«ЛЕГОМАСТЕР» - Конструированию Во второй разновозрастной группе МДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
«ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра.
Интересно конструировать, играть, строить, составлять, искать!
Приглашаем всех друзей «ЛЕГО» собирать скорей.
Да и взрослым интересно: в «ЛЕГО» поиграть полезно !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструирование -Лего | 139.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25
ПРОЕКТ
по конструированию во второй разновозрастной группе МДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО»
«ЛЕГОМАСТЕР»
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание
собственного потенциала» Ж. Пиаже
Подготовила- Сокова Любовь Валентиновна
Проект по конструированию для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР» создан на основе результатов педагогической практики на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №25 Приозерского района. Проект предусматривает формирование творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, умение использование различных видов конструктора «Лего» в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Автором проанализировано влияние различных техник в конструировании с применением разных наборов на особенности развития детского изобразительного творчества.
Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого МДОУ. Проект может быть рекомендован воспитателям МДОУ, родителям и всем заинтересованным лицам.
Информационная карта проекта (Паспорт проекта) | |
Название проекта | «ЛЕГОМАСТЕР» - Конструированию Во второй разновозрастной группе МДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» |
Девиз проекта | «ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра. Интересно конструировать, играть, строить, составлять, искать! |
Образовательная деятельность | «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно- модельная деятельность» (конструирование) |
Объект исследования | Дети (5 – 7лет) |
Предмет исследования | Развитие конструктивной деятельности с конструктором «ЛЕГО». |
Тип проекта | Познавательно – игровой, практико- информационный, ориентированный, познавательно- творческий |
по сложности (тематическое поле) | Инновационный, интегрированный |
по социальной значимости | Социально-проектный , тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. |
по форме организации детей на продуктивную деятельность | Групповой, подгрупповой, индивидуальный |
по форме проведения занятия | Комбинированные (индивидуальная и групповая работа, подгрупповая, самостоятельная и практическая работа ) |
по характеру деятельности (по цели обучения) | Развивающая художественные способности, творческое воображение, интерес детей к художественно- продуктивной деятельности, творческой активности в процессе конструирования с наборами конструктора «ЛЕГО» |
по количеству участников | Коллективный |
по возрасту | 5-7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей детей |
по масштабу действия | Учрежденческий, внутри МДОУ |
по срокам реализации | Средне – срочный |
Цель проекта | Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии «ЛЕГО» -конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования. Эффективное развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации через конструирование с применением наборов «ЛЕГО» конструкторов развитие его социального и эмоционального интеллекта детей. |
Задачи проекта | - Повысить интерес родителей к «ЛЕГО» конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми - Обогащать предметно- развивающую среду, направленную на социально- эмоциональный интеллект детей через конструирование с использование наборов конструктора «ЛЕГО» - Создавать условия для свободного экспериментирования с наборами конструкторов «ЛЕГО»; - Развивать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции; - Закреплять умение созданные конструкции использовать в сюжетно-ролевых играх; - Развивать конструктивные способности детей; - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»; - Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности; - Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через организованную деятельность по освоению «ЛЕГО»-технологии; -Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы; - Расширять представления о многообразии конструкторов «ЛЕГО»; - Обучать приемам конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»; - Формировать умение детей в конструировании по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему конструкции; - Формировать умение работать в коллективе. , развивать социально- коммуникативные навыки |
Проблема | Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. |
Гипотеза - Обоснование проекта | Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они превращаются в строителей, проектировщиков. Только систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. |
Методологическое обоснование | Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, так как цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом. В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. |
Новизна проекта | Проект является интегрированным и включает в себя все виды образовательной деятельности, а также все образовательные области. Проводится адаптация конструкторов «ЛЕГО», в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста и реализация задач по развитию творчества и конструктивных навыков через различные формы работы с детьми с использованием наборов конструктора «ЛЕГО». В связи с этим создаются условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение «ЛЕГО»-технологии». Опыт работы над проектом направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству. |
Актуальность проекта | Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. «ЛЕГО –технология» - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем и является актуальной в свете внедрения ФГОС ДО, так как обеспечивающих интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Использование ЛЕГО – технологии в МДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Проект «Легомастер» раскрывает для старшего дошкольника мир техники и «ЛЕГО»-конструирования : активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственного мышления, воображение и формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор Конструктивная деятельность требует выcокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приcтупить к cозданию конструкции, необходим раcчет, продуманность, определенная поcледовательность и точноcть в работе. Активизации внимания cпособствует конcтруирование по плану, cхеме, образцу, доcтраивание до целой фигуры. С помощью конcтруктора «Лего» дети воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки cборки, ремонта и разборки техники. |
Педагогическая целесообразность | Работа с образовательными конструкторами «ЛЕГО» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Конструктор «ЛЕГО» является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию разных образовательных областей и различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальной профориентации и первоначальных технических навыков. |
Направленность | - Социальная - тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов (всех участников воспитательно - образовательного процесса) МДОУ; - научно-техническую направленность рассчитана на обучающихся дошкольного возраста . |
Основные принципы |
|
Подходы к формированию проекта | Личностно-ориентированный: Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности Индивидуальный: Предполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности Культурологический: Создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины Дифференцированный: Предполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально- типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Деятельностный: Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность |
Нормативная база | Проект составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в МДОУ программы «Основной образовательной программе дошкольного образования». Проект «ЛЕГО»-конструирование» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
|
Возрастные особенности детей 5-7 лет в конструкторской деятельности | У старших дошкольников отмечается всесторонне активное развитие способностей, на новый уровень выходят социальные отношения, совершенствуется речь. Повышение уровня мотивации к самостоятельной деятельности с «ЛЕГО»-конструктором и компетентности детей., развивается речь, ребенок может самостоятельно рассказать о постройке. Дети общаться, договариваться и взаимодействовать между собой. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию. Умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО» |
Ожидаемые результаты |
|
Механизм реализации (Этапы проекта) | 1. Организационно-подготовительный этап (Аналитико-диагностический ценностно- ориентированный, подготовительно-информационный, подготовительно-документальный) - Изучение возможностей внедрения «ЛЕГО»- технологии» в воспитательно - образовательный процесс группы МДОУ -Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием наборов конструктора «ЛЕГО (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор репродукции, картин, плакатов и разработка конспектов ОД, технологических карт, карт- схем построек, создание картотеки игр с применением «ЛЕГО- технологии», атрибуты для занятий и игр) - Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках существующей проблемы; - Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта и способов решения проблемы; - Мониторинг: диагностика исходной ситуации (фиксация проблем), - Анализ предметно-пространственной среды, наличие необходимого оборудования в группе - Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование наборов конструирования «ЛЕГО» («ЛЕГО- технология»). - Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов «ЛЕГО». Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности - Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом: Организация рабочего места. Конструкторы необходимые для работы. Закреплять правила работы и техники безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. |
2. Основной этап (Организационно- исполнительный, внедренческий: конструктивный этап, организационно - исполнительный - Самообразование педагогов группы по «ЛЕГО-технологии»; - Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе), организация конкурсов, выставок творческих работ. - Знакомство детей с терминологией. Знакомство с «ЛЕГО»- технологией» особенностями деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; знакомить детей с приемами «ЛЕГО»- конструирования; продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали. Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Формировать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек - Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам; - Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту -- Проведение мастер-классов для родителей по применению «ЛЕГО-технологии» в совместной с детьми деятельности; - Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем; -Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности, в сюжетно- ролевых играх и т.д. | |
3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.) Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта «ЛОГОМАСТЕР», систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; - Выставка продуктов творческой деятельности детей: Дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года. Проводится обсуждение и выбор наиболее интересных продуктов творческой деятельности детей, знакомство с правилами оформления творческих работ и принципами создания экспозиции, оформления выставки. Педагог и дети организовывают и проводят выставку продуктов творческой деятельности детей - Мониторинг; систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; - Анкетирование родителей по данной теме распространение опыта работы в плане реализации проекта в СМИ -Защита проекта, просмотр презентации по реализации проекта для детей педагогов, родителей и детей; -Определение перспективы дальнейшего развития проект | |
Материально- технические ресурсы | Разные наборы конструктора «ЛЕГО» для продуктивной деятельности в конструировании - подбор методической литературы, - подбор наглядного материала (презентаций, иллюстрации, фотографии, зарисовки, схемы- постройки, технологические карты построек); - картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним; - выставки творческих работ детей и совместно с родителями создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты); - использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук): - Материалы Интернет. |
Условия организации образовательного процесса по проекту |
|
Методы и приемы работы | Объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный)- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, картами- схемами построек, иллюстрации, дидактические игры.); репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); поисковый метод- самостоятельное решение проблем частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога; исследовательский метод; метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение Познавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов); Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий); Метод Групповой работы (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов). Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета Эвристический метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); Программированный метод - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. |
Формы организации обучения в конструктивной деятельности | Использую формы на основе исследования З. В. Лиштван, В .Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, и др. Конструирование по образцу: Детям предлагают образец, выполненный из деталей конструктора, объясняют и наглядно показывают способы воспроизведения конструкции. В основе этой формы лежит подражательная деятельность, важный обучающий этап, где можно решать задачи. (Обеспечение перехода детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера) Конструирование по модели по модел: Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети самостоятельно должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора такую модель. В основе этой формы ставится определенная задача, но не дается способ её решения. (Активируется мышления дошкольников) Конструирование по условиям по условиям: Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. (У детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры, развивается творческое конструирование) Конструирование по простейшим чертежам: Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов (Создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, формирует мышление и познавательные способности) Конструирование по замыслу: Дети сами решают, что и как будут конструировать. Позволяет лишь самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее) Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику конструкций, они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. (Закрепление знаний и умений) |
Формы художественно-эстетического развития в конструктивной деятельности детей | Педагогом используются разнообразные организационные формы проведения ОД в зависимости от сложности изучаемой темах конструктивной деятельности: Фронтальная - форма предусматривает подачу образовательного материала всем воспитанникам группы. Индивидуальная – форма предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание помощи каждому из них со стороны педагога Групповая – разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы. |
Форма организации игр и занятий |
|
Интеграция образовательных областей через «ЛЕГО»- технологию | Социально-коммуникативное развитие: Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие: Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Речевое развитие: Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Художественно- эстетическое развитие: Творческое конструирование – создание замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрения |
Взаимодействие с родителями и с социумом | Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: консультации, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада и группы, сетевые сообщества, групповых собрания, групповые и индивидуальные беседы; анкетирование, индивидуальные консультации и рекомендации на тему «ЛЕГО»-конструирование». Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, если в ней будут реализованы следующие задачи: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; - познакомиться с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье; - выявление трудностей, испытываемых родителями по данному вопросу; - изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения; - осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье. Именно при взаимодействии с семьями воспитанников возможно сформировать у детей интерес к использованию в художественно-продуктивной деятельности различных нетрадиционных техник и способов работы. Любая работа с родителями обязательно отразится в положительном результате и значительно повысит эффективность образовательной деятельности |
Результат проекта | Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО». Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в МДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством «ЛЕГО»-конструирования и степени вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс. Отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды. |
Перспективы дальнейшего развития проекта | Организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. Такие условия позволят не только расширить границы социализации ребёнка в обществе, активировать познавательную деятельность, демонстрировать успехи воспитанников, но и закладывают истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности. В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по «ЛЕГО»-конструированию для детей, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «ЛЕГО. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках. |
Участники проекта | Специалисты МДОУ, Дети (5 – 7лет), педагог, родители дошкольников. |
База проекта: (место проведения (заказчик) | МДОУ детский сад №25 |
Вывод по проекту Конструктивная деятельность через использование наборов конструктора «ЛЕГО» увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Использование «ЛЕГО» - технологии в создании современной образовательной среды в МДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей дошкольного возраста 5-7 лет; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы. Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого МДОУ. Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует: обеспечению работы в рамках ФГОС ДО, формированию имиджа МДОУ, удовлетворённости родителей в образовательных услугах МДОУ; повышению профессионального уровня педагогов. Проект может быть рекомендован воспитателям МДОУ, родителям и всем заинтересованным лицам. |
Мониторинг в ходе реализации проекта
Проведение мониторинга по проекту проводим на каждом этапе. Формами подведения итогов реализации проекта и контроля деятельности являются: наблюдение за работой детей на занятиях; участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников
Ожидаемые результаты
1.Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2.Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
7. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциям
Диагностическая карта (н/п-начало проекта, к/п-конец проекта)
№ п/п | Ф И ребенка | Умение правильно конструировать поделку | |||||||||
по инструкции педагога | по схеме | по образцу | по замыслу | Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисунка | |||||||
Н /п | К/п | Н /п | К/п | Н /п | К/п | Н /п | К/п | Н /п | К/п | ||
Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.
Высшее мастерство:
Достаточное мастерство:
Недостаточное мастерство:
Отслеживание результатов эффективности проекта проходит через самоконтроль педагога а также через отношение самих детей, обучающихся по этой программе (активность детей в ООД и их творческий интерес к художественно –продуктивной деятельности.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации дальнейшей работы с группой детей.
Календарно – тематический план для детей 5-7лет
Тема | Период (месяц) | Период (неделя) | Тема ООД | Цель | Техника исполнения | Материал | Кол-во часов в неделю |
Осень | Август/сентябрь | 4 Детский сад. | «Веселые игрушки» | Знакомство с наборами конструктора «ЛЕГО» правилами поведения и безопасности в работе | Конструирование самостоятельное по замыслу | Презентация «ЛЕГО»- конструирование разные наборы | 1 |
1 Осень | «Осенние краски» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность; продолжать учить создавать изображения на плоскости; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету; напомнить основные правила составления загадок | Конструирование по замыслу | Конструктор «ЛЕГО- Дупло» | 1 | ||
2 Осень. Деревья | «Осеннее дерево» | Развивать чувство цвета и ритма; закреплять умение строить лесные деревья; учить отличать деревья друг от друга; закреплять названия деталей и цвет. | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | ||
3 Осень. Овощи. Огород | «Тыква» | Закрепить знания об овощах. Формировать умение работать с конструктором создавать заданный образ . | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | ||
4.Осенние забавы | «Осенние забавы» | Закрепить навык обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - Развивать творческую инициативу и самостоятельность; - Закреплять полученные навыки; | Конструирование по теме | Конструктор Лего- Дупло», мелкий конструктор | - | ||
октябрь | 1 Осень. Фрукты. Сад | « Груша» | Закрепить знания об овощах; формировать умение работать с конструктором; создавать заданный образ | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | |
2 Я в мире. Человек | «Веселый человечек» | Видеть образ и соотносить его с деталями конструктора; научить использовать различные приемы создания конструкции; соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности | Конструирование по образцу | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | ||
3 Я и моя семья. Мой дом. | «Дружная семейка» | Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности; закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость; продолжать учить работать вместе входящие в состав конструкторов | Конструирование самостоятельное по замыслу | Презентация «ЛЕГО»-конструирование», разные наборов | 1 | ||
4 Мой город | «Красивые дома» | Формировать умение работать сообща; развивать чувство композиции; познакомить с приемами техники конструирования; развивать мышление и воображение | Конструирование по условиям | «ЛЕГО –«Креатор» | 1 |
Список использованной литературы:
- Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1977.
- Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
- Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - М., 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.
- Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 200
Приложение №1
Консультация для родителей
Конструирование – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В ходе конструирования у детей совершенствуется острота зрения, точность восприятия цвета, формы и размеров объекта, пространства, тактильные качества, развитие мелкой моторики рук, а также формируются социально-коммуникативные навыки, они учатся работать в коллективе, по инструкции, по схеме. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Такие игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Работа по ЛЕГО-конструированию даёт возможность дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Конструктор ЛЕГО- самая популярная игра на планете. Конструктор ЛЕГО появился в Дании, в 1932 году Оле Кирк Кристиансен, он придумал название Lego, от LegGodt (на датском), Название «ЛЕГО» с датского языка собрано из двух слов Leg и Godt и переводится как игра и удовольствие «Играть хорошо», а с латинского переводится как «(я) собираю». Первые пластиковые игрушки Lego Group начала выпускать в 1947, а прототип современных «кубиков» появился на свет в 1949-м под названием Automatic Binding Bricks. Спустя 17 лет, со дня создания мастерской, в 1949году, был создан первый пластмассовый кубик ЛЕГО. Идея с кубиками окончательно сформировалась в 1954 году, когда и были выпущены первые наборы ЛЕГО. Комплекты для игры были настолько популярны, что компании удалось их продать во многих странах Логотип ЛЕГО, белая надпись на красном фоне, не менялся с 1973 года и остается самым узнаваемым логотипом игрушек. Офисы компании по производству конструкторов «ЛЕГО» находятся в 28 странах мира, среди которых Российская Федерация, Австралия, Венгрия, Польша, Мексика, Швеция, а купить конструкторы «ЛЕГО» можно более чем в 140 странах мира, в них играют более 300 млн. детей. Самой большой популярностью пластмассовые кубики пользуются в Германии и США, а США выпускается 130 новых тематических серий «ЛЕГО». В настоящее время выпускается более 700 наборов конструкторов, содержащих более 2000 уникальных элементов. Ежегодное производство кубиков «ЛЕГО» достигает 20 миллиардов кубиков в год.
Немного интересных фактов о ЛЕГО : в созвездии Малой Медведицы одна звезда была названа ЛЕГО ; в Италии поставили оперу о жизни компании ЛЕГО; в 1932 году Американский журнал Fortune назвал кубик ЛЕГО «товаром века», потому ЛЕГО-конструктор изменил жизнь людей в ХХ веке; конструктор ЛЕГО множество раз попадал в Книгу рекордов Гиннеса(Башня из конструктора ЛЕГО высотой 34.77 м -2014 год затем башня высотой 35.05 метров; самая длинная железная дорога из конструктора длиной 4 км в Дании; самый большой дом на колесах из 3,3 миллионов деталей конструктора в Великобритании). Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия».
Характеристика конструктора ЛЕГО: неограниченный потенциал игры; игра подходит для девочек и мальчиков для всех возрастов, для любого сезона; конструктор ЛЕГО- это здоровые и спокойные игры в которые можно долго играть» чем больше кирпичиков в конструкторе ЛЕГО – тем лучше; качество конструктора ЛЕГО видно в каждой детали.
Предлагаем Вам ознакомится с некоторыми видами конструктора ЛЕГО. Его можно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО- Дупло.
ЛЕГО- Дупло предназначено для детей с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей - в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части - платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки, заборчики. Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме в Лего- Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам
Мелкий ЛЕГО- конструктор. Это классический набор конструктора лего, только с мелкими деталями. «ЛЕГО»
ЛЕГО Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов с всевозможными, домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.
ЛЕГО -Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда ит. д.)
Тематические наборы ЛЕГО в них собраны все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.
ЛЕГО- Ракерс - это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.
ЛЕГО-Техник. Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.
ЛЕГО-Миндстромс. Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.
У оригинального конструктора на каждом шипе имеется рельефная надпись ЛЕГО. На протяжении многих лет кубики ЛЕГО ассоциировались с тремя цветами: красный, желтый, синий. В 1958г., в продаже были доступны всего 7 цветов: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый, прозрачный. Сегодня наборы ЛЕГО включают в себя различные оттенки: темно-зеленый, бордовый, голубой, темно-серый, ярко-оранжевый, розовый.
Чтобы работа с детьми была продуктивной, необходимо объяснить детям названия деталей и познакомить детей с деталями конструктора ЛЕГО:
составная часть почти каждого элемента ЛЕГО, необходима для соединения деталей.;
трубочка-другая половина крепления, которая помогает кубикам держаться.
кубики или кирпичики - все элементы которые имеют высоту, как и
пластина-маленький элемент с большими возможностями
скос-(иногда называют кубиками крыши) имеют различные формы и углы уклона
специальные элементы - некоторые элементы ЛЕГО, не так легко поддаются классификации, они могут быть разной формы и разного размера
(эти элементы имеют дополнительную функциональность, они крайне полезны для использования не только во многих обычных, но и в дизайнерских конструкциях)
техник- цель придание большего реализма и сложности обычным наборам лего. Включают в себя широкий спектр деталей причудливой формы (шестеренки, кубики с отверстиями, оси и т.п.)
арочные элементы - созданы для архитектурной детализации
плитки и панели - плитки-пластины без штырьков; панели- могут быть со штырьками или без них.
цилиндры и конусы (цилиндрические элементы) имеют форму кофейной банки или пивного бочонка;
конусы- подобны перевернутым рожкам мороженого
цилиндрические пластины-2 элемента: «таблетка 1х1; полезная пластина 2х2»
пластины-основания-элементы с бесполезной нижней частью, могут быть однотонными или иметь определенный рисунок (дорожную разметку)
декоративные элементы- заборы, окна, деревья, флаги и т.п.
шип — часть почти любой детали LEGO, они располагаются сверху и служат для крепления деталей. Шип используется также для измерения длины и ширины детали. Именно по шипам мы и считаем, что это кубик, например, 2х4.
базовая плата -деталь со слегка рифлёной снизу поверхностью, к которой снизу нельзя присоединить другие элементы. Детали крепятся только на шипы на верхней части платы. В длину и ширину она больше 8x17 шипов. Базовые платы даже тоньше, чем стандартная пластина. Они могут быть плоскими с равномерно расположенными шипами или с напечатанным рисунком (например, дорожной разметкой).
Дополнительные фигуры в наборах конструктора ЛЕГО: миниатюрные макеты городов, мозаика, фигуры животных людей, колонны, опорные конструкции.
Рекомендуем Вам лучшие способы соединения кубиков: соединение стопкой, соединение внахлест и ступенчатое соединение.
Рекомендуем поиграть с детьми в следующие игры:
«Найди такую же деталь, как на карточке».
Цель: закреплять названия деталей LEGO-конструктора Дети по очереди берут карточку с чертежом детали LEGO-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце дети придумывают название постройки.
«Разложи детали по местам».
Цель: Закреплять названия деталей LEGO-конструктора Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл
«Что изменилось?», «Чего не стало?»
Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.
Лего – конструирование – это эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым
Лего» – умная игра, завлекательна, хитра.
Интересно так играть, строить, составлять, искать!
Предлагаем вам, друзья «Лего» собирать скорей.
Детям и взрослым будет интересно:
В «Лего» поиграть полезно !
Литература
- Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 200
- Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок Лего-конструирования во второй младшей группе
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...
Занятие по познавательному развитию с лего-конструированием во второй младшей группе.
Занятие по познавательному развитию с лего-конструированием во второй младшей группе. Тема: «экскурсия в волшебный мир природы»Задачи: образовательные: - Учить внимат...
Конспект Интегрированного занятия по Лего - конструированию во второй младшей группе с использованием ИКТ и конструктора «Bauer» тема: «Дом, в котором я живу»
КонспектИнтегрированного занятия по Лего - конструированию во второй младшей группе с использованием ИКТ и конструктора «Bauer» тема: «Дом, в котором я живу»...
Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»
Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»Игры разделены на ра...
Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»
Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»Игры разделены на ра...
«ЛЕГОМАСТЕР» - Конструированию Во второй разновозрастной группе МДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»
laquo;ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра....
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ФЭМП с применением конструктора лего-дупло
Цель занятия: закрепление и обобщение пройденного материала....