"Развитие трудовых навыков, как способ формирования волевой сферы дошкольников"
консультация на тему
Проведенные педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребенка к школе, из которых наиболее важными является общая нравственность, т.е. достижение определенного уровня сформированности нравственно-волевых качеств через труд детей необходимых в учебной деятельности. Формирование нравственно – волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда. Согласно исследованиям 70 % качеств взрослых заложены в детстве. За последнее десятилетие учителя начальной школы констатируют снижение уровня подготовки детей к школе и отмечают неудовлетворительно протекающую адаптацию таких детей к систематическому обучению.
Проблемой трудового воспитания и его роли на формирование нравственно-волевых качеств через труд детей занимались известные отечественные психологи, педагоги, методисты: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.З. Неверович, Т.А. Марков, Т.Н. Година, В.И. Логинова и другие. Крупская сыграла большую роль в определении цели, задач, путей трудового воспитания для детей дошкольного возраста, своеобразие их труда, содержание и форм его организации и т.п. Во всех работах Н.К. Крупской красной нитью проходит мысль о необходимости и возможности вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет. Она резко выступала против тех, кто пытается оберегать детей от трудовых усилий, кто считает несовместимым такие понятия как «счастливое детство» и «воспитание в труде». Новое поколение детей нужно воспитывать способными к труду. В этом и заключается первейшая цель приобщения детей к труду.
Главная цель педагогической деятельности по нравственно-трудовому воспитанию прививать детям навыки умения, необходимые для подготовки их к школе, способствующие развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.
2. Формировать у дошкольников практические и трудовые навыки и умения;
3. Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т.е. стремление выполнять работу для других;
4. Закреплять нравственные отношения к предметам, как к результатам человеческого труда.
5. Приобщать дошкольника к сфере человеческого труда через раскрытие ребенку смысла труда.
6. Знакомить с процессом труда, доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, планировать свои действия
7. Совместная работа со взрослыми в семье
Воспитывая у детей трудовые навыки, необходимо вызвать у детей желание выполнить работу; раскрыть детям ценность, важность и серьезность трудовых усилий; развивать способность заранее представлять конечный результат своего труда; обучать планированию своих действий, добиваться успеха в решении сложных поставленных задач только вербальными методами.
Некоторые семьи все же недооценивают роль трудового воспитания в формирования личности ребенка, для подготовки их детей к школе.
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд (детей и взрослых и детей). К нему подготавливают детей постепенно. Используются такие приемы, как дополнительный показ, контроль за трудовым процессом, помощь, поддержка. По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, происходит переход к более сложной задаче, обучение детей трудиться вместе, помогать друг другу. Детям дается разъяснение о пользе труда, насколько он нужен и важен для коллектива или семьи (убрать участок от мусора, камней, чтобы детям было удобно играть на чистой и ровной площадке), перечисляются объёмы предстоящего труда.
Знакомя детей с трудом взрослых, используйте разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, плакаты, открытки, фотографии, видеоматериалы. Наглядный материал помогает закреплять и уточнять представление детей, полученных знаний в ходе познавательных занятий. Учите с детьми стихи, пословицы, поговорки о труде, о хлебе, понимайте их смысл. Есть много художественной литературы по трудовому воспитаниюм: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», М. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?», В. Н. Крупин «Отцовское поле» и др.
На основе этих представлений у детей начинают формироваться понятия о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом. Способствуйте охотному включению ребенка в самостоятельный труд (ребенок самостоятельно приносит хлеб из магазина, моет посуду, вытирает пыль, работает с пылесосом, поливает цветы и т.д.) другие - о единстве требований всех членов семьи в организации трудовой деятельности.
Пусть ребята под руководством родителей проводят посадки, ухаживают за тем, что посадили, и радуются выращенному своими руками урожаю. Повышенный интерес детей к нравственно-трудовой деятельности способствует обучению и формированию любознательности, творчеству, самовыражение.
Таким образом, наша задача - повысить трудовые умения и навыки детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие трудовых навыков, как способ формирования волевой сферы дошкольников».
Проведенные педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребенка к школе, из которых наиболее важными является общая нравственность, т.е. достижение определенного уровня сформированности нравственно-волевых качеств через труд детей необходимых в учебной деятельности. Формирование нравственно – волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда. Согласно исследованиям 70 % качеств взрослых заложены в детстве. За последнее десятилетие учителя начальной школы констатируют снижение уровня подготовки детей к школе и отмечают неудовлетворительно протекающую адаптацию таких детей к систематическому обучению.
Проблемой трудового воспитания и его роли на формирование нравственно-волевых качеств через труд детей занимались известные отечественные психологи, педагоги, методисты: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.З. Неверович, Т.А. Марков, Т.Н. Година, В.И. Логинова и другие. Крупская сыграла большую роль в определении цели, задач, путей трудового воспитания для детей дошкольного возраста, своеобразие их труда, содержание и форм его организации и т.п. Во всех работах Н.К. Крупской красной нитью проходит мысль о необходимости и возможности вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет. Она резко выступала против тех, кто пытается оберегать детей от трудовых усилий, кто считает несовместимым такие понятия как «счастливое детство» и «воспитание в труде». Новое поколение детей нужно воспитывать способными к труду. В этом и заключается первейшая цель приобщения детей к труду.
Главная цель педагогической деятельности по нравственно-трудовому воспитанию прививать детям навыки умения, необходимые для подготовки их к школе, способствующие развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.
2. Формировать у дошкольников практические и трудовые навыки и умения;
3. Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т.е. стремление выполнять работу для других;
4. Закреплять нравственные отношения к предметам, как к результатам человеческого труда.
5. Приобщать дошкольника к сфере человеческого труда через раскрытие ребенку смысла труда.
6. Знакомить с процессом труда, доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, планировать свои действия
7. Совместная работа со взрослыми в семье
Воспитывая у детей трудовые навыки, необходимо вызвать у детей желание выполнить работу; раскрыть детям ценность, важность и серьезность трудовых усилий; развивать способность заранее представлять конечный результат своего труда; обучать планированию своих действий, добиваться успеха в решении сложных поставленных задач только вербальными методами.
Некоторые семьи все же недооценивают роль трудового воспитания в формирования личности ребенка, для подготовки их детей к школе.
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд (детей и взрослых и детей). К нему подготавливают детей постепенно. Используются такие приемы, как дополнительный показ, контроль за трудовым процессом, помощь, поддержка. По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, происходит переход к более сложной задаче, обучение детей трудиться вместе, помогать друг другу. Детям дается разъяснение о пользе труда, насколько он нужен и важен для коллектива или семьи (убрать участок от мусора, камней, чтобы детям было удобно играть на чистой и ровной площадке), перечисляются объёмы предстоящего труда.
Знакомя детей с трудом взрослых, используйте разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, плакаты, открытки, фотографии, видеоматериалы. Наглядный материал помогает закреплять и уточнять представление детей, полученных знаний в ходе познавательных занятий. Учите с детьми стихи, пословицы, поговорки о труде, о хлебе, понимайте их смысл. Есть много художественной литературы по трудовому воспитаниюм: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», М. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?», В. Н. Крупин «Отцовское поле» и др.
На основе этих представлений у детей начинают формироваться понятия о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом. Способствуйте охотному включению ребенка в самостоятельный труд (ребенок самостоятельно приносит хлеб из магазина, моет посуду, вытирает пыль, работает с пылесосом, поливает цветы и т.д.) другие - о единстве требований всех членов семьи в организации трудовой деятельности.
Пусть ребята под руководством родителей проводят посадки, ухаживают за тем, что посадили, и радуются выращенному своими руками урожаю. Повышенный интерес детей к нравственно-трудовой деятельности способствует обучению и формированию любознательности, творчеству, самовыражение.
Таким образом, наша задача - повысились трудовые умения и навыки детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования волевой сферы дошкольников.
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. ...
Презентация " Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников."
Недаром дети любят сказку,Ведь тем она и хороша, Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…В. Берестов...
Особенности формирования и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ
В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иног...
Консультация "Влияние трудовой деятельности на формирование волевых качеств дошкольников"
Консультация...
«Развитие интеллектуальной и эмоциональной и эмоционально-волевой сферы дошкольника в современных условиях»
Консультация для педагогов...
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Что такое двигательная сказка? Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отмети...
Консультация для родителей "Сказкотерапия- как средство формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника"
Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются современные дети, является недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы. Они испытывают трудности в контроле своих эмоций, сложности в фор...