Сенсорное развитие на год 1 мл.гр.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Иванова Анна Валерьевна

      Цель – формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.

        

      Задачи: 

  • Развивающие:

- Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

  • Воспитательные:

- Воспитывать интерес к предметному окружению.

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

  • Образовательные:

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

- Способствовать умению детей называть свойства предметов.

- Активизировать речь детей.

    

      Отличительные особенности данного плана по самообразованию:

- использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;

- использование дидактических игр, изготовленных своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sensornoe_razvitie_v_rannem_vozraste.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Ладушки»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Сенсорное развитие «Малышок»

Возраст детей: 2 – 3 года

Подготовила:

воспитатель первой младшей группы

Иванова А.В.

г.о. Подольск, 2018 г.

      Цель – формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.

         

      Задачи: 

  • Развивающие:

- Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

  • Воспитательные:

- Воспитывать интерес к предметному окружению.

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

  • Образовательные:

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

- Способствовать умению детей называть свойства предметов.

- Активизировать речь детей.

     

      Отличительные особенности данного плана по самообразованию:

- использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;

- использование дидактических игр, изготовленных своими руками.

       

       План по самообразованию способствует:

- стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;

- развитию мелкой моторики;

- созданию положительного эмоционального фона;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Основными формами работы является учебно-практическая деятельность. В основе обучения лежит фронтальные занятия с группой детей (30 занятий в год).

       

        Режим занятий 1 раз в неделю, с детьми первой младшей группы (2 – 3 лет) – 10 минут.

Используются следующие формы работы на занятиях:

  • Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
  • Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
  • Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами.

Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа.

       Для первоначальной диагностики используются следующие формы:

  анкетирование;

  наблюдение;

  практическая работа.

Перспективный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет

Месяц

Занятие

Задачи

Оборудование, материалы

1

2

3

4

Сентябрь

Выбор темы

Подобрать методическую литературу

Методическая литература, интернетресурсы

Октябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала

Игрушки и игры с уголка сенсорики

«Мозаика»

Учить составлять узоры. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать умение играть в коллективе.

Пластины, мозаика

«Матрешка»

Учить детей разбирать и складывать матрешки. Развивать мелкую мускулатуру рук.

Матрешки

«Подбери пару»

Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение после игры убирать игру на место.

Пазлы с рисунками разного цвета.

Ноябрь

«Пирамидка»

Учить детей надевать колечки разного цвета на стержни. Развивать координацию движения рук.

Пирамидка с колечками, со стаканчиками.

«Укрась чайник»

Учить детей находить кружочек определенного цвета. Развивать мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к игре.

Картонные чайники, кружочки разных цветов.

«Закрой окошко»

Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств величины и формы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать усидчивость.

Домики с отверстиями, вкладыши (круги, квадраты, прямоугольники.)

«Найди свой домик»

Учить находить карточку (кружок) определенного цвета, определенной величины. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе.

Карточки с отверстиями разного цвета и величины, вкладыши – круги, маленькие и большие, красные, желтые, зеленые, синие.

Декабрь

«На лесной полянке»

Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать умение играть дружно, уступать друг другу.

Книга из фетра по сенсорике.

«Посади бабочек на цветочки»

Учить соотносить предметы по цвету.

Картонные бабочки и цветочки.

«Солнышко смеется»

Учить детей находить прищепки желтого цвета и прицеплять их на солнышко. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать ритмичность.

Солнышко, прищепки.

«Шары»

Учить находить определенный цвет. Развивать мелкие мышцы пальцев, зрительную память. Воспитывать усидчивость.

Шары с отверстиями, шнур гусенечка разных цветов.

Январь

«Спрячь мышку»

Учить детей находить карточку определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Картонная карточка с изображением мышки, карточки разных цветов, игрушка-мышка.

Су-джок

Развитие мелкой моторики рук.

Су-джок шарики и колечки.

Февраль

«Счетные палочки»

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Развитие мелкой моторики. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Счетные палочки

«Собери цепь»

Учить детей соединять колечки. Развивать мелкую моторику рук.

Колечки разного цвета.

«Какого цвета бабочки»

Учить узнавать и правильно называть основные цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать усидчивость.

Картонные бабочки разных цветов.

«Умные шнурочки»

Учить нанизывать шнурки в дырочки. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать аккуратность, подвижность рук.

Картонные рисунки с дырочками, разноцветные шнурки.

Март

«Погладь меня»

Развивать тактильные ощущения. Воспитывать желание сохранить интерес к заданию.

Книжка с разными поверхностями.

«Подбери платье»

Учить узнавать и правильно называть определенный цвет. Развивать зрительную память. Воспитывать уверенность в себе.

Силуэты девочек из картона. Платья разного цвета.

«Пересыпание ложкой»

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

«Собери бусы»

Закреплять умение группировать предметы по цвету, величине, учить нанизывать бусы на нитку.

Нитки, деревянные бусы большие и маленькие.

Мастер-класс с родителями

Арт-методика «Веселые мукосольки»: тестопластика для малышей

Мука, соль, пищевые красители, небольшие стеки, маленькие скалки (фигурные), разделочные доски, формиочки и др.

Апрель

«Домино»

Учить находить домино определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение после игры убирать игрушки на место.

Домино с разными цветами.

«Пирамидка»

Учить детей собирать и разбирать пирамидку из стаканчиков. Развивать у детей сенсорный опыт. Воспитывать умение играть спокойно, тихо.

Пирамидка из стаканчиков

«Найди пару»

Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение играть вместе, дружно.

Картонные блюдца и чашки разных цветов.

«Паровоз»

учить складывать паровоз из нескольких вагонов, прикреплять колеса. Развивать моторику рук. Воспитывать положительное отношение к игре.

Паровоз картонный, вагоны.

Май

«Воздушные шары»

Учить находить белые и черные цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе.

Узкие полоски картона и кружки шести цветов.

«Строим дорожку»

Учить детей находить предметы определенного цвета, чередовать цвета, соединять мозаику. Развивать внимание. Воспитывать интерес к играм.

Крупная мозаика.

«Собери рисунок»

Учить детей собирать одно целое из нескольких частей. Развивать мелкую мускулатуру рук. Воспитывать усидчивость.

Картонные разрезные рисунки.

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

       

        Методы и приёмы, используемые на занятиях:

Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий мной была выбрана игровая форма. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы). На занятиях применяются множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения. Применяемый метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения практической работы.

       Материально-техническое обеспечение:

       Детали крупной мозаики. Шаблоны, прищепки. Игрушки разной величины с уголка сенсорики. Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Пирамидки. Шнурки, бусы. Домино. Матрешки. Карточки с разными рисунками. Картонные чайники, блюдца, бабочки, цветочки, мышки, паровоз. Кубы, доски с отверстиями и вкладышами к ним. Юбка с пуговицами. Су-джок шарики и колечки. Счетные палочки. Книжка с разными поверхностями.

        Ожидаемый результат:

        К концу года дети должны:

- быть успешными в предметной деятельности;

- знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);

- различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

- идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

  

Список использованной литературы:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  4. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  6. И.А. Лыкова. Арт-методики для развития малышей – М.: ООО ИД «Цветной мир», 2018.
  7. И.С. Погудкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.
  8. Е.Бурлак. – Аксай: ООО «Издательский дом «Проф-пресс», 2016.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...