Рабочая программа по конструированию с детьми 3-4 лет "Легострой-ка!"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Рабочая программа по конструированию с детьми 3-4 лет "Легострой-ка!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kruzhok_legostroyka.docx | 287.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №108 общеобразовательного вида «Зазеркалье»»
/МКДОУ д\с №108 «Зазеркалье»/
__________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39\1, тел.: 361-10-00, 353-55-68
Рабочая программа по конструированию «Легострой – ка!»
с детьми второй младшей группы
2019 год.
I.Целевой раздел
Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования(далее ФГОС ДО). В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего- конструирования. Конструктор Легo- это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий вид детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе лего– конструирования.
Задачи:
- учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
- знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
- создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
- пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
- развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
Срок реализации: 1 год.
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
•принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
•принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Программа «Легострой-ка!» направлена на развитие конструкторских способностей в совместной деятельности детей. Длительность определяется возрастом детей.
-в младшей группе не более 15 минут(дети 3-4 года)
В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (один раз в неделю).
Ожидаемые результаты освоения программы
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
- ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, по образцу, замыслу;
- ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
- ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
- знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческое задание,
2. Организационный раздел
2.1. Перспективный план совместной образовательной деятельности /младший дошкольный возраст 3-4 года/
Первое полугодие:
- Учить называть детали лего-конструктора «Дупло»
- Простейшему анализу сооружённых построек ( выделять форму, величину, цвет деталей)
- Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями
- Сравнивать предметы по длине и ширине
- Обогащать речь словосочетаниями
- Кронструировать по образцу и условиям
- Различать по цвету и форме
- Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий
Второе полугодие:
- Познакомить с новыми деталями
- Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
- Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки
- Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять
- Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу (25)
- Преобразование образца по условиям (4)
- Конструирование по замыслу (7)
Занятия проводятся раз в неделю по 15-20 минут по подгруппам (по 8-10 детей). Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Перспективное планирование в младшей группе
Месяц | тема | цели |
сентябрь | Знакомство с лего | Познакомить с лего-конструктором Закреплять знания цвета и формы |
Ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию– ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину | |
Улитка | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. | |
Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору | |
октябрь | Здравствуй, лес! | Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья Учить строить деревья |
Мы в лесу построим дом | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей Учить строить дом из лего-конструктора | |
Разные домики | Закреплять умение строить домики | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
ноябрь | Мебель для комнаты | Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец |
Мебель для кухни | Закреплять умение строить мебель Запоминать название предметов мебели | |
Печка | Познакомить с русской печкой Развивать воображение, фантазию Учить строить печку из конструктора | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
декабрь | Утята в озере | Учить внимательно слушать стихотворение Строить из конструктора утят |
Волшебные рыбки | Рассказать о рыбах Учить строить рыб из конструктора | |
Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
январь | Построим загон для коров | Закреплять понятия «высокий», «низкий" Учить выполнять задания по условиям Развивать творчество, воображение, фантазию |
Грузовая машина | Учить создавать простейшую модель грузовой машины Выделять основные части и детали | |
Домик фермера | Формировать обобщённые представления о домах Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их прочными Развивать умение выделять части | |
Мельница | Рассказать о мельнице Развивать воображение, фантазию | |
февраль | Машина с прицепом | Учить строить машину с прицепом Развивать навыки конструирования |
Пожарная машина | Познакомить с профессией пожарного Учить строить пожарную машину | |
Кораблик | Рассказать о кораблях Учить строить более сложную постройку Развивать внимание, навыки конструирования | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
март | Детская площадка | Показать детскую площадку Построить песочницу, лесенки |
Горка для ребят | Продолжать знакомить с детской площадкой Развивать память и наблюдательность | |
Все работы хороши | Познакомить с разными профессиями Учить отличать их по внешнему виду Воспитывать уважение к труду взрослых | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание | |
апрель | Ракета | Рассказать о космосе Учить строить ракету |
Самолёт | Рассказать о профессии лётчика Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество | |
Космонавты | Продолжать знакомить с космосом Учить строить космонавтов из мелких деталей | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
май | Животные в зоопарке | Рассказать о зоопарке Учить строить утку, пингвина |
Вольер для тигров и львов | Учить всем вместе строить одну поделку | |
Крокодил | Продолжать знакомить с зоопарком Учить строить крокодила | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Мониторинг образовательных результатов
1. Уровень развития умений и навыков.
- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать
необходимую деталь.
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
- Умение проектировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе
проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
- Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по
пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе
конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие.
Работа с воспитателями и родителями
№ | Мероприятие | Месяц |
1 | Анкета для родителей «Значение Lego конструирования для детей» | Сентябрь |
2 | Информационное сообщение для родителей «О пользе Lego занятий» | Октябрь |
3 | Консультация для родителей: «Детский конструктор: польза и какой выбрать?» | Ноябрь |
4 | Консультация для педагогов: «Театрализованная деятельность на базе конструктора Lego» | Декабрь |
5 | Проект для родителей и их детей «Наш весёлый детский сад» | Январь |
6 | Консультация для педагогов: «Lego конструирование как фактор развития одарённости» | Февраль |
7 | Индивидуальная, работа с разными категориями родителей. | Март |
8 | Родительское собрание на тему: «Мои первые успехи - Lego» | Апрель |
9 | Оформление фото - выставки на тему: «Вот как мы умеем!» | Май |
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по конструированию и изо
Данная рабочая программа расчитана для детей 6-7 лет. Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия изобразительным иску...
Рабочая программа"математика, конструирование, физкультура (интеграция)
Рабочая программа с интеграцией образовательных областей: математика, конструирование, физкультура. Разработана в соответствии с ФГТ....
Рабочая программа по конструированию в средней группе
Календарно-тематическое планирование по конструированию средняя группа...
Рабочая программа по конструированию«Маленькие академики»
В данной программе вы сможете найти план работы с детьми по конструированию....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА модуля по освоению детьми 6-8 лет жизни основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности
Рабочая программа – учебно-методическая документация, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, разр...
Рабочая программа (Лего-конструирование) с детьми 6–7 лет (подготовительная группа)
Пояснительная запискаДошкольное детство - это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослы...