ПАСПОРТ ПРОЕКТА «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
проект (подготовительная группа)
Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt_nar.prikl_._ispravlennyy.docx | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Проект разработан педагогами группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Тарасенко А.А., Новичковой Н.В., Карнауховой Т.Ю.
Иркутск, 2024 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Проект разработан педагогами группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Тарасенко А.А., Новичковой Н.В., Карнауховой Т.Ю.
Актуальность
Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.
Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому.
Декоративно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций и тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Оно благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
В ходе проекта дети знакомятся с различными видами росписи (дымковской, хохломской, филимоновской, гжелью), историей возникновения народных промыслов, их разнообразием.
Проект направлен на расширение знаний детей о традициях декоративно-прикладного искусства, формирование гражданско-патриотических чувств, развитие творческих способностей у дошкольников, взаимодействие всех участников этой деятельности.
Тип проекта: среднесрочный (срок реализации: ноябрь), коллективный, познавательно-творческий.
Организация проекта: создание в группе условий для активного творческого и познавательного процесса дошкольников (подбор литературы, фото, видеофильмов, тематических рисунков, альбомов), вовлечение родителей в проектную деятельность.
Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.
Продукты проектной деятельности: рисунки детей с разными видами росписи, филимоновские и дымковские игрушки изготовленные детьми и родителями, лэпбук «Гжель», альбом «Золотая хохлома», мини-музей «Рукотворные чудеса», кубики Блума.
Предполагаемые результаты проекта:
В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что у дошкольники получат ответы на интересующие их вопросы, будет происходить формирование патриотических чувств, нравственных ценностей; развитие познавательных процессов, эстетического восприятия, творческих способностей; вырабатываться умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции.
Таблица 1
Воспитатель | Дети |
1 этап. Погружение в проблему. | |
Проблемная ситуация: После просмотра видео презентации о народном декоративно-прикладном искусстве у детей появилось много вопросов, связанных с историей возникновения промыслов, созданием предметов быта, игрушек, их росписи в различных стилях. Цель проекта: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России, через потенциал художественных промыслов. Задачи проекта: 2. Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством. 3.Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям. 4. Учить преобразовывать абстрактные символы в образы. 5. Обобщать словарный запас детей и их знания о промыслах России, народных умельцев. 5. Привлекать детей и родителей к участию в проектной деятельности. 6.Воспитывать совместное сотрудничество, коммуникативные навыки, трудолюбие участников проекта.
| В результате рассуждения педагоги и дети решили: - создать кружок «Рукотворные чудеса», где будут знакомиться с различными видами орнаментов, расписывать предметы, создавать игрушки и оформлять их. -разработать лэпбук «Сказочная гжель» |
Организация деятельности | |
Видео-презентация «Знакомство с народными декоративно-прикладными промыслами» Видеофильм «Чудесная гжель» Выставка изделий «Золотая хохлома» Слайдовая презентация «Ложка деревенская» Прослушивание песен («Русский сувенир» муз. и сл. Чурилова; «Хохлома» исп. песни Орленка; «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского). ООД «Путешествие по народным промыслам». Продуктивная деятельность ООД рисование «Геометрический орнамет», «Растительный орнамент», «Украшение кружки» Выставка «Неделя народных мастеров». Подготовка игр «Сосчитай», «Найди пару», «Чья тень?», «Продолжи ряд», «Узоры». Альбом «Золотая хохлома». Творческая мастерская «Мы чудо мастера» | Просмотр видео-презентации, формулировка вопросов педагогу по ней. Рассматривание гжельской керамики, иллюстраций, альбомов, открыток: «Гжель». Рассматривание изделий с хохломской росписью. Игра на ложках. Слушанье детьми музыкальных произведений. Рисование орнаментов. Подготовка детьми рисунков и предметов к выставке. Участие в играх. Рассматривание альбома. Дети самостоятельно в центре творчества изготавливают изделия декоративно-прикладного искусства, используя разный материал. |
Беседа на тему «Русские матрешки», «». «Знакомство с культурой и традициями русского народа», «Народные праздники и игры», «Русская народная культура и быт», «Народные промыслы» Чтение художественной литературы В. Крупин «Дымка». Л. Печникова «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька». Е. Благинина «Пёстрый хоровод». «О хохломе» В. Боков; «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева. Легенды. Загадки Пословицы. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка «Хохлома» | |
Осуществление деятельности | |
В ходе предварительной беседы с детьми, было решено принести материал для изготовления игрушек, предметов посуды и ее росписи в разных стилях для занятий в кружке «Рукотворные чудеса» Создании «Лепбука «Сказочная гжель» Кружковая деятельность «Рукотворные чудеса». Оформление мини-музея по народному декоративно-прикладному искусству.
| Дети распределяют между собой, какой материал принесут для изготовления игрушек, предметов посуды и росписи (краски, гуашь, деревянные заготовки, глину) Дошкольники создают разные виды орнаментов и оформляют ими игрушки, предметы. Подбор предметов для создания мини-музея, участие в его оформлении. Совместное изготовление с родителями дымковских и филимоновских игрушек из глины. |
Презентация | |
1.Творческое представление детьми мини-музея «Рукотворные чудеса». 2.Презентации лепбука «Сказочная гжель» 3.Альбом с играми «Золотая хохлома» | Дети в народных костюмах рассказывают о создании мини-музея. Читают стихи. |
Используемая литература:
1. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006 г.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008 г.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб.: Акцидент, 1997 г.
6. Романова А. Ф. Народные промыслы. 2003 г.
7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
8. Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
9. Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
Приложение 1
Легенды
Легенда «Золотая Хохлома». (знакомство детей с искусством Хохломы)
I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет».
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
«Дымковская сказочная страна».
Люди придумали лепить дымковские игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – «Свистопляска».
«Чудо Филимоновских свистулек».
С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву
Глиняные забавы!
«Знакомьтесь, русская матрешка»
Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные!
Физкультминутка «Хохлома»
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Пальчиковая гимнастика
«Хохлома»
Листочки, ягодки, цветочки (загибают пальчики)
Стебельки и завитки (разгибают пальчики)
Расписала нам сама Золотая Хохлома (каждый пальчик по очереди соприкасается с большим пальчиком).
«Гжель»
Наши синие цветы
Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши синие цветы
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
«Дымковская барышня»
Мы игрушки расписные(Сжимают и разжимают пальчики)
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельки
Щеки будто яблочки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Загадки о народных декоративно-прикладных промыслах.
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать!
Загляделася старушка-
а в руках - одна игрушка.
(Матрешки)
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки)
ПОСЛОВИЦЫ О МАСТЕРАХ, ТВОРЦАХ, ТАЛАНТЛИВЫХ
ЛЮДЯХ
Дело мастера боится.
Каков мастер, такова и работа.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Люби дело — мастером будешь.
У плохого мастера и пила плохая.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Каковы дела, такова и слава.
ООД «Путешествие по народным промыслам».
Цель:
Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи: Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно -прикладного искусства.
Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Ход
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.
Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят
Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки».
Давайте рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.
Что за чудо, что за диво,
Сколько радости вокруг!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Помогите мне, ребята, рассказать мне про изделия русских мастеров. Но в начале послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда товар такой?
Дети: Хохлома (рассматривание изделий и картинок)
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.
Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белой.
Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?
Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.
Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.
Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.
Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?
Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.
Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку:
Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка. (дети рассматривают игрушки и картинки).
Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Воспитатель. следуюющая загадка
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны .(филимоновская игрушка)
Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки? Верно из глины.
Рассказ воспитателя
По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.
Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)
Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)
Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.
Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:
Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо-влево)
А сейчас я предлагаю вам собрать пазлы. И посмотреть, что получится.
Воспитатель предлагает детям собрать свой пазл и назвать к какому виду декоративно прикладного искусства относится это изделие.
Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. На следующих занятиях мы будем сами учится рисовать узоры и создавать изделия как настоящие мастера. До новых встреч на наших занятиях.
Консультация для родителей: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.»
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается. Уважаемые мамы и папы! Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Из истории… Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет! На занятиях лепкой у 11 детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.
2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой «колбаски», свернутой «косичкой»
3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета, и , напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. У вас вместе все обязательно получится! Желаем успеха и хорошего настроения! Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство "Чудесная тестопластика".
Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «Чудесная тестопластика»....
ПРОЕКТ «Народные промыслы города Павлово» для детей старшего дошкольного возраста
https://cloud.mail.ru/public/Hwer/iQTLqmaZnТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...
Паспорт проекта по декоративно-прикладному творчеству Нижегородской области в старшей группе "Не будет скуки, коль заняты руки"
Паспорт проекта содержит цели, задачи, предполагаемые рзультаты, мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению детей старшей группы с такими текстильными промыслами Нижегородского края, как: Балах...
СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной...
Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ
Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...
Презентация "Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста"
Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках....