«ЛЕГОМАСТЕР» - Конструированию Во второй разновозрастной группе МДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Сокова Любовь Валентиновна

«ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра.

Интересно конструировать, играть, строить, составлять, искать! 
Приглашаем всех друзей «ЛЕГО» собирать скорей.
Да и взрослым интересно: в «ЛЕГО» поиграть полезно !

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конструирование -Лего139.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25


ПРОЕКТ

по конструированию во второй разновозрастной группе МДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО»

«ЛЕГОМАСТЕР»

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание

собственного потенциала» Ж. Пиаже

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\лего1.jpg

Подготовила- Сокова Любовь Валентиновна

Проект по конструированию для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР» создан на основе результатов педагогической практики на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №25 Приозерского района. Проект предусматривает формирование творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, умение использование различных видов конструктора «Лего» в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Автором проанализировано влияние различных техник в конструировании с применением разных наборов на особенности развития детского изобразительного творчества.

Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого МДОУ. Проект может быть рекомендован воспитателям МДОУ, родителям и всем заинтересованным лицам.

Информационная карта проекта (Паспорт проекта)

Название проекта

«ЛЕГОМАСТЕР» - Конструированию Во второй разновозрастной группе МДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»

Девиз проекта

«ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра.

Интересно конструировать, играть, строить, составлять, искать! 
Приглашаем всех друзей «ЛЕГО» собирать скорей.
Да и взрослым интересно: в «ЛЕГО» поиграть полезно !

Образовательная деятельность

«Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно- модельная деятельность» (конструирование)

Объект исследования

Дети (5 – 7лет)

Предмет исследования

Развитие конструктивной деятельности с конструктором «ЛЕГО».

Тип проекта

Познавательно – игровой, практико- информационный, ориентированный, познавательно- творческий

по сложности (тематическое поле)

Инновационный, интегрированный

по социальной значимости

Социально-проектный , тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

по форме организации детей на продуктивную деятельность

Групповой, подгрупповой, индивидуальный

по форме проведения занятия

Комбинированные (индивидуальная и групповая работа, подгрупповая, самостоятельная и практическая работа )

по характеру деятельности

(по цели обучения)

Развивающая художественные способности, творческое воображение, интерес детей к художественно- продуктивной деятельности, творческой активности в процессе конструирования с наборами конструктора «ЛЕГО»

по количеству участников

Коллективный

по возрасту

5-7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей детей

по масштабу действия

Учрежденческий, внутри МДОУ

по срокам реализации

Средне – срочный

Цель проекта

Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии «ЛЕГО» -конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования. Эффективное развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации через конструирование с применением наборов «ЛЕГО» конструкторов развитие его социального и эмоционального интеллекта детей.

Задачи проекта

- Повысить интерес родителей к «ЛЕГО» конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми

- Обогащать предметно- развивающую среду, направленную на социально- эмоциональный интеллект детей через конструирование с использование наборов конструктора «ЛЕГО»

- Создавать условия для свободного экспериментирования с наборами конструкторов «ЛЕГО»;

- Развивать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции;

- Закреплять умение созданные конструкции использовать в сюжетно-ролевых играх;

- Развивать конструктивные способности детей;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»;

- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности;

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через организованную деятельность по освоению «ЛЕГО»-технологии;

-Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы;

- Расширять представления о многообразии конструкторов «ЛЕГО»;

- Обучать приемам конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»;

- Формировать умение детей в конструировании по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему конструкции;

- Формировать умение работать в коллективе. , развивать социально- коммуникативные навыки

Проблема

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.

Гипотеза - Обоснование проекта

Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они превращаются в строителей, проектировщиков. Только систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала.

Методологическое обоснование

Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, так как цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом. В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.

Новизна проекта

Проект является интегрированным и включает в себя все виды образовательной деятельности, а также все образовательные области. Проводится адаптация конструкторов «ЛЕГО», в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста и реализация задач по развитию творчества и конструктивных навыков через различные формы работы с детьми с использованием наборов конструктора «ЛЕГО». В связи с этим создаются условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение «ЛЕГО»-технологии». Опыт работы над проектом направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству.

Актуальность проекта

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. «ЛЕГО –технология» - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем и является актуальной в свете внедрения ФГОС ДО, так как обеспечивающих интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Использование ЛЕГО – технологии в МДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Проект «Легомастер» раскрывает для старшего дошкольника мир техники и «ЛЕГО»-конструирования : активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственного мышления, воображение и формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор Конструктивная деятельность требует выcокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приcтупить к cозданию конструкции, необходим раcчет, продуманность, определенная поcледовательность и точноcть в работе. Активизации внимания cпособствует конcтруирование по плану, cхеме, образцу, доcтраивание до целой фигуры. С помощью конcтруктора «Лего» дети воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки cборки, ремонта и разборки техники.

Педагогическая целесообразность

Работа с образовательными конструкторами «ЛЕГО» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Конструктор «ЛЕГО» является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию разных образовательных областей и различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальной профориентации и первоначальных технических навыков.

Направленность

- Социальная - тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов (всех участников воспитательно - образовательного процесса) МДОУ;

- научно-техническую направленность рассчитана на обучающихся дошкольного возраста .

Основные принципы

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Эффективность форм взаимодействия от простого к сложному
  • Активность и созидательность
  • комплексность решения задач (Интегрированность)
  • результативность и гарантированность
  • доступность и наглядность\
  • интеграция развивающего обучения,
  • индивидуализация и дифференциация образовательного процесса,
  • активное развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе, психологической комфортности и вариативности.
  • Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

Подходы к формированию проекта

Личностно-ориентированный: Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности

Индивидуальный: Предполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности

Культурологический: Создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины

Дифференцированный: Предполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально- типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Деятельностный: Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность

Нормативная база

Проект составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в МДОУ программы «Основной образовательной программе дошкольного образования».

Проект «ЛЕГО»-конструирование» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 27 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13). ФГОС ДОО от 17.10 2013 №1155 (регист. в Минюст РФ 14.11.2013 №30384)
  •  «Основная образовательная программа дошкольного образования» от 28.08.2019года приказ №29.
  •  Устав учреждения МДОУ детский сад №25
  • Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений

Возрастные особенности детей 5-7 лет в конструкторской деятельности

У старших дошкольников отмечается всесторонне активное развитие способностей, на новый уровень выходят социальные отношения, совершенствуется речь. Повышение уровня мотивации к самостоятельной деятельности с «ЛЕГО»-конструктором и компетентности детей., развивается речь, ребенок может самостоятельно рассказать о постройке. Дети общаться, договариваться и взаимодействовать между собой. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию. Умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО»

Ожидаемые результаты

  1. Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие.
  2. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, в коллективе, распределении обязанностей.
  3. Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  4. Формирование конструкторских умения и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением
  5. Формирование представления: о деталях конструкторов «ЛЕГО» и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.
  6. Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов МДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому «ЛЕГО-конструированию»; активное участие родителей в жизни своего ребёнка
  7. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Механизм реализации

(Этапы проекта)

1. Организационно-подготовительный этап (Аналитико-диагностический ценностно- ориентированный, подготовительно-информационный, подготовительно-документальный)

- Изучение возможностей внедрения «ЛЕГО»- технологии» в воспитательно - образовательный процесс группы МДОУ

-Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием наборов конструктора «ЛЕГО (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор репродукции, картин, плакатов и разработка конспектов ОД, технологических карт, карт- схем построек, создание картотеки игр с применением «ЛЕГО- технологии», атрибуты для занятий и игр)

- Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках существующей проблемы;

- Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта и способов решения проблемы;

- Мониторинг: диагностика исходной ситуации (фиксация проблем),

- Анализ предметно-пространственной среды, наличие необходимого оборудования в группе

- Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование наборов конструирования «ЛЕГО» («ЛЕГО- технология»).

Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов «ЛЕГО». Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности

- Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом: Организация рабочего места. Конструкторы необходимые для работы. Закреплять правила работы и техники безопасности при работе с мелкими деталями конструктора.

2. Основной этап (Организационно- исполнительный, внедренческий: конструктивный этап, организационно - исполнительный

- Самообразование  педагогов группы по «ЛЕГО-технологии»;

- Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе), организация конкурсов, выставок творческих работ.

- Знакомство детей с терминологиейЗнакомство с «ЛЕГО»- технологией» особенностями деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; знакомить детей с приемами «ЛЕГО»- конструирования; продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали. Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Формировать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек

- Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам;

- Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту

-- Проведение мастер-классов для родителей по применению «ЛЕГО-технологии» в совместной с детьми деятельности;

- Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;

-Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности, в сюжетно- ролевых играх и т.д.

3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.)

Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта «ЛОГОМАСТЕР», систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;

- Выставка продуктов творческой деятельности детей: Дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года. Проводится обсуждение и выбор наиболее интересных продуктов творческой деятельности детей, знакомство с правилами оформления творческих работ и принципами создания экспозиции, оформления выставки. Педагог и дети организовывают и проводят выставку продуктов творческой деятельности детей

- Мониторинг; систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;

- Анкетирование родителей по данной теме

распространение опыта работы в плане реализации проекта в СМИ

-Защита проекта, просмотр презентации по реализации проекта для детей педагогов, родителей и детей;

-Определение перспективы дальнейшего развития проект

Материально- технические ресурсы

Разные наборы конструктора «ЛЕГО» для продуктивной деятельности в конструировании

- подбор методической литературы,

- подбор наглядного материала (презентаций, иллюстрации, фотографии, зарисовки, схемы- постройки, технологические карты построек);

- картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;

- выставки творческих работ детей и совместно с родителями

создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты);

- использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук):

- Материалы Интернет.

Условия организации образовательного процесса по проекту

  • содержательные условия;
  • технические условия (развивающая среда);
  • организационные условия;
  • технологические (принципы, методы, приемы);
  • контрольно-диагностические условия;
  • социокультурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерам различных социокультурных институтов).
  • Разнообразность и вариативность работы с детьми

Методы и приемы работы

Объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный)- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, картами- схемами построек, иллюстрации, дидактические игры.);

репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

поисковый метод- самостоятельное решение проблем

частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога;

исследовательский метод;

метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение

Познавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

Метод Групповой работы (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование

Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета

Эвристический метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Программированный метод - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Формы организации обучения в конструктивной деятельности

Использую формы на основе исследования З. В. Лиштван, В .Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, и др.

Конструирование по образцу: Детям предлагают образец, выполненный из деталей конструктора, объясняют и наглядно показывают способы воспроизведения конструкции. В основе этой формы лежит подражательная деятельность, важный обучающий этап, где можно решать задачи. (Обеспечение перехода детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера)

Конструирование по модели по моделДетям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети самостоятельно должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора такую модель. В основе этой формы ставится определенная задача, но не дается способ её решения. (Активируется мышления дошкольников)

Конструирование по условиям по условиямНе давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. (У детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры, развивается творческое конструирование)

Конструирование по простейшим чертежамМоделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов (Создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, формирует мышление и познавательные способности)

Конструирование по замыслу: Дети сами решают, что и как будут конструировать. Позволяет лишь самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее)

Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику конструкций, они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. (Закрепление знаний и умений)

Формы художественно-эстетического развития в конструктивной деятельности детей

Педагогом используются разнообразные организационные формы проведения ОД в зависимости от сложности изучаемой темах конструктивной деятельности:

Фронтальная форма предусматривает подачу образовательного материала всем воспитанникам группы.

Индивидуальная – форма предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание помощи каждому из них со стороны педагога

Групповая – разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы.

Форма организации игр и занятий

  1. Наблюдение натурального объекта.
  2. Показ, обсуждение и анализ образца, предметных и сюжетных картинок схем и моделей построек,
  3. экскурсии и рассматривание конструкций зданий,
  4. Показ способов действий.
  5. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы.
  6. Постановка конструктивных задач по условиям.
  7. Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе.
  8. Объяснение последовательности и способов выполнения постройки.
  9. Пояснения, вопросы, беседа
  10. Постановка проблемных задач.
  11. Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.

Интеграция образовательных областей через «ЛЕГО»- технологию

Социально-коммуникативное развитие: Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие: Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие: Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Художественно- эстетическое развитие: Творческое конструирование – создание замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрения

Взаимодействие с родителями и с социумом

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: консультации, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада и группы, сетевые сообщества, групповых собрания, групповые и индивидуальные беседы; анкетирование, индивидуальные консультации и рекомендации на тему «ЛЕГО»-конструирование». Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, если в ней будут реализованы следующие задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- познакомиться с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;

- выявление трудностей, испытываемых родителями по данному вопросу;

- изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;

- осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Именно при взаимодействии с семьями воспитанников возможно сформировать у детей интерес к использованию в художественно-продуктивной деятельности различных нетрадиционных техник и способов работы. Любая работа с родителями обязательно отразится в положительном результате и значительно повысит эффективность образовательной деятельности

Результат проекта

Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО». Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в МДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством «ЛЕГО»-конструирования и степени вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс. Отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.

Перспективы дальнейшего развития

проекта

Организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. Такие условия позволят не только расширить границы социализации ребёнка в обществе, активировать познавательную деятельность, демонстрировать успехи воспитанников, но и закладывают истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности. В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по «ЛЕГО»-конструированию для детей, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «ЛЕГО. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.

Участники проекта

Специалисты МДОУ, Дети (5 – 7лет), педагог, родители дошкольников.

База проекта: (место проведения (заказчик)

МДОУ детский сад №25

Вывод по проекту

Конструктивная деятельность через использование наборов конструктора «ЛЕГО» увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Использование «ЛЕГО» - технологии в создании современной образовательной среды в МДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей дошкольного возраста 5-7 лет; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы.

Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого МДОУ. Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует: обеспечению работы в рамках ФГОС ДО, формированию имиджа МДОУ, удовлетворённости родителей в образовательных услугах МДОУ; повышению профессионального уровня педагогов. Проект может быть рекомендован воспитателям МДОУ,  родителям и всем заинтересованным лицам.

Мониторинг в ходе реализации проекта

Проведение мониторинга по проекту проводим на каждом этапе.  Формами подведения итогов реализации проекта и контроля деятельности являются: наблюдение за работой детей на занятиях; участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников

Ожидаемые результаты

1.Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2.Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

7. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциям

Диагностическая карта (н/п-начало проекта, к/п-конец проекта)

п/п

Ф И ребенка

Умение правильно конструировать поделку

по инструкции педагога

по схеме

по образцу

по замыслу

Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисунка

Н /п

К/п

Н /п

К/п

Н /п

К/п

Н /п

К/п

Н /п

К/п

Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.

Высшее мастерство:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/01/s_5c789a6b396fb/1102889_2.png

Достаточное мастерство:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/01/s_5c789a6b396fb/1102889_3.png

Недостаточное мастерство:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/01/s_5c789a6b396fb/1102889_4.png

Отслеживание результатов эффективности проекта проходит через самоконтроль педагога а также через отношение самих детей, обучающихся по этой программе (активность детей в ООД и их творческий интерес к художественно –продуктивной деятельности.       

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации дальнейшей работы с группой детей.

Календарно – тематический план для детей 5-7лет

Тема

Период (месяц)

Период (неделя)

Тема ООД

Цель

Техника исполнения

Материал

Кол-во часов в неделю

Осень

Август/сентябрь

4 Детский сад.

«Веселые игрушки»

Знакомство с наборами конструктора «ЛЕГО» правилами поведения и безопасности в работе

Конструирование самостоятельное по замыслу

Презентация «ЛЕГО»- конструирование разные наборы

1

1 Осень

«Осенние краски»

Развивать творческую инициативу и самостоятельность; продолжать учить создавать изображения на плоскости; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету; напомнить основные правила составления загадок

Конструирование по замыслу

Конструктор «ЛЕГО- Дупло»

1

2 Осень. Деревья

«Осеннее дерево»

Развивать чувство цвета и ритма; закреплять умение строить лесные деревья; учить отличать деревья друг от друга; закреплять названия деталей и цвет.

Конструирование по теме

Конструктор «ЛЕГО» мелкий

1

3 Осень. Овощи. Огород

«Тыква»

Закрепить знания об овощах. Формировать умение работать с конструктором создавать заданный образ .

Конструирование по теме

Конструктор «ЛЕГО» мелкий

1

4.Осенние забавы

«Осенние забавы»

Закрепить навык обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - Развивать творческую инициативу и самостоятельность; - Закреплять полученные навыки;

Конструирование по теме

Конструктор Лего- Дупло», мелкий конструктор

-

октябрь

1 Осень. Фрукты. Сад

« Груша»

Закрепить знания об овощах; формировать умение работать с конструктором; создавать заданный образ

Конструирование по теме

Конструктор «ЛЕГО» мелкий

1

2 Я в мире. Человек

«Веселый человечек»

Видеть образ и соотносить его с деталями конструктора; научить использовать различные приемы создания конструкции; соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности

Конструирование по образцу

Конструктор «ЛЕГО» мелкий

1

3 Я и моя семья. Мой дом.

«Дружная семейка»

Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности; закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость; продолжать учить работать вместе входящие в состав конструкторов

Конструирование самостоятельное по замыслу

Презентация «ЛЕГО»-конструирование», разные наборов

1

4 Мой город

«Красивые дома»

Формировать умение работать сообща; развивать чувство композиции; познакомить с приемами техники конструирования; развивать мышление и воображение

Конструирование по условиям

«ЛЕГО –«Креатор»

1

Список использованной литературы:

  1. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1977.
  2. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
  3. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005
  7. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - М., 1999.
  8. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.
  9. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 200

Приложение №1

Консультация для родителей

Конструирование – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В ходе конструирования у детей совершенствуется острота зрения, точность восприятия цвета, формы и размеров объекта, пространства, тактильные качества, развитие мелкой моторики рук, а также формируются социально-коммуникативные навыки, они учатся работать в коллективе, по инструкции, по схеме. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Такие игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Работа по ЛЕГО-конструированию даёт возможность дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

  Конструктор ЛЕГО- самая популярная игра на планете. Конструктор ЛЕГО появился в Дании, в 1932 году Оле Кирк Кристиансен, он придумал название Lego, от LegGodt (на датском), Название «ЛЕГО» с датского языка собрано из двух слов Leg и Godt и переводится как игра и удовольствие «Играть хорошо», а с латинского переводится как «(я) собираю». Первые пластиковые игрушки Lego Group начала выпускать в 1947, а прототип современных «кубиков» появился на свет в 1949-м под названием Automatic Binding Bricks. Спустя 17 лет, со дня создания мастерской, в 1949году, был создан первый пластмассовый кубик ЛЕГО.  Идея с кубиками окончательно сформировалась в 1954 году, когда и были выпущены первые наборы ЛЕГО. Комплекты для игры были настолько популярны, что компании удалось их продать во многих странах Логотип ЛЕГО, белая надпись на красном фоне, не менялся с 1973 года и остается самым узнаваемым логотипом игрушек. Офисы компании по производству конструкторов «ЛЕГО» находятся в 28 странах мира, среди которых Российская Федерация, Австралия, Венгрия, Польша, Мексика, Швеция, а купить конструкторы «ЛЕГО» можно более чем в 140 странах мира, в них играют более 300 млн. детей. Самой большой популярностью пластмассовые кубики пользуются в Германии и США, а США выпускается 130 новых тематических серий «ЛЕГО». В настоящее время выпускается более 700 наборов конструкторов, содержащих более 2000 уникальных элементов. Ежегодное производство кубиков «ЛЕГО» достигает 20 миллиардов кубиков в год.

Немного интересных фактов о ЛЕГО : в созвездии Малой Медведицы одна звезда была названа ЛЕГО ; в Италии поставили оперу о жизни компании ЛЕГО; в 1932 году Американский журнал Fortune назвал кубик ЛЕГО «товаром века», потому ЛЕГО-конструктор изменил жизнь людей в ХХ веке; конструктор ЛЕГО множество раз попадал в Книгу рекордов Гиннеса(Башня из конструктора ЛЕГО высотой 34.77 м -2014 год затем башня высотой 35.05 метров; самая длинная железная дорога из конструктора длиной 4 км в Дании; самый большой дом на колесах из 3,3 миллионов деталей конструктора в Великобритании). Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия».

Характеристика конструктора ЛЕГО: неограниченный потенциал игры; игра подходит для девочек и мальчиков для всех возрастов, для любого сезона; конструктор ЛЕГО- это здоровые и спокойные игры в которые можно долго играть» чем больше кирпичиков в конструкторе ЛЕГО – тем лучше; качество конструктора ЛЕГО видно в каждой детали.

Предлагаем Вам ознакомится с некоторыми видами конструктора ЛЕГО. Его можно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО- Дупло.

ЛЕГО- Дупло предназначено для детей с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей - в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части - платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки, заборчики. Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме в Лего- Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам

Мелкий ЛЕГО- конструктор. Это классический набор конструктора лего, только с мелкими деталями. «ЛЕГО»

ЛЕГО Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов с всевозможными, домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.

ЛЕГО -Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда ит. д.)

Тематические наборы ЛЕГО в них собраны все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

ЛЕГО- Ракерс - это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

ЛЕГО-Техник. Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

ЛЕГО-Миндстромс. Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.

У оригинального конструктора на каждом шипе имеется рельефная надпись ЛЕГО. На протяжении многих лет кубики ЛЕГО ассоциировались с тремя цветами: красный, желтый, синий. В 1958г., в продаже были доступны всего 7 цветов: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый, прозрачный. Сегодня наборы ЛЕГО включают в себя различные оттенки: темно-зеленый, бордовый, голубой, темно-серый, ярко-оранжевый, розовый.

Чтобы работа с детьми была продуктивной, необходимо объяснить детям названия деталей и познакомить детей с деталями конструктора ЛЕГО:

составная часть почти каждого элемента ЛЕГО, необходима для соединения деталей.;

трубочка-другая половина крепления, которая помогает кубикам держаться.

кубики или кирпичики - все элементы которые имеют высоту, как и

пластина-маленький элемент с большими возможностями

скос-(иногда называют кубиками крыши) имеют различные формы и углы уклона

специальные элементы - некоторые элементы ЛЕГО, не так легко поддаются классификации, они могут быть разной формы и разного размера

(эти элементы имеют дополнительную функциональность, они крайне полезны для использования не только во многих обычных, но и в дизайнерских конструкциях)

техник- цель придание большего реализма и сложности обычным наборам лего. Включают в себя широкий спектр деталей причудливой формы (шестеренки, кубики с отверстиями, оси и т.п.)

арочные элементы - созданы для архитектурной детализации

плитки и панели - плитки-пластины без штырьков; панели- могут быть со штырьками или без них.

цилиндры и конусы (цилиндрические элементы) имеют форму кофейной банки или пивного бочонка;

конусы- подобны перевернутым рожкам мороженого

цилиндрические пластины-2 элемента: «таблетка 1х1; полезная пластина 2х2»

пластины-основания-элементы с бесполезной нижней частью, могут быть однотонными или иметь определенный рисунок (дорожную разметку)

декоративные элементы- заборы, окна, деревья, флаги и т.п.

шип — часть почти любой детали LEGO, они располагаются сверху и служат для крепления деталей. Шип используется также для измерения длины и ширины детали. Именно по шипам мы и считаем, что это кубик, например, 2х4.

базовая плата -деталь со слегка рифлёной снизу поверхностью, к которой снизу нельзя присоединить другие элементы. Детали крепятся только на шипы на верхней части платы. В длину и ширину она больше 8x17 шипов. Базовые платы даже тоньше, чем стандартная пластина. Они могут быть плоскими с равномерно расположенными шипами или с напечатанным рисунком (например, дорожной разметкой).

Дополнительные фигуры в наборах конструктора ЛЕГО: миниатюрные макеты городов, мозаика, фигуры животных людей, колонны, опорные конструкции.

Рекомендуем Вам лучшие способы соединения кубиков: соединение стопкой, соединение внахлест и ступенчатое соединение.

Рекомендуем поиграть с детьми в следующие игры:

«Найди такую же деталь, как на карточке».

Цель: закреплять названия деталей LEGO-конструктора Дети по очереди берут карточку с чертежом детали LEGO-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце дети придумывают название постройки.

«Разложи детали по местам».

Цель: Закреплять названия деталей LEGO-конструктора Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

Лего – конструирование – это эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым

Лего» – умная игра, завлекательна, хитра. 
Интересно так играть, строить, составлять, искать! 
Предлагаем вам, друзья «Лего» собирать скорей.
Детям и взрослым будет интересно: 
В «Лего» поиграть полезно !

Литература

  1. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 200
  2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  3. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок Лего-конструирования во второй младшей группе

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...

Занятие по познавательному развитию с лего-конструированием во второй младшей группе.

Занятие по познавательному развитию  с  лего-конструированием во второй младшей группе. Тема: «экскурсия в волшебный мир природы»Задачи: образовательные: - Учить внимат...

Конспект Интегрированного занятия по Лего - конструированию во второй младшей группе с использованием ИКТ и конструктора «Bauer» тема: «Дом, в котором я живу»

КонспектИнтегрированного занятия по Лего - конструированию во второй младшей группе с использованием ИКТ и конструктора «Bauer» тема: «Дом, в котором я живу»...

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»Игры  разделены на ра...

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»Игры  разделены на ра...