Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Салахова Светлана Алексеевна

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»

Игры  разделены на разделы.  В каждой игре и упражнений предусмотрены соответствующие цели и задачи. Игры могут иметь степени трудности и варианты (простой, сложный), что дает возможность использовать их с детьми разного возраста и уровня развития.

 

 

 

Задачи:

  • развитие познавательных процессов и личностных качеств.
  • развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем.
  • формирование грамматической составляющей речи.
  • формирование и развитие правильного длительного выдоха.
  • постановка и автоматизация звуков в ходе игры.
  • формирование графического образа букв, а так же развитие тактильных ощущений.
  • овладение звуко - буквенным и  слоговым
  • анализом и синтезом слов.
  • формирование пространственной ориентации.
  • тренировка тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
  • Развитие связной речи.

 

С чего начать?

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников во вводной части занятия я обычно использую богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательная беседу и обсуждение вопросов;
  • проблемную ситуация;
  • музыкальное сопровождение,
  • просмотр картинок,
  • демонстрацию презентаций,
  • видео или мультипликационных фильмов. 

 

Стихотворения про Лего

 

«Лего» – умная игра,

Завлекательна, хитра.

Интересно здесь играть,

Строить, мыслить, рассуждать!

Приглашаю всех друзей

«Лего» собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В «Лего» поиграть полезно!

Раз, два, три – предмет сложи,

Что построил, расскажи!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_8.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»

               

Упражнения на усвоение лексико-грамматических конструкций

Где кошка?

Задачи:

- развитие внимания, зрительной памяти, наблюдательности;

- усвоение предложных конструкций;

-развитие пространственной ориентации;

-автоматизация звука ш.

Оборудование: конструктор «Лего эдьюкейшн Моя первая история»,

постройки, фигурка животного-кошка.

***

Логопед передвигает фигурку кошки в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, убирает за сундук,  ставит перед фонтаном, прячет под дерево.

Дети объясняют, где кошка – кошка стоит на крыше.

Башня

Задачи:

- развитие внимания, зрительной памяти, наблюдательности;

- усвоение предложных конструкций;

-развитие пространственной ориентации;

-автоматизация звуков.

Оборудование: набор конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий».

***

Обращение логопеда к ребенку: у тебя на столе кирпичики разного цвета,

1.поставь кирпичик на кирпичик, построй башенку (НА)

2.Чтобы наверху был красный,  а внизу желтый (предлог под)

Где находится жёлтый кирпичик? НАД или ПОД красным?

3. А теперь скрепи кирпичики  так, чтобы  синий кирпичик был между красным и зеленым кирпичиком.

-Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай.

-Под красным лежит желтый кирпичик

-Между красным и зеленым лежит синий кирпичик

Игры на развитие внимания, памяти, координации движений.

Динамические паузы. Физкультминутки.

Найди постройку

Задачи:

- развитие внимания, наблюдательности;

- развитие зрительной памяти.

Оборудование: карточки-схемы, постройки, коробочка.

***

Дети по очереди достают карточку из коробки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Кто быстрее

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движений.

Оборудование: 4 коробочки, кирпичики Лего Дупло (2х2 и 2х4 см) по 2 на каждого игрока.

***

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков лего и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 см – синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

Лего на голове

Цели: развивать ловкость, координацию движений, общую моторику.

Оборудование: кирпичик лего.

***

Ребенок кладёт  на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Чья команда быстрее построит

Цели:

- формирование чувства взаимопомощи, сплочения.

- развитие интереса, внимания, быстроты, координации, общей и  мелкой моторики.

Оборудование: набор конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий», образец.

***

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Найди такую же деталь, как на карточке

Задачи закреплять названия деталей конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий», развитие воображения.

 Оборудование: карточки, детали лего-конструктора « Лего Дупло», платформа.

***

Дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на платформу. В конце игры дети придумывают название постройки.

Таинственный мешочек

Задачи:

Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.

***

Педагог держит мешочек с деталями конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий». Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

Разложи детали по местам

Задачи: закреплять названия деталей «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий», образец.

Оборудование: коробочки, детали (клювик, лапка, овал, полукруг).

***

Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Светофор

 

Задачи:

-формирование фонематического слуха: нахождение звука в словах, воспринятых на слух;

- закрепление значения сигналов светофора;

- развитие познавательных процессов.

Оборудование: кирпичики Лего Дупло красного, зеленого, желтого цвета.

***

По три  кирпичика на каждого ребенка (красный, желтый, зеленый) лежат перед ними.

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять зеленый кирпичик, если нет, поднимают желтый кирпичик. Если звук в слове  повторяется дважды, дети поднимают красный кирпичик.

Игры  для развития связной речи

Назови и построй

Задачи:

- закрепление названия деталей лего-конструктора « Лего Дупло кирпичики для творческих занятий»;

- формирование способности работать в коллективе;

- развитие связной речи.

Оборудование: набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий».

Логопед дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Логопед задаёт вопрос: На что похожа деталь?  Ребенок называет (на сапожок, на полукруг, на кирпичик) и оставляет у себя.

Когда каждый ребенок соберет несколько деталей, педагог предлагает построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

Назови, опиши и построй

Отличается от предыдущей тем, что ребёнок старается описать взятую им деталь (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Расскажи мне, расскажи

Задачи:

- изучение деталей лего-конструктора «Моя первая история»;

- формирование способности работать в коллективе;

-развитие творческих способностей;

- развитие связной речи.

- развитие мелкой моторики.

Оборудование: набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий».

***

Логопед дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Затем педагог предлагает описать полученную деталь(какая она по размеру? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

 Когда каждый ребенок соберет несколько деталей, логопед предлагает построить из всех деталей одну историю, придумать ей название и рассказать о ней.

Построй, не открывая глаз

Задачи:

- развитие ориентации в пространстве, координации;

- развитие мелкой моторики рук, выдержки.

- развитие связной речи

Оборудование: плата, наборы конструкторов.

***

Перед детьми лежат платформа и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка и рассказ о ней, того поощряют.

Игры и упражения на коррекцию звукопроизношения

Упражнение  Змейка

Задачи:

- формирование и развитие правильного длительного выдоха.

- постановка и автоматизация звуков в ходе игры.

 - развитие сенсорных эталонов, а именно: закрепления величины, формы и цвета.

Ребенок (дети) собирает змейку из деталей конструктора. Логопед предлагает

-построй  двух разных  змеек, чем они отличаются?

Ребенок отвечает, что (например) одна длиннее другой.

-Собирая змейку, змейку можно сделать какой? (извилистой, прямой, длинной, короткой)

-Расскажи мне про свою змейку, какая она? Из каких геометрических фигур сделаны?

-Какие присутствуют цвета?

-Из скольких деталей  построена змейка?

У змеи суровый вид, иногда она шипит. Как шипит змейка?

- Ш-ш-ш

Лего-подарки

Задачи: Автоматизация поставленных звуков, развитие словарного запаса по теме «Антонимы», расширение кругозора, развитие логического мышления, обучение фразовой речи на уровне словосочетания.

Оборудование: игровое поле, разделенное на секторы, человечки из набора «Лего эдьюкейшн Моя первая история» по количеству игроков, игральный кубик,  лего-подарки: карточки с картинками на закрепляемый звук в названии.

***

Дети распределяют человечков между собой. В центр игрового поля кладутся картинки с отрабатываемым звуком изображением  вниз. Кидают по очереди кубик и ставят человечка на выпавший сектор. Например, выпало число 6.  Логопед задает вопрос: твой  подарок  маленький или большой? Ребенок, не видя картинки, отвечает по догадке. Только тогда картинку можно перевернуть. Если  словосочетание логически верное, звукопроизношение правильное, ребенок забирает себе подарок (картинку). Игра продолжается, пока все подарки не разберут. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок.

 Что делать, если  предмет и признак не совпали?  Не стоит расстраиваться. Тогда нужно поразмышлять, бывает ли длинный стул, мягкий  топор,  твёрдое платье? Конечно, бывает! Платье на статуе, платье на морозе, игрушечный топор из пластмассы и стул в кабинете зубного врача. Не догадались?   Тогда картинка возвращается в стопку.

Дети старшей группы или дети с ОВЗ играют по упрощенному варианту с открытыми картинками (см. фото

Чья башня выше?

Задачи: развитие внимания, быстроты реакшии, автоматизация поставленных звуков, развитие словарного запаса, расширение кругозора, развитие логического мышления,

Оборудование: набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий ».

***

Играют два-три ребенка, которые по очереди отгадывая загадки (на материале отрабатываемого звука), получают от  логопеда кирпичик за правильный ответ и четко произнесенный звук в слове - отгадке.  У кого башня окажется выше, тот выиграл.

Рыба, зверь, птица

Задачи:

- автоматизация поставленных звуков.

- развитие познавательных процессов и личностных качеств.

- развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем.

Оборудование: кирпичик из  набора конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий ».

***

Педагог держит в руках кирпичик. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы на определенный звук, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

Упражнения на развитие  познавательных процессов

Запомни расположение-1

Задачи: развитие познавательных процессов: пространственного мышления, зрительного внимания и памяти.

Оборудование: набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий », карточки-схемы.

Нужно запомнить на карточке-схеме  последовательность скрепленных кирпичиков и построить по образцу.                                      

Запомни расположение-2

Задачи: развитие познавательных процессов: пространственного мышления, зрительного внимания и памяти.

Оборудование: набор лего-конструктора «Лего Дупло кирпичики для творческих занятий » или «Лего эдьюкейшн Моя первая история».

***

Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

« Что изменилось?»

Задачи: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Оборудование: конструктор «Лего эдьюкейшн Моя первая история».

На столе расположены предметы из набора в определенной последовательности.

Логопед предлагает посмотреть внимательно на предметы, запомнить, как они расположены. Дети отворачиваются, последовательность меняется. Обращается к  детям: Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне, что изменилось?

Усложнение:

- описать предмет, которого не стало;

- рассказать о месте, где он стоял;

- на какой звук начиналось название этого предмета?

- в названии каких еще предметов есть этот звук?

Методические рекомендации педагогам.

С чего начать?

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников во вводной части занятия я обычно использую богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательная беседу и обсуждение вопросов;
  • проблемную ситуация;
  • музыкальное сопровождение,
  • просмотр картинок,
  • демонстрацию презентаций,
  • видео или мультипликационных фильмов. 

Стихотворения про Лего

«Лего» – умная игра,

Завлекательна, хитра.

Интересно здесь играть,

Строить, мыслить, рассуждать!

Приглашаю всех друзей

«Лего» собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В «Лего» поиграть полезно!

Раз, два, три – предмет сложи,

Что построил, расскажи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели космической ракеты, космонавтов из деталей конструктора LEGO DUPLO, LEGO DACTA и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).

НОД по конструированию разных моделей космических ракет, космонавтов с использованием реальных конструкторов LEGO DUPLO, LEGO DACTA и цифрового конструктора LEGO Digital Designer для детей 4...

Конспект НОД по лего-конструированию в рамках проведения клубного часа на тему: «Построение моделей спортсменов с использованием деталей разных конструкторов: LEGO DUPLO, LEGO DACTA, LEGO Digital Designer (цифровой конструктор), "Фантазеры. МУЛЬТИтворч."

Конспект создан с целью развития способности детей к конструированию фигурок спортсменов в движении с помощью деталей конструктора LEGO DUPLO, LEGO DACTA, компьютерных программ  LEGO Digital...

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»

Картотека игр и упражнений с использованием наборов конструкторов « LEGO DUPLO кирпичики для творческих занятий» и «LEGO Education Моя первая история»Игры  разделены на ра...

Открытое занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по конструированию с использованием конструктора LEGO-DUPLO «Друг познается в беде».

Открытое занятие я проводила в рамках муниципального конкурса "Воспитатель года". Получилось интересно! Дети любят играть с конструктором LEGO, мотивационный момент был организован средствам...

Использование презентаций на занятиях по легоконструированию и робототехнике. Конструктор «LEGO Duplo».

Дети любят конструировать. Это – радостный, вдохновенный процесс, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая все новые и новые возможности. Ц...

Конспект открытого занятия «Использование конструктора LEGO-DUPLO в конструктивно-модельной деятельности детей»

Конспект занятия «Использование конструктора LEGO-DUPLO в конструктивно-модельной деятельности детей"  воспитатель   Бейбалаева Сабина РажидиновнаЦель: повысит...

Конспект занятия «Использование конструктора LEGO-DUPLO в конструктивно-модельной деятельности детей"

Конспект занятия «Использование конструктора LEGO-DUPLO в конструктивно-модельной деятельности детей"Цель: повысить компетентность педагогов по использованию конструктораLEGO...