Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект рабочей программы по теме
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами»
(кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Разработчик:
Воспитатель МБДОУ
компенсирующего вида №8
«Солнышко», г. Новоалтайска
Штепула Ольга Геннадьевна
Барнаул
2013
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Творчество – всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.
Седьмой год жизни является сензитивным периодом для развития творчества ребёнка. Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности старшего дошкольника имели творческое начало. Использование технологии «Оригами» при конструировании из бумаги позволяет сделать данный процесс креативным.
В названии этого искусства звучит и его основная идея. «Ори» в японском языке обозначает «складываю», а «ками» - «бумага». Это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит сразу.
Сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это развитие мелкой моторики рук. То, что оригами развивает кисти рук – бесспорный факт. Занятия оригами способствуют развитию и психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение.
Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.
Актуальность: бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Цель программы – способствовать развитию творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи программы:
1.создать условия для формирования творческих способностей личности ребенка через использования техники оригами;
2. показать детям способы создания поделок из оригами, и применение их в различных видах деятельности;
3. пробудить интерес к искусству оригами;
4. содействовать развитию у детей эстетического восприятия;
5. стимулировать проявление инициативы, самостоятельности детей.
6. способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать и воспринимать устную инструкцию воспитателя;
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
- развитие самоконтроля и самооценки;
- осознание собственных познавательных процессов.
Отличительной особенностью программы «Волшебный квадратик» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Настоящая рабочая программа описывает курс работы с детьми дошкольного возраста 6-7 лет и разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Содержание образовательного процесса в старшей группе выстроено в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2012 г.). В основу образовательной программы по оригами была положена книга Светланы Мусиенко «Оригами в детском саду». В работе широко используются книги таких признанных мастеров отечественного оригами, как С.Ю.Афонькин и С.В.Соколова. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального уровня:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
-"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
-Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 г.);
Локальные акты:
-Устав МБДОУ компенсирующего вида № 8 «Солнышко», г. Новоалтайска.
Основные принципы построения и реализации Программы:
-научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Кружок «Волшебный мир оригами» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Режим проведения: один раз в неделю во второй половину дня. Продолжительность НОД: 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество НОД в год – 36.
Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы.
В результате обучения по данной программе дети:
- называют и различают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- создают композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и применяют их в различных видах детской деятельности.
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- самостоятельно дополнять поделку различными деталями (этап декорирования)
Комплексно – тематическое планирование
Цель – осуществить комплексный интегративный подход к планированию содержания деятельности по теме: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»).
Месяц | Тема деятельности | Условия, в которых реализуется содержание программы (ПРП) |
Сентябрь | 1. «Давайте поиграем» 2. «В некотором царстве, в бумажном государстве……» 3. «Бабочка и лягушка» 4. «Отгадай загадку» | 2. Царь – картон (игрушка-самоделка), различные кораблики, птицы, звери, выполненные в технике оригами. 3. Пооперационные карты, фланелеграф, картинки с изображением бабочек и лягушек. 4. Коробка с «отгадками»- фигурками выполнены в технике оригами. |
Октябрь | 1. «Знакомимся со свойствами бумаги» 2. «Воздушный змей» 3. «Забавные зверушки» 4. «Лисичка с челочкой» | 1. Конверт с различными видами бумаги. 2 -3. Пооперационные карты. 4. Ширма для кукольного театра. |
Ноябрь | 1. «Волшебные превращения стрелы» 2. «Коробочка» 3. «Веточка рябины» 4. «Гном» | 1 – 2. Пооперационные карты. 3. Ватман, иллюстрация с рябиной. 4. Картинки к сказке «Белоснежка и семь гномов», на которой отсутствуют гномы. |
Декабрь | 1. «Елочка» 2. «Новогодние украшения» 3. «Дед Мороз» 4. Итоговая выставка поделок. | 1. Фотографии с новогодней елочкой. 3. Иллюстрации с Дедом Морозом. |
Январь | 1. «Снеговик» 2. «Сделай сам» | Свободная деятельность по изготовлению желаемой игрушки – поделки. |
Февраль | 1. «Петушок – золотой гребешок» 2. «Собачья семейка» 3. «Поздравительная открытка к 23 февраля» 4. «Кораблики в море» Коллективная композиция | 1. Иллюстрации петушка. Пооперационная карта. |
Март | 1. «Мамин праздник» (открытка) 2. «Весна красна» 3 -4. Панно «Цветочный луг» | 2. Картины с изображение весны |
Апрель | 1. «Ракета» 2. «Жар – птица» 3-4. «Морское дно» Коллективная работа | 1. Макет ракеты, космонавты. Картинки с изображением обитателей моря. |
Май | 1. «Подарки выпускникам» 2 – 3. Итоговое занятие. Оформление альбома лучших работ за период обучения. |
Мониторинг реализации рабочей программы.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в сентябре, итоговый – в мае.
Цель мониторинга - обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств; результатов деятельности педагогов.
Методы мониторинга: наблюдение за детьми, анкетирование родителей и продукты детской деятельности.
№ п\п | Критерии | сентябрь | май |
1. 2. 3. 4. 5. | называет, различает и применяет в работе условные обозначения оригами. соблюдает правила складывания из бумаги. самостоятельно изготавливает поделку от начала и до конца по схеме и образцу. создает творческие композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. справедливо оценивает конечный результат своей работы. | ||
Средний балл: |
Список используемой литературы
- Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги ., - СПб.: Литера, 2000г., 192с
- Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.— М.: АРКТИ, 2006
- Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова – М.: АРКТИ,2010
- Мусиенко С.В. «Оригами в детском саду»., - СПб.: Литера, 2004г.
- Никитина А.В. Поделки в детском саду: Образцы и конспекты занятий. – СПб.: КАРО,2010
- Пашкевич Т.Д.«Организация эффективного взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждении с детьми в условиях введения ФГТ»: учебно – методическое пособие. Барнаул: АКИПКРО, 2013. – 154 с
- Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; 2009
- Соколова С . Азбука оригами: - М.: Эксимо; СПб.: Домино, 2004 г., 432 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
рабочая программа по теме "Развитие у детей младшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью аппликации"
Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в аппликации из ткани. Основные задачи:&bull...
Развитие у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей с помощью ИКТ
В данной презентации размещён игровой материал для развития у дошкольников старшего возраста интеллектуальных способностей....
Развитие у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей с помощью ИКТ
В данной презентации размещён игровой материал на развитие у детей старшего возраста интеллектуальных способностей....
Программа саморазвития на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей посредством ознакомления с Пермогорской росписью
Программа саморазвития педагога.I. Целевой раздел программы АктуальностьВоспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно...
Комментарии
Ольга Генадьевна, хороший
Ольга Генадьевна, хороший проект, а вы его уже реализовали или только планируете в новом уч.году провести...
Спасибо, Татьяна Виктровна за
Спасибо, Татьяна Виктровна за положительный отзыв. Планирую в новом учебном году провести. Вообще уже год занималась с детками оригами, решила все проводить в системе
Я тоже планирую в новом уч.г.
Я тоже планирую в новом уч.г. провести проект по оригами...может что-нибудь посоветуете...из своего опыта...
Мы с моими детками
Мы с моими детками изготавливали различных героев, а затем проводили инсценирование по сказкам. Изготавливали подарки из оригами. у детей столько восторга.
спасибо...
спасибо...
Проект направленный на развитие у детей творческих способностей
Возьму на заметку ваш проект, в нашей работе этой теме уделяется мало внимания, спасибо.