой выполнения элементов росписи. Дидактическая игра «Дорисуй рисунок» | сентябрь | 2 | 9 |
3 | «Сарафан» Знакомство с элементами росписи: мазки, дуга, клеточка,точки-горошины. Роспись плоскостного изображения сарафана. | сентябрь | 3 | 10 |
4 | «Волшебные лошадки» Роспись плоскостного изображения лошади элементами росписи. Составление композиции. | сентябрь | 4 | 11 |
5 | «Сказочные птицы» Роспись плоскостного изображения птиц: индюк, петух, курица(по выбору) элементами росписи. | октябрь | 1 | 12 |
6 | «Украсим дымковскую барыню» Роспись плоскостного изображения барыни элементами росписи. Составление композиции. | октябрь | 2 | 13 |
7 | «Распишем наряды козлятам» Роспись плоскостных изображений козлят. Дидактическая игра «Найди пару» | октябрь | 3 | 14 |
8 | Развлечение «Ярмарка в Дымково» Вечер развлечений. (Приложение№1) | октябрь | 4 | 15 |
9 | «Путешествие по сказке» Знакомство с городецкой росписью. Рассматривание иллюстраций, изделий, репродукций. Беседа о истории городецкой росписи. Дидактическая игра «Парные картинки» (Приложение№2) | ноябрь | 1 | 16 |
10 | «Волшебные цветы» Знакомство с основными элементами росписи и техникой выполнения. (Приложение№3) | ноябрь | 2 | 17 |
11 | «Ах! Узор, Мой! Узор!» Составление композиций разных вариантов с использованием раздаточного материала. Дидактическая игра «Декоративное домино» | ноябрь | 3 | 18 |
12 | «Поможем художнику» Раскрась всё в соответствии заданной росписи. | ноябрь | 4 | 19 |
13 | «Сказочные птицы» Знакомство с птицами городецкой росписи, техникой выполнения. Роспись плоскостного изображения птиц. (Приложение №4) | декабрь | 1 | 20 |
14 | «Волшебные лошадки» Знакомство с элементами городецкой росписи-лошадки, техникой выполнения. Роспись плоскостного изображения. | декабрь | 2 | 21 |
15 | «Разделочные доски» Определение формы разделочной доски по выбору. Роспись плоскостного изображения разделочной доски. | декабрь | 3 | 22 |
16 | Развлечение: «Весёлая ярмарка» | декабрь | 4 | 23 |
17 | «Знакомство с хохломской росписью» Рассказ о истории хохломской росписи. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с элементом «травка» (Приложение №5) | январь | 1 | 24 |
18 | «Украсим матрёшке сарафан» Роспись плоскостного изображения матрёшки простым элементом росписи- «травка» и «простой листок». Дидактическая игра «Обведи элемент» | январь | 2 | 25 |
19 | «Трафаретная роспись «дождевик» Обучение элементу росписи «дождевик» с использованием трафарета(черной и зеленой краской с добавлением «ягод-точек). | январь | 3 | 26 |
20 | «Чудо-ваза» Роспись плоскостного изображения вазы, с использованием трафарета. Знакомство с новыми элементами росписи «завиток», «рябинка».Дид.игра «Най ди пару» | январь | 4 | 27 |
21 | «Волшебный рисунок» Роспись плоскостного изображения яйца «травянистым орнаментом»(кустики, травка, дождевик, цветок. | февраль | 1 | 28 |
22 | «Хохлома, да Хохлома!» Дидактические игры «Дорисуй рисунок», «Поможем художнику» | февраль | 2 | 29 |
23 | Посиделки: «Цветок» Роспись деревянных мини-досочек элементами росписи. Самостоятельное составление композиции. | февраль | 3 | 30 |
24 | Выставка «Золотая хохлома» Оформление выставки детских работ. Викторина «Что мы знаем о Хохломе?» | февраль | 4 | 31 |
25 | «Гжель» Знакомство с росписью. Раскрытие названия росписи «Гжель»(происхождение, использование стихов, загадок). Дидактическая игра «Собери целое». (Приложение №6) | март | 1 | 32 |
26 | «Волшебные узоры» Дидактическая игра «Дорисуй рисунок». Закрепление работы кистью - нажим, примакивание, растяжка. | март | 2 | 33 |
27 | «Голубая ваза» Роспись плоскостного изображения вазы. Знакомство с элементом росписи- сеточка, точка, линия(прямая, волнистая) | март | 3 | 34 |
28 | «Сказочный букет» Знакомство с лементами росписи-цветок, бутон, лист. Составление узора-букета из предложенных элементов. | март | 4 | 35 |
29 | «Чайная пара» Дидактическая игра «Найди пару» Роспись плоскостного изображения чайной пары. | апрель | 1 | 36 |
30 | «Дремлет лес под сказку сна» Закрепить технику выполнения элементов. | апрель | 2 | 37 |
31 | «Кокошник для Царевны Лебеди» Самостоятельное составление композиции. | апрель | 3 | 38 |
32 | «Сервируем стол» Роспись плоскостных изображений- чашка, кувшин, блюдце, сахарница, чайник с использованием всех элементов. Самостоятельный выбор и самостоятельное композиционное решение. | апрель | 4 | 39 |
33 | «Блюдце с узорами» Роспись белого керамического блюда. Закрепление знаний о подготовке керамики для росписи. Самостоятельное составление узора с использованием всех элементов. (Приложение №7) | май | 1 | 40 |
34 | Выставка: «Приглашаем в гости» Оформление выставки детских работ «Голубая сказка» Дети оформляют стенд своими работами в виде сервировки стола. | май | 2 | 41 |
35 | Итог: «Сказочные цветы» и | май | 3 | 42 |
36 | «Образы животных в русском народном творчестве» (Приложение №7 и №8) | май | 4 | 43 |
Приложение №1
Конспект
образовательной деятельности
по реализации образовательной деятельности
«Художественное творчество»(рисование)
в подготовительной к школе группе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
г. Вольска Саратовской области»
развлечение:
«Ярмарка в Дымково»
Составила воспитатель:
Осинцева
Нина Петровна
Тема: «Ярмарка в Дымково»
Цель: закрепить знания детей о дымковской росписи.
Задачи: 1. Углублять представления детей о народном творчестве.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
- Расширять представления о родном крае.
Интеграция: «Коммуникация», «Формирование целостной картины мира», «Чтение
художественной литературы», «Социализация», «Музыка»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с народными гуляниями, рисование, раскрашивание в раскрасках, сюжетно- ролевые игры «Магазин сувениров», «Музей».
Материалы: стол, оформленный в виде прилавка, детские поделки, костюмы скоморохов, костюм медведя, выставка детских рисунков.
^ Ход мероприятия:
Воспитатель: Помните, ребята, я вам говорила. Что на большие праздники на Руси устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарках выступали артисты, устраивали различные аттракционы.
Давайте поиграем в такую ярмарку, будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар быстрее продавался, нужно лучше расхваливать его, зазывать покупателей.
^ Педагог предлагает детям попробовать себя в роли продавцов. Торговцы зазывают покупателей:
У нашего Якова - товару всякого!
Нитки, катушки, веселые игрушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки,
Игрушки наши для души вашей!
У нас без обману, материал без изъяну!
^ Дети покупают товар, который им нравится, но для того, чтобы его купить, надо сказать, чем товар понравился.
Воспитатель: А вот и скоморохи!
Несколько заранее подготовленных детей показывают сценку.
Тюха: Ах, честной народ, распотешим мы вас!
Мы скакать будем с колокольцами,
С колокольцами-болобольцами!
Матюха: Вот идет по дороге Ероха!
Полюбуйся народ на скомороха!
Ероха: Ну а этот разве плох, косолапый скоморох?
Топнул, рявкнул, да по струнам брякнул!
^ Выходит подготовленный ребенок в костюме медведя. «Медведь» изображает игру на балалайке.
Тюха: Покажи-ка, Мишенька, как на работу ходят.
«Медведь» идет еле-еле.
Матюха: А с работы?
«Медведь» бежит бегом.
Ероха: Молодец, Мишенька, молодец!
Матюха: Тише, дудки, тише, домбры,
Досвиданья, люди добры!
Тюха: Умолкает барабан,
Закрываем балаган!
Воспитатель: Какая ярмарка без веселья!
Русская народная игра «Золотые ворота»
Золотые ворота
Пропускают не всегда;
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
^ Воспитатель и дети играют в игру.
Воспитатель: Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Вот и ярмарке конец,
А кто был здесь – молодец!
Приложение№2
Презентация
по реализации образовательной области
«Художественное творчество»(рисование)
в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
г.Вольска Саратовской области»
на тему:
«Путешествие по сказке»
воспитатель:
Осинцева
Нина Петровна
Приложение №4
Конспект
образовательной деятельности
по реализации образовательной деятельности
«Художественное творчество»(рисование)
в подготовительной к школе группе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
г. Вольска Саратовской области»
на тему:
«Сказочные птицы»
Составила воспитатель:
Осинцева
Нина Петровна
Тема:«Сказочные птицы»
Цель: познакомить с основными элементами росписи – птицы.
Задачи: 1. Создать условия для качественного выполнения работ.
- Развивать художественный вкус.
- Развиваь внимание, память, образное мышление, мелкую моторику кистей рук.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Формирование целостной картины мира», «Социализация», «Безопасность»
Предварительная работа: рассматривание изделий городецкой росписи, иллюстраций,
предыдущее рисование, рисование в раскрасках, заучивание стихов, загадывание загадок,
сюжетно-ролевая игра Музей».
Материалы: краски, кисти, трафареты туловища птиц, кукла в одежде Почтальона Печкина и Марьи-искусницы.
^ Ход :
Дети сидят в изостудии. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин (воспитатель).
Печкин: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Печкин: Я принес вам письмо издалека, а прислала его Марья-искусница. Хотите узнать, что там написано?
^ Дети отвечают – хотим.
Печкин читает письмо, в котором Марья-искусница приглашает детей в страну мастеров. Печкин уходит. Воспитатель убирает куклу.
Воспитатель: За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята хотите попасть в эту страну?
^ Хотим – отвечают дети.
Воспитатель: Вот только как найти туда дорогу? Давайте заглянем в письмо, может быть Печкин забыл еще что-то передать.
^ Воспитатель достает игру.
Воспитатель: Марья-искусница прислала игру с заданием, и если мы правильно его выполним, то найдем дорогу в страну волшебных мастеров.
^ Дидактическая игра «Собери целое»
На пару разрезная карточка с изображением птиц. У всех разные птицы.
Воспитатель: А теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте полетим на птицах.
Меня в дорогу птица ждет.
На ветру играют крылья. (^ Руки в стороны и потряхивание)
Пышно, сказочно, красиво.
Быстро на нее вскачу (подпрыгивание)
Не поеду – полечу. (Руки в стороны и машут)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой! (машут рукой, подняв вверх)
^ Дети оказываются в стране мастеров, их встречает Марья-искусница. Воспитатель показывает куклу в русском сарафане и наряде.
Марья-искусница: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в страну волшебных мастеров. А вы хотите стать мастерами-художниками? Я вам приготовила силуэты птиц, раскрасьте их и придумайте им красивые и волшебные хвосты, гребни и крылья.
Воспитатель: Каким цветом будет туловище птичек? (черным). Какие краски используются в городецкой росписи? (розовая, голубая, белая, черная). Я вам покажу, какие птицы рисуют художники в городецкой росписи.
^ Воспитатель показывает несколько вариантов птиц, но потом убирает. Дети основываются на памяти, воображении.
Воспитатель: Теперь начнем роспись птичек. Но для начала разомнем свои ладошки.
Ритмичные хлопки – повтор за воспитателем.
Воспитатель: А теперь приступим к работе.
Дети работают под музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
Марья-искусница: Потрудились вы на славу. У всех птички хороши!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
А теперь, детвора,
В детский сад спешить пора!
Воспитатель и дети:
Птички, птички, (дети встают у своих мест)
Все за мной!
Крылышки расправили. (руки в стороны)
Машем, машем (машут руками)
Все вперед!
К верху поднимаемся! (машут руками и встают на носочки)
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие в страну мастеров?
^ Ответы детей.
Воспитатель: Марье-искуснице очень понравились ваши работы, и она ждет нас в гости, но это будет в другой раз.
Приложение №5
Конспект
образовательной деятельности
по реализации образовательной деятельности
«Художественное творчество»(рисование)
в подготовительной к школе группе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
г. Вольска Саратовской области»
на тему:
«Знакомство с хохломской росписью»
Составила воспитатель:
Осинцева
Нина Петровна
Тема: «Знакомство с хохломской росписью»
Цель: Вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи.
Задачи: 1. Познакомить с хохломской росписью.
2.Познакомить с элементом «травка», обратить внимание на плавность линий.
3.Закрепить технические приемы рисования элемента «травка».
4.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы", «Формирование целостной картины мира», «Социализация», «Музыка».
Материалы: ширма, готовые изделия хохломской росписи, иллюстрации, указка, полоски белой бумаги, кисти, зеленая гуашь.
^ Ход:
Воспитатель: Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой травы.
Ребята, вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые вы видите у меня на столе. Роспись называется хохломской.
Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. Затем и в других тихих приволжских деревнях, затерянных в глуши нескончаемых лесов, начали расписывать деревянные принадлежности крестьянского быта. Все эти предметы (показ) изготовлены из дерева, а потом расписаны. Обратите внимание, что рисунок кажется золотым, но никакого золота мастера не использовали. Деревянные изделия покрывали жидкой глиной – «вапой», пропитывали сырым льняным маслом, шпаклевали, покрывали олифой. Когда она высыхала, изделия покрывали слоем алюминиевого порошка. Затем их расписывали красками, сушили, натирали олифой, два раза покрывали лаком и запекали в печи. Лак темнел и придавал изделиям золотистый оттенок. Видите, сколько раз мастер брал в руки одну и ту же вещь, как долго и с любовью трудился.
Давайте рассмотрим то, что стоит у меня на столе. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите?
^ Дети без труда узнают ягоды, цветы, листья.
Воспитатель: А какие цвета используют мастера?
Красный, зеленый, желтый, черный – отвечают дети.
Воспитатель: Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающейся под тяжестью спелых ягод, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветерке. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная трава весело вьется по золотому фону.
Эти вещи служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту.
Сегодня мы познакомимся с одним основным элементом росписи – «травкой». Посмотрите, как правильно ее рисовать. На кончик берем немного зеленой краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Линию ведем плавно, не отрывая кисточку от бумаги.
^ Детям предлагается повторить, как рисовать «травку». Проводится индивидуальная
работа .
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на нашу «травку». Какая она? Как нарисованы линии?
Анализ. Трое ребят выбирают работы, где травка нарисована плавно, аккуратно, линия тонкая. Почему выбрали эти работы? Какое качество работы?
^ Самоанализ при помощи цветовых сигнальных кружков.
Приложение№6
Презентация
по реализации образовательной области
«Художественное творчество»(рисование)
в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
г.Вольска Саратовской области»
на тему:
«Гжель»
воспитатель:
Осинцева
Нина Петровна
Приложение №7
Конспект
образовательной деятельности
по реализации образовательной деятельности
«Художественное творчество»(рисование)
в подготовительной к школе группе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
г. Вольска Саратовской области»
на тему:
«Сказочные цветы»
Составила воспитатель:
Осинцева
Нина Петровна
Тема : «Сказочные цветы».
Цель: определить уровень сформированности творческих способностей у дошкольников 5-7 лет.
Задачи:
1.Выяснить знания детей о народном творчестве.
2.Вызвать интерес к декоративному творчеству и дальнейшей работе.
3.Способствовать качественному выполнению работ.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность»,
«Труд», «Музыка».
Материалы, инструменты: для детей -гуашь, кисть, ножницы; для педагога – сюжетные динамические картинки, картинки засохших цветов, слайды, иллюстрации настоящих и декоративных цветов, музыка.
Ход:
В начале воспитатель рассказывает детям историю о плачущей царевне.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать историю о плачущей царевне.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была царевна Несмеяна, а прозвали ее так, потому что она всегда плакала. Что только не делал ее отец, чтобы развеселить дочь: приглашал клоунов, певцов, танцоров, привозил удивительных зверей, а Несмеяну ничего не радовало.
Тогда царь спросил: «От чего, ты, дочь моя такая не веселая, от чего слезы льешь днями и ночами?» А Несмеяна отвечает отцу: «Все цветы, батюшка, в моем саду гибнут, не хотят расти». «Не горюй доченька, найду я для тебя цветов!» - сказал царь. И в этот же день подписал указ, чтоб каждый дворянин, каждый крестьянин принес из дома по красивому цветку.
И на следующий же день у ворот дворца выстроилась очередь. Люди стояли с красивыми, разноцветными цветами.
А во дворце Несмеяна принимала цветы от добрых людей, но не один цветок не радовал ее. Она говорит: «Не радуют, батюшка, меня цветы эти, нет в них красоты волшебной, и цвета яркого необыкновенного». Сказала Несмеяна и опять горько заплакала.
Опечалился царь-отец не знает, как дочери помочь, где отыскать цветы невиданной красоты…
^ Рассказ сказки сопровождается сюжетными динамичными картинками.
Внимательно рассмотрев изображение на динамической таблице, дети выясняют причину слез царевны Несмеяны: в ее садике не растут цветы.
Воспитатель: Как развеселить Несмеяну?
Ответы детей.
Воспитатель: Надо помочь ей вырастить красивые цветы, но для этого много нужно знать и уметь. Во-первых, знать, какие бывают цветы в природе? Ответы детей.
^ Просмотр слайдов, иллюстраций с изображением цветов.
Воспитатель: Цветы должны быть необыкновенными, сказочно красивыми. И я хочу вам показать такие цветы.
^ Просмотр слайдов, иллюстраций народных промыслов – Городца, Хохломы, Гжели и др., где нарисованы цветы.
Воспитатель: Посмотрите, как сказочно красивы цветы русских народных промыслов - Городца, Хохломы, Гжели. Как старались художники показать всю красоту каждого цветка, каждого лепесточка, каждого завитка, стебелька, листочка, используя необыкновенный способ рисования. Посмотрите, как красивы голубые цветы у Гжели, как необыкновенны цветы Городецких мастеров и как благоухают пышные и яркие цветы Хохломы. Рассказ воспитателя сопровождается показом.
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю «вырастить» сказочный цветок, который можно будет пересадить в садик царевны. Это цветок должен быть необыкновенный и только один неповторимый..
^ Дети самостоятельно придумывают, раскрашивают цветы, используя наглядный и иллюстративный материал настоящих и декоративных цветов.
Во время самостоятельной работы веселая музыка способствует творческому успеху детей.
Воспитатель: Чтобы «пересадка» наших цветов в садик царевны прошла безболезненно для цветов, их надо аккуратно вырезать, сохраняя листья и стебель с почвой на корнях (часть листа бумаги, которая вставляется в карман палисадника царевны).
После того как дети изобразили цветы и подготовили их к «пересадке», переносят к садику царевны. Воспитатель убирает старые, засохшие и почерневшие цветы и «высаживает» в садик сказочные (вставляет изображения цветов в карманы таблицы). Затем он незаметно для детей разводит руки царевны, и дети видят, что произошло чудо – царевна заулыбалась, так как очень обрадовалась той красоте, которую сообща создали дети в ее садике.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как радуется царевна. Вам понравилось помогать другим? А хотите ли вы и дальше учится рисовать красивые цветы и расписывать ими изделия. Как это делают настоящие мастера?
^ Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я еще жду вас к себе в гости!
Приложение №8
Конспект
образовательной деятельности
по реализации образовательной деятельности
«Художественное творчество»(рисование)
в подготовительной к школе группе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
г. Вольска Саратовской области»
на тему:
«Образы животных в русском народном творчестве»
Составила воспитатель:
Осинцева
Нина Петровна
Тема : «Образы животных в русском народном творчестве»
Цель: определить уровень сформированности творческих способностей у дошкольников 5-7 лет, после плодотворной деятельности детей.
Задачи:
1.Обобщить знания детей о народных росписях: Дымковская, Городецкая, Хохломская, Гжельская.
2.Формировать умение работать в группе.
3.Закрепить знания детей о домашних животных.
4.Развивать умение анализировать, обобщать.
Интеграция: «Коммуникация», «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Музыка».
Материалы, инструменты: для детей -гуашь, кисть, ножницы; для педагога – образцы домашних животных, образцы животных из каждой изученной росписи, «зеленый луг» с кармашками.
Ход:
Воспитатель рассказывает об образах животных в народном творчестве. Используя иллюстрации домашних и декоративных животных.
Воспитатель: Посмотрите на мой зеленый луг, как вы думаете, кто может гулять и пастись на нем?
^ Ответы детей.
Воспитатель: На лугу гуляет коза, корова, лошадь, баран.
Воспитатель вставляет в кармашки картинки домашних животных.
Воспитатель: Давайте вспомним, а каких животных рисовали с вами мы на занятиях?
^ Ответы детей. Воспитатель показывает декоративных домашних животных.
Далее воспитатель напоминает особенности изображения животных (форма и декор) в разных народных промыслах: Городец, Дымка, Гжель, Хохлома.
Воспитатель: Вы помните, как мы это делали. И я предлагаю поиграть в игру. Давайте разделимся на четыре группы с помощью жетонов.
^ Воспитатель раздает детям жетоны с изображением элементов каждой росписи.
Группа разделяется на четыре подгруппы.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать животных к вашей росписи. Каждая группа рисует игрушечных домашних животных: коров, лошадей, баранов, коз в традициях одного из четырех художественных промыслов.
^ Для успешного выполнения работ фоном звучит веселая народная музыка.
Воспитатель: А теперь давайте их вырежем и отпустим гулять на наш зеленый луг.
^ Изображения вырезаются и размещаются в горизонтальных карманах зеленого лужка-фона.
Воспитатель: Какой красивый стал наш луг, посмотрите, откуда забрела эта лошадка, из какой росписи?
^ Ответы детей.
Затем, анализируя выполненные изображения, дети должны определить, из какой народной росписи забрела коровка или лошадка на луг. Если называется правильно роспись, то ребенок должен сказать, как он догадался об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.
Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....
Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества
декоративное творчество...
Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.
Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....
Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества
Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...
Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...