Музейная педагогика как способ формирования экологического сознания дошкольников
методическая разработка по развитию речи на тему

Гринь Анна Борисовна

Одним из способов в процессе формирования экологической культуры дошкольников может стать музейная педагогика. Именно она является одной из самых доступных и наглядных форм для изучения воспитанниками окружающей среды, формирования  устойчивых знаний  о взаимосвязях в природе, о роли взаимодействия человека  с природой. Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Мини-музей в ДОУ является эффективным средством реализации образовательной программы ДОУ, частью которой является коррекционно-логопедический блок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 55»

Музейная педагогика

как способ формирования экологического сознания дошкольников

Костикова Галина Юрьевна

заместитель заведующего по ВМР

Рощина Екатерина Леонидовна

воспитатель

Гринь Анна Борисовна

учитель-логопед

Актуальность

В год экологии наиболее остро стоит вопрос о способах формирования экологической культуры  ребенка. В настоящее время дошкольная педагогика весьма многогранна в этом аспекте. Каждое дошкольное образовательное учреждение выбирает свои формы образовательной деятельности исходя из особенностей развивающей предметно-пространственной среды детского сада и познавательных потребностей воспитанников.

 Одним из способов в процессе формирования экологической культуры дошкольников может стать музейная педагогика. Именно она является одной из самых доступных и наглядных форм для изучения воспитанниками окружающей среды, формирования  устойчивых знаний  о взаимосвязях в природе, о роли взаимодействия человека  с природой.

Педагогическая целесообразность внедрения музейной педагогики

Комплексно - тематический принцип планирования воспитательно-образовательного процесса  основывается на изучении разных тем, в том числе экологической направленности. Среди них:  «Перелетные птицы»,  «Зимующие птицы», «Домашние птицы». Для изучения данных тем, педагогами нашего ДОУ был организован долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Пернатые друзья». В ходе реализации проекта были проведены мероприятия, направленные на расширение круга изучаемых птиц с целью формирования экологического кругозора воспитанников. Продуктами проектной деятельности стали не только работы выполненные дошкольниками и их родителями, но и авторские работы педагогов ДОУ (макеты птиц из папье – маше, птицы - рукавички). Птицы, изученные во время проекта «Пернатые друзья», стали впоследствии экспонатами  мини-музея в групповой комнате ДОУ. В течение последующих лет пребывания воспитанников в ДОУ коллекция экспонатов музея пополнялась.

Цель мини-музея: создание условий для развития экологической культуры средствами музейной педагогики.

Задачи:

обогатить развивающую предметно пространственную среду посредством коллекционирования экспонатов мини-музея;

дать представление воспитанникам о понятии «музей»;

развивать познавательные способности воспитанников, их стремление к саморазвитию;

воспитывать чувство коллективизма, сопереживания, сотворчества.

Этапы подготовки к созданию мини-музея:

1 Этап – Подготовительный

Цель – выбор тематики мини-музея, определение направлений работы, форм музейных экспонатов, расположение мини-музея.

2 Этап – Конструктивный

Цель – практическая реализация основных идей мини-музея и экспериментальная проверка их значимости для образовательной практики.

3 Этап – Заключительный

Цель – подведение итогов работы мини-музея, определение перспектив.

Принципы музейной педагогики экологической направленности:

принцип  энциклопедичности; краеведческий (региональный) принцип;

принцип интеграции; тематический принцип, принцип наглядности,

принцип доступности, принцип преемственности,

        принцип результативности.

Ожидаемые результаты:

для педагогов:

внедрение новой формы инновационной педагогики – музейная педагогика;

пополнение  центра экологии экспонатами музея;

трансляция опыта работы на городском уровне;

установка взаимодействия с родителями воспитанников;

рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах экологии;

для детей:

формирование основ экологической культуры;

формирование у воспитанников представления о музее птиц;

расширение знаний детей о видах птиц, их повадках, разнообразии;

ознакомление с профессией «орнитолог»;

развитие познавательной активности воспитанников;

формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

формирование умений анализа и систематизации полученной информации;

реализация творческих замыслов воспитанников.

Отличительные особенности мини-музея

В музеи ДОУ представлены разнообразные формы экспонатов. Среди них: макеты птиц, сделанные в технике папье-маше; коллекция птиц DeAgostini;  паспорт к каждому виду птицы, включающий среду обитания, отличительные особенности, образ жизни, строение; лэпбук «Птицы», в котором воспитанники систематизируют полученные знания в процессе дидактических игр; картотека дидактических игр, загадок, экологических ситуаций; сюжетные картинки: «Снегири на ветках», «Дети кормят птиц», «Синица на ветке» и.т.д., авторские книжки-малышки «Мой любимый пернатый друг»; альбом «Птицы моего региона»; фотоколлаж «Я и наши маленькие друзья»; кормушки, мешочки с кормом для птиц; музыкальные инструменты в форме птиц (свистульки); кукольный, варежковый театр.

Все экспонаты мини-музея предназначены для дошкольной образовательной деятельности, выполнены из безопасных для здоровья воспитанников материалов (бумага, дерево, пластмасса, ткань, глина, кожа, перо).

Участники образовательной деятельности музея

Участниками образовательной деятельности мини-музея являются воспитанники подготовительной группы  дошкольного возраста для детей с ТНР, воспитатели и специалисты  ДОУ, родители (законные представители), музея – заповедника Рязанский Кремль, Областной детской библиотеки, картинной галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская».

Формы воспитательно-образовательной работы в условиях работы мини-музея

Целевые прогулки с экспонатами мини-музея по закреплению знаний, полученных в ходе образовательной деятельности; экскурсии в сквер; тематические занятия в учреждениях дополнительного образования; рассказы, беседы; наблюдения; просмотр презентаций и видеофильмов; анализ иллюстраций, прослушивание тематических аудиозаписей  голосов птиц; чтение сказок, пословиц, и поговорок о птицах; изучение  русских народных игр; организация выставок декоративно-прикладного  творчества; праздники и развлечения экологической направленности; экологические акции; смотры-конкурсы; участие в городском семинаре «Птица года».

Для активизации познавательной активности в рамках образовательной деятельности музея следует выделить применение следующих  методов:

Анализ; экспериментирование и опыты; придумывание сказок, рассказов; моделирование; конструирование; исследование; сюрпризные моменты; метод создания игровых/проблемных ситуаций; решение экологических ситуаций.

Использование педагогических технологий в ходе образовательной деятельности мини-музея:  

•        здоровьесберегающих технологий,

•        технологии личностно – ориентированного обучения,

•        педагогики сотрудничества,

•        игровых технологий,

•        технологию проектного обучения,

•        информационно-коммуникационных технологии.

Анализ и изучение экземпляров мини-музея реализуется во всех формах воспитательно-образовательного процесса:

- в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии, образовательная деятельность в мини-музее)

- в самостоятельной деятельности детей (дидактические  и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, организация работы с лэпбуком)

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, в смотрах-конкурсах кормушек, в городских акциях, создание экологических альбомов).

Содержание тем образовательной деятельности в условиях музея

Тема

Вид

ОД

Содержание темы

форма ОД

Методическое обеспечение

(методы и приемы организации ОД)

Дидактическое обеспечение

Техническое оснащение ОД

О друзьях пернатых

Теоретическая часть

Углубить и расширить знания о перелетных птицах нашего региона

беседа, рассказ

Наглядный:

-наблюдение;

-демонстрации: ИКТ;

Словесный:

-объяснения,

-рассказ

-придумывания сказок

Практический:

-метод создания игровых ситуаций

-анализ

Презентация по теме: «Мои пернатые друзья»,

Альбом «Птицы моего региона»

ноутбук, проектор, экран

Снегири

Практическая часть

Совершенствовать умение детей двигаться в соответствии с текстом, расширять знания о повадках птиц

игра

Словесный:

-объяснения

Практический: упражнения

иллюстрация

ноутбук, проектор, экран

Есть такая профессия – птиц изучать

Теоретическая часть

Знакомство с профессией «орнитолог»

Образовательная деятельность

Наглядный:

-наблюдение;

-демонстрации: ИКТ;

Словесный:

-объяснения,

Практический:

-метод создания игровых ситуаций

-анализ

Видеоролик «Пухляк», Лэпбук «Птицы»

Карточки с птицами и их птенчиками.

Гнездо для гаички буроголовой

Практическая часть

Знакомство с гнездом птицы

игра

Словесный:

-объяснения

Практический

упражнения

иллюстрация

Материалы для продуктивной деятельности: волокно, березовая кора, высохший мох)

История маленькой птички

Теоретическая часть

Формировать представление о птицах Рязани

беседа, рассказ, чтение сказок

Наглядный:

-наблюдение;

-демонстрации: ИКТ;

Словесный:

-объяснения,

-рассказ

Практический:

-метод создания игровых ситуаций

-анализ

Презентация по теме: «Загадочный мир птиц»

Красная книга Рязанской области

ноутбук, проектор, экран

«Мои пернатые друзья»

Практическая часть

Развивать творческие способности детей  посредством пластилинографии

продуктивная деятельность

Практический:

- метод упражнений.

Словесный:

-объяснения,

Наглядный:

-демонстрации

фотографии птиц Рязанского края

Красная книга Рязанской области

пластилин, картон, стека, бусинки

«Путешествие в Окский заповедник»

Теоретическая часть

Формировать представление об Окском заповеднике в Рязанской области

просмотр видеофильма

Наглядный:

-наблюдение;

-демонстрации: ИКТ;

Словесный:

-объяснения,

-рассказ

Практический:

-игра

Презентация по теме: «В гости к животным Рязанского края»

Красная книга Рязанской области

ноутбук, проектор, экран

«В краеведческом музее»

Практическая часть

Познакомить детей с понятием «музей», «виды музеев». Объяснить значение Краеведческого музея

целевая экскурсия в краеведческий музей Кремля

Практический:

-практических работ,

- игра

разработка маршрута по теме

сигнальные флажки

Кто зимой не улетает?

Теоретическая часть

Познакомить детей с зимующими птицами

Образовательная деятельность

Наглядный:

-демонстрации

Словесный:

-объяснения,

-рассказ Практический:

-практических работ.

Дидактическая игра «Солнышко и снежинка»

Карточки птиц

«Эта удивительная глина»

Практическая часть

Познакомить детей со свойствами глины. Научить передавать образ птички.

проект

Наглядный:

-демонстрации

Словесный:

-объяснения,

-рассказ Практический:

-практических работ.

документация проектной деятельности по теме.

выставочный стенд

Птицы года прилетели

Теоретическая часть

Знакомство с перелетными птицами

развлечение

Наглядный:

-демонстрации

Словесный:

-объяснения,

-рассказ Практический:

-практических работ.

Видеоролик по теме НОД

Музыкальный инструменты, свистульки

«Подарок для мини-музея»

Практическая часть

Приобщать родителей к жизни детского сада,  стимулировать к пополнению групповых уголков краеведения редкими домашними экспонатами.

акция

Наглядный:

-демонстрации

Словесный:

-объяснения,

-рассказ

Практический:

- практические работы

Консультация «Мини-музей в группе»

выставочный стенд

Вывод:

Инновационная музейная педагогика может быть легко адаптирована к условиям любого дошкольного образовательного учреждения, с учетом потребности в реализации ООП ДО. Особой ценностью мини-музея детского сада является рукотворность экспонатов, совместная работа семьи и ДОУ по сбору коллекции  и формированию мини-музея. Трудоемкость осуществления музейной педагогики заключается  в систематизации увлекательной, богатой материалами экологической направленности развивающей предметно-пространственной среды. Музейные предметы обладают особой педагогической ценностью – наглядной демонстрацией изучаемого предмета. Предметы мини-музея можно трогать, брать в руки, манипулировать  ими. Они являются помощниками в организации сюрпризных моментов для дошкольников.  

Делая вывод, хочется отметить, что музейный экспонат мини-музея становиться не пассивным атрибутом коллекции, а активным предметом - помощником в образовательной деятельности.

Литература:

1. Бёме Р.Л. и др. Птицы. Энциклопедия природы. Изд. 2-е. М.: 1998.

2. ЗубакинВ.А. и др. Птицы Родного края.- Изд.Эксмо, 2010.

3. МБУ «Центр мониторинга и сопровождения образования» (ЦМИСО) МБУДО «Центр детского творчества «Приокский» Буроголовая гаичка (пухляк) – птица 2017 года. Городской Центр детского экологического образования (ГЦДЭО)

4. Интернет-ресурсы: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm, http://природа.рф/birds/gaichka-burogolovaya.php, http://ru.wikipedia.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...

Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.

Тема консультации для родителей: Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников....

Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников

VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом  выживания челове...

Экологическая тропа в детском саду как проектная деятельность и одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников.

Дошкольный возраст - самоценный этап  в развитии экологической культуры человека. В это период закладываютс основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,окружающему миру....