Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)
статья по коррекционной педагогике
Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у детей с нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Виноградова В.Е., учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад №29 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)
Дети с интеллектуальной недостаточностью – это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющий диффузный, т.е. «разлитой», характер. Все это обуславливает возникновение у детей различных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической и познавательной деятельности. Несмотря на отклонения, дети с интеллектуальной недостаточностью, способны к обучению и развитию. Всегда весь материал для развития и коррекции предъявляется в игровой непринужденной форме. Так как игра – это отражение жизни. В действиях «как будто», «понарошку» действия детей реальны, их чувства переживания подлинные, искренние. Сила игры - в ее эмоциональности и увлекательности. Интересную и доступную для ребенка игру всегда сопровождают радость и удовольствие. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у детей положительные эмоции, приятное волнение. Дети во время игры охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным. Игра это мир детей, а игрушки кирпичики этого мира. На своей игровой территории дети ощущают себя значимыми во всем, что они видят. Они единое целое со своим окружением. Взаимодействуя с игрушками, дети внутренне чувствует тепло и безопасность. Вашему вниманию представлен примерный перечень игрушек, необходимых для общего развития детей
Игрушки, способствующие развитию социально – эмоциональной сферы:
Развитию социально-эмоциональной сферы способствует организация игр с живыми персонажами: звери (зайцы, мишки, белки, собаки, кошки, курочки, цыплята, божья коровка, жучок и т.д.), разные куклы (пупсы, пальчиковые, куклы отечественного производства, барби, кены, и.т.д.), способствуют развитию у детей эмоциональных чувств: любви, сострадания, сочувствия, сопереживания, заботы и т.п. В процессе игры дети оживляют, наделяют чувствами и эмоциями своих игрушечных друзей. Такие игры учат детей проявлять внимание и заботу.
Игрушки, направленные на развитие и обогащение знаний об окружающем мире:
Разнообразные игровые наборы: доктор, магазин, парикмахерская, умелый мастер, хозяюшка, серия транспортных игрушек способствуют развитию умений и навыков организовывать сюжетно-ролевую игру. Эти игры необходимы для уточнения, расширения, обогащения знаний и умений правильного поведения. Совместная игра (ребенок-родитель) – интересна и полезна для формирования гармоничных межличностных отношений.
Игрушки, направленные на развитие интеллектуально – познавательной сферы:
Главное при приобретении познавательных игрушек учитывайте индивидуальные и возрастные особенности. В настоящее время ассортимент таких игрушек огромен: кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино, вкладыши, разрезные картинки.
Актуальность использования игр в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью обусловлена тем, что игра является самым действенным средством коррекции и развития детей. Но вызвать интерес, сформировать потребность играть часто сопряжено с трудностями, так как при нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность, замедленная обучаемость, плохая восприимчивость к новому.
Поэтому выбор коррекционно-развивающих игр для детей с отклонениями интеллекта требует особого внимания. При подборе игр необходимо учитывать следующие моменты:
- содержание игр (сюжет, правила) должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;
- игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения игровыми действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами
- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия-наглядность и выразительность игрового материала
Благодаря игре активизируется формирование произвольности психических процессов, речи, познавательной и эмоционально-волевой сфер, развитие двигательных способностей.
С помощью игры решаются основные коррекционно-развивающие задачи
- коррекция и развитие предметной и предметно-игровой деятельности
- коррекция и развитие речи и психических процессов
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы
- коррекция и развитие коммуникативной и поведенческой сфер
- развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Советы учителя-дефектолога при игре с ребенком в домашних условиях:
- Опосредованно с помощью игрушки проговаривайте и анализируйте с ребенком события, произошедшие за день
- Проводите непродолжительные по времени развивающие игры и игровые задания, во избежание переутомления ребенка
- Предоставьте ребенку больше самостоятельности, выполняйте только направляющую роль (идите за ребенком)
- В сюжетно-ролевой игре («Магазин», «Поликлиника» и т.д.) повторяйте материал по ознакомлению ребенка с окружающим миром
- В ходе игры показывайте, совместно совершайте алгоритм выполнения домашних дел, проигрывайте режимные моменты
- Разнообразьте игрушки они должны быть изготовлены из различных фактурных материалов: дерево, пластмасса, пластик, мех, ткань и т.п. При игре у ребенка развиваются тактильные ощущения, обогащаются, расширяются представления о многообразии окружающего
- В ходе игры отмечайте и хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи
В заключении хочется сказать, что игра способствует развитию детей с интеллектуальной недостаточностью, в игре у детей устанавливается эмоционально-личностный контакт, возникают доверительные отношения, формируется интерес к совместной деятельности со взрослым, обогащаются средства коммуникации – вербальная и невербальная. Также решаются обучающие задачи, так как в процессе игры дети знакомятся с окружающим миром, овладевают новыми умениями, знаниями, возникает интерес и стимулируется деятельность. Кроме этого в игре формируется ориентация в социальных отношениях, возникают партнерские отношения, развивается умение брать на себя определенную роль учитывать интересы и потребности других играющих.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб:Союз,2000
- … Катаева Л.И. Коррекционная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, - М.Академия,2000..
- Методика игры с коррекционными занятиями/Под ред. Л.Степановой/ М.:Владос.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Обучение рисованию детей с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)
Рисование - это одно из средств отображения окружающего.Для создания изображения ребенку необходимо овладеть такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма предмета. Эти движения ...
Народные игры в системе оздоровительной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Статья предназначена для педагогов коррекционных дошкольных учреждений, а так же для родителей детей с задержкой развития....
Использование русских народных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии. Данный материал будет интересе педагогам коррекционных дошкольных учреждений....
Начальный этап коррекционно - педагогической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью умеренной степени: игры и упражнения.
На начальном этапе коррекционно - педагогическая работа выстраивается по следующим направлениям:формирование положительных форм общения и эмоциональноокрашенного взаимодействия ребенка с близкими взро...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...
«Коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Подготовила: Ахтямова О.А.
laquo;Коррекционно-развивающая работа,используемая в воспитательном процессе для детейс умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.Подготовила: Ахтямо...