Комплексно-тематическое планирование по конструированию в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Орлова Олеся Витальевна

Конструирование является практической деятельностью, направленное на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой. Дети седьмого года жизни способны считаться со сверстниками, быть дисциплинированными, давать объективную оценку своей работе и бережно относиться к постройкам других детей. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, так как соответствует требованиям ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктивно-модельная деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» .

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.

Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

№ п/п

Месяц

Образовательная ситуация и форма ее проведения. Основные направления работы.

Программное содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Сентябрь

«Тележка» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.98]

Учить детей выделять детали постройки, конструировать по схеме. Формировать интерес к конструкторской деятельности. Способствовать развитию самостоятельности, творчества.

«Мы в лесу построим теремок» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Лыкова И.А. «Лего-конструирование в детском

саду» стр.87]

Учить строить теремок, сочетать в постройке детали по форме и цвету, развивать творческое воображение.

«Светофор» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» стр.95]

Закреплять знания о светофоре; продолжать учить детей использовать детали с учетом их конструктивных свойств; формировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности.

«Детский сад» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском

саду» стр.90]

Продолжать учить создавать коллективные постройки, устанавливать пространственное расположение построек, развивать память и внимание

Октябрь

«Животные на ферме» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском

саду» стр.91]

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Развивать конструкторские навыки, формировать пространственные представления

«Сельскохозяйственная техника» (Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.109]

Уточнить представления детей о сельскохозяйственных машинах, их строении; развивать способность к плоскостному моделированию, умению создавать сначала плоскую модель будущего сооружения, а затем объемную. Научить самостоятельно анализировать постройки.

«Микрорайон города» (Конструирование из строительного материала).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.128]

Продолжать учить создавать коллективные постройки, совместно планировать расположение частей, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; развивать художественный вкус, обогащать конструкторский опыт.

«Ферма» (Конструирование из строительного материала).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.128]

Продолжать учить создавать коллективные постройки, совместно планировать расположение частей, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; развивать художественный вкус, обогащать конструкторский опыт.

«Свято-Троицкая Сергиева Лавра»

(Конструирование из строительного материала).

Закрепить у детей представление о строительных деталях (название, форма, свойства). Научить создавать элементарные постройки по фотографии. Учить анализировать рисунок и постройку. Способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы.

Ноябрь

«Кинотеатр»

(Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.112]

Закрепить умение детей конструировать здания различного назначения; развивать художественный вкус; продолжать учить создавать коллективные постройки.

«Конструируем по моделям» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.127]

Учить детей конструировать из строительного материала по контурным схемам, аксонометрическим чертежам (объемное изображение). Развивать умение выделять этапы в создании конструкций. Обогащать конструкторский опыт, формировать пространственные представления.

«Роботы» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.127]

Учить детей создавать плоскостные модели из геометрической мозаики, а затем использовать их в качестве изображений для создания конструкций из строительного материала; учить самостоятельно анализировать постройки.

«По замыслу» (Конструирование из строительного материала и из деталей конструктора).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.96]

Учить детей конструировать коллективно, подбирать необходимый материал, самостоятельно анализировать постройки

Декабрь

«Мост для пешеходов» (Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.109]

Развивать умение детей конструировать мосты разного назначения; учить делать перекрытия на высоких, редко поставленных устоях; способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы в осуществлении строительного замысла.

«Стол и стул» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.98]

Учить создавать различные модели по рисунку, закрепить у детей представление о строительных деталях; способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы.

«Грузовик» (Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.109]

Уточнить представления детей о городском транспорте, его видах, функциональном назначении, строении; развивать способность к плоскостному моделированию, умению создавать сначала плоскую модель будущего сооружения, а затем объемную. Научить самостоятельно анализировать постройки.

«По замыслу» (Конструирование из строительного материала и из деталей конструктора).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.96]

Учить детей конструировать коллективно, подбирать необходимый материал, самостоятельно анализировать постройки

Январь

«Слон» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском

саду» стр.97]

 

Учить строить слона с большим хоботом; продолжать учить детей использовать детали с учетом их конструктивных свойств; формировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности.

«Широкий транспортный мост» (Конструирование из строительного материала).

[Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала, подг. гр.», с.42]

Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного

назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов;

учить конструировать двигающие механизмы из конструктора, сооружать простейший механизм – рычаг, позволяющий приводить в движение отдельные элементы

конструкции

«Корабль» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском

саду» стр.88]

Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке

детали по форме и цвету, устанавливать пространственное

расположение построек

Февраль

«Конструирование по условиям» (Конструирование из строительного материала и из деталей конструктора).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.128]

Учить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания и опыт. Развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.

«Свято-Троицкая Сергиева Лавра»

(Конструирование из строительного материала).

Закрепить у детей представление о строительных деталях (название, форма, свойства). Продолжать учить создавать элементарные постройки по фотографии. Учить анализировать рисунок и постройку. Способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы.

«Самолеты» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.125]

Закрепить представление о различных видах самолетов, о том, что их строение зависит от функционального назначения (пассажирский, военный, спортивный); учить комбинировать детали; закрепить представления о строительных деталях

«Лестница» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.97]

Совершенствовать умение выполнять постройки по образцу, умение анализировать образец постройки; выделять основные части; учить устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга; сооружать устойчивую постройку.

Март

«Сказочный домик» (Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.114]

Учить создавать постройки по замыслу, анализировать постройку; вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке; развивать художественный вкус; способствовать проявлению творчества в декоративном оформлении конструкций.

«Домик для кукол»

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.113]

Закреплять умения детей строить здания разных видов; учить строить по образцу, изображенному на фотографии; самостоятельно подбирать необходимый материал.

«Библиотека»

(Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.112]

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях устанавливать их, аргументировать свои решения; развивать конструкторские навыки, воображение.

«По замыслу» (Конструирование из строительного материала и из деталей конструктора).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.96]

Учить детей конструировать коллективно, подбирать необходимый материал, самостоятельно анализировать постройки

Апрель

«Спортивный самолет» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.125]

Закрепить представления о различных видах самолетов, о том, что их строение зависит от функционального назначения (пассажирский, военный, спортивный). Учить комбинировать детали разных конструкторов, закрепить представления о строительных деталях.

«Луноход» (Конструирование из деталей конструкторов).

[Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском

саду» стр.98]

Рассказать о луноходе. Учить детей строить луноход, используя детали с учетом их конструктивных свойств; формировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности.

«Железнодорожный вокзал» (Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.116]

Упражнять детей в строительстве различных зданий по фотографии, в анализе схем и конструкций; учить совместно планировать расположение частей, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы.

«Творим и мастерим» (Конструирование из строительного материала).

 [Лиштван З.В. «Конструирование», с.114]

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнообразные интеллектуальные действия; закреплять умение собирать оригинальные модели, проявляя независимость мышления.

Май

«Танк» (Конструирование из строительного материала).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.125]

Формировать представления детей о военной технике, ее

строении и назначении; упражнять в плоскостном моделировании и в построении схем; развивать способность к анализу схем, чертежей, конструкций; развивать самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления.

«Мосты» (Конструирование из строительного материала).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.129]

Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного

назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов;

совершенствовать умение конструировать двигающие механизмы из конструктора, сооружать простейший механизм – рычаг, позволяющий приводить в движение отдельные элементы

конструкции

«Музей» (Конструирование из строительного материала).

[Лиштван З.В. «Конструирование», с.112]

Закрепить умение детей конструировать здания различного назначения; развивать художественный вкус; продолжать учить создавать коллективные постройки.

«По замыслу» (Конструирование из строительного материала и из деталей конструктора).

[Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», с.96]

Учить детей конструировать коллективно, подбирать необходимый материал, самостоятельно анализировать постройки

 

Список используемой литературы:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 240 с.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
  3. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981 – 159 с.
  4. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная к школе группа: Учебно-методическое пособие. – ИД Цветной мир, 2016. – 192 с.
  5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в подготовительной группе детского сада по теме: «Снег-лёд».

: Закрепить знания детей о свойствах снега и льда, выявить признаки сходства и различия, познакомить с природным явлением – гололёд и правилами безопасности. ...

Комплексно-тематический план "Я - гражданин России" в подготовительной группе

Цель темы: Обобщить и систематизировать знания детей о многонациональности России, единстве народа....

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе

Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы по Основной образовательной программе МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области...

Методическая разработка: "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе с ТНР детского сада (апрель)"

Здесь воспитатели могут ознакомиться с комплексно-тематическим планирование на два возраста по темам "Космос", "Мир морей, рек и океанов", "Комнатные растения", "Наш...

Методическая разработка : "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе детского сада" (март)

Комплексно-тематический план по лексическим темам : "Мамин праздник", "Весна.Признаки весны", "Перелетные птицы","Животные жарких стран и севера"....

Комплексно-тематический план образовательной работы старшей- в подготовительной группе ТНР детского сада по теме «Во лесок пойдём, грибы и ягоды найдём..» (октябрь)

здесь отображени лексические темы "Деревья и кустарники. Золотая осень", "Огород.Овощи", "Сад. Фрукты", "Лес. Грибы"....