Конструирование и робототехника как средство комплексного решения
консультация по конструированию, ручному труду на тему
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(Слайд1)
Конструирование и робототехника как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса
в условиях ФГОС ДО (Слайд2)
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения.
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества, которые задают целевые ориентиры ФГОС ДО:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
В этом смысле конструктивная созидательная деятельность, а именно легоконструирование и робототехника: (Слайд3)
- являются не только идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей; но и великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей; (Слайд4)
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской деятельностью;
- предоставляют ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.
Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь педагогов, родителей к совместному техническому творчеству легла в основу проекта «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников».
Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить дополнительную образовательную программу «Лего в детском саду» (с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей старшего дошкольного возраста).
- Создать условия для реализации дополнительной образовательной программы:
- Оборудовать кабинет LEGO – центра; (Слайд5)
- Направить педагогов на курсы повышения квалификации по данному направлению;
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы;
- Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной платной услуги.
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Первый этап (апрель – август 2015г.) – разработка проекта. (Изучение возможностей внедрения образовательных конструкторов в образовательный процесс, анализ имеющихся условий, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра).
Второй этап (сентябрь – май 2015-2016 г.г.) – внедрение проекта. Практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (май – август 2016г.) – аналитический этап. Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка, презентация полученных результатов. Проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.
Участники проекта
- Воспитанники детского сада
- Педагоги детского сада
- Родители воспитанников
Содержание педагогической деятельности
Реализация идеи проекта проходит в нескольких направлениях.
Направление 1. Легоконструирование
Возрастная категория: с 3 до 5 лет. Детям предлагается конструктор LEGO DUPLO, LEGOSOFT, где они знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, LEGOSOFT, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. (Слайд 6)
С помощью конструктора ЛЕГО решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
- развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
- получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
- развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
- обучение воображению, творческому мышлению;
- овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
- обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
(Слайд 7)
В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу.
В старшей группе дети знакомятся с конструктором LEGO «Первые механизмы». В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
(Слайд 8)
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
(Слайд 9)
Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Направление 2. Легоконструирование с использованием робототехники
В подготовительной группе реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения Перворобот LEGO- WеDо, Robokids. На этапе программирования дошкольники переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует мыслительной активности, усидчивости и других компетентностей.
Создают и программируют модели. (Слайд 10)
Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
(Слайд 11)
Робототехнические конструкторы: LEGO- WeDO, ROBO-KIDS предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников.(Слайд 12)
На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
Направление 3. Взаимодействие с воспитателями и родителями
(Слайд13)
Обучение педагогов LEGO-технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.
Формы и виды взаимодействия с взрослыми:
- Родительские собрания
- Открытые занятия
- Семинары-практикумы
- Консультации и беседы
- Анкетирование и опросы родителей с целью изучения их запросов и ожиданий (Слайд 14)
- Приглашение на презентации технических изделий
- Выставки детских работ
- Подготовка фото-видео отчетов создания моделей, механизмов и других технических объектов, как в детском саду, так и дома
- Оформление буклетов
Наши результаты
За первый год реализации данного направления мы имеем небольшие достижения.
(Слайд 15)
12 марта 2016 года в городе Сургут проходил региональный этап Всероссийских соревнований по образовательной робототехнике «ИКаРЁНОК».
Честь района защищала команда «КоЛеР» в составе двух воспитанников – Печенкина Люба, Лукин Степан (старшая возрастная группа), тренер – Зайдуллина Ляйсан Римовна (старший воспитатель).
Команда представила: (Слайд 16)
- Инженерную книгу «Парк-югра» (первый этап).
- Проект детского парка-аттракциона социальной значимости (интеграция детей с ОВЗ) « Югра-парк», выполненной из различных инженерных конструкций (второй этап).
На третьем этапе воспитанники собирали наземный транспорт (отведенное время – 30 минут). Ребята за 10 минут собрали машину, запрограммировали ее на движение и звуковое сопровождение.
По итогам конкурсных заданий команда «КоЛеР» НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» заняла второе место.
(Слайд 17) Всероссийский конкурс «Новогоднее Бот-поздравление»
В 2015 году 3-ое воспитанников под руководством педагогов Муравьевой А.И., Зайдуллиной Л.Р. приняли участие во Всероссийском конкурсе по легоконструированию и робототехнике «Новогоднее Бот-поздравления». И показали отличные результаты:
Лукин Степан – Диплом 1 степени в номинации «Бот – подарок»;
Титова Лиза, Цымбалюк Павел – Диплом 1 степени в номинации «Новогоднее Бот поздравление».
(Слайд 18) Районный лего-турнир – 1 первое место
(Слайд 19) В сети интернет создан канал РОДНИЧОК.ТВ, воспитанники в рубрике «Развивай-ка», знакомят с деталями ЛЕГО, со способами соединения, с вариантами моделирования, с возможностями программирования Лего- постройки.
С февраля 2016 посещать кабинет «Лего-МИР» и заниматься лего-конструированием и робототехникой могут не только воспитанники «Родничка», но все желающие дети Пойковского в возрасте от 3-7 лет. Для них организована группа выходного дня «Волшебный выходной». Занятия проводятся по субботам.
Таким образом, легоконструирование и робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, в образовательном процессе ДОО, помогает дошкольникам овладевать умениями и навыками работы с современными техническими средствами.
(Слайд 20 )Спасибо за внимание.
Что такое образовательный конструктор?
1. Конструктор должен стремиться к бесконечности, т.е. предполагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение.
2. В конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило обеспечивает это составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным, в перспективе сложным.
3. Набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования.
4. Нести полноценную смысловую нагрузку и знание, которое выражается в смысловом создании и воспроизведении детьми модели, и объектов реальности из деталей конструктора.
Конструктор, отвечающий этим критериям, способен выполнять серьезную задачу, связанную с гармоничным, полноценным развитием ребенка.
С одной стороны – ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой – применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
- Объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- Эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- Проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- Программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ(форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- Репродуктивный — воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;
- Поисковый – самостоятельное решение проблем;
- Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
- Метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
В результате успешной реализации проекта достижение следующих результатов:
- Создание новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием Lego-консруирования (начиная со второй младшей группы), в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
- Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми;
- Внедрение дополнительной платной услуги по техническому конструированию.
В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты:
- Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego (с приложениями перспективного тематического планирование по возрастным группам; ряда конспектов занятий);
- Программа экспериментальной деятельности;
- Модель Lego-центра (с методическими рекомендациями по организации работы в Lego-центре: правила работы, схема-алгоритм работы с конструкторами Lego, технологические карты сборки конструкторских моделей;
- Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
- Обеспечению работы в рамках ФГОС;
- Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
- Удовлетворенности родителей в образовательных услугах ДОУ;
- Повышению профессионального уровня педагогов;
- Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- Участию воспитанников в фестивалях робототехники.
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.
В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»
Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
Конструирование и робототехника как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, че...
LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Доклад для участия в тематической площадке "Первые шаги в робототехнику" IV регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ"...
«ЛЕГО - конструирование и робототехника как средство решения воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Презентация состоит из 12 слайдов и отражает цели и задачи легоконструрования и робототехники как средство решения воспитательно- образовательного процесса в условиях ФГОС ДО....
Тема: «Лего-конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО».
ДокладТема: «Лего-конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО».Кубики лего используются строителями разных поколений уже на...