Планирование работы детского кружка «Очумелые ручки».
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Планирование работы детского кружка «Очумелые ручки».
Пояснительная записка.
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, видеть необычное в обычном.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Содержание занятий кружка «Очумелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей. Наш девиз: «От простого - к сложному». Обучение проводится один раза в неделю, во 2 половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (10 человек). На занятиях кружка «Очумелые ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков.
Программа кружка «Очумелые ручки» предусматривает решение следующих задач:
1.Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
3.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции.
4.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
5.Формировать художественный вкус.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Все эти занятия имеют цель:
1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
2.Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
Работа кружка «Очумелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с тканью и нитками.
3. Работа с бросовым материалом.
4. Работа с пластилином.
Принципы построения программы:
*Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
*Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
*Принцип единства развития и воспитания;
*Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения; *Принцип общедоступности;
*Принцип преемственность;
*Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
*Принцип свободы выбора;
*Принцип успешности;
*Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
*Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
*Принцип системности.
Методы: наглядный; исследовательский; практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Материальное оснащение занятий кружка «Очумелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- Коряги, шишки, жёлуди, мох
- Семена растений
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Фольга
-Клей, краски
-Шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы и др. м..
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок и др. м.
Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2.Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
3.Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя нетрадиционные техники.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
• их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии , необходимо , чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с тканью и нитками.
Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
СЕНТЯБРЬ
1. Конструирование из природного материала «Чудеса природы».
Цель: продолжать знакомить детей с природным материалом (грецкий орех, листья, цветы, ракушки, солома и т. д.).
Задачи:
•создавать условия для возникновения предпосылок творчества в конструировании;
•показать разнообразные варианты построек;
•развивать предпосылки сотрудничества в конструировании.
2. Лепка «Ваза для фруктов».
Цель: продолжать знакомить детей с пластилином, углублять восприятие пластических свойств пластилина.
Задачи:
•формировать прием пластического способа в лепке;
•поддерживать интерес и увлечение детей украшать свои работы;
•поощрять самостоятельность детей.
3. Ручной труд «Икебана» (коллективная работа).
Цель: познакомить детей с понятием «икебана» (рассматривание несколько видов икебан).
Задачи:
•формировать у детей обобщенные представления о работе, применять новые формы в работе;
•развивать интерес к сбору, соединению различных видов растений;
•воспитывать бережное и уважительное отношение к работе.
4. Лепка «Осеннее вдохновение».
Цель: продолжать развивать интерес к работе с пластилином.
Задачи:
•познакомить с новым приемом лепки – ленточным способом.
•поощрять умение комбинировать приемы, самостоятельно находить новые способы лепки, умение отбирать нужное количество пластилина.
ОКТЯБРЬ
1. Оригами «Осенние фантазии».
Цель: продолжать знакомить детей с элементарными приемами техники оригами.
Задачи:
•приобщать к самостоятельному и осмысленному созданию новых форм способом сгибания, сминания бумаги;
•поощрять самостоятельность детей;
•учить сочетать способ сгибания с другими известными детям способами создания поделок из бумаги.
2. Аппликация «Осенние мотивы» (коллективная работа).
Цель: уточнить и систематизировать знания о признаках осени (желтеет трава, идут дожди, листья меняют окраску и. д.).
Задачи:
•помогать детям, самостоятельно находить новые сочетания эстетических качеств природного материала;
•поощрять проявление индивидуальности;
•создавать условия для создания красивых вещей.
3. Лепка «Волшебная страна» - 2 занятия.
Цель: продолжать развивать интерес к работе с пластилином.
Задачи:
•воспитывать устойчивый интерес к лепке;
•развивать восприятие красоты, формы, величины, пропорции, цвета;
•углублять интерес к украшению своих работ.
НОЯБРЬ
1. Аппликация «Мой город».
Цель: продолжать развивать интерес к вырезной аппликации.
Задачи:
•поощрять самостоятельность детей;
•воспитывать у детей интерес и уважение к труду своего товарища.
2. Лепка «Козлик».
Цель: учить детей лепить козлика пластическим способом, передавая характерные особенности: овальное туловище, вытянутая голова, шея.
Задачи:
•закреплять умение украшать предмет, создавать красивый узор;
•воспитывать устойчивый интерес к лепке.
3. Рисование «Наш дом».
Цель: познакомить детей с понятиями: «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец».
Задачи:
•учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни;
•закрепить названия основных частей здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия и т. д.);
•расширять представления о различных прямоугольниках – широких и узких, высоких и низких;
•учить создавать несложную композицию улицы;
•закрепить приемы рисования краской.
4. Конструирование «Наш детский сад».
Цель: закреплять знания об архитектуре, познакомить с понятием «декоративная архитектура».
Задачи:
•учить детей работать по заданной теме;
•развивать чувство симметрии, умение красиво оформлять постройку;
•воспитывать чувство коллективизма.
ДЕКАБРЬ
1. Рисование «Зима в лесу».
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие.
Задачи:
•учить самостоятельно, придумывать тему для рисования зимнего леса;
•изображать разные виды деревьев (старые, молодые, стройные, изогнутые и т. д.).
2. Аппликация «Сосульки».
Цель: учить детей вырезать сосульки из бумаги сложенной гармошкой.
Задачи:
•поощрять самостоятельность детей;
•поощрять проявление индивидуальности.
3. Лепка «Дикие животные»
Цель: продолжать учить детей работать с пластилином.
Задачи:
•обогащать знания детей о животных;
•лепить животных из целого куска, передавать движения (сидит, бежит, повернул голову и т. д.).
4. Аппликация «Новогодний праздник».
Цель: воспитывать интерес к коллективной работе.
Задачи:
•учить выполнять общую композицию в аппликации;
•развивать чувство цвета;
•продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги;
•поощрять детское творчество.
ЯНВАРЬ
1. Рисование «Капелька кляксы».
Цель: познакомить с таким способом изображения, как пятно-кляксография.
Задачи:
•развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, глазомер, координацию и силу движений.
2. Лепка «Курочка с цыплятами».
Цель: закреплять технику графического рисунка в лепке.
Задачи:
•сделать методом контррельефа курочку и цыплят;
•развивать координацию движений рук, мелкую моторику пальцев;
•развивать воображение.
3. Аппликация «Елочка - красавица».
Цель: учить детей делать елочку, пользуясь объемной аппликацией.
Задачи:
•развивать мелкую моторику пальцев, чувство формы, глазомер;
•воспитывать чувство уважения к своему труду, к труду своего товарища.
ФЕВРАЛЬ
1. Рисование «Наша армия».
Цель: воспитывать у детей уважение к Российской армии, вызвать стремление изображать в рисунках свое отношение к солдатской службе.
Задачи:
•учить рисовать военные машины, красиво располагать их на листе бумаги.
2. Аппликация «Самолет».
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами.
Задачи:
•закрепить навыки вырезания овальных форм из прямоугольника;
•продолжать учить аккуратно, работать с клеем и кистью.
3. Конструирование «Подарки к 23 февраля».
Цель: учить детей делать открытку с объемной аппликацией.
Задачи:
•воспитывать стремление доставить родным радость.
МАРТ
1. Рисование «Мамочка моя».
Цель: воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы.
Задачи:
•учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности.
2. Лепка «Скульптурный портрет».
Цель: познакомить детей с новым видом искусства – портретной скульптурой
Задачи:
•дать объяснение понятию «бюст»;
•совершенствовать навыки лепки.
3. Аппликация «Цветы».
Цель: продолжать воспитывать у детей эмоциональное отношение к проделываемой работе.
Задачи:
•учить делать цветы с помощью объемной аппликации.
4. Конструирование «Подарок для мамы».
Цель: развивать память, учить группировать предметы, закреплять навыки и умения в работе с бумажными полосками.
АПРЕЛЬ
1. Рисование «Береза».
Цель: продолжать развивать у детей интерес к рисованию.
Задачи:
•закреплять умение передавать цвета и их оттенки;
•развивать творческое воображение;
•закреплять технические навыки и умения.
2. Лепка «Дерево».
Цель: продолжать развивать интерес к лепке.
Задачи:
•развивать творческое воображение, мышление;
•закреплять технические навыки и умения;
•учить детей лепить дерево способом модульной лепки.
3. Аппликация «На космодроме».
Цель: продолжать учить детей работать с бумагой, ножницами и клеем.
Задачи:
•учить детей делать космические корабли способом симметричного вырезания силуэта;
•закреплять технические навыки и умения.
4. Конструирование – оригами «Кораблик».
Цель: продолжать знакомить детей с оригами.
Задачи:
•развивать способность точно работать пальцами рук;
•учить создавать объемные фигурки.
МАЙ
1. Рисование «Скатерть для стола».
Цель: раскрыть понятие «уютный дом».
Задачи:
•развивать у детей эстетическое восприятие;
•учить видеть красоту в рисунках.
2. Лепка «Мы лепим вазу для цветов».
Цель: обратить внимание детей на то, для какой цели предназначены вазы, на выразительность и разнообразие их форм.
Задачи:
•учить детей делать вазу и украшать ее, используя основу (банку);
•развивать моторику пальцев, эстетическое восприятие, вкус;
•воспитывать усидчивость.
3. Аппликация «Коллаж из ткани».
Цель: закрепить технику выполнения коллажа.
Задачи:
•учить детей делать лоскутную картину;
•развивать воображение, координацию движений рук, мелкую моторику, цветовосприятие.
4. Конструирование «Волшебный бал».
Цель: расширять представления о культуре.
Задачи:
•научить детей комбинировать различные материалы, проявлять фантазию, творчество в работе, находить пути достижения цели, пользуясь многообразием методов и средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_18_-_19_uch.god_.docx | 60.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы детского кружка
«Очумелые ручки»
СЕНТЯБРЬ
1. Конструирование из природного материала «Чудеса природы».
Цель: продолжать знакомить детей с природным материалом (грецкий орех, листья, цветы, ракушки, солома и т. д.).
Задачи:
•создавать условия для возникновения предпосылок творчества в конструировании;
•показать разнообразные варианты построек;
•развивать предпосылки сотрудничества в конструировании.
2. Лепка «Ваза для фруктов».
Цель: продолжать знакомить детей с пластилином, углублять восприятие пластических свойств пластилина.
Задачи:
•формировать прием пластического способа в лепке;
•поддерживать интерес и увлечение детей украшать свои работы;
•поощрять самостоятельность детей.
3. Ручной труд «Икебана» (коллективная работа).
Цель: познакомить детей с понятием «икебана» (рассматривание несколько видов икебан).
Задачи:
•формировать у детей обобщенные представления о работе, применять новые формы в работе;
•развивать интерес к сбору, соединению различных видов растений;
•воспитывать бережное и уважительное отношение к работе.
4. Лепка «Осеннее вдохновение».
Цель: продолжать развивать интерес к работе с пластилином.
Задачи:
•познакомить с новым приемом лепки – ленточным способом.
•поощрять умение комбинировать приемы, самостоятельно находить новые способы лепки, умение отбирать нужное количество пластилина.
ОКТЯБРЬ
1. Оригами «Осенние фантазии».
Цель: продолжать знакомить детей с элементарными приемами техники оригами.
Задачи:
•приобщать к самостоятельному и осмысленному созданию новых форм способом сгибания, сминания бумаги;
•поощрять самостоятельность детей;
•учить сочетать способ сгибания с другими известными детям способами создания поделок из бумаги.
2. Аппликация «Осенние мотивы» (коллективная работа).
Цель: уточнить и систематизировать знания о признаках осени (желтеет трава, идут дожди, листья меняют окраску и. д.).
Задачи:
•помогать детям, самостоятельно находить новые сочетания эстетических качеств природного материала;
•поощрять проявление индивидуальности;
•создавать условия для создания красивых вещей.
3. Лепка «Волшебная страна» - 2 занятия.
Цель: продолжать развивать интерес к работе с пластилином.
Задачи:
•воспитывать устойчивый интерес к лепке;
•развивать восприятие красоты, формы, величины, пропорции, цвета;
•углублять интерес к украшению своих работ.
НОЯБРЬ
1. Аппликация «Мой город».
Цель: продолжать развивать интерес к вырезной аппликации.
Задачи:
•поощрять самостоятельность детей;
•воспитывать у детей интерес и уважение к труду своего товарища.
2. Лепка «Козлик».
Цель: учить детей лепить козлика пластическим способом, передавая характерные особенности: овальное туловище, вытянутая голова, шея.
Задачи:
•закреплять умение украшать предмет, создавать красивый узор;
•воспитывать устойчивый интерес к лепке.
3. Рисование «Наш дом».
Цель: познакомить детей с понятиями: «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец».
Задачи:
•учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни;
•закрепить названия основных частей здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия и т. д.);
•расширять представления о различных прямоугольниках – широких и узких, высоких и низких;
•учить создавать несложную композицию улицы;
•закрепить приемы рисования краской.
4. Конструирование «Наш детский сад».
Цель: закреплять знания об архитектуре, познакомить с понятием «декоративная архитектура».
Задачи:
•учить детей работать по заданной теме;
•развивать чувство симметрии, умение красиво оформлять постройку;
•воспитывать чувство коллективизма.
ДЕКАБРЬ
1. Рисование «Зима в лесу».
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие.
Задачи:
•учить самостоятельно, придумывать тему для рисования зимнего леса;
•изображать разные виды деревьев (старые, молодые, стройные, изогнутые и т. д.).
2. Аппликация «Сосульки».
Цель: учить детей вырезать сосульки из бумаги сложенной гармошкой.
Задачи:
•поощрять самостоятельность детей;
•поощрять проявление индивидуальности.
3. Лепка «Дикие животные»
Цель: продолжать учить детей работать с пластилином.
Задачи:
•обогащать знания детей о животных;
•лепить животных из целого куска, передавать движения (сидит, бежит, повернул голову и т. д.).
4. Аппликация «Новогодний праздник».
Цель: воспитывать интерес к коллективной работе.
Задачи:
•учить выполнять общую композицию в аппликации;
•развивать чувство цвета;
•продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги;
•поощрять детское творчество.
ЯНВАРЬ
1. Рисование «Капелька кляксы».
Цель: познакомить с таким способом изображения, как пятно-кляксография.
Задачи:
•развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, глазомер, координацию и силу движений.
2. Лепка «Курочка с цыплятами».
Цель: закреплять технику графического рисунка в лепке.
Задачи:
•сделать методом контррельефа курочку и цыплят;
•развивать координацию движений рук, мелкую моторику пальцев;
•развивать воображение.
3. Аппликация «Елочка - красавица».
Цель: учить детей делать елочку, пользуясь объемной аппликацией.
Задачи:
•развивать мелкую моторику пальцев, чувство формы, глазомер;
•воспитывать чувство уважения к своему труду, к труду своего товарища.
ФЕВРАЛЬ
1. Рисование «Наша армия».
Цель: воспитывать у детей уважение к Российской армии, вызвать стремление изображать в рисунках свое отношение к солдатской службе.
Задачи:
•учить рисовать военные машины, красиво располагать их на листе бумаги.
2. Аппликация «Самолет».
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами.
Задачи:
•закрепить навыки вырезания овальных форм из прямоугольника;
•продолжать учить аккуратно, работать с клеем и кистью.
3. Конструирование «Подарки к 23 февраля».
Цель: учить детей делать открытку с объемной аппликацией.
Задачи:
•воспитывать стремление доставить родным радость.
МАРТ
1. Рисование «Мамочка моя».
Цель: воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы.
Задачи:
•учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности.
2. Лепка «Скульптурный портрет».
Цель: познакомить детей с новым видом искусства – портретной скульптурой
Задачи:
•дать объяснение понятию «бюст»;
•совершенствовать навыки лепки.
3. Аппликация «Цветы».
Цель: продолжать воспитывать у детей эмоциональное отношение к проделываемой работе.
Задачи:
•учить делать цветы с помощью объемной аппликации.
4. Конструирование «Подарок для мамы».
Цель: развивать память, учить группировать предметы, закреплять навыки и умения в работе с бумажными полосками.
АПРЕЛЬ
1. Рисование «Береза».
Цель: продолжать развивать у детей интерес к рисованию.
Задачи:
•закреплять умение передавать цвета и их оттенки;
•развивать творческое воображение;
•закреплять технические навыки и умения.
2. Лепка «Дерево».
Цель: продолжать развивать интерес к лепке.
Задачи:
•развивать творческое воображение, мышление;
•закреплять технические навыки и умения;
•учить детей лепить дерево способом модульной лепки.
3. Аппликация «На космодроме».
Цель: продолжать учить детей работать с бумагой, ножницами и клеем.
Задачи:
•учить детей делать космические корабли способом симметричного вырезания силуэта;
•закреплять технические навыки и умения.
4. Конструирование – оригами «Кораблик».
Цель: продолжать знакомить детей с оригами.
Задачи:
•развивать способность точно работать пальцами рук;
•учить создавать объемные фигурки.
МАЙ
1. Рисование «Скатерть для стола».
Цель: раскрыть понятие «уютный дом».
Задачи:
•развивать у детей эстетическое восприятие;
•учить видеть красоту в рисунках.
2. Лепка «Мы лепим вазу для цветов».
Цель: обратить внимание детей на то, для какой цели предназначены вазы, на выразительность и разнообразие их форм.
Задачи:
•учить детей делать вазу и украшать ее, используя основу (банку);
•развивать моторику пальцев, эстетическое восприятие, вкус;
•воспитывать усидчивость.
3. Аппликация «Коллаж из ткани».
Цель: закрепить технику выполнения коллажа.
Задачи:
•учить детей делать лоскутную картину;
•развивать воображение, координацию движений рук, мелкую моторику, цветовосприятие.
4. Конструирование «Волшебный бал».
Цель: расширять представления о культуре.
Задачи:
•научить детей комбинировать различные материалы, проявлять фантазию, творчество в работе, находить пути достижения цели, пользуясь многообразием методов и средств.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» Чувашской Республики
Перспективный план работы кружка
«Очумелые ручки»
на 2018 – 2019 учебный год
в подготовительной группе «Фантазеры»
Воспитатель: Мартынович Р.В.
г.Козловка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Рассмотрено Утверждено
на заседании Совета педагогов Приказом МБДОУ «Детский сад «Радуга»
протокол от 31.08.2018 г. № 4 от 31 августа 2018 г. № 70 г.
Рабочая Программа кружка
«Очумелые ручки»
для детей подготовительной группы «Фантазеры»
на период с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.
Составила: воспитатель Мартынович Р.В.,
I квалификационная категория.
г. Козловка - 2018г.
Список детей.
1. Александрова Полина.
2. Кудряшова Аксиния.
3. Константинова Валерия.
4. Варсанофьев Дима.
5. Мамонтова Есения.
6. Нагимова Анастасия.
7. Пегеев Денис.
8. Петряев Артем.
9. Лазарев Ваня.
10. Макаров Вадим.
Количество часов в неделю - 1 час.
Вторник: 16.30-17.00
Пояснительная записка.
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, видеть необычное в обычном.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Содержание занятий кружка «Очумелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей. Наш девиз: «От простого - к сложному». Обучение проводится один раза в неделю, во 2 половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (10 человек). На занятиях кружка «Очумелые ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков.
Программа кружка «Очумелые ручки» предусматривает решение следующих задач:
1.Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
3.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции.
4.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
5.Формировать художественный вкус.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Все эти занятия имеют цель:
1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
2.Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
Работа кружка «Очумелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами .
Выделяются четыре раздела:
- Работа с бумагой и картоном.
- Работа с тканью и нитками.
- Работа с бросовым материалом.
- Работа с пластилином.
Принципы построения программы:
*Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
*Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
*Принцип единства развития и воспитания;
*Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения; *Принцип общедоступности;
*Принцип преемственность;
*Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
*Принцип свободы выбора;
*Принцип успешности;
*Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
*Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
*Принцип системности.
Методы: наглядный; исследовательский; практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Материальное оснащение занятий кружка «Очумелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- Коряги, шишки, жёлуди, мох
- Семена растений
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Фольга
-Клей, краски
-Шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы и др. м..
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок и др. м.
Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2.Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
3.Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя нетрадиционные техники.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
- для игр детей;
- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
- их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
- должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии , необходимо , чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с тканью и нитками.
Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Очумелые ручки» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Очумелые ручки», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Очумелые ручки» с родителями показывают, что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческой тематических выставках, организуемых в одной из возрастных групп детского сада . На стеллажах и специальных подставках располагают целые композиции изделий из тканей, пряжи, меха, дерева, корни засушенных растений.
Задачи работы руководителя кружка «Очумелые ручки» по взаимодействию с родителями :
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Мероприятия , проводимые руководителем кружка «Очумелые ручки», для родителей в течение года :
Семинары – практикумы для родителей : «Волшебная бумага», «Творите своими руками».
Консультаций для родителей: «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Как воспитать творческую личность».
Конкурсы и проекты :
1. Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционное техника выполнения творческих работ с использованием разнообразных материалов).
2. Конкурс семейных работ «Цветы» (принимают участие и дети , и взрослые).
3. Защита творческого проекта «Счастливый выходной день». Родители совместно с ребёнком на защите проекта делятся своим опытом проведения выходных дней всей семьёй. Предлагается поделиться своим опытом в творческой форме. (Для защиты проекта применяются стихи, фотографии, всевозможные поделки сделанные своими руками на выходном дне . Родители и дети рассказывают интересные события, которые произошли в этот день семье.
Педагогическое обследование детей
№ | Задания, вопросы | Используемый материал при выполнении задания | Знания, умения, навыки | |
сформированы | на стадии формирования | |||
1 | Узнай и назови вид материала и его свойства | Небольшие детали или фрагменты дерева, бумаги, кожи, металла, пластика, поролона, бересты, бросового и природного материалов. | Знает и называет не менее 8-10 видов материала и 5 свойств. Знает и называет не менее 7 видов материала и свойств | Знает и называет не менее 7 видов материала и свойств |
2 | Овладение приемами работы с материалами | Ножницы, клей, бумага, тесто, бросовый материал | Владеет приемами: режет, склеивает, скрепляет, складывает, раскатывает, скручивает и т.д. | Владеет несколькими приемами |
3 | Развитие конструктивных способностей и художественного вкуса | Природный, бросовый и вспомогательный материал | Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее | Делает работу с помощью взрослого или ребенка |
4 | Мелкая моторика рук | Мелкие вспомогательные детали, мозаика | Прочно скрепляет детали самостоятельно | Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого |
Диагностика
Формы контроля
Итогом реализации программы являются: выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); участие на конкурсах различного уровня. При помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях, в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ выявляются результаты.
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда.
Ф.И. ребенка | Свойства материалов | Овладение приемов работы с материалами | Развитие конструктивных способностей | Мелкая моторика | ||||
Природный | Бросовый | Соленое тесто | Крупы | Оригами |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформирован – 2
На стадии формирования - 1
Не сформирован – 0
Методическое обеспечение программы
1. Основная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания |
1 |
| Золотая коллекция идей для детского досуга | М,: Эксмо, 2007. |
2 | Каминская Е.А. | Мозаика из крупы и семян | М.:РИПОЛ классик, 2011. |
3 | Лыкова И.А. | Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. | М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. |
4 | Мусиенко С.И. | Оригами в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. | М.: Обруч, 2010. |
5 | Под ред. Майоровой Ю.А. | Поделки. Мастерим вместе с детьми. | Н. Новгород, 2010, |
2. Дополнительная литература
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания |
1 | Афонькин С.А | Оригами для начинающих | Вильнюс, 2012, |
2 | Гусева И.В. | Игрушки из соленого теста | СПб., 2011 |
4 | Трифонова Н.М. | Кукольный театр своими руками | М.: Рольф, 2001, 192с. |
Средства обеспечения для освоения программы
1. Аудио - и видео пособия
Вид аудио- и видео пособия | Наименование пособия | ||
видеофильм, кинофильмы | слайды | аудио- пособие |
|
|
| + | Музыка занятий |
|
| + | Музыка для слушания Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета Шуберт «Серенада» Глинка «Жаворонрок» Чайковский П.И. «Колыбельная. Сладкая греза» Сен-Санс «Лебедь» (Карнавал животных) Моцарт «Колыбельная» Колыбельные. Классика для новорожденных |
|
| + | Детские песни |
|
| + | Музыка из балета П.И.Чайковского Танцы Шопен, Шуберт Мы танцуем (музыкальная коллекция) Классическая фантазия. Моцарт, Бах, Вивальди. Времена года Вивальди |
|
| + | Музыка к спектаклям (серия «Театр всевозможного») |
|
| + | «Малыш у моря». Волшебные голоса природы |
| + |
| Диафильмы (каталог диафильмов прилагается) |
+ |
|
| Видеокассеты |
2. Наглядный материал
* Картины, предметные картинки, модели, сигнальные карточки.
* Образцы изделий народного творчества: матрешки, свистульки и т.д..
* Образцы изделий, выполненных в техниках : оригами, тестопластика и т.д..
* Образцы народных игрушек-самоделок: погремушки, куклы, колокольчики и т.д..
* Подборка иллюстраций на темы занятий: «Самовар», «Хризантема», «Колокольчики» и т.д..
* Картотека пословиц поговорок, загадок о труде, об инструментах.
* Технологические карты по технике оригами.
3. Материально-техническое обеспечение (основное учебное оборудование)
* Музыкальный центр
* Видеомагнитофон
* Диапроектор
* Ноутбук, компьютер
* Принтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План экологического кружка "Очумелые ручки"
Пояснительная записка,цель программы, разделы программы содержания работы...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
Рабочая программа кружка расчитана для детей в возрасте от 4 до 7 лет на 3 учебных года. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений ...
Перспективный план работы кружка "Очумелые ручки" в средней группе.
В плане представлен материал для работы с детьми по аппликации с использованием нетрадиционных материалов ....
Календарно - тематическое планирование кружка "Очумелые ручки"
Занятие проводятся раз в неделю, с подгруппой детей 12 человек, по 20-25 минут....
Перспективное планирование работы Творческой мастерской - Очумелые ручки.
Перспективное планирование работы Творческой мастерской - Очумелые ручки....
Перспективно - тематическое планирование работы творческой студии "Очумелые ручки".
Представлен материал перспективно - тематического планирования работы творческой студии "Очумелые ручки" для детей старшего дошкольного возраста в рамка технологии "Клубный час&qu...
Перспективное планирование работы Творческой мастерской «Очумелые ручки»
Перспективное планирование работы Творческой мастерской«Очумелые ручки»...