Перспективное планирование кружка по технике оригами "Бумажные фантазии"
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Перспективное планирование кружка по технике оригами "Бумажные фантазии" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_kruzhka_bumazhnye_fantazii.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 1» г. Сосновоборск
Перспективный план кружка
« Бумажные фантазии»
на 2019-2020 учебный год
Руководитель кружка:
Шаповалова Татьяна Анатольевна
Сосновоборск 2019г.
Пояснительная записка
Оригами – это складывание фигурок из бумаги без клея и ножниц. Данная техника складывания бумаги позволяет не только заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс, но и развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Данная техника способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение и не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста. Каждый может складывать фигурки из бумаги везде, в любой ситуации.
Такие занятия для ребенка – большой труд. Выполняя различные действия, такие, как вырезание, раскрашивание, складывание бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучается точно согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества.
Вот почему очень важно и необходимо заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-Формировать умения следовать устным инструкциям;
-Обучать различным приемам работы с бумагой;
-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
-Обогащать словарь детей специальными терминами;
-Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
-Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Воспитательные
-Воспитывать интерес к искусству оригами;
-Расширять коммуникативные способности детей;
-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
-Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
Методы, используемые на занятиях кружка:
-словесный беседа, рассказ, сказка
-наглядный рассматривание иллюстраций
-практический показ образца выполнения последовательности работы
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
- Индивидуального подхода к детям.
Материалы и оборудование:
-бумага
-ножницы
-клей
-салфетки
-рабочая клеенка
-фломастеры
Ожидаемый результат:
-дети научились различным приемам работы с бумагой;
-узнали основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-научились следовать устным инструкциям;
-создают изделия оригами;
-развилось внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;
-овладели навыками культуры труда;
-приобрели навыки работы в коллективе.
Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 8 раз в месяц, с октября по май, во вторую половину дня по 20-25 минут.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Цели и задачи |
Октябрь | 1.Бумажная сказка | Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями, использование и применение в детском творчестве. |
2.Сказка квадратика | Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость. | |
3.Открытка | Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии и творчества. | |
4.Сказочный домик | Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца. | |
5.Осенний ковёр коллективная работа | Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма. | |
6. Наливное яблочко | Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук. | |
7. Колобок | Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками. | |
8. Ёжик | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. | |
Ноябрь | 1.Весёлый треугольник | Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию. |
2. Кошечка | Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. | |
3.Бабочка | Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. | |
4.Гусеница | Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем | |
5. Лодочка | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. | |
6. Мышь | Закрепить умение складывать детей квадрат по диагонали, у полученного треугольника заворачивать углы к центру. | |
7. Зонтик | Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали - базовая форма треугольник | |
8.Павлин | Формировать умение складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой. | |
Декабрь | 1.Вертушка | Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу. |
2.Грибок | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка | |
3.Пирамидка | Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность | |
4.Ёлочная игрушка | Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. | |
5. Шапочка | Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны; развивать мелкие мышцы кистей рук, координацию движений. | |
6. Гирлянда | Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали | |
7. Ёлочная игрушка | Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать | |
8. Снежинка | Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. | |
Январь | 1.Нарядная ёлочка (1 занятие) | Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество |
2.Нарядная ёлочка (2 занятие) | Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество | |
3.Аквариумные рыбки | Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. | |
4.Зимние забавы | Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость | |
5.Резная снежинка | Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. | |
6.Лисичка | Продолжать знакомить с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая лисичку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. | |
7. Пингвин | Развивать у детей умение складывать базовую форму – воздушный змей. Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. | |
8. Коробочка | Продолжать развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях. | |
Февраль | 1.Кораблик | Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. |
2.Парусники в море | Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям . с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник | |
3.Самолётик | Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны | |
4.Цветы из снежинок в подарок для мамы | Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно. | |
5.Снегири на ветке рябины | Продолжать учить складывать базовую форму треугольник. Отогнуть влево угол верх. слоя заготовки. Получившийся треугольник должен выглядывать из-за заготовки. Сложить заготовку пополам, красной стороной внутрь. Отогнуть вверх нижний углы заготовки. Это крылья. Левый уголок заготовки вогнуть внутрь. Получился красный клюв. Дорисовать. | |
6. Ежик(2) | Продолжать учить детей складывать лист бумаги гармошкой. | |
7. Гномик | Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога | |
8. Подарок маме | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость | |
Март | 1.Закладка | Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. |
2.Цветик - семи цветик | Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус | |
3.Весёлый лягушонок | Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку. | |
4.Стаканчик | Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. | |
5.Поросенок | Продолжать учить складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Учить дополнять необходимыми деталями для создания образа поросенка. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. | |
6.Сконструируй что-нибудь сам | Закрепить умение складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Продолжать учить дополнять задуманный образ необходимыми деталями. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. | |
7. Грачи прилетели | Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. | |
8. Сова | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. | |
Апрель | 1.Курочка – пеструшка | Закрепить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы воздушный змей изготовить курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, находчивость. |
2.Воздушный змей | Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией | |
3.Зайчик | Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук. | |
4.Весенние букеты | На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание. | |
5.Ракета | Учить складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). | |
6.НЛО | Закрепить умение детей находить противоположные углы и загибать их в одном направлении. | |
7. Сказка за сказкой «Теремок» 1 занятие Коллективная работа | Используя технику оригами и базовые формы треугольник и воздушный змей, учить изготавливать персонажей к сказке. Расширять коммуникативные способности детей | |
8. Сказка за сказкой «Теремок» 2 занятие Коллективная работа | Используя технику оригами, учить изготавливать персонажей к сказке. Расширять коммуникативные способности детей | |
Май | 1.Птица | Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей, отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, усидчивость |
2. Божья коровка | Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому. | |
3.Подарки малышам | Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета. | |
4. Сказка за сказкой «Три поросенка» 1 занятие Коллективная работа | Продолжать учить складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Учить дополнять необходимыми деталями. Расширять коммуникативные способности детей | |
5. Сказка за сказкой «Три поросенка» 2 занятие Коллективная работа | Продолжать учить складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Учить дополнять необходимыми деталями. Расширять коммуникативные способности детей | |
6. Подснежники | Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги в треугольник, загибая углы к низу. | |
7.Фантазии с листом бумаги | Предоставить детям разные виды бумаги для изготовления поделок; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. | |
8. Итоговое занятие. | Оформление выставки детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
Список используемой литературы:
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. « Всё об оригами». Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
2.Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989 г.
3.Белим С.Н.«Задачи по геометрии, решаемые методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами»)
4.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития»,
5.Дорогов Ю.И, Дорогова Е.Ю. Секреты оригами для дошкольников. Ярославль «Академия развития», 2004г.
6. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О.М. Жихарева.— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006
7.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. –М.: ТЦ Сфера. 2006
8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: Академия развития, 2000
9.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. Серия «Внимание дети», М., 2010г. Светлана Соколова Оригами для самых маленьких. изд. Детство-Пресс, 200
10. Соколова С.В. Бумажные игрушки: Оригами для малышей. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 2-3 лет.
Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 2-3 лет....
Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 3-4 лет.
Перспективное планирование. Альтернативная техника рисования для детей 2-3 лет....
Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ
НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...
Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в разных возрастных групп.
Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в разных возрастных групп...
Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы
Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы...
Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования
Перспективное планирование нетрадиционных техник рисования в старшей группе...