Комплексное занятие "Перелетные птицы - пернатые друзья"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Леонтьева Галина Виниаминовна

Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах. Умение конструировать поделки из бросового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_kompleksnoe_zanyatie.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8(комбинированного вида)

Открытое комплексное занятие для родителей (ознакомление с окружающим миром + ручной труд)

в коррекционной группе №4

на тему: «Перелётные птицы» - «Пернатые друзья».

Подготовили:

учитель-дефектолог Михайлова Л.В.

воспитатели Никанорова Е.В.

Леонтьева Г.В.

2017г.

Цель: закрепить знания о зимующих и перелётных птицах; умение конструировать поделки из бросового материала.

Программные задачи: уточнять и расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах; формировать понятия «зимующие» и «перелётные птицы», закреплять умение их различать. Познакомить с условиями жизни перелётных птиц (гнёзда вьют, выводят птенцов); из каких частей состоит тело птицы, чем оно покрыто; отличия птиц друг от друга (раскрас оперения; размер хвоста, крыльев, туловища; звуки). Развивать слуховое внимание, сознательное восприятие речи и произносительные навыки. Развивать мелкую моторику рук; координацию движений. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Учить создавать образы маленьких птенчиков из бросового материала (яичная скорлупа), передавая характерные особенности (хвостик, крылышки, клювик), используя в качестве дополнительного материала пластилин и перья. Развивать инициативу и творчество в оформлении своей поделки. Воспитывать интерес к ручному труду и любовь ко всему прекрасному.

Демонстрационный материал и оборудование: картинки с зимующими и перелётными птицами, доска, фланелеграф, игрушка для театрализации (медведь), мяч, геометрические фигуры (овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), грамзапись со звуками пения птиц; цельная скорлупа куриного яйца, пластилин, перья.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались в музыкальном зале, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетели с юга.

Светлее небо, тает снег…

Мы вам расскажем о весне:

Как птицы с юга к нам летят,

Как ручейки бегут, звенят.

Сыпать снег зима устала…

Кап-кап-кап… Весна настала.

- С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птички. Домой возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в тёплые края.

Воспитатель: - Ребята, каких птиц вы знаете? (Ответ детей). Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

(Воспитатель показывает зимующих птиц на картинках, а дети называют их).

Воспитатель: - А как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные).

- Найдите перелётных птиц у меня на доске, на картиночках и назовите их.

(Дети по очереди подходят к доске, показывают птицу на картинке и называют её).

Воспитатель: - Ребята, какие птицы прилетают первыми? (Грачи, скворцы).

- Давайте сейчас прочитаем стихи про наших птичек?

(Дети читают стихи о птицах).

По черным пашням, сам весь черный

 То вперевалочку, то вскачь,

Как будто взялся сеять зерна,

В полях разгуливает грач.

Мы построили скворечник

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Пахнет в воздухе весной,

 Зеленеет садик мой.

И поёт в тени ветвей

Соловейко, соловей.

- Ласточка, ласточка,

Милая касаточка.

Ты где была, ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу, весну-красу.

Воспитатель: - Ребята, а чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья).

- А чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите послушать птичьи голоса и отгадать, какие это птички поют такие чудесные песенки? (Аудиозапись).

Воспитатель: - Молодцы! Да, красота!... Весна наступила.

- Ребята, а какой сейчас месяц? (Апрель).

Воспитатель: - Правильно, апрель, середина весны. А давайте сейчас сделаем с вами гимнастику для пальчиков, которая так и называется «Апрель»:

Кап, кап, кап – звенит капель,

Начинается апрель.

Утром снова солнце встанет,

По крыльцу забарабанит

Капель весёлая опять.

Воспитатель: - Молодцы ребята, ой что это?

(С окончанием пальчиковой гимнастики, появляется медведь, не спеша выходит из-за ширмы).

Медведь смотрит во все стороны и говорит:

- Кто это поёт, спать мне не даёт? Кто здесь гуляет? Кто мне спать мешает?

- Ой, ребята, а что вы здесь собрались?

Воспитатель: - А ты, медведь, хочешь узнать? Тогда отгадывай загадки про птиц, которые мы тебе загадаем:

Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей.

Взад – вперёд по пашне вскачь,

Гордо ходит птица…

Медведь: - Я знаю, врач!

Воспитатель: - Дети, помогайте. Загадка следующая:

Серая пташка,

На животе тельняшка,

В лесу живёт, гнезда не вьёт.

Яйца бросает, матерью не бывает.

Кто в лесу бывал, тот её слыхал.

Кто это птица, что в матери не годится?

Медведь: - На животе тельняшка? Так это же матрос. Он ходит в тельняшке.

Воспитатель: - Опять всё перепутал. Разве матрос – птица? Дети, помогайте медведю. (Кукушка).

- Ну-ка мишутка, посмотрим, отгадаешь ты ещё загадки?

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы

Если я летаю низко

Значит, дождик где-то близко.

Медведь: - Это самолёт!

Воспитатель:  - Нет, мишутка, опять не отгадал. А ну-ка ребята, помогите. (Ласточка).

Воспитатель:  - Слушай ещё загадку.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок – голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек –

Бестолковых попрыгушек. Кто это?

Медведь: - Ну, наверное, это жираф.

Воспитатель:  - Да, мишутка, не знаешь ты птичек, подскажите ребята отгадку. (Журавль).

Ну мишутка, отгадаешь последнюю загадку?

Медведь: - Постараюсь… Может быть я отгадаю.

Певчих птиц не перечесть,

Но одна такая есть,

Не сверкает опереньем,

Неприметная на вид.

А чудесным звонким пеньем

Всех на свете удивит.

Можно слушать без конца,

Знаменитого певца.

Медведь: - Ну эту птичку я знаю, это соловей, он такие красивые песни поёт… заслушаешься.

Воспитатель:  - Правильно, молодец! А теперь мишутка посмотри, как наши ребята умеют играть. Давайте поиграем в игру с мячом «Улетает – не улетает».

- Я называю птицу синичку или журавля и бросаю вам по очереди мяч, а вы должны ответить, бросив мне мяч обратно, улетает эта птичка в тёплые края или не улетает, т.е. остаётся зимовать.

Медведь: - Молодцы! Ребята, а можно я с вами поиграю в игру «Четвёртый лишний», ведь я уже хорошо птичек знаю.

- Я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы будете искать лишнее слово. Приготовились…

- Петух-кукушка-соловей-грач;

- скворец-собака-ласточка-журавль;

- ворона-сорока-снегирь-кукушка.

Медведь: - Какие вы внимательные, молодцы. А можно и мне загадать вам загадку? Слушайте...

Вам знакома эта пташка,

В чёрной в крапинку рубашке.

К нам весною прилетает,

Сразу домик обживает. Кто это? (Скворец).

Воспитатель: - Да, весной у птиц очень много забот. Ребята, а что делают птички когда прилетают? (Вьют гнёзда, выводят птенцов).

- Да, вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок своё жильё, строить новое. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Ласточка вьёт гнездо под крышей дома. А вот скворцы – любят более прочные дома, которые для них строят люди.

- Как эти домики называются? (Скворечники).
Воспитатель: - Ребята, давайте и мы поскорей построим домики для наших пернатых друзей.

(Дети на столах из геометрических фигур выкладывают скворечник).

Воспитатель: - (Имя ребёнка), что ты делаешь?

Ребёнок: - Для скворцов готовим дом, чтобы птицы жили в нём.

(После выполненного задания, дети играют в подвижную игру «Скворушки»).

Воспитатель: - Да, много хлопот и забот у перелётных птиц. Но ведь и в лесу у птиц, тоже есть проблемы. Отгадайте пожалуйста загадку:

А в лесу у нас живёт

Птица не простая.

Верещунья, белобока,

А зовут её… (Сорока).

(Воспитатель достаёт сороку).

Сорока: - Кто тут звал меня, ка-кар. Вы не знаете, друзья? Что в лесу беда, беда. Все скорей сюда, сюда.

Воспитатель: - Да что же случилось, сорока- скажи, о горе-беде ребятам расскажи.

Сорока: - В нашей чаще лесной из гнезда выпали птенцы и потерялись. Ребята, сделайте птенчиков для наших птичек. Мы посадим их обратно в гнёздышко. А я отнесу его на дерево. Вот птички обрадуются.

(Дети делают и бросового материала птенчиков. Конструирование выполняется под мелодичную музыку в аудиозаписи).

Воспитатель: - Ребята! В конце нашего занятия, давайте вспомним всех перелётных птичек, о которых мы сегодня говорили.

(Дети называют перелётных птиц).

Воспитатель: - Бери сорока гнёздышко с птенчиками, неси на дерево, порадуй птичек.

(Сорока вешает гнездо на дерево).

Сорока: - Гнёзда вы не разоряйте,

      Птичьих гнёзд не трогайте,

                 Яичек тёплых не берите,

                 Нас друзья вы берегите!

Ребёнок: - Нет, мы гнёзд не будем разорять,

         Вот слово всех ребят,

         Пусть птичьи песенки опять,

         В саду у нас звенят.

Сорока: - Спасибо ребята. А у меня есть для вас сюрприз. Моя подруга ласточка, шлёт вам большой привет и передаёт угощение.

(Сорока угощает детей конфетами «Ласточка», прощается со всеми и улетает).

Воспитатель: - Угощайся мишутка и ты.

Медведь: - Ну спасибо. И мне тоже пора, пойду расскажу зверятам, как у вас здесь интересно, какие вы все дружные, сколько всего знаете о птичках и как вы им помогли. До свидания!

(Дети прощаются с мишуткой. В заключении занятия дети исполняют весеннюю песенку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование на тему Тема: «Птицы пернатые друзья» в старшей группе по ФГОСТ

Тема: «Птицы пернатые друзья»Цель: совершенствование первичных представлений о птицах как меньших братьев человекаИтоговое  мероприятие:  выставка «Птицы мира», «Птицы России» (лепка, рисова...

Конспект НОД в старшей группе по теме «Птицы – пернатые друзья».

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие приурочено ко Дню птиц....

Пример КТП работы с детьми "Птицы пернатые друзья" для средней группы

Календарно-тематический план образовательно-воспитательной работы с детьмиТема: «Птицы пернатые друзья»Цель: совершенствование первичных представлений о птицах как меньших братьев человека...

Тема недели: «Птицы- пернатые друзья».

Цель: формировать у детей представление о домашних,  перелетных и зимующих птицах; воспитывать доброе отношение, проявлять заботу и внимание к птицам....

День птиц "Пернатые друзья" 23.03.23г.

Праздник "День птиц" является ежегодным мероприятием в рамках природоохранной акции "Пернатые друзья ", которая длится с сентября по май. Цели и задачи акции: вовлечение обучающихс...

Конспект НОД для старшей группы День птиц «Пернатые друзья» (2023)

ЦЕЛЬ:- обобщать знания детей о птицах, их повадках, образе жизни;- продолжать закреплять знания о природе;- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;- развивать мелкую моторику р...

Конспект НОД по «Познавательному развитию» на тему: «Птицы-пернатые друзья!»

обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах...