«Метод группового взаимодействия – способ формирования конструктивного творчества старших дошкольников»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Уважаемые коллеги!
Я хочу поделиться опытом работы в подготовительной группе и рассказать о методе группового взаимодействия старших дошкольников в конструировании, показать пути практического применения в конструировании и решении задач конструирования в старшем дошкольном возрасте; а также показать, что данный метод может быть широко применяемым в различных образовательных областях.
Как я пришла к поиску изучению и внедрению данного метода?
Вы нередко сталкивались на практике, что при решении задач конструирования, таких как выполнение коллективной постройки по образцу, по замыслу, необходима совместная слаженная деятельность детей для обсуждения работы, способов выполнения, разработки плана действий.
Это, конечно в идеале.
В настоящее время выросло количество семей, в которых воспитывается один ребенок. Эгоцентрическое восприятие мира детьми в таких семьях – это норма. Поэтому чаще всего происходит так: в небольшой группе определится лидер, который попытается обсудить задание с детьми, определить роль каждого, но дети его не воспринимают. И тогда один ребенок выполняет всю работу сам. Либо так: дети берут детали конструктора, каждый набирает себе и начинается ссора из-за недостающих деталей, или выполняется не одна постройка, а много мини работ. Кто-то и вовсе из детей останется в стороне и тихонько посидит, в лучшем случае, наблюдая за работой других.
Часто подобные задания доходят и до острого конфликта, напряженных отношений. Увы. С данной проблемой столкнулась и я. И тогда я стала осуществлять поиск решения данной проблемы.
Изучила метод группового взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_gruppovogo_vzaimodeystviya.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 69 «Веточка» , 4 корпус
городского округа Тольятти.
«Метод группового взаимодействия
– способ формирования конструктивного творчества старших дошкольников»
(из опыта работы воспитателя: Воробьева Т.И.)
Тольятти, 2019
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться опытом работы в подготовительной группе и рассказать о методе группового взаимодействия старших дошкольников в конструировании,
показать пути практического применения в конструировании и решении задач конструирования в старшем дошкольном возрасте; а также показать, что данный метод может быть широко применяемым в различных образовательных областях.
Как я пришла к поиску изучению и внедрению данного метода?
Вы нередко сталкивались на практике, что при решении задач конструирования, таких как выполнение коллективной постройки по образцу, по замыслу, необходима совместная слаженная деятельность детей для обсуждения работы, способов выполнения, разработки плана действий.
Это, конечно в идеале.
В настоящее время выросло количество семей, в которых воспитывается один ребенок. Эгоцентрическое восприятие мира детьми в таких семьях – это норма. Поэтому чаще всего происходит так: в небольшой группе определится лидер, который попытается обсудить задание с детьми, определить роль каждого, но дети его не воспринимают. И тогда один ребенок выполняет всю работу сам. Либо так: дети берут детали конструктора, каждый набирает себе и начинается ссора из-за недостающих деталей, или выполняется не одна постройка, а много мини работ. Кто-то и вовсе из детей останется в стороне и тихонько посидит, в лучшем случае, наблюдая за работой других.
Часто подобные задания доходят и до острого конфликта, напряженных отношений. Увы. С данной проблемой столкнулась и я. И тогда я стала осуществлять поиск решения данной проблемы.
Изучила метод группового взаимодействия.
Суть метода заключается в том, что коллектив дошкольников делится на подгруппы для выполнения заданий.
А чтобы сам процесс деления детей на подгруппы представлял собой интересную, захватывающую игру, чтобы не было раздора среди ребят, кто с кем будет работать, чтобы выполняли задание дружно, умели договариваться друг с другом, а также чтобы подгруппы получались равные по составу, по типу темперамента и подготовленности я использую такие приемы как :
Деление детей на подгруппы при помощи «пазлов».
Например: любые картинки ( число их зависит от количества нужного мне подгрупп, и лучше всего, если картинки будут связаны с темой постройки , я разрезаю на части ( пазлы), раздаю детали детям и в игровой форме, собирая детали одной картинки , дети собираются таким образом в подгруппы.
Деление на "первый-второй”. Дети с воспитателем стоят в кругу. Расчет детей можно начинать от воспитателя в любую сторону по часовой или против часовой стрелки (вправо или влево ) Каждый ребенок по- порядку называет число «один» или «два», и в конце расчета ребята с числом «один» образуют одну команду, а с числом «два» – другую.
«Набери команду». Воспитатель вызывает столько детей , сколько нужно подгрупп и каждый выбранный ребенок самостоятельно набирает себе команду.
Сегментация круга. Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.
После того, как дети поделены на подгруппы, обязательно обговариваем с ребятами правила работы в группе:
- быть добросовестным по отношению к одногруппникам;
- работать в полную меру своих сил;
- доверять друг другу и группе в целом;
- слушать каждого члена команды, не перебивая;
- говорить коротко, давая высказаться каждому.
Работа в подгруппах.
Каждая подгруппа получает одинаковое задание, и работают с одним видом конструктора. Например : тема «Грузовой транспорт», выполнив его в каждой группе сначала воспитатель подводит итог работы, а на последующих этапах сами дети в своей подгруппе выбирают ведущего, который рассказывает о постройке и дает оценку выполненной работе.
Одинаковые задания дети в своих подгруппах могут выполнять по принципу эстафет
(на скорость, на время, на качество, на творчество).
Затем по окончании работы также подгруппа определяет ведущего, который подводит
итог работы. Конечно, такие задания целесообразно использовать при закреплении
материала. Известно, что в школьном обучении учителя часто используют соревнование.
Но также часто вчерашние дошколята не умеют соревноваться, не умеют достойно принять
поражение. Данный принцип тренирует ребят еще будучи дошкольниками.
Группы получают одинаковое задание, но работают с разным видом конструктора. Например: тема «Мост» одна подгруппа выполняет постройку из строительного конструктора, вторая подгруппа из напольного конструктора, а третья подгруппа из лего- конструктора. Отличный вариант, когда за короткий промежуток времени мы охватим больший объем. Также ведущий группы, которого на первых этапах определяет воспитатель ,а на последующих этапах сами дети, подводит итог проделанной работы.
Когда группы получают разные задания, но работают на общий результат. ( например тема «Игровая площадка» одна подгруппа строит песочницу, другая качели, третья беседку) каждый ребенок осознает свою роль в выполнении задания. Ребенок начинает понимать, что без его участия не получится работа.
Работа в группах по принципу «вертушки» самый предпочитаемый моими воспитанниками. Чтобы отладить данный способ, было потрачено немало усилий, пройдено огромное количество трудностей. Но результат превзошел все мои ожидания.
Расскажу об этом принципе подробнее на примере конструирования детьми на тему
«Этот загадочный космос» к празднику День космонавтики.
Ребята конструировали ракету- космический корабль, космодром, и даже звездный городок – центр управления полетами. Вначале детей поделила на три подгруппы, каждая подгруппа получила задание .
Так в 1 подгруппа выполняла плоскостное моделирование Центра управления полетами.
2 подгруппа – объёмное моделирование космического корабля.
3 подгруппа – моделирование из конструктора «Лего» космодрома
Ребятам была предложена схема перехода подгрупп: ( 1-2-3-1; 2-3-1-2; 3-1-2-3) которая им хорошо известна ,поскольку мы ее часто ранее использовали.
Я использую песочные часы и колокольчик. За 3 минуты ребята выполняли задания в своей подгруппе.
По сигналу группы менялись по схеме так, чтобы вновь пришедшая подгруппа творчески преобразовала замысел первой группы. Таким образом , когда все три подгруппы сменятся, лидер каждой группы описывал ,что было построено ими и что доработано, высказывая свое отношение к получившемуся результату. Дети настроены были позитивно. Им нравилось, как работала фантазия у ребят другой подгруппы.
За короткий промежуток времени больший объем информации, участие каждого ребенка, интерес, реализация творческого замысла, работа в команде. Ребята имели возможность еще продолжить в свободное время данную тему.
Очевидно, что данный метод имеет ряд преимуществ:
-установление контакта воспитанников друг с другом;
- возможность избежать негативных сторон соревнования;
- усвоение большего объема информации;
-осознание ценности взаимопомощи;
-формирование мотивации к получению знаний;
-с помощью данного метода научить можно каждого;
-работа в группе помогает проявить себя;
-установление психологического комфорта в коллективе;
-реализация принципа деятельности;
-умение соблюдать регламент в группе.
Несмотря на ряд преимуществ, метод группового взаимодействия все же имеет ряд недостатков
Таких как,
трудности комплектования групп;
- неодинаковые «по силе» группы;
-дети в группе не всегда правильно понимают поставленную задачу;
-трудности в определении ведущего в группе;
Однако, групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе дети приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.
Надеюсь, данная информация была вам полезной.
Желаю вам удачи. Не бойтесь применять новые технологии, не бойтесь делать проб и ошибок. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»
Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников....
"Развитие трудовых навыков, как способ формирования волевой сферы дошкольников"
Проведенные педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребенка к школе, из которых наиболее важными является общая нравственность, т.е. достижение ...
«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников.»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений....
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном ...
«Танец, как способ формирования осанки у дошкольников»
Танец – это рисунок, который ребёнок рисует под музыку, используя своё тело, как музыкальный инструмент. Пластикой ребёнок выражает чувства, которые выз...
Музейная педагогика как способ формирования экологического сознания дошкольников
Одним из способов в процессе формирования экологической культуры дошкольников может стать музейная педагогика. Именно она является одной из самых доступных и наглядных форм для изучения воспитанниками...