Конструирование и робототехника как средство комплексного решения
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Зайдуллина Ляйсан Римовна

Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд1)

Конструирование и робототехника как средство комплексного решения  воспитательно-образовательного процесса

 в условиях ФГОС ДО       (Слайд2)

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок». 

В.А.Сухомлинский

 Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения.

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества, которые  задают целевые ориентиры ФГОС ДО:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • проявляет любознательность;
  • интересуется причинно-следственными связями;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.

В этом смысле конструктивная созидательная деятельность, а именно легоконструирование и робототехника: (Слайд3)

  • являются не только идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей; но и великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей; (Слайд4)
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской деятельностью; 
  • предоставляют ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.

Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Идея сделать LEGO-конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь педагогов, родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу проекта «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников».

Цель проекта:   внедрение  LEGO-конструирования и робототехники  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  1. Разработать и внедрить  дополнительную образовательную программу  «Лего в детском саду» (с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей  старшего дошкольного возраста).
  2. Создать условия для реализации дополнительной образовательной программы: 
  • Оборудовать кабинет LEGO – центра; (Слайд5)
  • Направить педагогов на курсы повышения квалификации по данному направлению;
  • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы;
  • Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной платной услуги.

Новизна проекта заключается  в адаптации  конструкторов нового поколения:  Lego  Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

Первый этап (апрель – август 2015г.) – разработка проекта. (Изучение  возможностей внедрения образовательных конструкторов в образовательный процесс, анализ имеющихся условий,   формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения  LEGO – центра).

Второй этап (сентябрь – май 2015-2016 г.г.) – внедрение проекта. Практическое осуществление экспериментальной деятельности:  организация работы LEGO - центра, осуществление  корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами;  выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (май – август  2016г.) – аналитический этап. Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка, презентация полученных результатов. Проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.

Участники проекта

  • Воспитанники детского сада
  • Педагоги детского сада
  • Родители воспитанников

Содержание педагогической деятельности

Реализация идеи проекта проходит в нескольких направлениях.

Направление  1.  Легоконструирование

Возрастная категория: с 3 до 5 лет. Детям предлагается конструктор LEGO DUPLO, LEGOSOFT, где они знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, LEGOSOFT, способами  скрепления кирпичиков,  у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. (Слайд 6)

С помощью конструктора ЛЕГО решаются  задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям: 

  • развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
  • обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
  • получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
  • развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
  • обучение воображению, творческому мышлению;
  • овладение  умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

 (Слайд 7)

 В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется  форма работы — это конструирование по замыслу.

В старшей группе дети знакомятся с конструктором LEGO «Первые механизмы».  В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием,  дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

(Слайд 8)

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.

(Слайд 9)

Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей  развивается  умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Направление  2. Легоконструирование с использованием робототехники

        В подготовительной группе реализуется  расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста  за счет использования  программируемых  конструкторов  нового поколения Перворобот LEGO- WеDо, Robokids.  На  этапе программирования дошкольники переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует мыслительной активности, усидчивости и других компетентностей.

 Создают и программируют модели. (Слайд 10)

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает  особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

(Слайд 11)

Робототехнические  конструкторы:  LEGO- WeDO,  ROBO-KIDS предназначены  для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить  технические знания и навыки дошкольников.(Слайд 12)

На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.

Направление  3. Взаимодействие с воспитателями и родителями

(Слайд13)

Обучение педагогов  LEGO-технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов,   открытых занятий и т.д. 

Формы и виды взаимодействия с взрослыми:

  • Родительские собрания
  • Открытые занятия
  • Семинары-практикумы
  • Консультации и беседы
  • Анкетирование и опросы родителей с целью изучения их запросов и ожиданий  (Слайд 14)
  • Приглашение на презентации технических изделий
  • Выставки детских работ
  • Подготовка фото-видео отчетов создания моделей, механизмов и других технических объектов, как в детском саду, так и дома
  • Оформление буклетов

Наши результаты 

За первый год реализации данного направления мы имеем небольшие достижения.

(Слайд 15)

12 марта 2016 года в городе Сургут проходил региональный этап Всероссийских соревнований  по образовательной робототехнике «ИКаРЁНОК».

Честь района защищала команда «КоЛеР» в составе двух воспитанников – Печенкина Люба, Лукин Степан (старшая возрастная группа), тренер – Зайдуллина Ляйсан Римовна (старший воспитатель).

Команда представила: (Слайд 16)

  • Инженерную книгу «Парк-югра» (первый этап). 
  • Проект детского парка-аттракциона социальной значимости (интеграция детей с ОВЗ) « Югра-парк», выполненной из различных инженерных конструкций (второй этап).

На третьем этапе воспитанники собирали наземный транспорт (отведенное время – 30 минут). Ребята за 10 минут собрали машину, запрограммировали ее на движение и звуковое сопровождение.

По итогам конкурсных заданий команда «КоЛеР» НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с  «Родничок» заняла второе место.

(Слайд 17) Всероссийский конкурс «Новогоднее Бот-поздравление»

В 2015 году 3-ое воспитанников под руководством педагогов Муравьевой А.И., Зайдуллиной Л.Р. приняли участие во Всероссийском конкурсе по легоконструированию и робототехнике «Новогоднее Бот-поздравления». И показали отличные результаты:

Лукин Степан – Диплом 1 степени в номинации «Бот – подарок»;

Титова Лиза, Цымбалюк Павел – Диплом 1 степени в номинации «Новогоднее Бот поздравление».

 (Слайд 18) Районный лего-турнир – 1 первое место

(Слайд 19) В сети интернет создан канал РОДНИЧОК.ТВ,  воспитанники в рубрике «Развивай-ка», знакомят с деталями ЛЕГО, со способами соединения, с вариантами моделирования, с возможностями программирования Лего- постройки.

С февраля 2016 посещать кабинет «Лего-МИР» и заниматься лего-конструированием и робототехникой могут не только воспитанники «Родничка», но все желающие дети  Пойковского в возрасте от 3-7 лет. Для них организована группа выходного дня «Волшебный выходной». Занятия проводятся по субботам.

Таким образом, легоконструирование  и  робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, в образовательном процессе ДОО, помогает дошкольникам овладевать умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

(Слайд 20 )Спасибо за внимание.

Что такое образовательный конструктор?

1. Конструктор  должен стремиться к бесконечности, т.е. предполагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение.

2. В конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило обеспечивает это составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным, в перспективе сложным.

3.  Набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

4. Нести полноценную смысловую нагрузку и знание, которое выражается в смысловом создании  и воспроизведении детьми модели, и объектов реальности из деталей конструктора.

Конструктор, отвечающий этим критериям, способен выполнять серьезную задачу, связанную с гармоничным, полноценным развитием ребенка.

С одной стороны – ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой – применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

  • Объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
  • Эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • Проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • Программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ(форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
  • Репродуктивный — воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;
  • Поисковый – самостоятельное решение проблем;
  • Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
  • Метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

В результате  успешной реализации проекта достижение   следующих результатов:

  • Создание  новых  условий обучения и развития дошкольников,  через организацию  целенаправленного  образовательного процесса  с использованием   Lego-консруирования (начиная со второй младшей группы),   в рамках реализации  основной части  образовательной  программы детского сада.
  • Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми;
  • Внедрение  дополнительной платной услуги по техническому конструированию.

В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты:

  • Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego (с приложениями перспективного тематического планирование по  возрастным группам; ряда конспектов  занятий);
  • Программа экспериментальной деятельности;
  • Модель  Lego-центра (с методическими рекомендациями по организации работы в Lego-центре: правила работы, схема-алгоритм работы с конструкторами  Lego,  технологические карты сборки конструкторских моделей;
  • Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

  • Обеспечению работы в рамках ФГОС;
  • Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
  • Удовлетворенности  родителей в образовательных услугах ДОУ;
  • Повышению профессионального уровня педагогов;
  • Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
  • Участию воспитанников в фестивалях робототехники.

Решение поставленных в проекте задач  позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки.

В результате, создаются условия  не только для расширения границ социализации ребенка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»

Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Конструирование и робототехника как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, че...

LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Доклад для участия в тематической площадке "Первые шаги в робототехнику" IV регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ"...

«ЛЕГО - конструирование и робототехника как средство решения воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Презентация состоит из 12 слайдов и отражает цели и задачи легоконструрования и робототехники как средство решения воспитательно- образовательного процесса в условиях ФГОС ДО....

Тема: «Лего-конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО».

ДокладТема: «Лего-конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО».Кубики лего используются строителями разных поколений уже на...