Статья. «Игры на воссоздание и моделирование с детьми 3х-4х лет». (из опыта работы)
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

«Игры на воссоздание и моделирование с детьми 3х-4х лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_m.yu_.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

             Статья.

«Игры на воссоздание и моделирование с детьми 3х-4х лет».

(из опыта работы)

Известно что занимательные игры: "Кубики для всех", игры –головоломки, счётные палочки -вызывают у ребят большой интерес.  Дети  могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу.

Опыт игровой деятельности, самостоятельный поиск решения, творческое воображение помогают ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счёт создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур. Игры-  головоломки известны с незапамятных времён. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, одни фигуры преобразуются в другие. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

              Развивающее, воспитывающее влияние игр-головоломок многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. Способ действия в играх прост, однако требует сосредоточенности, самостоятельности, и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составлять абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.

Основа данной работы - опыт прошлых лет с детьми старшего дошкольного возраста, по проблеме «Моделирование силуэтов из логических кубиков для всех» (по замыслу детей и по алгоритму).

 Игры – головоломки «Кубики для всех» использовались как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованной, проводились игровые тренинги.

В процессе деятельности дети осваивали способы соединения, перестроения, воссоздания, составления,  трансформации и  трансфигурации.  Решались познавательные задачи в процессе практических действий: положил, приложил, перевернул, приставил, заменил, повернул, переставил и т д. Дети не имея опыта моделирования из головоломки "Кубиков для всех" в самом начале освоения игры дали каждому элементу названия, те же что указаны методическом пособии. Мы заметили, что детский стихийный опыт проявляется более успешно в действиях с разноцветными элементами игр.

    Детям предлагалась тема. Мы составляли дома, крепости, животных. Детям предлагался графически заданный алгоритм, а по мере накопления опыта моделирования по графическому  алгоритму, предлагался вербальный, то есть словесный алгоритм.

Сейчас мы работаем с детьми младшего возраста. К четвёртому году жизни дети накапливают опыт осуществления разнообразных практических действий: совмещения и разъединения разных объектов по форме, размеру, расположению на плоскости и др. Младшие дошкольники активно стремятся к познанию, их интересуют простые логические и математические игры, познавательно – игровые материалы, пособия. Но в силу возрастных возможностей - сосредоточиться, выделить и определить для себя способ выполнения, согласовывать его или прислушиваться к мнению сверстника затруднительно. Им свойственно увлечение процессом. Освоение детьми экспериментально–исследовательских способов познания математического содержания (т. е. воссоздание, моделирование) Одним из основных условий успешной реализации нашей работы является системность. Ознакомление детей со способами моделирования и воссоздания ведётся поэтапно, с постепенным усложнением игрового материала, и предложенной детям ситуацией.

Игровой материал предлагаемый детям ("сложи квадрат", игры – головоломки на плоскостное моделирование –" круги и овалы", "квадраты" ,"треугольники" , "счётные палочки" ,"кубики для всех" серия "уголки"- на объёмное моделирование. Мы с коллегой разработали и апробировали следующую методику. Как правило дети с удовольствием  берут игры и сразу начинают что либо складывать из них, перебирают детали осуществляют разнообразные нецелевые действия. Мы считаем, что знакомить детей с играми надо постепенно. На первом этапе мы предложили детям палочки. Перед каждым ребёнком лежат палочки в количестве 6 штук и предложили поиграть с ними, рассмотреть их, обследовать, что-нибудь из них составить. Выполняя простейшие манипуляции с палочками дети выкладывали  простые изображения.    

Следующая головоломка, которая была предложена детям «Сложи квадрат» представлена на пластинах. Сюжет-завязка -«Окошки разбились, давайте поможем  их починить». Детям понравилось вкладывать фигуры в рамки. Знакомство  с новой игрой проходило по тому же принципу что и с палочками, при этом проговаривались цвет, форма, размер деталей (большой синий треугольник, маленький красный квадрат). Малыши составляли квадраты из двух и трех частей. Следующие игры предложенные детям игра – головоломка "круги и овалы" на плоскостное моделирование и "уголки" на объёмное моделирование.

           

Итогом наиболее простых упражнений является правильно составленная из элементов фигура. Эти  упражнения выполняются практически: из предложенных элементов, ориентируясь на контур, дети составляют целую фигуру. Предварительно мы вырезали цветные фигуры. Ориентируясь на цвет  или форму, ребенок выбирает элементы и складывает из них фигуры. Свободно  манипулируя деталями (переворачивая, меняя местами, передвигая, соотнося их по размеру и др. ), активно ищет способ соединения частей с целью получения фигуры.

Мы предложили детям накладывать детали на уже готовый контур. Предложенные задания интересны тем, что их нельзя выполнить каким-либо ранее усвоенным способом. При выполнении каждого из них детям необходимо соотносить части по форме, размеру, цвету, конфигурации. Усложнение содержания требует от детей более серьезного анализа, поиска решения, повышения уровня самостоятельности и инициативности.

Методические приёмы, способствующие успешному осуществлению этой деятельности: одобрение и подтверждение правильного расположения некоторых элементов, поощрение активного поиска способа расположения элементов

В дальнейшей перспективе мы планируем продолжить воссоздавать по схеме и перейти к воссозданию по образцу, по собственному замыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)

В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам  с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный матери...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

В своей педагогической деятельности в системе  воспитательно- образовательной работы я применяю как традиционные так и новые современные образовательные   технологии. Использование совр...