Строительные игры
статья по конструированию, ручному труду
Строительные игры детей — увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В строительной игре дети включаются в разнообразные взаимоотношения: договариваются об общем замысле, распределяют между собой роли, помогают друг другу, советуются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
строительные игры | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Строительные игры
В. А. Сухомлинский
Строительные игры — интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят.
Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна: иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные еще творческие замыслы.
Строительные игры детей — увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В строительной игре дети включаются в разнообразные взаимоотношения: договариваются об общем замысле, распределяют между собой роли, помогают друг другу, советуются.
Детское строительство само по себе носит игровой характер, поэтому мы употребляем понятие строительная игра. С ролевой игрой ее сближает активная деятельность воображения, игровой замысел, его свободное развитие, эмоции радости, сопровождающие игру.
Характерным для ролевой игры является то, что в ней практически осваиваются отношения между людьми: мамой и дочкой, доктором и больным. В строительной игре основным является практическое ознакомление со строительной деятельностью человека, подражание ей.
Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими. Но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а в строительных оно включено в процесс созидания, где дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познание величины, формы, цвета не является основным содержанием строительной игры. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.
Значителен в этой игре и элемент движения. Сооружение постройки позволяет удовлетворить растущую потребность ребенка в движениях. Начиная строить, дети переносят строительный материал к месту стройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на полу или на столе; при этом активно действуют их руки; дети переходят с места на место, наклоняются. В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая мускулатура рук. В игре с постройкой дети часто осваивают многие полезные движения. Например, в игре с построенной лодкой изображают гребца и производят движения руками; построив автомашину, заправляют ее бензином, управляют рулем и т. д.
Производимые движения требуют активной деятельности различных мышц. Эта сторона строительных игр сближает их с подвижными играми и содействует развитию физических сил ребенка. Но если в подвижных играх движение является основным содержанием, то в строительной игре движения — естественный процесс созидания.
Чаще всего в игровом процессе наблюдается взаимосвязь строительной и ролевой игр. От строительной игры ребенок переходит к сюжетной ролевой игре, а от нее снова нередко возвращается к строительной. В этих взаимосвязях отчетливо выступает детский опыт игры, круг представлений, характер индивидуальных склонностей и интересов дошкольников. Наблюдая эти проявления детей в играх, воспитатель может глубоко изучать индивидуальные склонности и интересы ребенка, что так важно в педагогическом руководстве игрой.
Развитие умения строить, предвидя необходимые условия и результаты игры, — одна из важных педагогических задач. Ее решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение, практически, своими руками, добиваться результата.
В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
Задачи проведения строительной игры
Задачи строительных игр в разных группах ДОУ следующие:
- Младший дошкольный возраст (1,5–4 года):
- формировать умение сравнивать, различать, запоминать форму и цвет предметов;
- развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
- развивать пространственное мышление (выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево), умение различать величину, воспринимать пропорции, воплощать в постройке мыслительный образ предмета;
- учить планировать свои действия;
- формировать художественный вкус, развивать творческое воображение и умение видеть красоту архитектурного решения.
- Старший дошкольный возраст (5–7 лет):
- развивать навыки коллективного взаимодействия, взаимопомощи;
- развивать самоорганизацию и целеустремлённость;
- развивать навыки конструирования по схемам или рисункам.
Педагогические приёмы
Приёмы организации и педагогического руководства игрой:
Создание соответствующей возрасту насыщенной и привлекательной игровой среды в группе:
- Наборы строительных конструкторов:
- деревянные и пластиковые настольные и напольные конструкторы (бруски, кирпичики, кубы, цилиндры, арки, палочки, пирамидки), плоские геометрические фигуры;
- специальные тематические наборы «Городок» и «Архитектор»;
- металлические наборы для старшей и подготовительной групп с колёсами, пластинами, гаечными ключами для моделирования машинок, тележек.
- большие мягкие строительные модули;
- конструкторы Лего (мелкий, средний, крупный).
- Мелкие игрушки для обыгрывания сюжета (фигурки животных, куклы, машинки, поезда).
- Создание проблемной ситуации, например:
- Обыгрывание построек (строительство фермы для домашних животных, крепости для рыцарей, космического корабля, дворца для королевского семейства, морского порта с кораблями и т. д.).
- Беседа со старшими дошкольниками и обсуждение проекта, который им хотелось бы реализовать.
- Рассматривание интересных картинок, фотографий с изображениями домов, дорог, мостов, городов мира, а также схематических изображений построек. В старшей и подготовительной группе иллюстрации могут выполнять роль образцов для построек.
- Чтение стихотворений и произведений художественной литературы: Ю. Любимов «Кошка на заборе», «Три поросёнка», «Кошкин дом», С. Я. Маршак «Детки в клетке», А. М. Волков «Волшебник изумрудного города» и т. д. Чтение помогает подключить фантазию и воображение, которые стимулируют рождение мысленного образа и замысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя - дефектолога. «Строительные игры в детском саду».
Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте.Становление конструктивной деятельности начинается с воспитани...
Строительная игра: «Мы строим Россию».
Строительная игра предназначена для детей подготовительной группы....
Строительная игра: «Мы строим город и деревню».
Строительная игра: «Мы строим город и деревню» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она содействует совершенствованию уме...
"Строительные игры, как процесс познания"
В материале отражены выводы и наблюдения за детьми на протяжении 27 лет. Очень заблуждаются те родители, которые думают, что строительные игры не столь важны в развитии детей. Прочитав предлагае...
Строительная игра "Путешествие на самолете"
Строительная игра...
Режимные моменты в процессе дня в старшей группе (Подвижные игры, строительные игры, чтение художественной литературы)
Режимные моменты в старшей группе (подвижные игры, строительные игры, чтение художественной литературы)...
Консультация «Связь строительной и сюжетной игр как путь развития интереса к строительной игре»
Консультация «Связь строительной и сюжетной игр как путь развития интереса к строительной игре»...