Комплексное занятие "Перелетные птицы - пернатые друзья"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах. Умение конструировать поделки из бросового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_kompleksnoe_zanyatie.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8(комбинированного вида)
Открытое комплексное занятие для родителей (ознакомление с окружающим миром + ручной труд)
в коррекционной группе №4
на тему: «Перелётные птицы» - «Пернатые друзья».
Подготовили:
учитель-дефектолог Михайлова Л.В.
воспитатели Никанорова Е.В.
Леонтьева Г.В.
2017г.
Цель: закрепить знания о зимующих и перелётных птицах; умение конструировать поделки из бросового материала.
Программные задачи: уточнять и расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах; формировать понятия «зимующие» и «перелётные птицы», закреплять умение их различать. Познакомить с условиями жизни перелётных птиц (гнёзда вьют, выводят птенцов); из каких частей состоит тело птицы, чем оно покрыто; отличия птиц друг от друга (раскрас оперения; размер хвоста, крыльев, туловища; звуки). Развивать слуховое внимание, сознательное восприятие речи и произносительные навыки. Развивать мелкую моторику рук; координацию движений. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Учить создавать образы маленьких птенчиков из бросового материала (яичная скорлупа), передавая характерные особенности (хвостик, крылышки, клювик), используя в качестве дополнительного материала пластилин и перья. Развивать инициативу и творчество в оформлении своей поделки. Воспитывать интерес к ручному труду и любовь ко всему прекрасному.
Демонстрационный материал и оборудование: картинки с зимующими и перелётными птицами, доска, фланелеграф, игрушка для театрализации (медведь), мяч, геометрические фигуры (овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), грамзапись со звуками пения птиц; цельная скорлупа куриного яйца, пластилин, перья.
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались в музыкальном зале, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетели с юга.
Светлее небо, тает снег…
Мы вам расскажем о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
Сыпать снег зима устала…
Кап-кап-кап… Весна настала.
- С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птички. Домой возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в тёплые края.
Воспитатель: - Ребята, каких птиц вы знаете? (Ответ детей). Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).
(Воспитатель показывает зимующих птиц на картинках, а дети называют их).
Воспитатель: - А как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные).
- Найдите перелётных птиц у меня на доске, на картиночках и назовите их.
(Дети по очереди подходят к доске, показывают птицу на картинке и называют её).
Воспитатель: - Ребята, какие птицы прилетают первыми? (Грачи, скворцы).
- Давайте сейчас прочитаем стихи про наших птичек?
(Дети читают стихи о птицах).
По черным пашням, сам весь черный
То вперевалочку, то вскачь,
Как будто взялся сеять зерна,
В полях разгуливает грач.
Мы построили скворечник
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Пахнет в воздухе весной,
Зеленеет садик мой.
И поёт в тени ветвей
Соловейко, соловей.
- Ласточка, ласточка,
Милая касаточка.
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу, весну-красу.
Воспитатель: - Ребята, а чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья).
- А чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите послушать птичьи голоса и отгадать, какие это птички поют такие чудесные песенки? (Аудиозапись).
Воспитатель: - Молодцы! Да, красота!... Весна наступила.
- Ребята, а какой сейчас месяц? (Апрель).
Воспитатель: - Правильно, апрель, середина весны. А давайте сейчас сделаем с вами гимнастику для пальчиков, которая так и называется «Апрель»:
Кап, кап, кап – звенит капель,
Начинается апрель.
Утром снова солнце встанет,
По крыльцу забарабанит
Капель весёлая опять.
Воспитатель: - Молодцы ребята, ой что это?
(С окончанием пальчиковой гимнастики, появляется медведь, не спеша выходит из-за ширмы).
Медведь смотрит во все стороны и говорит:
- Кто это поёт, спать мне не даёт? Кто здесь гуляет? Кто мне спать мешает?
- Ой, ребята, а что вы здесь собрались?
Воспитатель: - А ты, медведь, хочешь узнать? Тогда отгадывай загадки про птиц, которые мы тебе загадаем:
Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад – вперёд по пашне вскачь,
Гордо ходит птица…
Медведь: - Я знаю, врач!
Воспитатель: - Дети, помогайте. Загадка следующая:
Серая пташка,
На животе тельняшка,
В лесу живёт, гнезда не вьёт.
Яйца бросает, матерью не бывает.
Кто в лесу бывал, тот её слыхал.
Кто это птица, что в матери не годится?
Медведь: - На животе тельняшка? Так это же матрос. Он ходит в тельняшке.
Воспитатель: - Опять всё перепутал. Разве матрос – птица? Дети, помогайте медведю. (Кукушка).
- Ну-ка мишутка, посмотрим, отгадаешь ты ещё загадки?
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы
Если я летаю низко
Значит, дождик где-то близко.
Медведь: - Это самолёт!
Воспитатель: - Нет, мишутка, опять не отгадал. А ну-ка ребята, помогите. (Ласточка).
Воспитатель: - Слушай ещё загадку.
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок – голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек –
Бестолковых попрыгушек. Кто это?
Медведь: - Ну, наверное, это жираф.
Воспитатель: - Да, мишутка, не знаешь ты птичек, подскажите ребята отгадку. (Журавль).
Ну мишутка, отгадаешь последнюю загадку?
Медведь: - Постараюсь… Может быть я отгадаю.
Певчих птиц не перечесть,
Но одна такая есть,
Не сверкает опереньем,
Неприметная на вид.
А чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца,
Знаменитого певца.
Медведь: - Ну эту птичку я знаю, это соловей, он такие красивые песни поёт… заслушаешься.
Воспитатель: - Правильно, молодец! А теперь мишутка посмотри, как наши ребята умеют играть. Давайте поиграем в игру с мячом «Улетает – не улетает».
- Я называю птицу синичку или журавля и бросаю вам по очереди мяч, а вы должны ответить, бросив мне мяч обратно, улетает эта птичка в тёплые края или не улетает, т.е. остаётся зимовать.
Медведь: - Молодцы! Ребята, а можно я с вами поиграю в игру «Четвёртый лишний», ведь я уже хорошо птичек знаю.
- Я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы будете искать лишнее слово. Приготовились…
- Петух-кукушка-соловей-грач;
- скворец-собака-ласточка-журавль;
- ворона-сорока-снегирь-кукушка.
Медведь: - Какие вы внимательные, молодцы. А можно и мне загадать вам загадку? Слушайте...
Вам знакома эта пташка,
В чёрной в крапинку рубашке.
К нам весною прилетает,
Сразу домик обживает. Кто это? (Скворец).
Воспитатель: - Да, весной у птиц очень много забот. Ребята, а что делают птички когда прилетают? (Вьют гнёзда, выводят птенцов).
- Да, вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок своё жильё, строить новое. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Ласточка вьёт гнездо под крышей дома. А вот скворцы – любят более прочные дома, которые для них строят люди.
- Как эти домики называются? (Скворечники).
Воспитатель: - Ребята, давайте и мы поскорей построим домики для наших пернатых друзей.
(Дети на столах из геометрических фигур выкладывают скворечник).
Воспитатель: - (Имя ребёнка), что ты делаешь?
Ребёнок: - Для скворцов готовим дом, чтобы птицы жили в нём.
(После выполненного задания, дети играют в подвижную игру «Скворушки»).
Воспитатель: - Да, много хлопот и забот у перелётных птиц. Но ведь и в лесу у птиц, тоже есть проблемы. Отгадайте пожалуйста загадку:
А в лесу у нас живёт
Птица не простая.
Верещунья, белобока,
А зовут её… (Сорока).
(Воспитатель достаёт сороку).
Сорока: - Кто тут звал меня, ка-кар. Вы не знаете, друзья? Что в лесу беда, беда. Все скорей сюда, сюда.
Воспитатель: - Да что же случилось, сорока- скажи, о горе-беде ребятам расскажи.
Сорока: - В нашей чаще лесной из гнезда выпали птенцы и потерялись. Ребята, сделайте птенчиков для наших птичек. Мы посадим их обратно в гнёздышко. А я отнесу его на дерево. Вот птички обрадуются.
(Дети делают и бросового материала птенчиков. Конструирование выполняется под мелодичную музыку в аудиозаписи).
Воспитатель: - Ребята! В конце нашего занятия, давайте вспомним всех перелётных птичек, о которых мы сегодня говорили.
(Дети называют перелётных птиц).
Воспитатель: - Бери сорока гнёздышко с птенчиками, неси на дерево, порадуй птичек.
(Сорока вешает гнездо на дерево).
Сорока: - Гнёзда вы не разоряйте,
Птичьих гнёзд не трогайте,
Яичек тёплых не берите,
Нас друзья вы берегите!
Ребёнок: - Нет, мы гнёзд не будем разорять,
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять,
В саду у нас звенят.
Сорока: - Спасибо ребята. А у меня есть для вас сюрприз. Моя подруга ласточка, шлёт вам большой привет и передаёт угощение.
(Сорока угощает детей конфетами «Ласточка», прощается со всеми и улетает).
Воспитатель: - Угощайся мишутка и ты.
Медведь: - Ну спасибо. И мне тоже пора, пойду расскажу зверятам, как у вас здесь интересно, какие вы все дружные, сколько всего знаете о птичках и как вы им помогли. До свидания!
(Дети прощаются с мишуткой. В заключении занятия дети исполняют весеннюю песенку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование на тему Тема: «Птицы пернатые друзья» в старшей группе по ФГОСТ
Тема: «Птицы пернатые друзья»Цель: совершенствование первичных представлений о птицах как меньших братьев человекаИтоговое мероприятие: выставка «Птицы мира», «Птицы России» (лепка, рисова...
Конспект НОД в старшей группе по теме «Птицы – пернатые друзья».
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие приурочено ко Дню птиц....
Пример КТП работы с детьми "Птицы пернатые друзья" для средней группы
Календарно-тематический план образовательно-воспитательной работы с детьмиТема: «Птицы пернатые друзья»Цель: совершенствование первичных представлений о птицах как меньших братьев человека...
Тема недели: «Птицы- пернатые друзья».
Цель: формировать у детей представление о домашних, перелетных и зимующих птицах; воспитывать доброе отношение, проявлять заботу и внимание к птицам....
День птиц "Пернатые друзья" 23.03.23г.
Праздник "День птиц" является ежегодным мероприятием в рамках природоохранной акции "Пернатые друзья ", которая длится с сентября по май. Цели и задачи акции: вовлечение обучающихс...
Конспект НОД для старшей группы День птиц «Пернатые друзья» (2023)
ЦЕЛЬ:- обобщать знания детей о птицах, их повадках, образе жизни;- продолжать закреплять знания о природе;- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;- развивать мелкую моторику р...
Конспект НОД по «Познавательному развитию» на тему: «Птицы-пернатые друзья!»
обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах...