Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
консультация
Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предложение нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс. И поэтому основная цель педагогов- это помочь ребёнку в адаптации к условиям дошкольного учреждения..
И для реализации этой цели нами были поставлены задачи:
1. Установить доверительные отношения с каждым ребенком.
2. Снять эмоциональное напряжение.
3. Вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
4. Научить ребенка играть вместе с другими детьми.
Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы взаимодействия с детьми.
Почему игра? Да потому что, игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы используем всевозможные игры, такие как:
- игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистульки, трещетки)
- элементы телесной терапии («игры на коленках», обнять, погладить)
- подвижные игры
- совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками. («Ладушки - ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - ворона»)
- коммуникативные игры – танцы
- релаксационные игры (живой песок, крупа, вода)
- имитационные игры («Зайка Серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки» (где же ребятки?) игровые ситуации: «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как воробушки»)
- пальчиковые игры
- нетрадиционное рисование (рисование ладошкой, пальцами, штампиками, ватными палочками)
- Сюжетно – ролевые игры
- Театрализованные игры (кукольные театры )
Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой.
Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.
Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. В возрасте 2-3 лет дети очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу)
Правило 5. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составляют игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный.
И ещё хотелось бы добавить к правилам, что игры должны обязательно сопровождаться улыбкой и ласковой интонацией воспитателя.
А теперь вашему вниманию предлагаем посмотреть небольшой видеофильм «Игровая деятельность детей от 1,6 до 3 лет в группе «Радуга»
Просмотр видеофильма
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир.
Разработанная система игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и предлагаю поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики».
Игра с воспитателями
Для меня главный итог моей работы: это сделать так, чтобы детский сад, наша группа, стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным, добрым, активным, умеющим развлекать, играть, перевоплощаться, и прежде всего, любить детей.
В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
с. Александровское»
Методическое объединение:
«Профессиональная компетентность педагога, как фактор повышения качества дошкольного образования»
Тема выступления:
«Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Составила:
Барышева Л.Н.
Дата проведения:
1-2 марта 2018 года
Место проведения:
МАДОУ «Детский сад «Малышок»
с.Александровское
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...
Перспективный план работы педагога – психолога по сопровождению периода адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста в 2017-2018 учебном году
Информация для психологов ДОУ....
Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста» Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагого...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...