Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предложение нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. И поэтому основная цель педагогов - это помочь ребёнку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
И для реализации этой цели нами были поставлены задачи:
1. Установить доверительные отношения с каждым ребенком.
2. Снять эмоциональное напряжение.
3. Вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
4. Научить ребенка играть вместе с другими детьми.
Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы
взаимодействия с детьми.
Почему игра? Да потому что, игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
При адаптации детей раннего возраста я использую разные методы и приемы.
Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.
Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин
«смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы используем всевозможные игры, такие как:
·
игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистульки, трещетки)
·
элементы телесной терапии («игры на коленках», обнять, погладить)
·
подвижные игры
·
совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками. («Ладушки -
ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - ворона»)
·
коммуникативные игры – танцы
·
релаксационные игры (живой песок, крупа, вода)
·
имитационные игры («Зайка Серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки» (где же ребятки?) игровые ситуации: «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как воробушки»)
·
пальчиковые игры
·
нетрадиционное рисование (рисование ладошкой, пальцами, штампиками, ватными палочками)
·
Театрализованные игры (кукольные театры).
Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой.
Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.
Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. В возрасте 2-3 лет дети очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторение игр, которые являются необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу).
Правило 5. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составляют игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный.
И ещё хотелось бы добавить к правилам, что игры должны обязательно сопровождаться улыбкой и ласковой интонацией воспитателя.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир.
Разработанная система игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для меня главный итог моей работы: это сделать так, чтобы детский сад, наша группа, стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным, добрым, активным, умеющим развлекать, играть, перевоплощаться, и прежде всего, любить детей.
В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предложение нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. И поэтому основная цель педагогов - это помочь ребёнку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
И для реализации этой цели нами были поставлены задачи:
1. Установить доверительные отношения с каждым ребенком.
2. Снять эмоциональное напряжение.
3. Вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
4. Научить ребенка играть вместе с другими детьми.
Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы
взаимодействия с детьми.
Почему игра? Да потому что, игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
При адаптации детей раннего возраста я использую разные методы и приемы.
Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.
Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин
«смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы используем всевозможные игры, такие как:
∙
игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистульки, трещетки)
∙
элементы телесной терапии («игры на коленках», обнять, погладить)
∙
подвижные игры
∙
совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками. («Ладушки -
ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - ворона»)
∙
коммуникативные игры – танцы
∙
релаксационные игры (живой песок, крупа, вода)
∙
имитационные игры («Зайка Серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки» (где же ребятки?) игровые ситуации: «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как воробушки»)
∙
пальчиковые игры
∙
нетрадиционное рисование (рисование ладошкой, пальцами, штампиками, ватными палочками)
∙
Театрализованные игры (кукольные театры).
Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой.
Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.
Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. В возрасте 2-3 лет дети очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторение игр, которые являются необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу).
Правило 5. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составляют игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный.
И ещё хотелось бы добавить к правилам, что игры должны обязательно сопровождаться улыбкой и ласковой интонацией воспитателя.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир.
Разработанная система игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для меня главный итог моей работы: это сделать так, чтобы детский сад, наша группа, стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным, добрым, активным, умеющим развлекать, играть, перевоплощаться, и прежде всего, любить детей.
В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...
Перспективный план работы педагога – психолога по сопровождению периода адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста в 2017-2018 учебном году
Информация для психологов ДОУ....
Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...