«LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
«LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»
Авторы проекта: Рамазанова Д.Р., Филиппович А. В, воспитатели, МБДОУ №44, Сибирячок. г. Сургут.
Участники проекта: средняя группа №3 «Бурундучок», их родители, педагоги ДОУ
Вид проекта: исследовательско-творческий
(долгосрочный, информационно-технический.)
Срок реализации проекта: 2018- 2019г.
Введение
В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный и горячо любимый миллионами людей конструктор LEGO. История LEGO ведет свое начало с 1932 года, когда Оле Кирк Кристиансен основал в Дании компанию по производству товаров для повседневного обихода. Продукцию Оле делал из дерева. При этом изначально первоначальную прибыль компании приносили лестницы и гладильные доски, спрос на которые упал в период мирового финансового кризиса. Нужно было искать новую «нишу». И Оле разглядел ее в производстве деревянных игрушек, так как спрос на них не ослабевал даже в тяжелые с финансовой точки зрения времени.
В 2008 году компания LEGO выпустила конструктор, специально предназначенный для изучения основ робототехники детьми – LEGO Education WeDo. Привычные детали LEGO были дополнены мотором и двумя датчиками – датчиком расстояния и датчиком наклона, подключаемыми к компьютеру через специальный USB HUB. Программное обеспечение было специально разработано для детей, оно имеет простой и интуитивно понятный интерфейс. Программирование осуществляется простым перетаскиванием пиктограмм.
Таким образом, компания LEGO насчитывает менее ста лет, но продукция LEGO всегда идет в ногу со временем: от простых деревянных игрушек – до современных программируемых конструкторов, позволяющих освоить основы робототехники.
Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто - эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов.
Актуальность проекта:
Безусловно, государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в группе можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются
воспитанниками в нашем детском саду в игровой деятельности. Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения
конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс группы.
Задачи проекта: обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе группы:
• Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в группе по конструированию (1 раз в неделю);
• Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Новизна проекта
заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo, программируемых конструкторов в образовательный процесс группы для детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза
Мы предполагаем, что организация в группе занятий по Lego-конструированию и робототехнике способствует формированию у детей научно-технического и творческого потенциала, приобретению практических умений по сборке роботов различных модификаций
Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
• Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO;
• Необходимостью создания в группе инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
• Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников;
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе группы, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный: сентябрь - декабрь 2019г.) – изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс группы.
Второй этап (внедренческий: январь- апрель 2019г.) - практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;
Третий этап (обобщающий: май – август 2019гг.) –систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.
Необходимые ресурсы, используемые в проекте:
• Воспитанники средней группы №3 «Бурундучок;
• Педагоги средней группы: Рамазанова Д.Р., Филиппович А. В.;
• Родители воспитанников;
• LEGO – центр, оборудованный конструкторами нового поколения.
Заключение:
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
1. Создание в группе новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием Lego-конструирования, в рамках реализации рабочей программы группы
2. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующий продукт, который может быть использован в работе группы, это совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
• Обеспечению работы в рамках ФГОС;
• Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
• Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
Перспективы развития
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Календарно-тематическое планирование
«LEGO-конструирование и робототехника»
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц | № темы | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1. | Введение. Знакомство с конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности. | Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Что входит в конструктор LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности |
2. | Введение. Знакомство с конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности. | О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Символы. Терминология. | |
3. | Правила поведения при работе с конструкторами Lego WeDo, Lego WeDo 2.0. Основные детали. Спецификация. | Изучение деталей конструктора, их функций и соединений. Конструирование любой фигуры по замыслу детей. | |
4. | Правила поведения при работе с конструкторами Lego WeDo, Lego WeDo 2.0. Основные детали. Спецификация. | Изучение деталей конструктора, их функций и соединений. Конструирование любой фигуры по замыслу детей. | |
Октябрь | 5. | Виды роботов, применяемые в современном мире. Роботы в нашей жизни. Что такое робототехника. | Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире. |
6. | Как научить робота двигаться? | Создание схем и чертежей, моделирование; конструирование и программирование моделей. | |
7. | Как научить робота двигаться? | Создание схем и чертежей, моделирование; конструирование и программирование моделей. | |
8. | Мотор и ось | Изучение комбинации мотора и оси, зубчатых колёс, зубчатых передач (Понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача). | |
9. | Мотор и ось | Изучение комбинации мотора и оси, зубчатых колёс, зубчатых передач (Понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача). | |
Ноябрь | 10. | Мотор и ось | Изучение комбинации мотора и оси, зубчатых колёс, зубчатых передач (Понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача). |
11. | Забавные механизмы | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
12 | Новогодняя елка. | Воспитывать творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность. | |
13 | Новогодняя елка. | Формировать у детей умение самостоятельно применять полученный навык работы с конструктором. | |
Декабрь | 14 | Новогодняя елка. | Воспитывать творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность. |
15 | Танцующие птицы. | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
16 | Танцующие птицы. | Составление предложенных программ для движения птиц, подборка звуков, издаваемых птицами и музыки для танца, создание своих программ | |
17 | Обезьяна - барабанщица | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
Январь | 18 | Обезьяна - барабанщица | Постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. |
19 | Обезьяна - барабанщица | Составление программ, подборка звуков для игры на барабане. | |
20 | Голодный аллигатор | Сборка базовой модели. Развитие творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Продолжать формировать умение работать в паре. Активизировать словарь: колебание, тяга, тягач. | |
21 | Голодный аллигатор | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
Февраль Март | 22 | Голодный аллигатор | Рассказ о жизни аллигаторов, составление программ для реалистичного поведения аллигатора предложенных и своих собственных |
23 | Рычащий лев | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
24 | Рычащий лев | Постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
25. | Рычащий лев | Рисование декораций для льва, программирование рычащего и спящего льва, подборка звуков издаваемых львом, когда он рычит, спит, ест кость. | |
Март | 26 | Порхающая птица | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. |
27 | Порхающая птица | Постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
28 | Порхающая птица | Изучение различных птиц, описание жизни птицы, которую сами создали (Название, среда обитания, чем питается и тд.). Составление программ для моделирования поведения птицы. | |
29 | Футбольный нападающий | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
Апрель | 30 | Футбольный нападающий | Постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. |
31 | Футбольный нападающий | Составление программ для механического нападающего. Учёт дальности полёта меча и количества голов, забитых нападающим. | |
32 | Вратарь | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
33 | Вратарь | Постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
Май | 34 | Вратарь | Составление программ для вратаря, учёт количества забитых и отражённых мячей. |
35 | Ликующие болельщики | Просмотр видеофрагмента, постановка целей на занятие, сборка конструктора по предложенной инструкции, создание программы для проверки работы модели. | |
36 | Ликующие болельщики | Составление программ для ликования болельщиков, подбор звуков, издаваемых болельщиками, проведение конкурса и оценка каждой программы для болельщиков. | |
37 | Итоговое занятие. | Повторение пройденного материала. |
Список использованной литературы:
1. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
2. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. О. В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем» О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
5. Л. Г. Комарова «Строим из Лего» Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
6. Л. В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....
«LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста....
«LEGO –конструирование и робототехника в ДОУ – шаг к техническому творчеству»
Паспорт проектной работы: Название проекта: «Футбол - отличная игра. В футбол играет вся страна»Авторы проекта: воспитанник Лапушкин Денис, воспитатель Полежаева Ю.А.Цели проекта: изу...
Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»
Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»...
Презентация кружка "LEGOLAND" - LEGO-конструирование и образовательная робототехника в детском саду
laquo;Робототехника»общем виде это достаточно сложная дисциплина, которая вбирает в себя научные знания из электроники, механики и программирования. Юные исследователи, войдя в занимательный ми...
Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»
Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...
Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....