Сенсорное развитие на год 1 мл.гр.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Цель – формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.
Задачи:
- Развивающие:
- Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предметному окружению.
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
- Образовательные:
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
- Способствовать умению детей называть свойства предметов.
- Активизировать речь детей.
Отличительные особенности данного плана по самообразованию:
- использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;
- использование дидактических игр, изготовленных своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_sensornoe_razvitie_v_rannem_vozraste.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 «Ладушки»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: Сенсорное развитие «Малышок»
Возраст детей: 2 – 3 года
Подготовила:
воспитатель первой младшей группы
Иванова А.В.
г.о. Подольск, 2018 г.
Цель – формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.
Задачи:
- Развивающие:
- Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предметному окружению.
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
- Образовательные:
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
- Способствовать умению детей называть свойства предметов.
- Активизировать речь детей.
Отличительные особенности данного плана по самообразованию:
- использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;
- использование дидактических игр, изготовленных своими руками.
План по самообразованию способствует:
- стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;
- развитию мелкой моторики;
- созданию положительного эмоционального фона;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Основными формами работы является учебно-практическая деятельность. В основе обучения лежит фронтальные занятия с группой детей (30 занятий в год).
Режим занятий 1 раз в неделю, с детьми первой младшей группы (2 – 3 лет) – 10 минут.
Используются следующие формы работы на занятиях:
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа.
Для первоначальной диагностики используются следующие формы:
анкетирование;
наблюдение;
практическая работа.
Перспективный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет
Месяц | Занятие | Задачи | Оборудование, материалы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | Выбор темы | Подобрать методическую литературу | Методическая литература, интернетресурсы |
Октябрь | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала | Игрушки и игры с уголка сенсорики |
«Мозаика» | Учить составлять узоры. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать умение играть в коллективе. | Пластины, мозаика | |
«Матрешка» | Учить детей разбирать и складывать матрешки. Развивать мелкую мускулатуру рук. | Матрешки | |
«Подбери пару» | Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение после игры убирать игру на место. | Пазлы с рисунками разного цвета. | |
Ноябрь | «Пирамидка» | Учить детей надевать колечки разного цвета на стержни. Развивать координацию движения рук. | Пирамидка с колечками, со стаканчиками. |
«Укрась чайник» | Учить детей находить кружочек определенного цвета. Развивать мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к игре. | Картонные чайники, кружочки разных цветов. | |
«Закрой окошко» | Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств величины и формы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать усидчивость. | Домики с отверстиями, вкладыши (круги, квадраты, прямоугольники.) | |
«Найди свой домик» | Учить находить карточку (кружок) определенного цвета, определенной величины. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе. | Карточки с отверстиями разного цвета и величины, вкладыши – круги, маленькие и большие, красные, желтые, зеленые, синие. | |
Декабрь | «На лесной полянке» | Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать умение играть дружно, уступать друг другу. | Книга из фетра по сенсорике. |
«Посади бабочек на цветочки» | Учить соотносить предметы по цвету. | Картонные бабочки и цветочки. | |
«Солнышко смеется» | Учить детей находить прищепки желтого цвета и прицеплять их на солнышко. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать ритмичность. | Солнышко, прищепки. | |
«Шары» | Учить находить определенный цвет. Развивать мелкие мышцы пальцев, зрительную память. Воспитывать усидчивость. | Шары с отверстиями, шнур гусенечка разных цветов. | |
Январь | «Спрячь мышку» | Учить детей находить карточку определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. | Картонная карточка с изображением мышки, карточки разных цветов, игрушка-мышка. |
Су-джок | Развитие мелкой моторики рук. | Су-джок шарики и колечки. | |
Февраль | «Счетные палочки» | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Развитие мелкой моторики. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. | Счетные палочки |
«Собери цепь» | Учить детей соединять колечки. Развивать мелкую моторику рук. | Колечки разного цвета. | |
«Какого цвета бабочки» | Учить узнавать и правильно называть основные цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать усидчивость. | Картонные бабочки разных цветов. | |
«Умные шнурочки» | Учить нанизывать шнурки в дырочки. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать аккуратность, подвижность рук. | Картонные рисунки с дырочками, разноцветные шнурки. | |
Март | «Погладь меня» | Развивать тактильные ощущения. Воспитывать желание сохранить интерес к заданию. | Книжка с разными поверхностями. |
«Подбери платье» | Учить узнавать и правильно называть определенный цвет. Развивать зрительную память. Воспитывать уверенность в себе. | Силуэты девочек из картона. Платья разного цвета. | |
«Пересыпание ложкой» | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Горох, ложки, глубокие емкости. | |
«Собери бусы» | Закреплять умение группировать предметы по цвету, величине, учить нанизывать бусы на нитку. | Нитки, деревянные бусы большие и маленькие. | |
Мастер-класс с родителями | Арт-методика «Веселые мукосольки»: тестопластика для малышей | Мука, соль, пищевые красители, небольшие стеки, маленькие скалки (фигурные), разделочные доски, формиочки и др. | |
Апрель | «Домино» | Учить находить домино определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение после игры убирать игрушки на место. | Домино с разными цветами. |
«Пирамидка» | Учить детей собирать и разбирать пирамидку из стаканчиков. Развивать у детей сенсорный опыт. Воспитывать умение играть спокойно, тихо. | Пирамидка из стаканчиков | |
«Найди пару» | Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение играть вместе, дружно. | Картонные блюдца и чашки разных цветов. | |
«Паровоз» | учить складывать паровоз из нескольких вагонов, прикреплять колеса. Развивать моторику рук. Воспитывать положительное отношение к игре. | Паровоз картонный, вагоны. | |
Май | «Воздушные шары» | Учить находить белые и черные цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе. | Узкие полоски картона и кружки шести цветов. |
«Строим дорожку» | Учить детей находить предметы определенного цвета, чередовать цвета, соединять мозаику. Развивать внимание. Воспитывать интерес к играм. | Крупная мозаика. | |
«Собери рисунок» | Учить детей собирать одно целое из нескольких частей. Развивать мелкую мускулатуру рук. Воспитывать усидчивость. | Картонные разрезные рисунки. | |
Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
Методы и приёмы, используемые на занятиях:
Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий мной была выбрана игровая форма. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы). На занятиях применяются множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения. Применяемый метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения практической работы.
Материально-техническое обеспечение:
Детали крупной мозаики. Шаблоны, прищепки. Игрушки разной величины с уголка сенсорики. Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Пирамидки. Шнурки, бусы. Домино. Матрешки. Карточки с разными рисунками. Картонные чайники, блюдца, бабочки, цветочки, мышки, паровоз. Кубы, доски с отверстиями и вкладышами к ним. Юбка с пуговицами. Су-джок шарики и колечки. Счетные палочки. Книжка с разными поверхностями.
Ожидаемый результат:
К концу года дети должны:
- быть успешными в предметной деятельности;
- знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);
- различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
Список использованной литературы:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- И.А. Лыкова. Арт-методики для развития малышей – М.: ООО ИД «Цветной мир», 2018.
- И.С. Погудкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.
- Е.Бурлак. – Аксай: ООО «Издательский дом «Проф-пресс», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
Сенсорное развитие детей. Игры на развитие сенсорного воспитания у детей. https://cloud.mail.ru/public/BV7D/jwTC9fbrW
Сенсорное развитие детей....
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию Тема: «Путешествие на лесную полянку к белочке» (математическое и сенсорное развитие) (2 младшая группа)
Конспект для второй младшей группы по сенсорному развитию....
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...