Рабочая программа "Мир оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
для детей 5-6 лет на 2019-2020 учебный год
«Мир оригами»
Разработчик: Осадчая Е.В
Содержание рабочей программы
1.Пояснительная записка…………………………………………………………...3
1.1 Направленность программы……………………………………………………4
1.2 Актуальность Программы………………………………………………………4
1.3 Общая характеристика предмета…………………………………………….4
1.4 Адресат Программы…………………………………………………………..….5
1.5 Объем и срок реализации Программы………………………………………...6
1.6 Цели и задачи Программы……………………………………………………….6
1.6 Планируемые результаты освоения программы……………………………6
1.7 Условия реализации Программы………………………………………………..7
1.8 Планируемые результаты освоения Программы…………………………..7
2. Календарный учебный график…………………………………………………...8
3.Содержание Рабочей программы…………………………………………….......8
3.1. Структура проведения занятий по Программе………………………....12
4. Календарно – тематическое планирование программы…………….....14
5. Оценочные и методические материалы……………………………………30
5.1 Диагностика обследования уровня развития детей……………….……30
5.2 Диагностика обследования мелкой моторики……………………….…...31
5.3 Диагностическая карта……………………………………………………….31
5.4 Материально-техническое оснащение……………………………….……31
5.5 Информационные источники…………………………………………….….31
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 Невского района Санкт-Петербурга
(далее – ГБДОУ) определяет содержание и организацию развивающей деятельности для детей в возрасте от 5 до 6-ти лет.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
* Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных
образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении комитета по образованию, утвержденными распоряжением Комитета по образованию № 617-р от 01.03.2017
* Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы в ДОУ 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации;
* Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 27.08.2015 No41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций»;
* Устава и других локальных актов ГБДОУ
1.1 Направленность программы
Программа дополнительного образования « Мир Оригами» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.
- Актуальность программы
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данного кружка. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорного восприятия;
- Глазомера;
- Логического мышления;
- Воображения;
- Волевых качеств (усидчивости, терпения, умение доводить работу до конца и т.п.);
- Художественных способностей и эстетического вкуса.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
1.3 Общая характеристика предмета
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к ФЭМП.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
1.4Адресат Программы
Программа предусматривает занятия с детьми 5-6 лет
1.5 Объем и срок реализации Программы
Срок освоения программы один учебный год.
Объем реализации программы – 36 учебных недель.
1.6. Цели и задачи Программы
Цель программы:
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- пространственное воображение.
Воспитательные:
- интерес к искусству оригами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.7. Условия реализации Программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и
информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей. Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О методических рекомендациях».
Программа рассчитана на один год обучения детьми старшей группы в составе 15 человек. Периодичность занятий – один раз в неделю. В январе – количество занятий уменьшается за счет каникул. Занятия начинаются в сентябре и заканчиваются в мае.
Занятия проходят во вторую половину дня в количестве 36 занятий в учебном году;
длительность одного занятия составляет: 25-30 минут.
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с поставленными целями и задачами Программы, после освоения содержания дети научаться:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь намечать линии;
- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать педагога;
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
- развитие самоконтроля и самооценки;
- осознание собственных познавательных процессов.
Формы проведения и итогов реализации Программы:
Формой проведения итогов реализации Программы является
– выставки детских работ в детском саду;
2. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации Программы
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Режим занятий |
1 год | 1.09 | 31.05 | 36 | 36 | 25-30 минут |
3.Содержание Рабочей программы
№ | Название темы | теория | Всего 36 часов |
1 | Знакомство с искусством оригами (организационное) | Познакомить детей с искусством оригами. Развивать внимание, память, речь. Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат | 1 |
2 | Превращения квадратика «Дом» | Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение, ориентир на плоскости, внимание, память | 1 |
3 | «Для чего нужна дверь?» | Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам (рука-глаз) Складывания домика (занятие № 2), складывание двери, приклеивание двери на домик. | 1 |
4 | По замыслу | Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Закрепить базовые формы: «квадрат», «треугольник». | 1 |
5 | Маленький ежик | Обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги; закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге | 1 |
6 | В осеннем лесу (коллективное панно). | Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. Развитие внимания, памяти, ориентир на плоскости. | 2 |
7 | Осенние листья | Научить детей из базовой формы квадрат складывать и вырезать листья, правильное использование ножниц. | 1 |
8 | Бабочка | закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность | 1 |
9 | Кораблик | Формировать умения создания фигур в технике оригами. | 1 |
10 | Лягушка | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении лягушки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность | 1 |
11 | Зайчик | развивать мелкую моторику рук. Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. | 2 |
12 | Снежинки | На основе наглядных образцов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги. Предложить детям сделать понравившиеся им снежинки, используя графические образцы, для украшения группы. | 2 |
13 | Поздравительная открытка «С новым годом» | Предложить детям изготовить поздравительную открытку для родителей, используя умение делать снежинки, елки, веточки, ёлочные игрушки. Продолжать учить составлять композиции | 1 |
14 | «В некотором царстве, бумажном государстве» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; продолжать знакомить с историей искусства оригами | 1 |
15 | Снеговик | Разобрать последовательность изготовления фигурки снеговика по схеме. Предложить детям самостоятельно изготовить поделку. Закреплять умение складывать базовые формы. | 2 |
16 | Зимующие птицы, голуби | Познакомить детей с простейшей формой изготовления голубя, из базовой формы квадрат, умение правильно складывать и разглаживать линии. | 2 |
17 | Поздравительная открытка, к празднику «День защитника Отечества» |
| 2 |
18 | Самолет | Умение складывать самолетик по схеме, развивать мелкую моторику рук | 1 |
19 | Поздравительная «Открытка-восьмерка» для мам. | Расширять умение детей создавать композицию, применяя полученные раннее навыки. Упражнять в вырезании круглых частей из бумаги, квадратов одинакового размера; закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации. | 2 |
Цветок | Вспомнить способы складывания базовой формы «книжка», «Треугольник». На её основе научить изготавливать простую форму цветка, Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке | 2 | |
По замыслу | Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Развивать мелкую моторику рук и воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать линии листа. Закрепить базовые формы: «Книжка», «треугольник», «квадрат» | 1 | |
Космос | Закрепить умение детей складывать базовую форму «двойной треугольник На её основе изготовить фигурку «ракеты». Упражнять в декоративном украшении поделок. | 3 | |
По замыслу | Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Повторить базовые формы. | 1 | |
«Подводное царство». (итоговое занятие) | Создание объемной аппликации с элементами оригами. Развивать мелкую моторику ребенка. | 2 | |
Итоговое занятие | Оформление выставки лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. | 1 |
3.1. Структура проведения занятий по Программе
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы;
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
Принципы реализации программы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами.
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
Практическая часть:
Показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
4.Календарно – тематическое планирование программы дополнительного образования
«В мире оригами»
Сентябрь | Название темы | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия | Примерные работы | ||
цель | всего | По плану | По факту | |||||
Знакомство с искусством оригами (организационное) | Познакомить детей с искусством оригами. Развивать внимание, память, речь. Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат | 1 | сентябрь | Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется). Рассказать о многообразии видов поделок из бумаги, показать готовые образцы. | Готовые поделки из бумаги (квилинг, лягушка, самалет,кораблик) , цветная бумага разных размеров. | |||
Превращения квадратика «Дом» | Учить складывать квадрат пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение, ориентир наплоскости, внимание, память. | 1 | сентябрь | Изготовление продукта детского творчества «Дом» Знакомство с основной базовой формой «книжка». Превращение квадратика в дом (развитие воображения). подвижная дидактическая игра, чтение стихотворения «Кошкин дом». | Графические образцы базовых форм: «книжка», «треугольник», «воздушный «змей»(таблица), цветная бумага разных размеров. | |||
октябрь | Для чего нужна дверь | Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам (рука-глаз) Складывания домика (занятие № 2), складывание двери, приклеивание двери на домик. | 1 | октябрь | Рассмотреть иллюстрации из сказок,картинки с изображением домов (многоэтажных, деревянных домов).Беседа. | Образцы базовой формы «дверь» Цветная бумага разных размеров, схемы,клей, ножницы, салфетки | ||
По замыслу | Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Закрепить базовые формы: «квадрат», «треугольник». | 1 | октябрь | Изготовление продукта детского творчества, беседа | Цветная бумага разных размеров, схемы, папка «Осень». | |||
Маленький ежик | Обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги; закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге | 1 | октябрь | Организационный момент «Письмо от ежика», загадки, беседа. Выполнение фигуры ежика техникой оригами. | карточки с изображением ежика (формат А4); «Письмо от ежика»; бумажные прямоугольники (длина сторон в пропорции 1:2); цветные карандаши | |||
В осеннем лесу (коллективное панно). | Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. Развитие внимания, памяти, ориентир на плоскости. | 2 | октябрь | Изготовление продукта детского творчества, чтение познавательного рассказа, беседа, рассматривание, показ, игровые упражнения. Изготовление коллективного панно. | Готовые формы деревьев, образцы. Цветная бумага разные размеров и цветов; клей, ножницы, салфетки. Релаксационная музыка. | |||
Осенние листья | Научить детей из базовой формы квадрат складывать и вырезать листья, правильное использование ножниц. | 1 | ноябрь | Внести альбом с иллюстрациями «Осень»; рассмотреть сушенные красивые листья; п/и «Листопад». | Тонированная бумага желтого, оранжевого цветов; ножницы, простой карандаш. Релаксационная музыка | |||
бабочка | закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность | 1 | ноябрь | Изготовление продукта детского творчества, чтение стихотворения, рассказа, игровые упражнения, рассматривание, показ. | три квадрата размером 8x8 см: два синего цвета и один голубого, один коричневый квадрат размером 6x6 см.; клей, салфетку ножницы для каждого ребенка. Образцы разных бабочек. | |||
кораблик | Формировать умения создания фигур в технике оригами. | 1 | ноябрь | Изготовление продукта детского творчства, работа в группах,чтение стихотворения по данной теме. Пошаговое выполнение оригами. | Бумага разных цветов, 20+20 размером; фломастеры. Базовая форма квадрат, простой карандаш. | |||
ноябрь | Лягушка | упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении лягушки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | ноябрь | рассказа Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок», иллюстрации к рассказ. Практическое выполнение оригами. | Двухсторонняя бумага для оригами зелёного цвета, фломастеры. | ||
зайчик | развивать мелкую моторику рук. Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. | 2 | декабрь | Рассказ про «зайца», иллюстрации, загадки. Изготовление продукта детского творчества. Пошаговое выполнение оригами. | Двусторонняя бумага белого и серого цвета,ножницы, схемы, фломастеры. | |||
декабрь | Снежинки | На основе наглядных образцов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги. Предложить детям сделать понравившиеся им снежинки, используя графические образцы, для украшения группы. | 2 | декабряь | Зачитывается письмо от попугая Кеши; Изготовление продукта детского творчества, беседа. физкультминутка по теме. Изготовление аппликации из готовых работ. | Пооперационная карта, письмо от попугая, «Снежинка» для демонстративного показа, по 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка, кружочки по одному белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажная салфетка, магнитофон, диск с записью спокойной музыки | ||
Поздравительная открытка | Предложить детям изготовить поздравительную открытку для родителей, используя умение делать снежинки, елки, веточки, ёлочные игрушки. Продолжать учить составлять композиции. | 1 | декабрь | Изготовление продукта детского творчества, чтение рассказа, рассматривание плакатов и открыток на новогоднюю тематику показ. | Цветная бумага разных размеров, ножницы, схемы, клей.Плакаты и открытки на новогоднюю тему, картон голубого цвета, квадраты и прямоугольники зеленого цвета(бархат), разного размера, клей, звездочки из фольги. | |||
январь | В некотором царстве, в бумажном государстве | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; продолжать знакомить с историей искусства оригами | 1 | январь | Изготовление продукта детского творчества, беседа | Цветная бумага разных размеров, схемы, папка «Зимние забавы». | ||
Снеговик. | Разобрать последовательность изготовления фигурки снеговика по схеме. Предложить детям самостоятельно изготовить поделку. Закреплять умение складывать базовые формы. | 2 | январь | Изготовление продукта детского творчества, загадывание загадок, показ, рассматривание, беседа | Цветная бумага разных размеров, схемы, клей,ножницы, украшения(бисер,блестки тд.) | |||
Зимующие птицы, голуби | Познакомить детей с простейшей формой изготовления голубя, из базовой формы квадрат, умение правильно складывать и разглаживать линии. | 2 | февраль | Показать иллюстрации по данной теме, разучить считалочку. Начальный этап изготовления голубя. | Тонированная бумага разных цветов по размеру,простой карандаш, фломастеры. | |||
февраль | Поздравительная открытка, к празднику «День защитника Отечества» |
| 2 | февраль | Изготовление продукта детского творчества, пошаговое выполнение за воспитателем. Оформление открытки. |
| ||
«самолет» | Умение складывать самолетик по схеме, развивать мелкую моторику рук. | 1 | февраль | Изготовление продукта детского творчества, рассматривание, показ, чтение стихотворения, беседа | Тонированная бумага разных цветов, фломастеры, оюразцы. | |||
Поздравительная «Открытка-восьмерка» для мам | Расширять умение детей создавать композицию, применяя полученные раннее навыки. Упражнять в вырезании круглых частей из бумаги, квадратов одинакового размера; закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации. | 2 | март | беседа - "Праздник 8 Марта" (история и традиции празднования) ; Социализация - сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"; Развитие речи - дид. игра "Назови ласково", беседа "Как мы помогаем мамам". Худ. - эстетическое развитие - чтение стихов о маме, о празднике 8 марта; рассматривание иллюстраций по теме; прослушивание песни "Мама - первое слово" из к. ф. "Мама". | Цветной картон для фона, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей, кисть для клея, фигурные компостеры "цветок", белая бумага | |||
март | Цветок | Вспомнить способы складывания базовой формы «книжка», «Треугольник». На её основе научить изготавливать простую форму цветка, Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке | 2 | март | Изготовление продукта детского творчества, чтение стихотворения.физкультминутка. | Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей, | ||
По замыслу | Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Развивать мелкую моторику рук и воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать линии листа. Закрепить базовые формы: «Книжка», «треугольник», «квадрат» | 1 | апрель | Изготовление продукта детского творчества, беседа, пальчиковая гимнастика. | Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей, картон, фломастеры | |||
апрель | «Космос» | Закрепить умение детей складывать базовую форму «двойной треугольник На её основе изготовить фигурку «ракеты». Упражнять в декоративном украшении поделок. | 3 | апрель | .Изготовление продукта детского творчества, загадывание загадок, показ, рассматривание, беседа, обсуждение, напоминание | Цветная бумага разных размеров, схемы, клей, ножницы | ||
По замыслу | предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Повторить базовые формы. | 1 | апрель | Изготовление продукта детского творчества, беседа, пальчиковая гимнастика. | Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей, картон, фломастеры | |||
май | «Подводное царство». | Создание объемной аппликации с элементами оригами. Развивать мелкую моторику ребенка. | 2 | май.(итоговое занятие) | На 1 и 2 занятии изготовление рыбок,3 оформление аппликации. В ходе занятия проходит беседа, показ иллюстраций подводного царства, готовые образцы подводных героев; пальчиковая гимнастика. | Бумага формата А3,ножницы квадраты разной величины (5х5,6х6,8х8).,клей, восковые мелки. | ||
Итоговое занятие | Оформление выставки лучших работ за период обучения. | 1 | май | Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников | Готовые поделки сделанные из бумаги, коллективные аппликации. | Выставка наших работ.Подведение итогов по кружку «В мире оригами». |
5. Оценочные и методические материалы
5.1 Диагностика обследования уровня развития детей.
1. Распознают и называют геометрические фигуры
2. Читают чертежи (пооперационные карты);
3. Работают по показу;
4. Работают по аналогии;
5. Выполняют без помощи взрослого;
6. Подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию; умеют аккуратно использовать материалы.
7. Интерес к деятельности и творческие способности.
5.2 Диагностика обследования мелкой моторики.
(Автор Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»)
Упражнения:
1 по подражанию:
1.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;
1.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;
1.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;
1.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы.
2 по словесной инструкции:
2.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;
2.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;
2.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;
2.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы.
5.3 Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы по программе ДО «Мир оригами»
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Уровень развития |
Уровни развития: 1 уровень – Большинство компонентов недостаточно развиты; 2 уровень – отдельные компоненты не развиты 3 уровень – соответствует возрасту;4 уровень – высокий уровень развития.
Количество баллов: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 -0 балла – 1 уровень развития.
5.4 Материально-техническое оснащение Программы включают в себя:
Учебные столы и стулья, инструкционные карты, бумага разных видов, картон, альбом для работ, канцелярские принадлежности, ноутбук, музыкальная колонка.
5.5. Информационные источники
- Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З.А. Богатеева.– М.: Просвещение, 1992.
- Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
- Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
- Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
- Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
- Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.
Интернет – ресурсы:
1. Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm
2. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru
- печатные пособия: таблицы, схемы, базовые формы фигур, альбомы демонстраций, картинки, готовые образцы.
Аудио-книги: аудио-сказки
Слайды: образцы базовых форм оригами; пошаговые схемы поделок оригами
сборник релаксационной музыки: звуки природы, детские песни, звуки животных, птиц.
- учебно-практическое оборудования:
- Бумага: цветная из набора; для фона: чертежно-рисовальная, обойная, бархатная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
- Салфетки: бумажная, тканевая. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами. Кисти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Рабочая программа кружка "Оригами"
Программа интеллектуально - творческого развития детей рассчитана на старший дошкольный возраст с учетом возрастных особенностей детей этого возраста....
Рабочая программа кружка по ручному труду " Волшебный мир оригами"
Цель программы - Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами....
Рабочая программа "Оригами"
Рабочая программа Развитие творческих способностей детей с помощью «Оригами»...
Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"
Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....