Опыт использования игровых приёмов в интеллектуальном развитии детей раннего возраста
консультация по конструированию, ручному труду

Полянская Виктория Анатольевна

Конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования игровых приёмов в интеллектуальном развитии детей раннего возраста

Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Вячеслава ВадимовичаВоскобовича.Это игровая технология, т.к. игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде.

Основные принципы, заложенные в основу игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Занятия с пособиями Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики.

Из множества предлагаемых В. В. Воскобовичем игр я в работе с детьми раннего возраста использую следующие игры.

 «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным и 4х цветным.  Игра с двухцветным квадратом предназначена для детей 2–5 лет. Квадрат состоит из треугольников красного и зеленого цвета, наклеенных на тканевую основу.«Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер». Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Игра сопровождается рядом сказок. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.

 «Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами.В его состав входят: игровое поле-основа, 7 фигур-вкладышей: 4 в форме крестиков (1 целая и 3 составные), 3 – круг и его половины, инструкция. Ребенок для начала может сложить «крестики» прямо в рамке или на столе. Затем дети пробуют собирать фигуры по схемам из прилагаемой инструкции, из альбома с различными уровнями сложности или по замыслу. Ребенок двух лет может выложить из кусочков лошадку, цветок, грибок, самолет. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать формируют понятия целое и части учится использовать схемы для решения поставленных задач,  развивая логическое мышление, моторику рук, конструкторские способности и воображение.

 «Черепашки»Воскобовича – уникальное авторское пособие, в основу которого заложены три основных принципа, которые помогут ребенку получить и закрепить новые знания, навыки и умения – интерес, познание и творчество.

Игра «Черепашки» состоит из пластинок - черепашек различного цвета и размера, соединяющихся между собой. Цвет черепашек соответствует цветам радуги, ребёнок в процессе игры легко их запоминает, выкладывает в правильном порядке. Черепашки превращаются в различных зверей, иногда фантастических, в сказочные и совсем обычные предметы. Больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, столько же - все эти понятия усваиваются детьми без особых усилий. Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику, за счёт своего игрового поля, приходится прикладывать некоторые усилия, что бы все черепашки вернулись на своё место.

Варианты игр с пособием: "Цвет черепашек", "Размер черепашек", "Цвет и размер черепашек", "Радужные черепашки", "Черепашки подружились", "Сколько черепашек?". В процессе работы с пособием можно придумывать свои собственные варианты игры.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.  

Так же в своей работе я часто использую развивающие игры по методике БорисаПавловича Никитина и считаю их очень эффективными и интересными.

Все игры направлены на раскрытие творческих способностей и формирование логического мышления, а так же  развитие интеллектуальных способностей ребенка.

 Я применяю в своей работе игру Бориса Павловича Никитина "Сложи узор", и считаю, что она является эффективной для сенсорного и конструктивного развития, формирования элементарных математических представлений и развития познавательной активности детей.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика оклеены по – разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, 4 цветные узоры в большом количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

 В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Магнитный конструктор

Так же в своей работе  использую магнитный конструктор.

Этотконструктор состоит из нескольких цветных магнитных блоков-погремушек, оформленных в виде треугольников и квадратов определенного цвета. Для конструкторов, предназначенных для детей раннего возраста очень важно, чтобы не было мелких частей. Поэтому такие конструкторы, содержат исключительно крупные детали.

Магнитный конструктор предоставляет широкие возможности для 3D конструирования благодаря новому методу крепления деталей, которые могут соединяться между собой посредством внутренних магнитов. Это свойство позволит детям максимально реализовать свой потенциал, собирая объемные постройки и модельки. В процессе конструирования ребенок знакомится не только с основными геометрическими фигурами, но и развивает мелкую моторику рук и пространственное мышление.

В своей работе я использую и нетрадиционные материалы, которые способствуют развитию не только мелкой моторики, но и благотворно влияют на развитие умственных способностей детей, помогают решать учебные задачи.

Например, как выкладывание из цветных крышек.

Детям предлагаются карточки (размера А- 4) цветные на выбор, и контейнер с разноцветными крышками, из которых нужно выложить нужное изображение определённым цветом или самостоятельно проявить фантазию и воображение создать узор, используя нужный цвет. Дети с удовольствием играют в такую игру.

 Так же я использую крышки и в других вариантах игры: раскладываем на полу или столе, делая длинную змею, выкладываем разнообразные узоры и дорожки. Развивая тем самым творческие способности.

Современный взгляд науки на развитие ребенка говорит нам о важности развития технического творчества у детей, уже с 5 летнего возраста. Для этого необходим определенный набор умений, который должен закладываться с более раннего возраста. Это умение ребенка ориентироваться в пространстве, гибко менять его при желании, создавать предметы в дальнейшем и целые сюжеты. Я задала себе вопрос: «Как в условиях стандартной групповой комнаты, в условиях фиксированного и ограниченного финансирования можно организовать сюжетное пространство для развития игрового замысла детей?» Эти задачи хорошо решаются при использовании современного оборудования, в частности я хочу поговорить о мягком модульном конструкторе «ЧИБРИКИ», игровом пособии, разработанным для детей дошкольного возрастароссийским производителем с учетом развития психических функций дошкольников и требований стандарта к предметно-пространственной среде.

Какие преимущества в решении образовательных задач дает сюжетное моделирование из данного конструктора:

Во – первых, ребенок раннего возраста получает возможность трансформировать среду самостоятельно. Постройки можно создавать в любом месте групповой комнаты, липучки позволяют сохранить задуманный предмет и играть с ним сколько пожелает.

 Во - вторых, развивает объемное мышление. Дети строят конкретные необходимые предметы для собственного игрового сюжета. Это диван, крепость, тоннель, дом, дерево, роботов, лабиринты, кровати, мягкий ковер для отдыха, транспорт (машина, корабль и много другое).

В – третьих, развивает моторику рук, логику, зрительную память, навыки строительства, двигательную активность, техническую пытливость мышления, аналитический ум. Во время работы с детьми изучается цвет, свойства и форма деталей. Липучки имеют жесткую и мягкую стороны, учат детей различию свойств и признаков.

В–четвертыхиспользование постройки в течение дня поможет решать воспитателю любое программное содержание: в развитии основных движений по физической культуре, речевом развитии, ФЭМП, трудовой деятельности. Начинаю  занятие с проблемной ситуации и замысла игровой постройки, что заставляет детей думать и решать проблему. Например, крольчата у крольчихи разбегаются и надо построить заборчик для них. Дети строят заборчик для цыплят и контролируют их в течении всего дня, пересчитывают, кормят, успокаивают маму крольчиху, разучивают песенку, учат стишок и т. д). Разворачивание игрового сюжета на основе моделирования – это еще один важный компонент образования дошкольников.

 В - пятых, самым главным и основным критерием построения любого занятия для детей – является интерес! Практика моей работы показала, что сюжетное моделирование с помощью мягкого конструктора вызывает устойчивый интерес детей, эмоциональную отзывчивость на задания педагога, желание создавать новые предметы, удовольствие от занятий.

Таким образом, анализ разнообразных подходов к образованию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста показал, что эффективное интеллектуальное развитие возможно в процессе образовательной работы, включающей организацию когнитивного, творческого развития посредством развивающих игр, а также создания условий для дальнейшего развития умственных способностей и реализации их в свободной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "

Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления  дошколятами...

Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»...

Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста» Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагого...

Использование игрового оборудования для физического развития детей раннего возраста «Волшебная веревочка»

В наше время самая главная проблема всего человечества – это малоподвижный образ жизни. С самого раннего возраста дети как в дошкольных учреждениях, так дома, большую часть времени проводят в ст...

Конспект занятия с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего возраста «Космическое путешествие»

Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.Закрепить знания о последовател...