Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Ловкие ручки»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Кружок «Ловкие ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zaytseva_v.v.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40
Сайт: www.iskorkads.caduk.ru E – mail dsiskorka2@yandex.ru
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Заведующий МБДОУ
«Детский сад №2 «Искорка»
от «__»___________20__г. ____________Гордеева А.А.
«__»___________20__г.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Ловкие ручки»
Возраст обучающихся – 3-4 года
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: воспитатель
Зайцева В.В.
г.Протвино, 2019г.
Пояснительная записка.
Кружок «Ловкие ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими нетрадиционными художественными техниками:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается;
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку, делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается;
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности;
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка;
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу;
- Рисование манкой и гречкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (гречку) (по рисунку);
- Пластиллинография: ребенок закрепляет кусочки пластилина на картон способом сплющивания;
- Тестопластика: ребенок работая с тестом использует различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т. д.
В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, вата и др.). К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.
Цель программы кружка:
Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, методом тычка, ватными палочками и т.д.);
-формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;
-формировать практические умения и навыки;
-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, ватой;
-формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-совершенствовать движения рук;
-развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развивать речь детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность;
-воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.
Программа кружка разработана для детей 3-4 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 15 минут. Количество детей: 10-12 человек.
День и время проведения кружка: среда/четверг, 15:30.
Методы, используемые в работе кружка:
-словесные (рассказы, объяснения, беседы)
-наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
-практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
Предполагаемые результаты:
- У детей сформировались навыки самообслуживания: могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма;
- Повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами;
- Дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
Для организации работы кружка была проведена работа с родителями:
- Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на 2019-2020 учебный год;
- Приглашение родителей на выставки детских работ;
- Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье.
Учебно-тематическое планирование.
Подготовительный этап: (сентябрь)
• Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
• Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
• Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей».
Содержание:
Октябрь - 1 неделя
Рисование пальчиками «Веселый мухомор».
Задачи: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование: Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы, гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.
Октябрь - 2 неделя
Рисование пальчиками «Ветка рябины».
Задачи: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать и называть цвета. Развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Оборудование: Лист бумаги формата А 4, нарисована ветка рябины без ягод, гуашь, тряпочка, стакан.
Октябрь – 3 неделя
Рисование дном от пластиковой бутылки «Осенний лес».
Задачи: Продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству, способствовать развитию творческого мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Оборудование: лист бумаги (половина А4), нарисованы стволы деревьев, гуашь, крышки для краски, вода, дно от пластиковой бутылки (на каждого).
Октябрь - 4 неделя
Отпечаток ладошки «Морковка для зайчика».
Задачи: Познакомить с новым способом нетрадиционной техники – отпечаток ладошкой. Обогащать представление детей об овощах. Закрепить знание цветов. Развивать мелкую моторику, творческие способности, сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Игрушка зайчик, морковка муляж, эскиз морковки, широкие мисочки с разведенной водой гуашью зеленого цвета.
Октябрь - 5 неделя
Отпечаток ладошки «Веселые рыбки».
Задачи: Продолжить знакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошкой. Учить детей делать отпечатки, дорисовывать их до определенного образа. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость.
Оборудование: Картинка с рыбками, эскиз аквариума, широкие мисочки с разведенной водой гуашью красного, желтого, синего, зеленого цвета, кисточки, салфетки, стаканчик с водой.
Ноябрь - 1 неделя
Рисование манкой «Поиск клада».
Задачи: Познакомить детей с манкой как материал для рисования. Учить детей пальчиками выводить рисунки. Развивать мелкую моторику, творческое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.
Оборудование: Подносы с манкой на каждого ребенка (индивидуально для каждого), сито общее на всех, таз с манкой и мелкими игрушками.
Ноябрь - 2 неделя
Рисование ватными палочками «Осенний лес».
Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками. Учить детей рисовать в технике «Рисование ватной палочкой» листья дерева. Учить внимательно рассматривать образец и следовать ему. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать интерес к новым методам рисования.
Оборудование: Иллюстрации осенних деревьев, альбомный лист с изображением ствола дерева, гуашь красного, желтого цвета, ватные палочки, салфетки.
Ноябрь - 3 неделя
Скатывание бумаги «Конфеты для мамы» ко дню матери.
Задачи: Учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала. Учить детей скатывать из салфеток шарики. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к своим близким маме, бабушке, сестре.
Оборудование: Ваза для «конфет», салфетки для скатывания.
Ноябрь - 4 неделя
Скатывание бумаги «Покормим птичек».
Задачи: Закрепить у детей умение работать с бумагой, отрывать кусочки и скатывать в комочки. Учить отрывать небольшой кусочек от салфетки. Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование: Иллюстрации с птицами, салфетки.
Декабрь - 1 неделя
Аппликация с использованием ваты «Выпал первый снег».
Задачи: Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации- с помощью ваты. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогощать представления детей о времени года- зима. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Развивать композиционное умение равномерно распологать комочки по всему рисунку. Воспитывать любознательность, интерес к аппликации, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Иллюстрации с пейзажем зимы, лист бумаги А 4, эскиз дерева на каждого ребенка, кисточки, клей ПВА, комочки ваты, тряпочки, игрушка зайчик.
Декабрь - 2 неделя
Рисование ватными палочками «Снежок порхает, кружится».
Задачи: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.
Оборудование: Снежинки вырезанные из бумаги по количеству детей, гуашь белого цвета, ватные палочки, листы тонированной синей бумаги (или синий картон, на которых схематично изображены снежинки, стаканчики с водой, салфетки.
Декабрь - 3 неделя
Аппликация из салфетных шариков «Елочные шары».
Задачи: Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки.
Развивать мелкую моторику, цветное восприятие, тактильное восприятие, воображение. Воспитывать эстетический вкус и культуру труда.
Оборудование: Картинка с елочкой украшенная шарами, вырезанная из картона елочка, бумажные салфетки разных цветов.
Декабрь - 4 неделя
Рисование жесткой кистью, ватными палочками «Волшебный лес».
Коллективная работа.
Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой «тычок», рисование полусухой жесткой кистью. Учить держать кисточку вертикально. Делать тычки внутри контура. Закрепить украшать рисунок, используя рисование пальчиками или ватными палочками. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать чувства радости к результату своего труда.
Оборудование: Картинки с изображением зимнего пейзажа, ватман на котором на голубом фоне нарисованы деревья, ели, гуашь белая, жесткая кисть.
Январь - 2 неделя
Игра с фасолью «Золушка».
Задачи: Учить детей рассортировывать фасоль (белую отдельно, красную отдельно). Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать у детей нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
Оборудование: Кукла «Золушка», подносы с красной и белой фасолью.
Январь - 3 неделя
Лепка техника пластиллинография «Подсолнух».
Задачи: Знакомство детей с техникой пластиллинография. Учить закреплять кусочки пластилина на картон способом сплющивания, закреплять семена подсолнуха на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук и образное восприятие. Воспитывать интерес к новым методам лепки.
Оборудование: Эскиз подсолнуха на картоне, пластилин черного цвета, доска.
Январь - 4 неделя
Игра «Соберем матрешку».
Задачи: Формировать у детей представление о народной игрушки –матрешки. Учить в правильном порядке собирать матрешку (от маленькой к большой). Развивать мышление, воображение. Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование: Матрешки.
Февраль - 1 неделя
Аппликация из ваты «Овечка».
Задачи: Закрепить умение рисовать в технике "объемная аппликация из ваты". Развивать творчество и фантазию, мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Оборудование: Игрушка овечка, эскиз овечки на картоне, вата, клей, подставки под кисточки, салфетки.
Февраль - 2 неделя
Рисование манкой «Снежинка».
Задачи: Учить детей передавать в рисунках особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность при выполнение работы.
Оборудование: Иллюстрации с зимним пейзажем, синий тонированный лист бумаги или синий цветной картон с эскизом снежинки, манная крупа, клей, кисточка, салфетка.
Февраль - 3 неделя
Тестопластика «Улитка-длинные ушки».
Задачи: Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Учить детей раскатывать длинный столбик, скручивать его. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
Оборудование: Соленое тесто, игрушка улитка, доски для лепки, влажные салфетки.
Февраль - 4 неделя
«Бусы из макарон».
Задачи: Познакомить детей с новым видом творчества. Учить слышать и слушать устные инструкции. Развивать мелкую моторику, творческие способности, познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, внимательность.
Оборудование: Нить для нанизывания макарон, макароны.
Март - 1 неделя
Рисование оттисков печатками из картофеля «Светофор».
Задачи: Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля. Учить правильно называть цвет. Напомнить и закрепить правила дорожного движения, уже знакомые детям, вспомнить, что такое светофор. Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. Воспитывать отзывчивость и доброту. Воспитывать культуру поведения детей на дорогах.
Оборудование: Макет светофора, прямоугольник из картона, печатки из картофеля, мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью зеленого, желтого и красного цвета.
Март - 2 неделя
«Мимоза» к 8 марта.
Задачи: Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки.
Развивать мелкую моторику, восприятия цвета. Воспитывать любовь к маме, порадовать ее.
Оборудование: Картон с нарисованным контуром мимозы, салфетки желтого цвета, доска.
Март - 3 неделя
Рисование гречкой «Ежик».
Задачи: Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к новым методам рисования.
Оборудование: Картинка с ежиком, лист бумаги А 4 с нарисованным контуром ежика, клей ПВА, гречка, подносики под гречку.
Март - 4 неделя
Лепка «Веселые черепашки».
Задачи: Учить создавать объёмные поделки, используя в качестве каркаса бросовый материал. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, терпение, интерес к окружающему миру.
Оборудование: Игрушка черепаха, заготовки из пластилина черепах, красная фасоль.
Апрель - 1 неделя
Лепка пластиллинография «Праздничный торт».
Задачи: Учить выполнять работу в технике пластилинографии. Развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику. Воспитывать желание творить.
Оборудование: Фотографии детей на празднике, тортики нарисованные на картоне разного цвета, пластилин.
Апрель – 2 неделя
Рисование ладошкой «Подснежник».
Задачи: Учить рисовать ладошками подснежники; развивать абстрактное мышление и воображение; формировать представления о весне и знания о весенних цветах; формировать целостное восприятие предмета, совершенствовать чувство цвета и формы; создать условия для раскрытия творческого потенциала и свободного выражения индивидуальности детей.
Оборуование: картинки и иллюстрации с цветами, с весенней капелью, акварельная краска синего цвета в тарелочках, альбомные листы с нарисованным стеблем и листами подснежника, тряпочки по количеству детей.
Апрель - 3 неделя
Аппликация из ваты «Веточка вербы».
Задачи: Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Закрепить и расширить знания детей о вербе. Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края.
Оборудование: картинка с изображением вербы, картонный лист на каждого ребенка с эскизом ветки вербы, ватные шарики.
Апрель - 4 неделя
Аппликация из салфетных шариков «Цыпленок».
Задачи: Учить детей выполнять аппликацию, используя нарезанные салфетки, мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Вызывать эмоциональный отклик на созданное изображение. Развивать мелкую и общую моторику, творческие способности. Воспитывать чувства радости к результату своего труда.
Оборудование: Игрушка цыпленок, желтые салфетки, клей ПВА, эскиз цыпленка на каждого ребенка.
Апрель - 5 неделя
Лепка «Солнышко и дождик».
Задачи: Учить детей создавать изображение приемом размазывания одного элемента к другому. Развивать мелкую моторику, воображение, снятие мышечного напряжения. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: Лист картона, пластилин, лист картона с эскизом солнышка и тучки с дождиком, доска.
Май - 1 неделя
Рисование жесткой, полусухой кистью «Поляна весенних цветов».
Задачи: Закрепить умением пользоваться методом «тычка». Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование: Гуашь красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего фиолетового цвета, лист А-4, бумажные салфетки; картинки с изображением солнца, тучи с дождём, радуги, салфетки для рук; магнитная доска.
Май - 2 неделя
Рисование ватными палочками «Дождик».
Задачи: Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ватные палочки). Учить детей при помощи ватных палочек наносить ритмические маски. Учить передавать в рисунке впечатление от окружающей среды. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к рисованию.
Оборудование: Картинки с дождем, альбомный лист, гуашь синяя, стаканчик, кисточки.
Май - 3 неделя
Тестопластика «Гусеница на листе».
Задачи: Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Уточнить знания и представления о геометрических телах. Закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая их на листе из картона. Развивать глазомер, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.
Оборудование: Иллюстрации гусениц. Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто, картон зеленого цвета.
Май - 4 неделя
Отпечатки ладошек «Солнышко»
Коллективная работа.
Задачи: Учить детей творить, фантазировать, видеть образ солнышка. .Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: Изображение солнышка, лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Ловкие ручки"
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход разви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....