Программа дополнительного образования "Волшебная иголочка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка дополнительного образования
детей старшего дошкольного возраста
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №10 «Серебряное копытце» г. Алушты
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебная иголочка»
Образовательные области:
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
«Познавательное развитие»
№п/п | Содержание |
I | Целевой раздел 3 |
1.1 | Пояснительная записка 3 |
1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 | Актуальность 3 Новизна 3 Цель программы 3 Задачи программы 4 Возраст детей 4 Продолжительность реализации программы 4 Формы и режим занятий Ожидаемые результаты |
II | Содержательный раздел 6 |
2.1 | Примерный учебно-тематический план на год 6 |
III | Организационный раздел 9 |
3.1 | Методы и приёмы организации работы с детьми 9 |
3.2 | Дидактический материал 9 |
3.3 | Список детей 10 |
3.4 | Список литературы 10 |
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка. Концепция и структура программы.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к составлению рабочей программы воспитателей и специалистов в ДОУ. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа содана с целью реализации дополнительного образования детей дошкольного возраста по художетвенно-эстетическому развитию детей.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
1.2. Актуальность.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
1.3. Новизна.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию (см. список литературы), выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Программ работы кружка по данному виду труда - вышиванию - не найдено.
1.4. Цель программы.
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
1.5. Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
1.6. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы - 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
1 – с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
1.8. Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, занимаются две подгруппы по 4-6 детей
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. В основном во второй половине дня. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 20 минут – в старшей группе, 25 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
1.9. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа (старшая группа).
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезают ткань по нанесенным меткам;
- делают бахрому на салфетке;
- закрепляют ткань в пяльцах;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”; «крестик»
- используют пооперационные карты.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда - вышивания.
После 2 этапа (подготовительная группа).
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- вышивают “крестиком”;
- делают “бахрому” на ткани;
- переводят рисунок на ткань;
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:
- экономное расходование материала;
- бережное обращение с инструментами;
- поддержание порядка на рабочем месте;
- используют пооперационные карты;
- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
1.10. Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
- систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и представление на городском методобъединении ;
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план. Краткое описание тем.
1 этап (5-6 лет)
1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
2 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке [5., 92-9], нитке [5., 120-121]. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.
4-5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
6 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету [8., 54].
7 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами [3., 15].
8-9 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.
10-13 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.
14-15 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету [8., 57].
16-17 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.
18-21 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.
22 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.
23-25 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.
26 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.
27-36 занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.
2 этап (6-7 лет)
1 занятие. Совместная организация выставки вышивок (работы детей, родителей, сотрудников). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.
2-3 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.
4-5 занятие. Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.
6-7 занятие. Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью” [3., 59]. Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному.
8-9 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.
10-11 занятие. Вышивание цветка контурной гладью [3., 59]. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.
12-13 занятие. Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.
14-15 занятие. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.
16-17 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.
18-21 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).
22 занятие. Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.
23-25 занятие. Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.
26-35 занятие. Вышивание салфеток различными швами по выбору детей: “строчка”, “гладь”, использование мережки, бахромы. Осуществление своего замысла. Использование пооперационных карт.
36 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенд. Презентации детских работ родителям.
3.Организационный раздел
3.1. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приемы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- показ образца;
- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
3.2. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Техническое оснащение.
- Ткань белая хлопчатобумажная и канва, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
- Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
- Иглы № 2 и № 3 с тупыми концами(на каждого ребенка).
- Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
- Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
- Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
- Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
- Карандаши (на каждого ребенка) простые.
- Калька (на каждого ребенка).
- Копировальная бумага (на каждого ребенка).
Дидактические материалы.
- Подборка готовых вышивок.
- Образцы рисунков для вышивания.
- Пооперационные карты.
- Иллюстрации вышивок в различной технике.
3.3. Список детей, посещающих кружок вышивания в 2016-17 учебном году
3.4. Список литературы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – Стандарт ДО);
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- Пункт 5 статьи 14 Закона «Об образованиии в РФ» Содержание дополнительных образовательных программ
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб: Детство-Пресс, 2003.-160
- Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
- Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Умелая иголочка"
Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет. Разработана на основе методического материала Новиковой И.В. "Обучение вышивке в детском саду", программа рассчитана на 34 ч.занятий....
Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»
Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
программа дополнительного образования "Волшебная иголочка"
Прграмма дополнительного образования "Волшебная иголочка"...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...