Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» ( Лого-робот пчелка Bee-bot )
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bibot_andronova.docx | 88.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Умная пчелка»
( Лого-робот пчелка Bee-bot )
Автор - составитель:
Педагог – психолог
Андронова М. П
Направленность (профиль) программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умная пчелка»
(Лого-робот пчелка Bee-Bot) (далее Программа) имеет техническую направленность.
Актуальность программы:
Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.
Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.
Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.
С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, разработана и реализуется данная Программа.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.
Реализация программы позволит сформировать современную практико ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально- исследовательскую деятельность детей.
Адресат программы: Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Важным фактором, стимулирующим развитие творческих способностей, является речь.
К 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от
простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 - 3 тысячи слов, а знают еще больше - около 14 - 15 тысяч слов.
Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка – дошкольника.
Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой.
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я - реальном» и «Я - идеальном» дифференцируются более четко.
У детей 5 - 6 лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка - дошкольника.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими
изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Самооценка ребенка 5 - 6 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
Наряду с развитием мышления, речи у ребенка 5 - 6 лет развивается и внимание.
К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, так же это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.
В 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют, будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения, которое и обуславливает развитие творческих способностей ребенка.
Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.
Также способствует развитию воображения увеличение личного опыта ребенка, а также некоторая произвольность внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он уже воспринимает как самостоятельные и которыми он начинает оперировать в своем воображении.
Несмотря на то, что на данном этапе воображение уже можно считать произвольным, на первых порах оно требует внешней направленности со стороны взрослого. Например, когда взрослый просит что-то сделать ребенка (нарисовать дерево, построить из кубиков домик и т.д.). Ребенок, чтобы выполнить просьбу взрослого, вначале должен представить в своем воображении образ того, что он будет делать, и только потом он преступает к непосредственному действию.
Чем старше становится ребенок, тем меньше его воображению требуется внешней инициативы. В этот момент ребенок начинает использовать произвольное воображение, без всякого участия взрослого.
Этот скачек в психическом развитии в первую очередь заметен в играх ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.
Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, тем самым, ориентируя человека в процессе жизнедеятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта способствует его предметному воплощению. Если же этих сведений мало, и добыть невозможно, помогает творческое мышление и воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая в дальнейшем будет проверена логикой.
В 5 - 6 летнем возрасте эта способность особенно необходима ребенку, так как ему в достаточно сжатые сроки необходимо выстроить свое четкое понимание картины мира, причем она должна быть максимально реалистичной, что в свою очередь в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.
Воображение помогает старшим дошкольникам активно взаимодействовать с окружающей действительностью, воспринимать и усваивать огромный поток информации, устанавливать взаимосвязи и таким образом расширять свой опыт и кругозор.
Развитие воображения способствует более быстрому развитию других психических процессов, усвоению новых знаний и, таким образом, подготавливает 5-6 летнего ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Стимулирование познавательной активности, создание чего-то нового как в воображении, так и в действительности, способствует тому, что у ребенка процессе творческой деятельности проявляются и развиваются творческие способности, которые, начав активно развиваться в дошкольном возрасте, продолжают совершенствоваться и в процессе обучения в школе.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 9 месяцев
На полное освоение программы требуется 36 часов
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп 6 - 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 академический час - 25 минут, между занятиями установлены 10-минутные перерывы.
Педагогическая целесообразность:
Использование Программы дополняет содержание раздела «Познавательное развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное познавательное развитие ребенка. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные развивающие задачи: возможностей для изучения причинно-следственной связи, развитию у детей познавательной активности.
Принцип тематического планирования в Программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств развития технических способностей.
Практическая значимость:
Формирование и поддержка познавательной активности детей в различных видах деятельности.
Ведущая идея данной программы — создание современной практико- ориентированной образовательной среды, позволяющей всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуально – познавательного, коммуникативного и речевого развития, развитие творческих способностей¸ качеств личности, получать новые образовательные результаты.
Цель: формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.
Задачи:
Обучающие:
- Обучить элементарному программированию.
Развивающие:
- Развитие логического мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования).
- Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения.
- Развитие пространственной ориентации.
- Обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде
Принципы отбора содержания:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы:
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.
Этапы работы:
- На начальном этапе реализации проекта дети знакомились с лого-роботом через настольные игры, роль пчелки выполняли фишки. Настольные игры использовались в следующих образовательных областях – «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие».
- Следующий этап знакомства – дети сами становились пчелками, поля были расчерчены на полу. Таким образом, закреплялись методика и технология использования робота.
- На третьем этапе, дети работали с напольным лого роботом по полям, которые были разработаны, в том числе, и с участием родителей. Дети освоили основы программирования.
- Дети старшего дошкольного возраста выполняли задания на интерактивной панели в программе Mapi Games, где лого робот пчелка является программируемым персонажем, движение которого по игровому полю программируется ребенком с помощью интерактивного пульта.
С помощью лого робота можно увлекательно и необычно организовать не только образовательный процесс, но и свободное от занятий время. Дети могут использовать проигранные сценарии в совместной со сверстниками деятельности. Разработанные педагогами игровые коврики легко могут ребят джунгли, зоопарк, на самые высокие горы или берег океана. Возможность самостоятельно полностью погрузиться в процесс игры.
Приоритетным направлением деятельности на ближайшее время является разработка рекомендаций для применения лого робота в работе с родителями. Эта интерактивная игрушка может стать отличным инструментом, который может применять педагог в работе родительского клуба, консультировании родителей дошкольников
Прогнозируемые результаты:
- Обучить элементарному программированию.
- Развитие логического мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования).
- Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения.
- Развитие пространственной ориентации.
- Обогащение словарного запаса.
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде
Формы подведения итогов реализации программы:
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития способностей.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв родителей, статьи в СМИ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: смотры, открытые мероприятия, отчет итоговый.
Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей на открытых мероприятиях.
Организационно-педагогические условия реализации Программы:
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной Программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ МО "СГО" - д/с № 7 "Огонек", правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ МО "СГО" - д/с № 7 "Огонек", Положение о дополнительной общеразвивающей программе. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации Программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией Программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации Программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Материально-технические условия:
Групповая комната, соответствующая санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (мольберт, коврики).
Технические средства: телевизор, наглядные пособия, акустическая система (музыкальная колонка), мультфильмы.
Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы ближайшего окружения, иллюстрации, дидактические игры на развитие творческого воображения.
Раздаточный материал: «Лого-робот пчелка Bee-Bot», методические коврики, корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением листа, карточки с изображением грибов, маски животных для робота, карточки-схемы слова, карточки со схемами слоговой структуры или карточки с цифрами.
Оборудование для физминуток: мячи, обручи.
Кадровые условия.
Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих
методических видов продукции:
- мультимедийные презентации для занятий;
- архив аудио, видео и фотоматериалов;
- методические разработки занятий.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).
Методы,в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);
- стимулирования (выставки, смотры, поощрения).
Методические рекомендации
для педагогов дошкольных учреждений, применяющих в педагогической деятельности мини-робота «Лого-робот пчелка Bee-Bot».
Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.
- Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.
- Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.
- Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
2.Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | С какого дерева лист | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Где растут грибы | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Кто где живет | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Накорми животное | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Помоги пчелке найти дорогу домой | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Листопад | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Овощи фрукты | 3 | 0,5 | 2,5 |
9 | Съедобные и ядовитые | 3 | 0,5 | 2,5 |
10 | Волшебные звуки | 3 | 0,5 | 2,5 |
11 | Волшебные слоги | 3 | 0,5 | 2,5 |
12 | Одежда | 3 | 0,5 | 2,5 |
13 | Птицы | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 | Транспорт | 2 | 0,5 | 1,5 |
15 | Морские обитатели | 3 | 0,5 | 2,5 |
16 | Зоопарк | 3 | 0,5 | 2,5 |
17 | Лесные звери | 2 | 0,5 | 1,5 |
18 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
ИТОГО | 36 | 9 | 27 |
- Содержание программы
(36 часов, 1 академический час в неделю)
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Цель: научить выстраивать и планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных нами специально для реализации данной программы.
На начальном этапе реализации программы дети знакомились с лого-роботом через настольные игры, роль пчелки выполняли фишки. Настольные игры использовались в следующих образовательных областях – «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие»
Следующий этап знакомства – дети сами становились пчелками, поля были расчерчены на полу.
Таким образом, закреплялись методика и технология использования робота.
Тема 2. Игровая ситуация: «С какого дерева лист» (1 ч.)
Цель: закрепление знаний детей о разнообразии деревьев, умение различать их и находить нужное растение.
Мотивация. Звери готовятся к празднику и решили сделать красивую гирлянду из листьев деревьев, но у них только по одному листочку с дерева. Как помочь животным?
- Педагог предлагает детям фишки разного цвета.
- Педагог предлагает детям выбрать лист с дерева. 3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.
- Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
- Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предложения
- Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.
- Дети берут лист с дерева, называют с какого дерева лист, находят дерево на игровом поле.
- Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
- Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.
Тема 3.Игровая ситуация: «Где растут эти грибы» (1 ч.)
Цель: формировать умение детей образовывать однокоренные слова: берёза- подберёзовик и т. д.
Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов, учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.
Мотивация. Лисичка собирается в гости к белочке и решила принести в подарок грибы, но не знает, под каким деревом растут эти грибы.
- Педагог предлагает детям выбрать гриб из корзинки
- Педагог предлагает по названию гриба найти место его произрастания в лесу 3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.
- Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
- Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предположения
1.Дети выбирают гриб и по внешнему виду определяют его название. 2.Дети находят дерево, под которым растет гриб.
- Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
- Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.
Тема 4 .Игровая ситуация «Кто, где живет» (1 ч.)
Цель: формирование умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Мотивация. Слоненок подружился с лесными зверями и решил навестить их. Но он не знает, кто, где живет. Как помочь слоненку?
- Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.
- Педагог предлагает детям маршрутный лист.
- Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
- Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предположения
- Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.
- Ищут на поле его место обитания и на маршрутном листе прокладывают
путь.
- Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с
отправной точки до своего «дома».
Тема 5. Игровая ситуация «Накорми животное» (1 ч.)
Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных в природе
Мотивация. Волчонок празднует свой день рождения и решил угостить своих друзей, но не знает, кто, чем питается. Как помочь волчонку?
.Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.
- Педагог предлагает детям маршрутный лист.
- Наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
- Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предположения
- Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.
- Ищут на поле пищу для своего животного и на маршрутном листе прокладывают путь.
- Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «лакомства».
Тема 6. Игровая ситуация «Помоги пчелке найти дорогу домой» (1 ч.)
Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.
Учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат. Формировать навыки чтения плана.
Мотивация. Педагог ставит перед детьми проблему «пчелка заблудилась». У каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте. 1.Предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.
- Педагог предлагает детям маршрутный лист.
- Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
- Совместно с детьми подводит итоги.
- Дети объединяются в микро-группы и выбирают план-карту.
- Ориентируясь по плану, дети прокладывают путь на маршрутном листе. 3.Программируют робота.
После этого ставят робота на отправную точку и запускают его.
Тема 7. «Листопад» (2 ч.)
Дети пришли в осенний парк. В парке они увидели разные деревья. Березу, осину, клен, дуб, рябину…
Осенняя погода непредсказуема. Подул прохладный ветерок и сорвал со всех деревьев листочки.
Ребята побежали собирать опавшие листья. Получились очень нарядные красочные букеты.
С каких деревьев эти листья?
Найди на поляне листья тех деревьев, которые ребята увидели в парке.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
Тема 8 «Овощи и фрукты» (3 ч.) История 1.Винни Пух и его друг Пятачок шли в гости к Кролику.
Когда друзья шли через сад, вспомнили, что Кролик просил их собрать в саду фрукты и овощи.
Они набрали целую корзину. Принесли тяжелую корзину к домику Кролика. Кролик посмотрел, что собрали его друзья и очень удивился – всё перепуталось и перемешалось!!! Давайте поможем незадачливым приятелям и разложим в отдельные корзины фрукты и овощи, чтобы у Кролика получился вкусный обед. Фруктовый компот и овощной суп.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
История 2.
Наступила осень. Бабушка собрала урожай и разложила на кухне. Скоро приедут внуки, навестить любимую бабушку. Как же без гостинцев? Бабушка достала с полки старинную книгу с рецептами и раскрыла ее.
«Варенье фруктовое»
«Варенье из садовых ягод»
«Варенье из лесных ягод»
«Овощное ассорти»
«Пирог яблочно-сливовый»
Давайте поможем бабушке выбрать необходимые продукты для приготовления.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
История 3.
Скоро осенняя ярмарка! И воспитатель в детском саду дала детям очень интересное задание. Смастерить из овощей или фруктов и принести в садик осеннюю поделку.
Костя с мамой сделали ёжика из картофеля;
Катя с бабушкой смастерили единорога из моркови; Сеня принес в садик автомобиль из кукурузы;
Маше помогал дедушка, и они сделали мышку из репы; Даша придумала стрекозу из стручков зелёного горошка; Наташа сделала целую картину из луковой шелухи;
Стас принес самолет из моркови;
Найди на поле овощи, которые пригодились ребятам для поделок
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
Тема 9. «Съедобные и ядовитые» (3 ч.) История 1.
Белка попросила своих маленьких бельчат собрать на полянке грибы. Бельчата с радостью побежали в лес и набрали полную корзинку красивых грибочков. И принесли ее маме белке. Белка внимательно посмотрела на принесенные грибы и сказала: «Не все грибы из этой корзины можно есть. Пусть они и очень красивые… Но эти грибы
ядовитые.» И мама-белка показала лапой на ядовитые грибы. Теперь бельчата навсегда запомнили какие грибы можно есть, а какие нельзя. А вы, ребята, знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые?
Найдите на поляне сначала съедобные грибы и назовите их. А теперь ядовитые.
Запрограммируйте пчелку-робота, так, чтобы она остановилась на правильных ответах.
История 2 .
На уроке учительница спросила ребят. Все ли ягоды можно есть. Петя поднял руку и громко сказал: «Да! Все ягоды можно есть! Они сладкие и вкусные!»
А вы, ребята, как считаете, за что учительница поставила двойку Пете? Какие ягоды съедобные, а какие ядовитые?
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
История 3.
Бедный маленький зайчик заболел. Мама зайчиха позвала доктора Филина. Старый Филин прилетел и осмотрел больного. Зайчик жаловался на головную боль. Доктор Филин спросил, что ел сегодня зайчик. Зайчик рассказал, что ел ягоды, которые растут на
солнечной полянке. Доктор Филин покачал головой и сообщил, что не все ягоды с этой полянки можно есть. Там растут и ядовитые тоже. Доктор Филин быстро поставил зайчика на ноги, и теперь маленький зайчик навсегда запомнил, какие ягоды есть ни в коем случае нельзя.
Какие ягоды съедобные, а какие ядовитые?
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
Тема 10. Игровая ситуация «Волшебные звуки» (3 ч.)
Цель: закреплять умения определять местоположение звука в слове.
- Педагог предлагает детям фишки разного цвета.
- Педагог предлагает карточку для определения местоположения звука в слове.
- Педагог называет звук, местоположение которого необходимо найти. 4.Педагог предлагает детям маршрутный лист.
- Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
- Совместно с детьми подводит итоги.
- Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.
- дети рассматривают карточку.
- Дети называют дерево в названии, которого есть определенный звук и его местоположение в слове. Затем находят это дерево на игровом поле.
- Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
- Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этого дерева.
Тема 11. Игровая ситуация «Волшебные слоги» (3 ч.)
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов. 1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета.
- Педагог предлагает детям карточки с цифрами. Детям нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.
- Педагог предлагает детям маршрутный лист.
- Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
- Совместно с детьми подводит итоги.
- Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.
- Дети называют цифру и ищут на коврике картинку, название которой соответствует количеству слогов .
- Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
- Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этой картинки. Закрывают картинку карточкой с цифрой.
Тема 12 «Одежда» (3 ч.)
История 1.
Витя собирался пойти в парк прогуляться осенним деньком. Перед тем, как одеваться он выглянул в окно и увидел, что на улице идет дождь.
Давайте поможем Вите одеться по погоде.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
История 2.
Мама прибиралась в семейном гардеробе и убирала лишнюю одежду. Из комнаты к ней вышла маленькая дочка и спросила: «А какую одежду ты убираешь?». Мама ей ответила:
«Я складываю летние вещи до следующего лета, а достаю осеннюю и зимнюю одежду. Она нам скоро пригодится… Ведь за окном уже осень.»
Помоги им выбрать нужные вещи к следующему сезону.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами
Тема 13.«Птицы» (2 ч.)
Ворона Каркуша была на лесном совете в березовой роще. И у журавля узнала, что птицы собираются на юг, потому что стало холодать. Дни стали короче. Корма становится
меньше. Приближается хмурая осень, а за ней голодная зима. Каркуша не знает нужно ли ей лететь на юг.
Помоги Каркуше разобраться какие птицы перелетные, а какие зимующие и нужно ли ей улетать в теплые края.
Найди на поле сначала перелетных птиц, назови их. А затем зимующих.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
Тема 14 «Транспорт» (2 ч.)
Добрый доктор Айболит получил тревожное письмо из Африки. Акула- Каракула зовет на помощь в Лимпопо. У бедных несчастных африканских животных заболели животики и им срочно нужна медицинская помощь. Доктор бросился на помощь. И прибыл к берегу
синего моря. А как перебраться на другой берег не знает. На чем доктор Айболит может пересечь глубокое море?
Найдите на поляне карточки с изображением водного транспорта.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
Тема 15 «Морские обитатели» (3 ч.)
Геннадий Семенович – знаменитый морской биолог. И очередная экспедиция его привела на морское побережье. В порту его уже ждал огромный корабль. Геннадий Семенович поднялся на борт корабля, и капитан приказал отдать швартовый, поднять якорь.
Корабль вышел из порта и взял курс на восток. Корабль был оснащен по последнему слову техники. На борту был батискаф.
Утром ученый взял все необходимое и спустился на дно моря.
Каких морских обитателей встретил на своем пути Геннадий Семенович? Назови животных, которых видишь на картинках.
Для неё волна – качели, И плывёт она без цели Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода.
Медуза.
Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет.
Морская звезда.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок: Рыбок друг … Морской конёк.
Как громадный пароход, В океане он плывет,
Без трубы и без винта, На спине его – фонтан. Кит.
Море синее прекрасно. Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не
«хватанула» Кровожадная … Акула.
Я вовсе не сороконожка!
Где столько взять для ног сапог?
Мне хватит восемь! Так немножко…
Ответьте кто я?…
Осьминог. 13
От врагов спасаясь сильных, Пятясь головой назад, Маскируясь я в чернильный Разлохмаченный халат Каракатица.
Этот зверь клыкастый, Вместо ног – ласты, Хвост по льду волочится, Мороза зверь не боится. Морж.
С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же В мире памятник стоит?
Дельфин.
Что за звери это все же? Средь дельфинов и китов Впрямь похожи-препохожи На кусты густых цветов Актинии.
Далеко на самом юге,
Где лишь лёд, мороз и вьюги, Не снимая черный фрак,
В море прыгает рыбак.
Пингвин.
В Черном море знаменит я Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый Костяной кинжал ношу Скат.
Возле скал под ветром влажным, Кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах Загорает у морей?
Тюлень.
В глубине морской живет, Быстро под водой плывет. Много у нее иголок,
Как у ежиков и елок.
Рыба Ёж.
Есть у нас один работник - На все руки мастер-плотник. Хоть в воде его пила –
Не ржавеет никогда!
Рыба-пила.
На спине полоски носит.
- Это зебра? – кто-то спросит. Нет, она в воде плывет, Плавники она несет.
Рыба полосатая, Рыба-клоун.
Ползет в море паук – Восемь ног, пара рук. В руках клешни,
В глазах – испуг.
Краб.
Она отлично всем знакома. Она всегда и всюду дома. Нет дома для неё родней - Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха. Кто – эта крепость?
Черепаха.
На мели сидит, усами шевелит, А гулять пойдёт задом наперёд. Рак.
Обжил реки и моря, Длинный он, но не змея. Угорь.
Будет страшно, если голод Одолеет рыбу-…
Рыба-молот.
Царство рыб, китов, кальмаров, Звезд морских, медуз, кораллов. Океан.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответа
Тема 16. Коврик «Зоопарк» (3 ч.)
История 1.
В воскресенье Наташа с бабушкой отправились в зоопарк. Наташа очень хотела увидеть африканских животных. Бабушка повела внучку к вольеру, где размещены животные жарких стран.
Каких животных увидела девочка в вольере?
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
История 2.
Затем, бабушка с Наташей отправились к вольерам, где обитают животные северных широт.
Каких животных и птиц можно встретить в наших лесах и водоемах?
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
История 3.
Загадки про животных
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
Белка.
Есть в реке работники
Не столяры, не плотники, А выстроят плотину - Хоть пиши картину.
Бобёр.
Всю жизнь ношу я два горба, Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!
Верблюд.
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.
Волк.
Ёжик вырос в десять раз, Получился …
Дикобраз.
Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же?
Ёж.
Узнать его нам просто, Узнать его легко:
Высокого он роста И видит далеко.
Жираф.
Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы, Уши больше головы? Заяц.
Вот так лошадка! - Воскликнул Андрейка. - Словно большая Тетрадка в линейку!
Зебра. 15
По реке плывёт бревно - Ох и злющее оно!
Крокодил.
Роет, роет,
Ход подземный строит, Роет, строит ловко Спальню и кладовку.
Крот.
Когда он в клетке, то приятен.
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
Леопард.
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. Лиса.
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Лось.
Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу.
Медведь.
Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна В норке прячется она. Мышь.
Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста Два развесистых куста. Олень.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
Рысь.
В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь.
У него рука - во лбу Так похожа на трубу! Слон.
Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой Посреди степи широкой Сладко спит себе зверёк! Как зовут его?
Сурок. Позапасливее всех я: У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов Или, скажем, вещмешка. Суслик.
Он совсем не кровожадный,
потому что травоядный, На носу два рога, на ногах копыта –
от врагов защита.
Носорог.
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, Гуляет …
Черепаха.
Выпуча глаза сидит, по- французски говорит,
По-блошьи прыгает, по- человечьи плавает.
Лягушка.
Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. Змея.
Она, как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет. Хвост потеряет — Другой вырастает. Ящерица.
Кто там на лужок пришел, Кто там червячка нашел И закрякал: - Кря-кря-кря! Мы пришли сюда не зря! Утка.
19
Тема 17. «Лесные звери» (2 ч.)
Цель: Дать детям представление о жизни диких животных в лесу.
Задачи:
Закрепить знания детей об отличительных признаках животных. Тренировать в отгадывании загадок.
Формировать представление о медведе (о внешнем виде, пище, жилище). Развивать интерес к познанию живой природы, любознательность, внимание, наблюдательность.
Воспитывать интерес к живой природе.
Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей: дикие животные, хищники, травоядные, мех, шерсть, лапы, туловище, морда, когти, детеныши, логово.
Тема 18. Итоговое занятие (1 ч.)
Теория:
Подведение итогов работы за учебный год.
Практика:
Игровая программа. Творческое задание. Фотовыставка о проделанной работе работ.
20
Список литературы
Нормативные правовые акты
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
- Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Интернет-ресурсы:
1.https://yandex.ru/video/search?text=%D0%97%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC
%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D 1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%9B%D0%BE%D
%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0
Bot&path=wizard&noreask=1&filmId=9792513333040647957 2.https://yandex.ru/video/search?filmId=4462411801198306615&text=%D0%97%D0%B 0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0% BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D1% 81%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE-
%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0
%BB%D0%BA%D0%B0%20Bee-Bot&noreask=1&path=wizard
- https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-teme-vozmozhnosti-mini-robota-bee- bot-dlja-formirovanija-osnov-yelementarnogo-programirovanija.html - Мастер-класс по теме: «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования»
- http://ds-teremok.edusite.ru/p132aa1.html - Мастер-класс "Знакомство с техническими средствами обучения: программируемый мини-робот Bee-bot"
- https://www.youtube.com/watch?v=OqSPnRjCiFs&feature=youtu.be - видеоролик
«Пчелки»
21
Для педагога дополнительного образования:
- Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014
- Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
- Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
22
Аннотация к программе
Программа охватывает возраст детей от 5 до 6 лет. Реализуется данная программа на государственном языке РФ. Срок реализации 9 месяцев.
Основной целью программы является формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.
Использование программы дополняет содержание раздела «Познавательное развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.
Реализация программы позволит сформировать современную практико- ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально- исследовательскую деятельность детей.
23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста
1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА технической направленности «УМНЫЕ ПЧЕЛКИ» (программирование)
Рабочая программа кружка технической направленности «Умные пчелки» для детей старшего дошкольного возраста....