Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ловкие ладошки»
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru
сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru
ПРИНЯТА решением педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Протокол № 1 от 30.08.2019 года | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Марчихина О.И. Приказ от 30.08.2019 года № 2П МП |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ловкие ладошки»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 34 недели
Автор-составители:
Даут Светлана Владимировна,
педагог дошкольного образования
Федоренчик Марина Вячеславовна,
педагог дошкольного образования
пос. Шоссейное
2019
Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень | Показатели | Специфика реализации | |||
Массовые программы | Групповые программы | Микро-групповые программы | Индивидуальные программы | ||
ознакомительный | Количество обучающихся | 10-15 человек | |||
Возраст обучающихся | 3-4 года | ||||
Срок обучения | 34 недели | ||||
Режим занятий | 15 мин в неделю | ||||
Min объем программы | 11часов 30 мин. | ||||
Особенности состава обучающихся | Однородный | ||||
Форма обучения | Очная | ||||
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка.
Направленность художественная.
Актуальность программы.
Лепка – это самый осязаемый и самый реалистичный вид искусства. Лепные фигурки – как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Сувениры, сделанные своими руками, приносят радость не только ребенку, которое вылепил это «чудо», но и тем, кому их дарит вместе с частичкой своего душевного тепла.
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке работают две руки и координируется работа двух полушарий головного мозга. Развивается мелкая работа рук.
В условиях кружка по лепке реализуются вопросы гармоничного развития и творческих способностей ребенка. Открытие в ребенке индивидуальности и неповторимости, помогает ему реализовать себя в творчестве, общении с другими. И помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
Отличительные особенности Программы «Ловкие ладошки»
В программу включён материал разной степени сложности: от небольшого минимума – до возможного максимума, что даёт возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.
Художественная деятельность-ведущий способ эстетического воспитания дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и живой. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался интерес к занятиям. Это могут быть занятия-вариации, занятия – обыгрывания, импровизации, занятия - эксперименты, праздники.
Данная рабочая программа призвана радовать ребенка, наблюдая за результатом собственного труда.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (3-4 лет).
Объем и срок освоения программы.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 15 минут. Всего 11 часов 30 минут.
Срок реализации программы – 34 недели.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Воспитанники объединены в группы одного возраста. Состав группы постоянный.
Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 15 человек.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: развивать художественно – творческие способности у детей через нетрадиционную работу с пластилином.
Задачи:
1. Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
2. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых образов.
3. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
5. Развивать мелкую моторику рук.
1.3. Содержание программы
Учебный план
дополнительной образовательной программы
«Ловкие ладошки» (34 недели обучения) для детей 3-4 лет
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
Лепка из теста. | Тема 1. «Веселое знакомство» | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | |
Тема 2. «Тяп – ляп тесто». | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 3. «Угощение для игрушек. Пироги, крендельки». | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 4. «На базаре спозаранок, налепил баран баранок» Лепка. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 5. «На базаре спозаранок, накупил баран баранок» - ярмарка. Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 6. Луг. Фон (солнце, облака) Радуга Лепка. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 7. Луг. Фон. Солнце. Радуга. Раскрашивание | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 8. Луг. Гусеница. Червячок. Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 9. Луг. Гусеница. Червячок. Раскрашивание | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 10. Луг. «Букашки на лугу» Улитка. Лепка. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 11. Луг «Букашки на лугу» Улитка Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 12. «Лес». Фон, Ёлка, Облака. Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 13. Лес. Деревья. Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 14. Лес. Фон, Деревья. Раскрашивание | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 15. Лес. Зайчик. Лепка. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 16. Лес. Зайчик. Раскрашивание | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 17. Море. Рыбка. Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 18. Море. Рыбка. Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 19. Море. Кораблик. Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 20. Море. Кораблик. Раскрашивание | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 21. Неваляшка. Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 22. Неваляшка Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 23. Пирамидка. Лепка. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 24. Бабочка. Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 25. Бабочка. Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 26. Ферма. «Веселые цыплята» Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 27. Ферма. «Веселые цыплята» Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 28. Ферма. «Курочка хохлатка» Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 29. «Бусы для мамы» Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 30. «Бусы для мамы» Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 31. Зоопарк. «Черепаха» Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 32. Зоопарк. «Черепаха» Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 33. Зоопарк. «Крокодил» Лепка | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Тема 34. Зоопарк «Крокодил» Раскрашивание. | 15 | 5 | 10 | Творческая работа, выставка | ||
Обыгрывание (итоговая выставка) | 15 | 5 | 10 | Вернисаж | ||
Всего: 34 занятия | 9 часов 15 мин | 525 мин | 175 мин | 350 мин |
Содержание дополнительной образовательной программы
«Ловкие ладошки» (34 недели обучения)
тема | Цели и задачи | Методы и приемы | наглядность | примечания |
Октябрь | ||||
Занятие 1. «Веселое знакомство» | Знакомство с тестом как с художественным материалом | Словесные,(рассказ) наглядные,(показ способа действия) практические методы. | Показ игрушек, фотографий. | Одобрение |
Занятие 2. «Тяп –ляп» .Тесто | Развиваем чувство формы. Вызываем интерес к работе с тестом. | Обыгрывание. Демонстрация иллюстраций, картин. Показ предметов. | На блинчиках делаем отпе -чатки разны-ми инструмен тами (колпач-ки, пуговки) | Пальчиковая гимнастика |
Занятие 3. «Угощение для игрушек» Печеньице | Развиваем тактильные ощущения | Игровое упражнение «Назови правильно», «Кто внимательный». «Делай как Я» | Получение силуэтного изображения путем вырезания формочками. | Игры с пальчиками |
Занятия 4. «На базаре спозаранок накупил баран баранок» | Развитие мелкой моторики руки путем раскатывания и соединения теста. | Игровое упражнение «Соедини правильно», Показ предметов. Рассказ. | Картинки, демонстрационный материал | Хлебобулочные изделия |
Ноябрь | ||||
Занятия 5. «На базаре спозаранок накупил баран баранок». | Учим детей правильно держать кисть, подбирать нужные цвета. | Показ, рассказ, объяснения. | Раскрашиваем аккуратно. Картинки . | Демонстрацион-ные картинки |
Занятия 6. «Луг» Фон Солнце Облака. Радуга. Лепка . | .Учим детей катать колбаски и сгибать их дугой в радугу | Объяснение, рассказ, Показ образца. | Репродукции картин с изображением луга. | Пальчиковые игры |
Занятия 7. «Луг» Фон Солнце Облака Радуга. | Учим детей пользоваться гуашью и кистью. | Рассказ, художественное слово картинки, Образец раскрашивания | Демонстрационный материал. Показ способа выполнения. | Пальчиковая гимнастика Раскрашиваем |
Занятия 8. «Луг» Букашки на лугу. Гусеница | Учим детей скатывать шарики разные по величине. | Показ. Объяснение. Художественное слово. Личный пример. | Игрушка. Картинка – образец. | Пальчиковая гимнастика |
Декабрь | ||||
Занятия 9. Знакомство с многообразием животного мира. Его красками. Гусеницу раскрашиваем | Продолжать учить детей держать правильно кисть. Работать с гуашью, подбирать цвета. Выполнять все аккуратно. | Художественное слово, рассказ, объяснение. Беседа. Личный пример. Поощрение, подбадривание, восхищение | Картинки, иллюстрации. Образец. | Пальчиковая гимнастика |
Занятия 10. Луг. Улитка. | Познакомить детей с богатством окружающего мира Учимся сплющивать и скручивать колбаску. | Игровое упражнение «повтори» Рассказ, объяснение. | Игрушки. Картинки. Образец. | Пальчиковая гимнастика. |
Занятия 11. Луг. Улитка. Раскрашивание | Продолжать обучение пользоваться кистью и красками | игра «Загадки и отгадки» Беседа, Личный пример. Объяснение. | Игрушки. Картинки. Методические пособия | Пальчиковая гимнастика |
Занятия 12. «Лес». Фон. Ёлка. Облака. Лепка | Учить создавать фон, лепить округлые части. Знакомить с эко системой «Лес» | игра «Кто внимательный?» Беседа, личный пример, поощрение, похвала | Методическое пособие в картинках, образец | Пальчиковые игры |
Январь | ||||
Занятия 13. «Лес». Фон, Снег. Деревья. | Учим лепить деревья путем раскатывания и скручивания теста в жгутики | Беседа, рассказ, показ предметов, картинки, личный пример | Методические пособия, картинки, плакаты. | Пальчиковая гимнастика |
Занятия 14. «Лес» Деревья Фон. | Учим раскрашивать наши работы аккуратно, не выходя за границы. Соблюдая цвет и форму | игровое упражнение «Кто внимательный?» | Методические пособия в картинках». | Физ. Минутка «Дует ветер» |
Занятия 15. «Лес» фон. Лепка Зайчика. | Учить передавать характерные особенности зайца. Длинные уши, короткий хвост. | игровое упражнение «Будь внимательным» Беседа. Показ | Методические картинки «Обитатели леса». | Физ. минутка «на лугу, зайцы играли во ду-ду» |
Февраль | ||||
Занятия 16. «Лес» Фон. Заяц. Раскрашивание . | Учим уверенно держать кисть. Развиваем чувство формы. | Рассказ. Показ, Беседа. Игра «Делай как я» | Методический набор картинок о животных леса. | Физ. Минутка считаем зайцев |
Занятия 17. «Море» «Рыбка» . | Учим правильно располагать на листе | Беседа, показ, объяснение. Личный пример. | Картина «Море». | Игра «Море бушует |
Занятия 18. Море. «Рыбка» Раскрашивание | Понятие «животные моря» Правильный выбор цвета | Игра «Загадки и отгадки», игровое упражнение «Будь внимательным» | Методические картинки «обитатели моря» | Игра «Раз два, три –замри» |
Занятия 19. Море. «Кораблик» | Учим детей лепить кораблик конструктивным способом из нескольких частей. | Беседа. Пока. Объяснение. Поощрение. Подбадривание. | Картина – образец. Репродукции картин с изображением моря. | Малоподвижная игра. «Море волнуется, раз» |
Март | ||||
Занятия 20. Море. «Кораблик» | Учим уверенно держать кисть. И бережно пользоваться красками | Игра «Кто внимательный?», беседа. Рассказ. Поощрение. похвала | Репродукции картин с изображением моря. | Малоподвижная игра «Море бушует, раз» |
Занятия 21. «Неваляшка» | Знакомство с игрушкой- неваляшкой. Лепить конструктивным способом . | Игра «Раздели правильно на части» Рассказ Поощрение. Личный пример | Игрушка неваляшка. Картинки. | Пальчиковая гимнастика «Шел учитель по ступенькам» |
Занятия 22. «Неваляшка» | Учим детей правильно держать кисть. Применять нужные цвета. | Игра «Раскрась правильно». Похвала. Беседа. Обсуждение. | Игрушка неваляшка. Образец картины. | Пальчиковая гимнастика |
Занятия 23. «Пирамидка» . | Продолжаем знакомить детей с разными видами игрушек. Учимся лепить конструктив ным способом - из нескольких частей | Игровое упражнение «Раздели правильно на части». Беседа. Показ. Рассказ. Личный пример воспитателя | Игрушки пирамидки, разные по величине и цвету | Игры с пальчиками «Этот пальчик Дедушка» |
Апрель | ||||
Занятия 24. «Бабочка» Лепка | Учить создавать прекрасное, творить выдумывать | Игра «Найди и раскрась», игра « Кто внимательный?» | Методическое пособие «Ларчик». | Подвижная игра «Солнце и дождик» |
Занятия 25. «Бабочка» | Приобщать детей к искусству, учить подбирать цвета. Фантазировать | Игровое упражнение «Раскрась красиво» Поощрение. | Методические пособия с картинками бабочек. | Подвижная игра «Солнце и дождик |
Занятия 26. Ферма «Веселые цыплята» | Знакомим детей с понятием ферма. Учим лепить цыпленка из целого куска. | Беседа. Рассказ. Показ, Личный пример. Одобрение. Поощрение | Методические пособия «Домашние животные» плакат | Подвижная игра «Найди свой домик» |
Занятия 27. Ферма «Веселые цыплята» | Учим детей правильно держать кисть. Учим творить, выдумывать, приобщаем к искусству | Игра « Загадки и отгадки» Игровое упр. «Раскрась правильно» Похвала, одобрение, подбадривание | Методические пособия с картинками домашних животных | Подвижная игра «Найди свой домик» |
Май | ||||
Занятия 28. «Курочка хохлатка» Лепка | Продолжать знакомить с понятием ферма, домашние животные. Уточняем представление о внешнем виде курочки | Игровой момент, поощрение, Рассказ, показ, беседа. Поощрение. Личный пример. | Методические пособия с картинками домашних животных. | Игра «Вышла курочка гулять» |
Занятия 29. «Бусы для мамы» Лепка | Способствовать развитию творческой личности. Лепить шарики, скатывать круговыми движениями руки | Показ. Объяснение. Похвала. Личный пример. | Картина. Образец. | Пальчиковая гимнастика. «Дедушка Рох» |
Занятия 30. Бусы для мамы, Раскрашивание. | Закрепляем умение держать кисть и уверенно выбирать цвет. Развиваем воображение | Беседа, Показ. Личный пример. Подбадривание | Картина. Образец. | Пальчиковая гимнастика. «Дедушка Рох» |
Июнь | ||||
Занятия 31. Зоопарк «Черепаха» | Знакомим с понятием Зоопарк. Учимся лепить черепаху. Конструктивным способом | Просмотр видео ролика. Показ образца. Беседа. Обсуждение. Похвала. Подбадривание. Поощрение | Методические пособия с животными в картинках. Образец из теста. | Игра «Найди свой домик» |
Занятия 32. Зоопарк «Черепаха» | Знакомим с животными живущими в зоопарке. Учимся правильно держать кисть , применяем нужные цвета. | Просмотр видео ролика. Показ образца. Беседа. Обсуждение. Похвала. Подбадривание. Поощрение | Методические пособия с животными в картинках. Образец из теста. | Игра «Найди свой домик» |
Занятия 33. Зоопарк | Знакомим с понятием зоопарк. Учимся выбирать рациональный способ лепки | Просмотр видео ролика. Показ образца. Беседа. Обсуждение. Поощрение | Методические пособия с животными в картинках. Образец. | Игра «Найди свой домик» |
Занятия 34. Зоопарк «Крокодил» | Учимся творить и фантазироват, подбирая нужные цвета. Продолжаем знакомить с животными. | Просмотр видео ролика. Показ образца. Беседа. Обсуждение. Похвала. Подбадривание. | Методические пособия с животными в картинках. Образец из теста. | Игра «Найди свой домик» |
1.4. Планируемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения ребенок может:
- правильно делить кусочки теста на части;
- различать величину «маленький» «большой»;
- пользоваться кистью и гуашью;
- подбирать цвет;
- лепить предметы округлой формы;
- могут, открутить, отщипнуть, раскатать колбаску, столбик, шар, сплющить;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- задавать любую форму предмету;
- могут описать предмет 2-3 предложениями
Способы определения результативности:
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями. Выставки-вернисажи. Участие в конкурсах.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 10 | 1-неделя | 15мин | очная | 1 | Занятие 1 Веселое знакомство | Группа | Игры, практические занятия. Выставка |
2 | 10 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 2 Тяп-ляп тесто. | Группа | Беседа, Игры, практические занятия |
3 | 10 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятие 3. Угощение для игрушек. Печеньице. Лепка | Группа | Беседа Игры, практические занятия. Выставка |
4 | 10 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 4. «На базаре спозаранок накупил баран баранок» Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
5 | 11 | 1-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 5. «На базаре спозаранок накупил баран баранок. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
6 | 11 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 6. Луг. Фон. Солнце, Облака, Радуга. Лепка | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
7 | 11 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 7 Луг. Фон. Солнце. Облака. Радуга. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
8 | 11 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 8. Луг. Гусеница, червячок. Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
9 | 12 | 1-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 9. Луг. Гусеница, Червячок. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
10 | 12 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 10. Луг. Улитка. Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
11 | 12 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 11. Луг. Улитка. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
12 | 12 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 12. Лес. Фон. Облака. Ёлка. Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
13 | 01 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 13. Лес. Деревья. Лепка | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
14 | 01 | 3- неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 14. Лес. Фон. Деревья Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
15 | 01 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 15. Лес. Зайчик Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
16 | 02 | 1-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 16. Лес. Зайчик. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
17 | 02 | 2-неделя | 15 мин | очная | Занятия 17. Море. Рыбка. Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия | |
18 | 02 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 18. Море. Рыбка. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
19 | 02 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 19. Море. Кораблик. Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
20 | 03 | 1-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 20. Море. Кораблик. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
21 | 03 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 21. Неваляшка. Лепка | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
22 | 03 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 22. Неваляшка. Раскрашивание. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
23 | 03 | 4-неделя | 15мин | очная | 1 | Занятия 23. Пирамидка. Лепка | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
24 | 04 | 1-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 24. Бабочка. Лепка | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
25 | 04 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 25. Бабочка. Раскрашивание. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
26 | 04 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 26. Ферма «Веселые цыплята». Лепка | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
27 | 04 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 27. Ферма. «Веселые цыплята». Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
28 | 05 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятие 28. Ферма. Курочка Хохлатка. Лепка | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
29 | 05 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 29. «Бусы для мамы» Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
30 | 05 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 30. «Бусы для мамы» Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
31 | 06 | 1-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 31. Зоопарк. Черепаха. Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
32 | 06 | 2-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 32. Зоопарк. Черепаха. Раскрашивание | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
33 | 06 | 3-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 33. Зоопарк. Крокодил. Лепка. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
34 | 06 | 4-неделя | 15 мин | очная | 1 | Занятия 34. Зоопарк. Крокодил Раскрашивание. | Группа | Опрос, Беседа Самостоятельная работа, Игры, практические занятия |
выставка |
|
2.2 Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
№ | наименование | количество |
Групповая комната 64.кв. м | 1шт. | |
Детские столы (регулируемые по высоте) | 2шт. | |
Детские стульчики | 8 шт | |
Стол для педагога | 1 шт. | |
Магнитная доска | 1 шт. | |
Ноутбук | 1 шт. | |
Интерактивная доска | 1 шт. | |
Шкафы для хранения методического материала | 1 шт. | |
Картон цветной и белый | 1 шт. | |
Цветная бумага | 1 шт | |
Материал для украшения изделий ( крупа, семена, формочки, колпачки) | ||
Краски гуашевые | 8 шт. | |
Краски акварельные | 8 шт. | |
Кисти | 8 шт. | |
Дощечки для лепки | 8 шт | |
Салфетки | Упаковка | |
Клей | 8 шт. | |
Емкость для воды | 8 шт. | |
Фломастеры | 8 шт. |
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет воспитатель высшей квалификационной категории – Федоренчик Марина Вячеславовна.
2.3. Формы аттестации
- вернисаж;
- творческая работа;
- выставка
2.4. Оценочные материалы
Диагностика развития умений у детей, посещающих «Ловкие ладошки»
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Диагностика развития мелкой моторики рук
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
2.5. Методические материалы
Процесс обучения предполагает применение различных форм (индивидуальная, групповая) организации обучения.
Особенности организации образовательного процесса - очная форма.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- наглядный (демонстрация наглядных пособий);
- практический (упражнение, экспериментирование, моделирование);
- объяснительно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично- поисковый;
- исследовательский проблемный;
- воспитательный (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
- игровые (дидактические игры, ролевые игры);
- словесные (рассказ педагога, беседа, художественное слово).
Форма организации образовательного процесса- групповая.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективной творческой деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть - процесс формирования замысла.
Педагог создает атмосферу творчества, сюрприза, формулирует тему, ставит задачу.
Формулировка темы должна быть неожиданной, вызывающей эмоции, с сюрпризным моментом, с художественным словом предоставляющей ребенку возможность выразить в лепке что-то свое, только что придуманное.
Варианты сюрпризных моментов
1.Игровой прием (раздается стук в двери, появление куклы, которая просит вылепить угощение, т.к. у нее скоро праздник и т.п.).
2. Прием «догадки» (на столе воспитателя что-то (например, соленое тесто) накрыто платочком, воспитатель предлагает детям отгадать, что там может быть).
3. Музыкальный прием (проиграть на музыкальном инструменте мелодию и предложить детям подумать о ком эта мелодия, дать прослушать фрагмент музыкального произведения).
4. Прием «загадки» (Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает).
Варианты формулировки учебно-игровой задачи
1. Научимся лепить баранки. Поможем кукле Маше приготовить угощение к празднику.
2. Будем лепить хлебо-булочные изделия для игры в магазин.
3. Научимся лепить петушка. Это будет подарок к новому году для мамы и папы.
4. Научимся лепить медвежонка. Слепим медвежат для малышей.
2. Основная часть – выполнение замысла.
Обследование предмета перед лепкой –чаще предварительная работа
1этап. Организация восприятия предмета в целом.
Зрительный контроль за последовательным и непрерывным движением ладоней и пальцев, начиная с верхней точки вниз по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
2 этап. Детальное обследование предмета в сочетании с его анализом.
Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей, соединение деталей с главной частью.
Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к остальным частям.
3 этап. Повторное целостное эмоциональное восприятие предмета.
Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Примечание
- Если предмет обследовался накануне, т.е. предмет хорошо знаком, активного восприятия предмета можно не проводить. Воспитатель просто напоминает детям, что этот предмет они знают и нужно только посмотреть с чего следует начинать лепку.
Объяснение, показ приемов лепки
Этот этап связан с объяснением и уточнением того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.
Показ приемов изображения нужен тогда, когда требуется использовать новый технический прием, или, когда дается для выполнения сложный объект. Здесь выделить последовательность работы.
Полный показ приемов применяется при выполнении нового задания, использовании новых технических приемов.
Частичный показ необходим, когда воспитатель видит, что дети выполняют какой-то прием неверно, или хочет обратить внимание на какой-то способ лепки, напомнить, как выполнить ту или иную часть работы.
Частичный показ способов лепки может быть выполнен и ребенком, при этом он должен объяснять, как и что делает.
При объяснении нового технического приема детям его показывают в медленном темпе, рассказывают, как расположены руки, пальцы. Особое внимание обращается на качество движений. Каждый раз, при выполнении того или иного технического приема, воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев, используя при этом слова: «чуть-чуть», «слегка», «немного», «посильнее», «покрепче», «очень сильно».
Если действие сложное, необходимо расчленить на ряд более простых действий, и каждое назвать определенным термином.
Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение вместе с ним, повторяя его действия.
Самостоятельная работа
- Необходимо дать возможность детям начать работу, поощрять детей, проявляющих самостоятельность и инициативу.
- В случае затруднения можно помочь ребенку, но показывать на своем кусочке пластилина.
- Детям, быстро справившимся с заданием, необходимо дать дополнительный материал и подсказать варианты дополнения изображения.
- В случае затруднения большинства детей, следует организовать повторное объяснение.
- За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом (воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени).
3. Заключительная часть
Анализ детских работ
Предметная лепка: анализируется насколько правильно дети вылепили предмет, были ли при этом самостоятельны, что нового внесли в изображение.
Сюжетная лепка: анализируется как передан сюжет, выразителен ли он.
Декоративная лепка: анализируется аккуратность нанесение декоративного узора, ритмичность отдельных элементов узора.
Лепка по замыслу: доведен ли замысел до завершения, насколько он интересен.
Анализ детских работ эффективно проводить в игровой форме.
В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критические замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.
После занятия все вылепленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вылепить свою работу красиво.
Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ. Эти работы обрабатывают парафином и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.
Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.
Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.
Дидактические материалы.
- Раздаточный материал- пластилин.
- Доски для лепки.
- Стеки.
- Образцы изделий.
- Герои для сюрпризных моментов.
2.6. Список литературы
2.6.1. Основная литература
№ п/п | Авторы | Название | Город, издательство, год издания. | Количество экземпляров. |
1 | Лыкова И.А. | «Формирование эстетического отноше - ния и художествен- ных способностей в изобразительной деятельности» | М.: ТЦ Сфера 2007 | 1 |
2 | Лыкова И.А | «Художественный труд в детском саду» | М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011 г. | 1 |
3 | Комарова Т.С. | «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» | М.: Мозаика-Синтез, 2008г | 1 |
4 | Штейнле Н.Ф | Изобразительная деятельность. Младшая группа | Волгоград: ИТД «Корифей»2008г. | 1 |
2.6.2. Дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Количество экземпляров. |
1 | Волина В.В. | «Учимся играя» | М.: Новая школа, 2006г. | 1 |
2 | Янушко Е.А. | «Рисование с детьми раннего возраста» | М.: Мозаика – Синтез»,2009г. | 1 |
3 | Лыкова И.А. | «Изобразительная деятельность в саду ранний возраст» | М.: ТЦ Сфера,2008г. | 1 |
4 | Бородина Н.В | «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми3-7 лет» | Ярославль: Академия развития, 2012г. | 1 |
5 | Дайн Г.Л. | «Игрушечных дел мастер» | М.: Просвещение, 1994г | 1 |
6 | Дубровская Н.В | « Приглашение к творчеству» | СПб: «Детство – Пресс», 2004г. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Разноцветные ладошки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММАВозраст обучающихся: 3-7 летКоличество часов в год: 72 часаПедагог реализующий программу:Апрельская Виктория Валерьяновна «Разноцветные ла...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Разноцветные ладошки»
Пояснительная запискаЧем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изоб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР
Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир на ладошке» художественной направленности
Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелка...