Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportala.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые методы и приёмы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР, из опыта работы воспитателя ГБДОУ детский сад №70
Кировского района Санкт-Петербурга Новиковой Людмилы Валериевны.
Воспитатели нашей группы работают вместе уже много лет. Сообща мы ищем и внедряем в свою работу интересные методы и приёмы, которые помогают нашим деткам лучше освоить
новый материал.
Произвольное внимание у детей с диагнозом ОНР недостаточно развито. Поэтому, мы через непроизвольное внимание прокладываем путь к развитию произвольного внимания.
В этом нам помогает наглядный приём - «проблемная ситуация».
Придуманные и изготовленные воспитателем, совместно с детьми, плоскостные фигурки девочек, которых зовут «Ошибка» и мальчика «Навредилки» появляются в различных зонах группы. Это означает: Здесь что-то не так!
Ребёнок, непроизвольно заинтересовавшись ситуацией, включив произвольное внимание, отыскивает ошибки, неточности и устраняет их. Объяснив всё детям и воспитателю, ребёнок убирает фигурку на место, в коробочку, где она хранится. Например: перепутана последовательность цифр в «гусенице» или на доске; переставлены месяцы в календаре природы; неправильно составлен герб
города Санкт- Петербурга; в уголке «Наши эмоции» у всех деток выставлены грустные пиктограммы и т.п.
Для детей речевых групп важно развивать мелкую моторику рук.
В этом нам помогают «обводки» и приём – «давайте вместе».
Воспитатель начинает обводить трафарет сам, стараясь заинтересовать детей. Дети подключаются и тоже выбирают себе «обводку». Важно, чтобы работа имела смысл – обведем, раскрасим, придумаем сказку, рассказ. В этом речевом творчестве принимают участие все выполнившие работу.
Сказки и рассказы записываем, пополняем копилку речевого материала.
Этот же приём используем для приобщения детей к изобразительной деятельности.
Сказки для наших деток имеют огромное значение. Они многому учат, помогают многое понять о взаимоотношениях, учат сочувствовать и сопереживать. Сказки помогают решать задачи по эмоциональному развитию дошколят.
Наряду с приёмами «чтения», «прослушивания», «обыгрывания» сказок мы используем приём – «моделирования сказок» в соединении с развитием графомоторной функции.
Уже познакомившись со сказкой, например, «Колобок», ребёнок обводит трафареты, по лексической теме, в предложенной воспитателем карточке, с уже нарисованной ситуацией из знакомой ребёнку сказки. Ребёнок сам выбирает трафареты по лексической теме, ориентируясь на заданный ему звук, обводит их в свободных местах карточки, с уже прорисованными воспитателем элементами ситуации, по внешнему или внутреннему контуру на выбор.
Рассказывая видоизменённую знакомую сказку, опираясь на созданную новую картинку-схему, ребёнок развивает своё речевое творчество, закрепляет лексическую тему, автоматизирует звуки в словах и в речи; развивается фантазия ребёнка.
У детей с диагнозом ОНР бывают проблемы с памятью. Им сложно запоминать стихи, тексты песен. Детям неинтересно по несколько просто так периодически повторять слова стихов и песен. Очень продуктивным оказывается приём - «погружение ребёнка в звуковую среду». Дети играют, занимаются своими делами. Воспитатель включает магнитофон, и дети слышат стихи, которые выразительно читает воспитатель или песню, которую они поют на музыкальном занятии
(стихи и песни, записываются на специальном устройстве, не искажающем звук).
Запоминание материала происходит значительно быстрее.
В своей работе широко используем мнемотехнические таблицы и коллажи. Применяем их при составлении рассказов по всем лексическим темам, при обучении детей составлению вопросов.
Применяем при разучивании и сочинении стихов, загадок, скороговорок.
Приобщаем детей к изготовлению этих схем и коллажей.
Имеются стихи, сочинённые нами о нашем городе, выучив которые, дети узнают много нового о конкретном памятнике или достопримечательности Санкт-Петербурга.
Имеются стихи и загадки, сочинённые и «зашифрованные» детьми вместе с родителями при использовании этих схем.
Используем в работе и мнемотехнические таблицы, разработанные другими педагогами.
Очень широко применяем в работе «Игровой» метод.
Используем приём – «обучение игрушки» или «обучение игрушкой». Дети лучше усваивают материал, крепче запоминают, если им даёт советы кукла, а не воспитатель. Иногда куклы учат детей, а иногда дети учат кукол, доказывая тем, что они в чём-то ошибаются, причём, делают это очень увлечённо.
Используем в работе разнообразные обучающие игры и игрушки, созданные руками педагога и родителей вместе с детьми. В группе есть куклы: «Гусарик», «Поварёнок», «Знайка», «Незнайка», «»Светофорик», «Страшила», «Медуница», «Карандаш» и другие.
Обучающие пособия «Светофоры» создавались вместе с детьми. Теперь они помогают в работе по ознакомлению с правилами перехода через проезжую часть.
Важное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование занимательных игр и заданий. Они стимулируют развитие у детей самостоятельности, активности, развивают умение сосредоточиться, способствуют развитию произвольного внимания. Такие игры и задания способствуют развитию аналитического и логического мышления у детей.
В нашей группе имеется очень много ребусов, кроссвордов по лексическим темам и по ознакомлению с Санкт – Петербургом. Многие из них мы составили сами.
После ознакомления с достопримечательностями нашего города предлагаем читающим детям подготовительной группы закрепить свои знания при решении филвордов. В работе применяем филворды, разработанные и изготовленные нами.
Предлагаем детям вычеркнуть заданные слова и ответить на вопрос, какому памятнику или какой достопримечательности нашего города посвящён данный филворд.
Филворды, ребусы и кроссворды используются многократно, т.к. при этом используется игровизор. Материал служит намного дольше.
В своей работе мы стараемся использовать разнообразные методы и приёмы, которые способствуют всестороннему развитию детей, прочному усвоению детьми знаний, развитию у детей связной речи, произвольного внимания, памяти, с помощью которых мы можем вызывать и поддерживать интерес детей к новым, ещё не освоенным знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование метода проектов в формировании у младших дошкольников представлений о здоровом образе жизни " ( из опыта работы)
В статье рассказывается как используя метод проектов сформировать у детей младшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни....
Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР
Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...