КОНСПЕКТ по художественно-эстетическому развитию на тему: Плетенные коврики «Солнышко».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Цель:
• Познакомить детей ткацким производством.
Задачи.
Образовательные:
• Познакомить детей с материалами и инструментами, основным оборудованием, необходимым для ручного ткачества.
• Познакомить с основами ткацкого мастерства.
• Расширить кругозор воспитанников.
• Расширить активный словарь детей профессиональными терминами: ткач, ткачество, ткацкий станок, домотканое полотно, прялка, основа, уток.
Развивающие:
• Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления детей.
• Развивать навыки диалогической монологической речи.
Воспитательные:
• Воспитывать потребность в познавательной активности.
• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми об одежде, ее назначении, видах.
• Рассматривание одежды, тканей, атрибутов труда швеи.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
• Иллюстрации с изображением прялки, ткацкого станка.
• Детские познавательные энциклопедии.
• Конверт с письмом.
Раздаточный материал:
• Карточки для игры «Что было раньше, а что сейчас?».
• Текстильные изделия ручной работы, ткани.
Оборудование:
• Мольберт.
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель в группе в центре познавательного развития размещает иллюстрации с изображением прялки, ткацкого станка, детские познавательные энциклопедии, текстильные изделия ручной работы: рушники, половики. В игровом центре кладет конверт с письмом.
- Ребята, что это за конверт?
Предположения детей.
- Вы хотите узнать от кого это письмо? Как это узнать? Я предлагаю вам открыть письмо и прочитать его. Хотите?
Ответы детей.
- Ребята, это письмо от Незнайки. Он пишет, что друзья загадали ему загадку, а он никак не может ее разгадать. Хотите помочь Незнайке? Поможете?
Ответы детей.
2. Актуализация в игровой ситуации.
- Тогда слушайте внимательно: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил». Что же это такое?
Предположения детей.
- Это ткацкий станок. Как вы думаете, для чего он нужен?
Предположения детей.
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам узнать об этом вместе. Хотите? Где мы можем об этом узнать?
Ответы детей.
- Вы правы. Нам помогут детские энциклопедии и книги, а также эти иллюстрации.
Воспитатель обращает внимание детей на развивающую предметно-пространственную среду, оформленную к занятию.
- Вы правильно заметили, что с помощью ткацкого станка изготавливали ткани, из которых потом шили одежду.
Рассматривание иллюстраций с изображением старинного ткацкого станка.
3. Затруднение в игровой ситуации.
- Ребята, для чего человеку нужна одежда?
Ответы детей.
- Одежда защищает человека от жары и холода, непогоды. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови одежду». Хотите в нее поиграть?
Ответы детей.
Словесная игра «Назови одежду»
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В руках у воспитателя мяч. Он передает его по кругу из рук в руки. Ребенок, к которому попал в руки мяч, называет любой предмет одежды. Повторять названный предмет нельзя. Тот, кто не смог назвать, или назвал не правильно, поворачивается в круг спиной.
- Молодцы, как много предметов одежды вы назвали. Одежда бывает разной.
Словесная игра «Продолжи предложение»
Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают:
- если одежду носят женщины, то эта одежда … (женская);
- если ее носят мужчины, то она … (мужская);
- если одежду носят дети, то она … (детская);
- если ее носят летом, то она … (летняя);
- если одежду носят зимой, то она (зимняя);
- если одежду можно носить в разные времена года, то она (демисезонная).
- Как вы думаете, старинная и современная одежда похожи или они отличаются? Чем?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было раньше, а что сейчас?». Хотите?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?»
Воспитатель перед детьми на столе располагает карточки с изображением старинной и современной одежды. Дети должны составить пары предметов одежды: что носили раньше, а что сейчас. Воспитатель уточняет выбор детей, просит обосновать свое решение. Проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения. Обращает внимание детей на качество ткани, из которой изготовлена старинная одежда.
4. Открытие нового знания.
- Ткачество – это одно из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. Из чего делали одежду первобытные люди?
Ответы детей.
- В древности люди мастерили себе одежду из шкур животных, применяли растения. Со временем народные умельцы изобрели инструменты, которые помогали ремесленникам. Первыми орудиями труда швеи были заточенный камень и костяная рыбья игла. Как вы думаете, какие современные предметы они заменяли?
Ответы детей.
- Заточенным острым камнем резали шкуры животных как ножом, а рыбья кость служила иголкой. Проходили столетия, люди постепенно приспосабливались и делали новые открытия. Они заметили, что стебли некоторых растений прочные, легко гнутся, их можно использовать для шитья. Из шерсти домашних животных можно скатать нить. Каждая семья жила своим трудом: сами выращивали растения, пряли, ткали.
Рассматривание иллюстрации с изображением льна, шерсти, прялки.
- Крайне трудоемка была работа с льном, она требовала длительной обработки: теребление, вымачивания, сушки, трепания, для того, чтобы освободить серебристые волокна из стебля растения. Затем эти волокна пряли. Из получившейся нити можно было делать ткань. Так появилось ткацкое производство. А вы знаете, что в дикой природе тоже есть свой ткач? Кто это?
Предположения детей.
Физкультминутка «Паучок»
В природе всем известен ткач –
Паук – затейник и ловкач.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Поймает в сетку мошку,
И, ну, качать в ней крошку.
(Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте)
Заплетает паутинку
На деревьях паучок.
(Кружение вокруг себя)
Словно осени снежинки,
Он развесил на сучок.
(Потянуться вверх на носочках)
Кружевных узоров мастер,
Он работает весь день,
Все в лесу уже украсил,
Даже старый дряхлый пень!
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Рассматривание иллюстраций с изображением ткацкого станка.
- Домашнее ткачество – непростое ремесло. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий особой аккуратности. Ткачество с древних времен было женским занятием. В каждой крестьянской избе имелся ткацкий станок, на котором женщины изготавливали домотканое полотно. Ткацкий станок – это сложное приспособление. Посмотрите, из чего он сделан?
Ответы детей.
- Совершенно верно. Ткацкий станок сделан из дерева. Некоторые части у него не подвижные, а другие приводятся в движение с помощью человека. Материалом для ткачества служили лен, конопля, овечья и козья шерсть. Пряжу окрашивали домашним способом и получали узорные ткани. В создании ткани участвуют две нити – основа и уток, которые пересекаясь, создают ткань. Основа расположена по длине ткани, а уток – по ширине.
Дети рассматривают ткань ручной работы. Выявляют особенности ее строения.
- Ткани ручной работы были главным имуществом семьи, определяли ее статус. Каждая хозяйка должна была уметь ткать, вязать, вышивать, чтобы в семье была одежда, украшен дом, было приданное дочерям, атрибуты для ритуалов.
Рассматривание иллюстраций с изображением изделий народных умельцев.
5. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, из чего делали одежду в старину? Какие природные материалы использовали?
Ответы детей.
- Какие приспособления использовали мастера, для того чтобы сделать одежду?
Ответы детей.
- Для чего была нужна прялка? Как использовали ткацкий станок?
Ответы детей.
- Какие изделия можно было с их помощью сделать?
Ответы детей.
- Как назывался человек, который ткал ткань? Какой она была?
Ответы детей.
6. Итог.
- Вот и закончилось наше путешествие в гости к ткацкому станку. Оно вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Почему? Что было сложным? Почему?
Ответы детей.
- О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям? О чем вы еще хотели бы узнать? Где это можно сделать?
Ответы детей.
- Людей, занимающихся ремеслом, всегда ценили на Руси. Некоторые старинные предметы до сих пор хранятся в музейных сокровищницах. Они радуют нас своей красотой и рассказывают нам о быте наших предков. Спасибо вам, ребята! Вы очень помогли мне разобраться в ткачестве. Мы с вами напишем письмо Незнайке о том, что нам сегодня удалось узнать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности (познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие) на тему «Часовая мастерская» (подготовительная группа)
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему "Часовая мастерская"...
КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому +художественно-эстетическому (конструирование) развитию на тему: «Жил-был самолетик»
Цель: формирование творческой познавательной деятельности детей посредством конструирования.Задачи:Образовательные:- Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.- В...
План-конспект организации и проведения занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: "Мое любимое солнышко."
Цель: продолжать учить замыкать линию в кольцо, раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры, упражнять в рисовании кистью; продолжать учить раскладывать готовые формы и аккуратно наклеивать н...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие (лепка)" Тема: «Лучики для солнышка» Возрастная группа I младшая группа
Цель: закреплять умение раскатывать палочки из пластилина; различать и называть желтый цвет.Задачи: Образовательные: учить проявлять интерес к окружающему миру природы.Формировать навыки сплющив...
Конспект игровой образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию на тему: «Красивый коврик» (коллективное рисование). Младший возраст.
Конспект игровой образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию на тему: «Красивый коврик» (коллективное рисование).Младший возраст....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: рисование ладошкой «Солнышко».
Данный конспект был разработан для детей младшего дошкольного возраста. Основной целью данного занятия было знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования ладошками. На занятие использовались ра...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Лучики для солнышка»
организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию...