Конструирование и робототехника как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
проект по конструированию, ручному труду на тему
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_2.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование и робототехника как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса
в условиях ФГОС ДО
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения.
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества, которые задают целевые ориентиры ФГОС ДО:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
В этом смысле конструктивная созидательная деятельность, а именно легоконструирование и робототехника:
- являются не только идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей; но и великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской деятельностью;
- предоставляют ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.
Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь педагогов, родителей к совместному техническому творчеству легла в основу проекта «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников».
Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить дополнительную образовательную программу «Лего» в детском саду» (с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста).
- Создать условия для реализации дополнительной образовательной программы:
- Оборудовать кабинет LEGO – центра;
- Направить педагогов на курсы повышения квалификации по данному направлению;
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы;
- Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной платной услуги.
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Первый этап – разработка проекта. (Изучение возможностей внедрения образовательных конструкторов в образовательный процесс, анализ имеющихся условий, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра).
Второй этап – внедрение проекта. Практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап – аналитический этап. Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка, презентация полученных результатов. Проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.
Участники проекта
- Воспитанники детского сада
- Педагоги детского сада
- Родители воспитанников
Содержание педагогической деятельности
Реализация идеи проекта проходит в нескольких направлениях.
Направление
1. Легоконструирование
Возрастная категория: с 3 до 5 лет. Детям предлагается конструктор LEGO DUPLO, LEGOSOFT, где они знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, LEGOSOFT, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
С помощью конструктора ЛЕГО решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
- развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
- получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
- развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
- обучение воображению, творческому мышлению;
- овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
- обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу.
В старшей группе дети знакомятся с конструктором LEGO «Первые механизмы». В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Направление 2.
Легоконструирование с использованием робототехники
В подготовительной группе реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения Перворобот LEGO- WеDо, Robokids. На этапе программирования дошкольники переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует мыслительной активности, усидчивости и других компетентностей.
Создают и программируют модели.
Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Робототехнические конструкторы: LEGO- WeDO, ROBO-KIDS предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников.
На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
Направление 3.
Взаимодействие с воспитателями и родителями
Обучение педагогов LEGO-технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.
Формы и виды взаимодействия с взрослыми:
- Родительские собрания
- Открытые занятия
- Семинары-практикумы
- Консультации и беседы
- Анкетирование и опросы родителей с целью изучения их запросов и ожиданий
- Приглашение на презентации технических изделий
- Выставки детских работ
- Подготовка фото-видео отчетов создания моделей, механизмов и других технических объектов, как в детском саду, так и дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Конструирование и робототехника как средство комплексного решения
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит...
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Доклад для участия в тематической площадке "Первые шаги в робототехнику" IV регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ"...
«ЛЕГО - конструирование и робототехника как средство решения воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Презентация состоит из 12 слайдов и отражает цели и задачи легоконструрования и робототехники как средство решения воспитательно- образовательного процесса в условиях ФГОС ДО....
Доклад: «Использование LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательно – экспериментальных способностей дошкольников».
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по познавательному развитию при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является кон...
Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...