Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» ( Лого-робот пчелка Bee-bot )
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Андронова Мария Петровна

Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bibot_andronova.docx88.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Умная пчелка»

( Лого-робот пчелка Bee-bot )

                                                 

                                                                                                            Автор - составитель:

                                                                                                   Педагог – психолог

                                                                                                                  Андронова М. П

Направленность (профиль) программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умная пчелка»

(Лого-робот пчелка Bee-Bot) (далее Программа) имеет техническую направленность.

Актуальность программы:

Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.

Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.

Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.

С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, разработана и реализуется данная Программа.

Отличительные особенности программы:

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.

Реализация программы позволит сформировать современную практико ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально- исследовательскую деятельность детей.

Адресат программы: Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Важным фактором, стимулирующим развитие творческих способностей, является речь.

К 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от

простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 - 3 тысячи слов, а знают еще больше - около 14 - 15 тысяч слов.

Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка – дошкольника.

Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой.

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я - реальном» и «Я - идеальном» дифференцируются более четко.

У детей 5 - 6 лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка - дошкольника.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими

изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Самооценка ребенка 5 - 6 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

Наряду с развитием мышления, речи у ребенка 5 - 6 лет развивается и внимание.

К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, так же это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.

В 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют, будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения, которое и обуславливает развитие творческих способностей ребенка.

Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Также способствует развитию воображения увеличение личного опыта ребенка, а также некоторая произвольность внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он уже воспринимает как самостоятельные и которыми он начинает оперировать в своем воображении.

Несмотря на то, что на данном этапе воображение уже можно считать произвольным, на первых порах оно требует внешней направленности со стороны взрослого. Например, когда взрослый просит что-то сделать ребенка (нарисовать дерево, построить из кубиков домик и т.д.). Ребенок, чтобы выполнить просьбу взрослого, вначале должен представить в своем воображении образ того, что он будет делать, и только потом он преступает к непосредственному действию.

Чем старше становится ребенок, тем меньше его воображению требуется внешней инициативы. В этот момент ребенок начинает использовать произвольное воображение, без всякого участия взрослого.

Этот скачек в психическом развитии в первую очередь заметен в играх ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, тем самым, ориентируя человека в процессе жизнедеятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта способствует его предметному воплощению. Если же этих сведений мало, и добыть невозможно, помогает творческое мышление и воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая в дальнейшем будет проверена логикой.

В 5 - 6 летнем возрасте эта способность особенно необходима ребенку, так как ему в достаточно сжатые сроки необходимо выстроить свое четкое понимание картины мира, причем она должна быть максимально реалистичной, что в свою очередь в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.

Воображение помогает старшим дошкольникам активно взаимодействовать с окружающей действительностью, воспринимать и усваивать огромный поток информации, устанавливать взаимосвязи и таким образом расширять свой опыт и кругозор.

Развитие воображения способствует более быстрому развитию других психических процессов, усвоению новых знаний и, таким образом, подготавливает 5-6 летнего ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Стимулирование познавательной активности, создание чего-то нового как в воображении, так и в действительности, способствует тому, что у ребенка процессе творческой деятельности проявляются и развиваются творческие способности, которые, начав активно развиваться в дошкольном возрасте, продолжают совершенствоваться и в процессе обучения в школе.

Объем и срок освоения программы:

Срок освоения программы – 9 месяцев

На полное освоение программы требуется 36 часов

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса:

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп 6 - 15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Общее количество часов в год – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 академический час - 25 минут, между занятиями установлены 10-минутные перерывы.

Педагогическая целесообразность:

Использование Программы дополняет содержание раздела «Познавательное развитие» основной образовательной программы ДОУ.

Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное познавательное развитие ребенка. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные развивающие задачи: возможностей для изучения причинно-следственной связи, развитию у детей познавательной активности.

Принцип тематического планирования в Программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств развития технических способностей.

Практическая значимость:

Формирование и поддержка познавательной активности детей в различных видах деятельности.

Ведущая идея данной программы — создание современной практико- ориентированной образовательной среды, позволяющей всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуально – познавательного, коммуникативного и речевого развития, развитие творческих способностей¸ качеств личности, получать новые образовательные результаты.

Цель: формирование познавательных        интересов и        действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить элементарному программированию.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования).
  • Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения.
  • Развитие пространственной ориентации.
  • Обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

  • Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде

Принципы отбора содержания:

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы:

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.

Этапы работы:

  1. На начальном этапе реализации проекта дети знакомились с лого-роботом через настольные игры, роль пчелки выполняли фишки. Настольные игры использовались в следующих образовательных областях – «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

  1. Следующий этап знакомства – дети сами становились пчелками, поля были расчерчены на полу. Таким образом, закреплялись методика и технология использования робота.
  2. На третьем этапе, дети работали с напольным лого роботом по полям, которые были разработаны, в том числе, и с участием родителей. Дети освоили основы программирования.
  3. Дети старшего дошкольного возраста выполняли задания на интерактивной панели в программе Mapi Games, где лого робот пчелка является программируемым персонажем, движение которого по игровому полю программируется ребенком с помощью интерактивного пульта.

С помощью лого робота можно увлекательно и необычно организовать не только образовательный процесс, но и свободное от занятий время. Дети могут использовать проигранные сценарии в совместной со сверстниками деятельности. Разработанные педагогами игровые коврики легко могут ребят джунгли, зоопарк, на самые высокие горы или берег океана. Возможность самостоятельно полностью погрузиться в процесс игры.

Приоритетным направлением деятельности на ближайшее время является разработка рекомендаций для применения лого робота в работе с родителями. Эта интерактивная игрушка может стать отличным инструментом, который может применять педагог в работе родительского клуба, консультировании родителей дошкольников

Прогнозируемые результаты:

  • Обучить элементарному программированию.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования).
  • Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения.
  • Развитие пространственной ориентации.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде

Формы подведения итогов реализации программы:

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития способностей.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв родителей, статьи в СМИ.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: смотры, открытые мероприятия, отчет итоговый.

Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей на открытых мероприятиях.

Организационно-педагогические условия реализации Программы:

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной Программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ МО "СГО" - д/с № 7 "Огонек", правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ МО "СГО" - д/с № 7 "Огонек", Положение о дополнительной общеразвивающей программе. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации Программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией Программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации Программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;
  • формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.

Материально-технические условия:

Групповая     комната,      соответствующая      санитарным      нормам      СанПин.

Пространственно-предметная среда (мольберт, коврики).

Технические средства: телевизор, наглядные пособия, акустическая система (музыкальная колонка), мультфильмы.

Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы ближайшего окружения, иллюстрации, дидактические игры на развитие творческого воображения.

Раздаточный материал: «Лого-робот пчелка Bee-Bot», методические коврики, корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением листа, карточки с изображением грибов, маски животных для робота, карточки-схемы слова, карточки со схемами слоговой структуры или карточки с цифрами.

Оборудование для физминуток: мячи, обручи.

Кадровые условия.

Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Обеспечение  программы предусматривает наличие следующих        

методических видов продукции:

  • мультимедийные презентации для занятий;
  • архив аудио, видео и фотоматериалов;
  • методические разработки занятий.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • частично-поисковый        –        участие        детей        в        коллективном        поиске,        решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).

Методы,в        основе        которых        лежит        форма        организации        деятельности обучающихся на занятиях:

  • проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
  • объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
  • репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
  • словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);
  • стимулирования (выставки, смотры, поощрения).

Методические рекомендации

для        педагогов        дошкольных        учреждений,        применяющих        в        педагогической деятельности мини-робота «Лого-робот пчелка Bee-Bot».

Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.

  • Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.
  • Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.
  • Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.

2.Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

С какого дерева лист

1

0,5

0,5

3

Где растут грибы

1

0,5

0,5

4

Кто где живет

1

0,5

0,5

5

Накорми животное

1

0,5

0,5

6

Помоги пчелке найти дорогу домой

1

0,5

0,5

7

Листопад

2

0,5

1,5

8

Овощи фрукты

3

0,5

2,5

9

Съедобные и ядовитые

3

0,5

2,5

10

Волшебные звуки

3

0,5

2,5

11

Волшебные слоги

3

0,5

2,5

12

Одежда

3

0,5

2,5

13

Птицы

2

0,5

1,5

14

Транспорт

2

0,5

1,5

15

Морские обитатели

3

0,5

2,5

16

Зоопарк

3

0,5

2,5

17

Лесные звери

2

0,5

1,5

18

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

ИТОГО

36

9

27

  1. Содержание программы

(36 часов, 1 академический час в неделю)

Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель: научить выстраивать и планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных нами специально для реализации данной программы.

На начальном этапе реализации программы дети знакомились с лого-роботом через настольные игры, роль пчелки выполняли фишки. Настольные игры использовались в следующих образовательных областях – «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие»

Следующий этап знакомства – дети сами становились пчелками, поля были расчерчены на полу.

Таким образом, закреплялись методика и технология использования робота.

Тема 2. Игровая ситуация: «С какого дерева лист» (1 ч.)

Цель: закрепление знаний детей о разнообразии деревьев, умение различать их и находить нужное растение.

Мотивация. Звери готовятся к празднику и решили сделать красивую гирлянду из листьев деревьев, но у них только по одному листочку с дерева. Как помочь животным?

  1. Педагог предлагает детям фишки разного цвета.
  2. Педагог предлагает детям выбрать лист с дерева. 3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.
  1. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
  2. Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предложения
  1. Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.
  2. Дети берут лист с дерева, называют с какого дерева лист, находят дерево на игровом поле.
  3. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
  4. Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.

Тема 3.Игровая ситуация: «Где растут эти грибы» (1 ч.)

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренные слова: берёза- подберёзовик и т. д.

Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов, учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.

Мотивация. Лисичка собирается в гости к белочке и решила принести в подарок грибы, но не знает, под каким деревом растут эти грибы.

  1. Педагог предлагает детям выбрать гриб из корзинки
  2. Педагог предлагает по названию гриба найти место его произрастания в лесу 3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.
  1. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
  2. Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предположения

1.Дети выбирают гриб и по внешнему виду определяют его название. 2.Дети находят дерево, под которым растет гриб.

  1. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
  2. Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.

Тема 4 .Игровая ситуация «Кто, где живет» (1 ч.)

Цель: формирование умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Мотивация. Слоненок подружился с лесными зверями и решил навестить их. Но он не знает, кто, где живет. Как помочь слоненку?

  1. Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.
  2. Педагог предлагает детям маршрутный лист.
  3. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
  4. Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предположения
  1. Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.
  2. Ищут на поле его место обитания и на маршрутном листе прокладывают

путь.

  1. Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с

отправной точки до своего «дома».

Тема 5. Игровая ситуация «Накорми животное» (1 ч.)

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных в природе

Мотивация. Волчонок празднует свой день рождения и решил угостить своих друзей, но не знает, кто, чем питается. Как помочь волчонку?

.Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.

  1. Педагог предлагает детям маршрутный лист.
  2. Наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
  3. Совместно с детьми подводит итоги. Дети высказывают свои предположения

  1. Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.
  2. Ищут на поле пищу для своего животного и на маршрутном листе прокладывают путь.
  3. Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «лакомства».

Тема 6. Игровая ситуация «Помоги пчелке найти дорогу домой» (1 ч.)

Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.

Учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат. Формировать навыки чтения плана.

Мотивация. Педагог ставит перед детьми проблему «пчелка заблудилась». У каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте. 1.Предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.

  1. Педагог предлагает детям маршрутный лист.
  2. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
  3. Совместно с детьми подводит итоги.
  1. Дети объединяются в микро-группы и выбирают план-карту.
  2. Ориентируясь по плану, дети прокладывают путь на маршрутном листе. 3.Программируют робота.

После этого ставят робота на отправную точку и запускают его.

Тема 7. «Листопад» (2 ч.)

Дети пришли в осенний парк. В парке они увидели разные деревья. Березу, осину, клен, дуб, рябину…

Осенняя погода непредсказуема. Подул прохладный ветерок и сорвал со всех деревьев листочки.

Ребята побежали собирать опавшие листья. Получились очень нарядные красочные букеты.

С каких деревьев эти листья?

Найди на поляне листья тех деревьев, которые ребята увидели в парке.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

Тема 8 «Овощи и фрукты» (3 ч.) История 1.Винни Пух и его друг Пятачок шли в гости к Кролику.

Когда друзья шли через сад, вспомнили, что Кролик просил их собрать в саду фрукты и овощи.

Они набрали целую корзину. Принесли тяжелую корзину к домику Кролика. Кролик посмотрел, что собрали его друзья и очень удивился – всё перепуталось и перемешалось!!! Давайте поможем незадачливым приятелям и разложим в отдельные корзины фрукты и овощи, чтобы у Кролика получился вкусный обед. Фруктовый компот и овощной суп.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

История 2.

Наступила осень. Бабушка собрала урожай и разложила на кухне. Скоро приедут внуки, навестить любимую бабушку. Как же без гостинцев? Бабушка достала с полки старинную книгу с рецептами и раскрыла ее.

«Варенье фруктовое»

«Варенье из садовых ягод»

«Варенье из лесных ягод»

«Овощное ассорти»

«Пирог яблочно-сливовый»

Давайте поможем бабушке выбрать необходимые продукты для приготовления.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

История 3.

Скоро осенняя ярмарка! И воспитатель в детском саду дала детям очень интересное задание. Смастерить из овощей или фруктов и принести в садик осеннюю поделку.

Костя с мамой сделали ёжика из картофеля;

Катя с бабушкой смастерили единорога из моркови; Сеня принес в садик автомобиль из кукурузы;

Маше помогал дедушка, и они сделали мышку из репы; Даша придумала стрекозу из стручков зелёного горошка; Наташа сделала целую картину из луковой шелухи;

Стас принес самолет из моркови;

Найди на поле овощи, которые пригодились ребятам для поделок

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

Тема 9. «Съедобные и ядовитые» (3 ч.) История 1.

Белка попросила своих маленьких бельчат собрать на полянке грибы. Бельчата с радостью побежали в лес и набрали полную корзинку красивых грибочков. И принесли ее маме белке. Белка внимательно посмотрела на принесенные грибы и сказала: «Не все грибы из этой корзины можно есть. Пусть они и очень красивые… Но эти грибы

ядовитые.» И мама-белка показала лапой на ядовитые грибы. Теперь бельчата навсегда запомнили какие грибы можно есть, а какие нельзя. А вы, ребята, знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Найдите на поляне сначала съедобные грибы и назовите их. А теперь ядовитые.

Запрограммируйте пчелку-робота, так, чтобы она остановилась на правильных ответах.

История 2 .

На уроке учительница спросила ребят. Все ли ягоды можно есть. Петя поднял руку и громко сказал: «Да! Все ягоды можно есть! Они сладкие и вкусные!»

А вы, ребята, как считаете, за что учительница поставила двойку Пете? Какие ягоды съедобные, а какие ядовитые?

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

История 3.

Бедный маленький зайчик заболел. Мама зайчиха позвала доктора Филина. Старый Филин прилетел и осмотрел больного. Зайчик жаловался на головную боль. Доктор Филин спросил, что ел сегодня зайчик. Зайчик рассказал, что ел ягоды, которые растут на

солнечной полянке. Доктор Филин покачал головой и сообщил, что не все ягоды с этой полянки можно есть. Там растут и ядовитые тоже. Доктор Филин быстро поставил зайчика на ноги, и теперь маленький зайчик навсегда запомнил, какие ягоды есть ни в коем случае нельзя.

Какие ягоды съедобные, а какие ядовитые?

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

Тема 10. Игровая ситуация «Волшебные звуки» (3 ч.)

Цель: закреплять умения определять местоположение звука в слове.

  1. Педагог предлагает детям фишки разного цвета.
  2. Педагог предлагает карточку для определения местоположения звука в слове.
  3. Педагог называет звук, местоположение которого необходимо найти. 4.Педагог предлагает детям маршрутный лист.
  1. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
  2. Совместно с детьми подводит итоги.

  1. Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.
  2. дети рассматривают карточку.
  3. Дети называют дерево в названии, которого есть определенный звук и его местоположение в слове. Затем находят это дерево на игровом поле.
  4. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
  5. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этого дерева.

Тема 11. Игровая ситуация «Волшебные слоги» (3 ч.)

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов. 1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

  1. Педагог предлагает детям карточки с цифрами. Детям нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.
  2. Педагог предлагает детям маршрутный лист.
  3. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
  4. Совместно с детьми подводит итоги.
  1. Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.
  2. Дети называют цифру и ищут на коврике картинку, название которой соответствует количеству слогов .
  3. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.
  4. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этой картинки. Закрывают картинку карточкой с цифрой.

Тема 12 «Одежда» (3 ч.)

История 1.

Витя собирался пойти в парк прогуляться осенним деньком. Перед тем, как одеваться он выглянул в окно и увидел, что на улице идет дождь.

Давайте поможем Вите одеться по погоде.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

История 2.

Мама прибиралась в семейном гардеробе и убирала лишнюю одежду. Из комнаты к ней вышла маленькая дочка и спросила: «А какую одежду ты убираешь?». Мама ей ответила:

«Я складываю летние вещи до следующего лета, а достаю осеннюю и зимнюю одежду. Она нам скоро пригодится… Ведь за окном уже осень.»

Помоги им выбрать нужные вещи к следующему сезону.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами

Тема 13.«Птицы» (2 ч.)

Ворона Каркуша была на лесном совете в березовой роще. И у журавля узнала, что птицы собираются на юг, потому что стало холодать. Дни стали короче. Корма становится

меньше. Приближается хмурая осень, а за ней голодная зима. Каркуша не знает нужно ли ей лететь на юг.

Помоги Каркуше разобраться какие птицы перелетные, а какие зимующие и нужно ли ей улетать в теплые края.

Найди на поле сначала перелетных птиц, назови их. А затем зимующих.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

Тема 14 «Транспорт» (2 ч.)

Добрый доктор Айболит получил тревожное письмо из Африки. Акула- Каракула зовет на помощь в Лимпопо. У бедных несчастных африканских животных заболели животики и им срочно нужна медицинская помощь. Доктор бросился на помощь. И прибыл к берегу

синего моря. А как перебраться на другой берег не знает. На чем доктор Айболит может пересечь глубокое море?

Найдите на поляне карточки с изображением водного транспорта.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

Тема 15 «Морские обитатели» (3 ч.)

Геннадий Семенович – знаменитый морской биолог. И очередная экспедиция его привела на морское побережье. В порту его уже ждал огромный корабль. Геннадий Семенович поднялся на борт корабля, и капитан приказал отдать швартовый, поднять якорь.

Корабль вышел из порта и взял курс на восток. Корабль был оснащен по последнему слову техники. На борту был батискаф.

Утром ученый взял все необходимое и спустился на дно моря.

Каких морских обитателей встретил на своем пути Геннадий Семенович? Назови животных, которых видишь на картинках.

Для неё волна – качели, И плывёт она без цели Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

Медуза.

Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет.

Морская звезда.

Что за дивная лошадка?


Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок: Рыбок друг … Морской конёк.

Как громадный пароход, В океане он плывет,

Без трубы и без винта, На спине его – фонтан. Кит.

Море синее прекрасно. Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не

«хватанула» Кровожадная … Акула.

Я вовсе не сороконожка!


Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я?…

Осьминог. 13

От врагов спасаясь сильных, Пятясь головой назад, Маскируясь я в чернильный Разлохмаченный халат Каракатица.

Этот зверь клыкастый, Вместо ног – ласты, Хвост по льду волочится, Мороза зверь не боится. Морж.

С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же В мире памятник стоит?

Дельфин.

Что за звери это все же? Средь дельфинов и китов Впрямь похожи-препохожи На кусты густых цветов Актинии.

Далеко на самом юге,

Где лишь лёд, мороз и вьюги, Не снимая черный фрак,

В море прыгает рыбак.

Пингвин.

В Черном море знаменит я Тем, что возле дна хожу

И с собою ядовитый Костяной кинжал ношу Скат.

Возле скал под ветром влажным, Кто, скажите, из зверей

На своих песчаных пляжах Загорает у морей?

Тюлень.

В глубине морской живет, Быстро под водой плывет. Много у нее иголок,

Как у ежиков и елок.

Рыба Ёж.

Есть у нас один работник - На все руки мастер-плотник. Хоть в воде его пила –

Не ржавеет никогда!

Рыба-пила.

На спине полоски носит.

- Это зебра? – кто-то спросит. Нет, она в воде плывет, Плавники она несет.

Рыба полосатая, Рыба-клоун.

Ползет в море паук – Восемь ног, пара рук. В руках клешни,

В глазах – испуг.

Краб.

Она отлично всем знакома. Она всегда и всюду дома. Нет дома для неё родней - Дом постоянно вместе с ней.


С такой защитой нет и страха. Кто – эта крепость?

Черепаха.

На мели сидит, усами шевелит, А гулять пойдёт задом наперёд. Рак.

Обжил реки и моря, Длинный он, но не змея. Угорь.

Будет страшно, если голод Одолеет рыбу-…

Рыба-молот.

Царство рыб, китов, кальмаров, Звезд морских, медуз, кораллов. Океан.

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответа

Тема 16. Коврик «Зоопарк» (3 ч.)

История 1.

В воскресенье Наташа с бабушкой отправились в зоопарк. Наташа очень хотела увидеть африканских животных. Бабушка повела внучку к вольеру, где размещены животные жарких стран.

Каких животных увидела девочка в вольере?

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

История 2.

Затем, бабушка с Наташей отправились к вольерам, где обитают животные северных широт.

Каких животных и птиц можно встретить в наших лесах и водоемах?

Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.

История 3.

Загадки про животных

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу.

Белка.

Есть в реке работники

Не столяры, не плотники, А выстроят плотину - Хоть пиши картину.

Бобёр.

Всю жизнь ношу я два горба, Имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них на семь суток!

Верблюд.

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.

Волк.

Ёжик вырос в десять раз, Получился …

Дикобраз.

Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же?

Ёж.

Узнать его нам просто, Узнать его легко:


Высокого он роста И видит далеко.

Жираф.

Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы, Уши больше головы? Заяц.

Вот так лошадка! - Воскликнул Андрейка. - Словно большая Тетрадка в линейку!

Зебра. 15

По реке плывёт бревно - Ох и злющее оно!

Крокодил.

Роет, роет,

Ход подземный строит, Роет, строит ловко Спальню и кладовку.

Крот.

Когда он в клетке, то приятен.

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку.

Леопард.

Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. Лиса.

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Лось.

Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу.

Медведь.

Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна В норке прячется она. Мышь.

Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста Два развесистых куста. Олень.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

Рысь.

В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь.

У него рука - во лбу Так похожа на трубу! Слон.

Гладкий, бурый, неуклюжий,


Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой Посреди степи широкой Сладко спит себе зверёк! Как зовут его?

Сурок. Позапасливее всех я: У меня, друзья, щека

Вроде сумки для орехов Или, скажем, вещмешка. Суслик.

Он совсем не кровожадный,

потому что травоядный, На носу два рога, на ногах копыта –

от врагов защита.

Носорог.

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха, Гуляет …

Черепаха.

Выпуча глаза сидит, по- французски говорит,

По-блошьи прыгает, по- человечьи плавает.

Лягушка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. Змея.

Она, как змейка в траве мелькает,

Хвостом виляет. Хвост потеряет — Другой вырастает. Ящерица.

Кто там на лужок пришел, Кто там червячка нашел И закрякал: - Кря-кря-кря! Мы пришли сюда не зря! Утка.

19

Тема 17. «Лесные звери» (2 ч.)

Цель: Дать детям представление о жизни диких животных в лесу.

Задачи:

Закрепить знания детей об отличительных признаках животных. Тренировать в отгадывании загадок.

Формировать представление о медведе (о внешнем виде, пище, жилище). Развивать интерес к познанию живой природы, любознательность, внимание, наблюдательность.

Воспитывать интерес к живой природе.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей: дикие животные, хищники, травоядные, мех, шерсть, лапы, туловище, морда, когти, детеныши, логово.

Тема 18. Итоговое занятие (1 ч.)

Теория:

Подведение итогов работы за учебный год.

Практика:

Игровая программа. Творческое задание.        Фотовыставка о проделанной работе работ.

20

Список литературы

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный        закон        «Об        образовании        в        Российской        Федерации»        от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Указ        Президента        Российской        Федерации        «О        мерах        по        реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
  5. Проект        межведомственной        программы        развития        дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
  6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

         Интернет-ресурсы:

1.https://yandex.ru/video/search?text=%D0%97%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC

%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D 1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%9B%D0%BE%D

0%B3%D0%BE-

%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0

%BB%D0%BA%D0%B0%20Bee-

Bot&path=wizard&noreask=1&filmId=9792513333040647957 2.https://yandex.ru/video/search?filmId=4462411801198306615&text=%D0%97%D0%B 0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0% BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D1% 81%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE-

%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0

%BB%D0%BA%D0%B0%20Bee-Bot&noreask=1&path=wizard

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-teme-vozmozhnosti-mini-robota-bee- bot-dlja-formirovanija-osnov-yelementarnogo-programirovanija.html - Мастер-класс по теме: «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования»
  2. http://ds-teremok.edusite.ru/p132aa1.html - Мастер-класс "Знакомство с техническими средствами обучения: программируемый мини-робот Bee-bot"
  3. https://www.youtube.com/watch?v=OqSPnRjCiFs&feature=youtu.be        - видеоролик

«Пчелки»

21

Для педагога дополнительного образования:

  1. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014
  2. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  3. Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.

22

Аннотация к  программе

Программа охватывает возраст детей от 5 до 6 лет. Реализуется данная программа на государственном языке РФ. Срок реализации 9 месяцев.

Основной целью программы является формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.

Использование программы дополняет содержание раздела «Познавательное развитие» основной образовательной программы ДОУ.

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.

Реализация программы позволит сформировать современную практико- ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально- исследовательскую деятельность детей.

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста

1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».

Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"

Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА технической направленности «УМНЫЕ ПЧЕЛКИ» (программирование)

Рабочая программа кружка технической направленности «Умные пчелки» для детей старшего дошкольного возраста....