Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»
методическая разработка по теме
Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум для педагогов | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уткина А.Ю., педагог-психолог
детский сад №171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада»
г.о. Тольятти, Самарская область.
Семинар – практикум для педагогов
Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками.
Цель семинара: познакомить воспитателей с методом сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками, для формирование навыков сотрудничества.
Для старшего дошкольника при общении со сверстником важно следующее: сотрудничество, уважение доброжелательное внимание сопереживание, взаимопонимание
Ребенок учится в общении со сверстниками:
- выражать себя;
- управлять другими;
- вступать в разнообразные отношения.
В общении со взрослыми он узнает, как нужно:
- говорить и делать правильно;
- слушать и понимать другого;
- усваивать новые знания.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. В сказкотерапии принято интерпретировать сказку с позиции её «жизненных уроков»: «Сказка ложь да в ней намёк!» Нужно задавать вопрос – чему нас может научить данная ситуация?
Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, раскрасить её героев, поговорить о сюжете. С ним необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребёнка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.
Но как это – осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные урок? Давайте попробуем вместе.
Читается сказка: «Как сказка врачевать научилась»( см. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб: Речь, 2013)
Возьмем, к примеру, известную сказку репка (инсценировка сказки с педагогами). Давайте проанализируем, о чём эта сказка?
Поймём для чего она рассказывается для малышей?
Вопросы:
- Чему нас сказка учит?
- Какие уроки получаем от сказки?
- Как эти уроки нам пригодятся в реальной жизни? Где это поможет?
Урок сказки - значимость каждого, все мы разные, но все мы важны.
Желаете ли вы узнать какие игры есть в сказкатерапии?
Мы превращаемся в волшебников и отправляемся в дорогу. В дороге встречаются разные препятствия видимые и невидимые. Нам на пути встречается лента.
Игра с лентой
Цель - развивать умение помогать и поддерживать друг друга ( проходить через ленту и с усложнением)
После круга с лентой. Закройте глаза и почувствуйте, как волшебство передаётся друг другу. С каждым вдохом чувства усиливаются с выходом что-то выходит.
Превращение ленты в осьминожка.
Цель: развивать навык сотрудничества.
Как быть осьминогом?
Можно ли осьминогу договориться со своими ногами?
Превращение ленты в озеро.
Цель: развивать значимость каждого, усилить положительные качества.
Это волшебное озеро, в которое, смотрясь можно увидеть много чудес, волшебства. Мы можем увидеть мысли, чувства или то, что скрывается от наших глаз.
Инструменты влияния на реальность – метафора. Притча «Султан, мудрец и хирург (см.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками – СПб: Речь, 2008).
Игра подарки
Цель: развивать взаимодействие и вызвать положительные эмоции.
В конце нашего пути легкого, а может и не совсем легко мы получаем подарки. Волшебники дарят подарки, они не всегда видимые. Что относим к невидимым подаркам? Подарки мы принимаем с благодарностью. Подарки – это то, что необходимо человеку.
Игра ладошки
Цель: развивать умение поддержки и невербальное общения.
Разделимся на пары. Смотрим, изучаем ладошки друг, друга. По ладоням можно многое узнать о человеке. А потом на спине партнёра пишем, рассказываем без слов, что увидели в его ладошках.
Уважаемые педагоги, что вы возьмёте с собой уходя с этого семинара?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр,развивающих навык сотрудничества у старших дошкольников
В требованиях к выпускнику-дошкольнику в рамках ФГТ представлено такое интегральное качество: «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Помочь добит...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Сказкотерапия как фактор формирования навыков межличностного общения старших дошкольников
Роль сказкотерапии в жизни ребёнка....
Выступление на семинаре для педагогов дошкольных учреждений ЗАТО Озерный На тему: Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.
Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравс...
Опыт работы по теме: «Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников посредством социо — игровой технологии».
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способност...
Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»
Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...
Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....