Рабочая программа "Оригами"
рабочая программа
Рабочая программа
Развитие творческих способностей детей с помощью «Оригами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_origami.docx | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад «Журавлёнок»№89
компенсирующего вида г. Улан-Удэ
Утверждаю:
Заведующий
МБДОУ детский сад
«Журавленок»№89
компенсирующего вида
г. Улан-Удэ
Бальхаева Р.К
Рабочая программа
Развитие творческих способностей детей с помощью «Оригами»
Выполнила воспитатель:
Ульяновская О.А
г. Улан-Удэ
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А.В. Запорожец
Таинственный мир превращенья бумаги…
Здесь все чародеи,волшебники,маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
1. Пояснительная записка.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского означает - «ори» - бумага, «ками»- складывать. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство?" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне - я услышу,
покажи мне - я запомню
Дай мне сделать самому, - я пойму!
Занятия «Оригами» - это работа, направленная на освоение детьми окружающей действительности, активный творческий поиск. Эта программа используется как дополнительное образование и помогает ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги сотворения шедевра своими руками. Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё
внимание на этом процессе. Поэтому занятия оригами являются
своеобразной психотерапией, способной отвлечь человека от его
повседневных забот и тревог, позволяют прикоснуться к сферам, лежащим
выше плоскостей обыденности.
Программа направлена на достижение цели ознакомления детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё
внимание на этом процессе. Поэтому занятия оригами являются
своеобразной психотерапией, способной отвлечь человека от его
повседневных забот и тревог, позволяют прикоснуться к сферам, лежащим
выше плоскостей обыденности.
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей
Цель программы: Ознакомление детей с искусством оригами, развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, работа по развитию мелкой моторики
Задачи программы:
- Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
- Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
- Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
- Развивать творческие способности дошкольников.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Развивать навыки декоративного искусства.
Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Развитие моторики рук включает в себя
- массаж рук;
- пальчиковые игры;
- различные виды театра;
- игры с природным материалом;
- изобразительная деятельность
- Научить плотным сгибам
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
Принципы: (принцип – основное правило)
-Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
-Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
-Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Доступность: необходимость подбора заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт.
- Интеграции: предлагает совместительство таких видов деятельности, как худ.литература, сказки, продуктивная деятельность (аппликация, рисование).
-Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
-Принцип успешности;
-Принцип учета возрастных особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
-Принцип разно уровности: выбор темы, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
-Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
-Принцип креативности (организации творческой деятельности).
-Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Результативность: это завершение работы, которая определяется задачей, действиями. Результат работы является показателем уровня достижений детей в условиях, опыта. Дает детям моральное и умственное удовольствие.
- Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать:
- - правила техники безопасности на занятиях;
- - историю возникновения оригами;
- - особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, обои;
- - принцип создания книг, коробок;
- - знать базовые формы-заготовки и пользоваться ими ( «треугольник», «воздушный змей», «рыба», «дверь», «конверт», и.т.д
- Должны уметь:
- - самостоятельно читать схемы;
- - выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, разглаживать, вытягивать;
- - пользоваться клеем-карандашом, ножницами;
- - последовательно и аккуратно оформлять поделку;
- - ценить свой труд и труд другого человека;
- - бережно относиться к книгам, предметам окружающего нас предметного мира.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май.
Методы:
Игровой момент, беседа, рассказ, изложение, сказка, объяснение, использование пословиц;
рассматривание иллюстраций;
телевизор слайды;
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану.
На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Подготовка к занятию (установка на работу);
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений);
повторение названия базовой формы;
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; книги сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
Практическая часть:
Показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте).
Самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
Оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию.
Работа с родителями.
Консультации по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Поделки своими руками». «Чем занять ребенка дома» Домашнее задание родителям.
Изготовить дома с детьми животных из сказки теремок (лиса,заяц,волк,) медведя сделали за ранее воспитатель дети
Для родителей: поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ. Создание альбома с семейными поделками.
Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе.
Итоги реализации программы.
Составление альбома лучших работ.
Выставка работ.
Инсценировка детских худ. произведений.
Инструкция по работе с картами
Каждая технологическая карта представлена в виде поэтапного выполнения работы от исходной заготовки бумаги до итоговой поделки. Каждый этап работы ребенок может посмотреть и развернуть на образце карты для более точного представления о ее изготовлении.
Первоначально педагог выполняет работу совместно с ребенком, обращая внимание на пошаговую инструкцию технологической карты. Данный вид работы может повториться несколько раз. Постепенно дети могут использовать данный вид карт самостоятельно.
Общие правила при обучении технике оригами:
Заготовки для поделок готовит взрослый. Заготовка должна иметь точно квадратную форму. Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске. Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Материалы и оборудование:
Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен соответствовать образу предмета, (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.
- бумага офисная белая,
-бумага цветная,
- картон цветной,
-картон белый,
- клей ПВА, клей карандаш,
- Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.
- линейка,
- простой карандаш,
-цветные карандаши, (фломастеры)
- кисточки разных размеров
Правила безопасной работы с ножницами
1. Перед работой проверь исправность инструментов.
2. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой,
осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Оценка результативности программы:
Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится 2 раза в год: вводный, итоговый.
Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.
Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.
Критерии:
владение инструментами;
технология изготовления поделки;
художественное оформление поделки.
Параметры:
Высокий уровень:
легко ориентируется в изученном материале;
умеет связывать теорию с практикой;
работы выполнены качественно, аккуратно.
Средний уровень:
основные вопросы раскрывает, но допускают ошибки;
практические работы не совсем удачные, не эстетичные, небрежные.
Низкий уровень:
ребенок отвечает не правильно;
практические работы выполнены небрежно, не отвечают технологическим требованиям.
К концу года дети смогут:
1.Самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами
«дверь», «книжка», «треугольник», «воздушный змей»;
2. По образцу изготавливать несложные поделки.
3. Знать и называть геометрические фигуры;
4. ориентироваться на листе бумаги;
5. уметь намечать линии;
6. тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
7. уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
Список источников.
- Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги» Ташкент 1988г
- Сержантова, Т. Б. «100 праздничных моделей оригами» М.: Айрис-пресс, 2006.
- Выгонов В.В. «Оригами и аппликация» Москва МСП 2006г
- Выганов В.В. «Оригами» Москва МСП 2006г.
- Иванова Л.В. «Цветы оригами» Москва 2006г
- Иванова Г.В. «Открытки с улыбкой» Тригон 2007г.
- Агапова И.А. «Поделки из бумаги» Москва 2007г.
- Долженко Г.И.» 100 поделок из бумаги» Ярослав 2009г.
- Богатова И.В. «Оригами цветы» Москва 2009г.
- Парамонова Л.А. «Бумажная пластика» Дмитров 2001г.
- Проснякова Т.Н.» Забавные фигурки» Москва 2012г.
- Шпурт Т.Н. «Цветы и букеты из бумаги» 2012г.
- Шумаков Ю.В. «Полезные предметы» приложение к журналу «Оригами».2012г.
- Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. - 240 c.
- Т.Б. Сержантова «Оригами. Базовые формы»,2020.
16.Згурская М.П. Бумажные фантазии: оригами, плетение из бумаги.
Ростов-на-Дону, 2007
17. Кулакова Л. Цветы из бумаги. Энциклопедия. М., 2007
18. Соколова С. Сказка Оригами. М., 2004
19. Журнал «Оригами». М., 1997 № 1-12.
20. Приложение к журналу «Оригами». Русские народные сказки. М.,
1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...