Музейная педагогика как способ формирования экологического сознания дошкольников
методическая разработка по развитию речи на тему
Одним из способов в процессе формирования экологической культуры дошкольников может стать музейная педагогика. Именно она является одной из самых доступных и наглядных форм для изучения воспитанниками окружающей среды, формирования устойчивых знаний о взаимосвязях в природе, о роли взаимодействия человека с природой. Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Мини-музей в ДОУ является эффективным средством реализации образовательной программы ДОУ, частью которой является коррекционно-логопедический блок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейная технология в образовательном пространстве ДОУ | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 55»
Музейная педагогика
как способ формирования экологического сознания дошкольников
Костикова Галина Юрьевна
заместитель заведующего по ВМР
Рощина Екатерина Леонидовна
воспитатель
Гринь Анна Борисовна
учитель-логопед
Актуальность
В год экологии наиболее остро стоит вопрос о способах формирования экологической культуры ребенка. В настоящее время дошкольная педагогика весьма многогранна в этом аспекте. Каждое дошкольное образовательное учреждение выбирает свои формы образовательной деятельности исходя из особенностей развивающей предметно-пространственной среды детского сада и познавательных потребностей воспитанников.
Одним из способов в процессе формирования экологической культуры дошкольников может стать музейная педагогика. Именно она является одной из самых доступных и наглядных форм для изучения воспитанниками окружающей среды, формирования устойчивых знаний о взаимосвязях в природе, о роли взаимодействия человека с природой.
Педагогическая целесообразность внедрения музейной педагогики
Комплексно - тематический принцип планирования воспитательно-образовательного процесса основывается на изучении разных тем, в том числе экологической направленности. Среди них: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Домашние птицы». Для изучения данных тем, педагогами нашего ДОУ был организован долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Пернатые друзья». В ходе реализации проекта были проведены мероприятия, направленные на расширение круга изучаемых птиц с целью формирования экологического кругозора воспитанников. Продуктами проектной деятельности стали не только работы выполненные дошкольниками и их родителями, но и авторские работы педагогов ДОУ (макеты птиц из папье – маше, птицы - рукавички). Птицы, изученные во время проекта «Пернатые друзья», стали впоследствии экспонатами мини-музея в групповой комнате ДОУ. В течение последующих лет пребывания воспитанников в ДОУ коллекция экспонатов музея пополнялась.
Цель мини-музея: создание условий для развития экологической культуры средствами музейной педагогики.
Задачи:
обогатить развивающую предметно пространственную среду посредством коллекционирования экспонатов мини-музея;
дать представление воспитанникам о понятии «музей»;
развивать познавательные способности воспитанников, их стремление к саморазвитию;
воспитывать чувство коллективизма, сопереживания, сотворчества.
Этапы подготовки к созданию мини-музея:
1 Этап – Подготовительный
Цель – выбор тематики мини-музея, определение направлений работы, форм музейных экспонатов, расположение мини-музея.
2 Этап – Конструктивный
Цель – практическая реализация основных идей мини-музея и экспериментальная проверка их значимости для образовательной практики.
3 Этап – Заключительный
Цель – подведение итогов работы мини-музея, определение перспектив.
Принципы музейной педагогики экологической направленности:
принцип энциклопедичности; краеведческий (региональный) принцип;
принцип интеграции; тематический принцип, принцип наглядности,
принцип доступности, принцип преемственности,
принцип результативности.
Ожидаемые результаты:
для педагогов:
внедрение новой формы инновационной педагогики – музейная педагогика;
пополнение центра экологии экспонатами музея;
трансляция опыта работы на городском уровне;
установка взаимодействия с родителями воспитанников;
рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах экологии;
для детей:
формирование основ экологической культуры;
формирование у воспитанников представления о музее птиц;
расширение знаний детей о видах птиц, их повадках, разнообразии;
ознакомление с профессией «орнитолог»;
развитие познавательной активности воспитанников;
формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
формирование умений анализа и систематизации полученной информации;
реализация творческих замыслов воспитанников.
Отличительные особенности мини-музея
В музеи ДОУ представлены разнообразные формы экспонатов. Среди них: макеты птиц, сделанные в технике папье-маше; коллекция птиц DeAgostini; паспорт к каждому виду птицы, включающий среду обитания, отличительные особенности, образ жизни, строение; лэпбук «Птицы», в котором воспитанники систематизируют полученные знания в процессе дидактических игр; картотека дидактических игр, загадок, экологических ситуаций; сюжетные картинки: «Снегири на ветках», «Дети кормят птиц», «Синица на ветке» и.т.д., авторские книжки-малышки «Мой любимый пернатый друг»; альбом «Птицы моего региона»; фотоколлаж «Я и наши маленькие друзья»; кормушки, мешочки с кормом для птиц; музыкальные инструменты в форме птиц (свистульки); кукольный, варежковый театр.
Все экспонаты мини-музея предназначены для дошкольной образовательной деятельности, выполнены из безопасных для здоровья воспитанников материалов (бумага, дерево, пластмасса, ткань, глина, кожа, перо).
Участники образовательной деятельности музея
Участниками образовательной деятельности мини-музея являются воспитанники подготовительной группы дошкольного возраста для детей с ТНР, воспитатели и специалисты ДОУ, родители (законные представители), музея – заповедника Рязанский Кремль, Областной детской библиотеки, картинной галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская».
Формы воспитательно-образовательной работы в условиях работы мини-музея
Целевые прогулки с экспонатами мини-музея по закреплению знаний, полученных в ходе образовательной деятельности; экскурсии в сквер; тематические занятия в учреждениях дополнительного образования; рассказы, беседы; наблюдения; просмотр презентаций и видеофильмов; анализ иллюстраций, прослушивание тематических аудиозаписей голосов птиц; чтение сказок, пословиц, и поговорок о птицах; изучение русских народных игр; организация выставок декоративно-прикладного творчества; праздники и развлечения экологической направленности; экологические акции; смотры-конкурсы; участие в городском семинаре «Птица года».
Для активизации познавательной активности в рамках образовательной деятельности музея следует выделить применение следующих методов:
Анализ; экспериментирование и опыты; придумывание сказок, рассказов; моделирование; конструирование; исследование; сюрпризные моменты; метод создания игровых/проблемных ситуаций; решение экологических ситуаций.
Использование педагогических технологий в ходе образовательной деятельности мини-музея:
• здоровьесберегающих технологий,
• технологии личностно – ориентированного обучения,
• педагогики сотрудничества,
• игровых технологий,
• технологию проектного обучения,
• информационно-коммуникационных технологии.
Анализ и изучение экземпляров мини-музея реализуется во всех формах воспитательно-образовательного процесса:
- в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии, образовательная деятельность в мини-музее)
- в самостоятельной деятельности детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, организация работы с лэпбуком)
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, в смотрах-конкурсах кормушек, в городских акциях, создание экологических альбомов).
Содержание тем образовательной деятельности в условиях музея
№ | Тема | Вид ОД | Содержание темы | форма ОД | Методическое обеспечение (методы и приемы организации ОД) | Дидактическое обеспечение | Техническое оснащение ОД |
О друзьях пернатых | Теоретическая часть | Углубить и расширить знания о перелетных птицах нашего региона | беседа, рассказ | Наглядный: -наблюдение; -демонстрации: ИКТ; Словесный: -объяснения, -рассказ -придумывания сказок Практический: -метод создания игровых ситуаций -анализ | Презентация по теме: «Мои пернатые друзья», Альбом «Птицы моего региона» | ноутбук, проектор, экран | |
Снегири | Практическая часть | Совершенствовать умение детей двигаться в соответствии с текстом, расширять знания о повадках птиц | игра | Словесный: -объяснения Практический: упражнения | иллюстрация | ноутбук, проектор, экран | |
Есть такая профессия – птиц изучать | Теоретическая часть | Знакомство с профессией «орнитолог» | Образовательная деятельность | Наглядный: -наблюдение; -демонстрации: ИКТ; Словесный: -объяснения, Практический: -метод создания игровых ситуаций -анализ | Видеоролик «Пухляк», Лэпбук «Птицы» | Карточки с птицами и их птенчиками. | |
Гнездо для гаички буроголовой | Практическая часть | Знакомство с гнездом птицы | игра | Словесный: -объяснения Практический упражнения | иллюстрация | Материалы для продуктивной деятельности: волокно, березовая кора, высохший мох) | |
История маленькой птички | Теоретическая часть | Формировать представление о птицах Рязани | беседа, рассказ, чтение сказок | Наглядный: -наблюдение; -демонстрации: ИКТ; Словесный: -объяснения, -рассказ Практический: -метод создания игровых ситуаций -анализ | Презентация по теме: «Загадочный мир птиц» Красная книга Рязанской области | ноутбук, проектор, экран | |
«Мои пернатые друзья» | Практическая часть | Развивать творческие способности детей посредством пластилинографии | продуктивная деятельность | Практический: - метод упражнений. Словесный: -объяснения, Наглядный: -демонстрации | фотографии птиц Рязанского края Красная книга Рязанской области | пластилин, картон, стека, бусинки | |
«Путешествие в Окский заповедник» | Теоретическая часть | Формировать представление об Окском заповеднике в Рязанской области | просмотр видеофильма | Наглядный: -наблюдение; -демонстрации: ИКТ; Словесный: -объяснения, -рассказ Практический: -игра | Презентация по теме: «В гости к животным Рязанского края» Красная книга Рязанской области | ноутбук, проектор, экран | |
«В краеведческом музее» | Практическая часть | Познакомить детей с понятием «музей», «виды музеев». Объяснить значение Краеведческого музея | целевая экскурсия в краеведческий музей Кремля | Практический: -практических работ, - игра | разработка маршрута по теме | сигнальные флажки | |
Кто зимой не улетает? | Теоретическая часть | Познакомить детей с зимующими птицами | Образовательная деятельность | Наглядный: -демонстрации Словесный: -объяснения, -рассказ Практический: -практических работ. | Дидактическая игра «Солнышко и снежинка» | Карточки птиц | |
«Эта удивительная глина» | Практическая часть | Познакомить детей со свойствами глины. Научить передавать образ птички. | проект | Наглядный: -демонстрации Словесный: -объяснения, -рассказ Практический: -практических работ. | документация проектной деятельности по теме. | выставочный стенд | |
Птицы года прилетели | Теоретическая часть | Знакомство с перелетными птицами | развлечение | Наглядный: -демонстрации Словесный: -объяснения, -рассказ Практический: -практических работ. | Видеоролик по теме НОД | Музыкальный инструменты, свистульки | |
«Подарок для мини-музея» | Практическая часть | Приобщать родителей к жизни детского сада, стимулировать к пополнению групповых уголков краеведения редкими домашними экспонатами. | акция | Наглядный: -демонстрации Словесный: -объяснения, -рассказ Практический: - практические работы | Консультация «Мини-музей в группе» | выставочный стенд |
Вывод:
Инновационная музейная педагогика может быть легко адаптирована к условиям любого дошкольного образовательного учреждения, с учетом потребности в реализации ООП ДО. Особой ценностью мини-музея детского сада является рукотворность экспонатов, совместная работа семьи и ДОУ по сбору коллекции и формированию мини-музея. Трудоемкость осуществления музейной педагогики заключается в систематизации увлекательной, богатой материалами экологической направленности развивающей предметно-пространственной среды. Музейные предметы обладают особой педагогической ценностью – наглядной демонстрацией изучаемого предмета. Предметы мини-музея можно трогать, брать в руки, манипулировать ими. Они являются помощниками в организации сюрпризных моментов для дошкольников.
Делая вывод, хочется отметить, что музейный экспонат мини-музея становиться не пассивным атрибутом коллекции, а активным предметом - помощником в образовательной деятельности.
Литература:
1. Бёме Р.Л. и др. Птицы. Энциклопедия природы. Изд. 2-е. М.: 1998.
2. ЗубакинВ.А. и др. Птицы Родного края.- Изд.Эксмо, 2010.
3. МБУ «Центр мониторинга и сопровождения образования» (ЦМИСО) МБУДО «Центр детского творчества «Приокский» Буроголовая гаичка (пухляк) – птица 2017 года. Городской Центр детского экологического образования (ГЦДЭО)
4. Интернет-ресурсы: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm, http://природа.рф/birds/gaichka-burogolovaya.php, http://ru.wikipedia.org.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"
Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...
Методическая разработка на тему "Экологическая игра как метод формирования экологического сознания дошкольников"
Методическая разработка воспитателя...
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников
Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...
Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.
Тема консультации для родителей: Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников....
Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников
VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом выживания челове...
Экологическая тропа в детском саду как проектная деятельность и одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В это период закладываютс основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,окружающему миру....