Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами для шитья и выработки умений и навыков их практического использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
дополнительных занятий
по ручному труду
для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет)
«Уроки иголочки»
разработана воспитателем первой
квалификационной категории
МДОУ ЦРР д/с № 1 «Рябинка»
Гулевской Татьяной Федоровной
Пояснительная записка.
Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами для шитья и выработки умений и навыков их практического использования, апробирована в течение 3-х лет в дошкольном образовательном учреждении №1 «Рябинка» и дала хороший развивающий эффект.
Рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера, способствуют развитию ручной умелости, координации движений руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Детям нужно создать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность.
Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.
Оригинальность программы характеризуется включением в ее содержание нетрадиционных, не имеющих место в госстандартной программе, приемов, таких как, обучение шитью на детской швейной машинке.
Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей , создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей.
Организация дополнительных занятий строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей.
Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.
Цель программы.
Целью программы «Уроки иголочки» является формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.
Программа строится на идеях личностно ориентированного подхода и развивающего обучения, предусматривает создание условий для сенсомоторного развития и формирования зрительно-моторной координации как подготовки к школьному обучению.
Задачи программы.
- Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
- Обучать началам работы на швейной машинке.
- Учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ; формировать умение выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий;
- Развивать стремление ребенка к самостоятельности.
Программа направлена на формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда. Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса.
Программа предназначена для работы с детьми от 4 до 6 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся с сентября по май один - два раза в неделю во второй половине дня как дополнительные к основной базовой программе дошкольного учреждения. В одну группу кружка рекомендуется включать не более 15 человек.
Формы организации детей на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка). Занятия проводятся длительностью по 30 минут по подгруппам.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
- Эстетическое отношение к действительности:
- Умение видеть, понимать и ценить прекрасное вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности человека;
- Формирование способности к созидательной и творческой деятельности;
- Развитие образной фантазии;
- Воспитание художественного вкуса;
- Проявляет самостоятельность при выполнении трудового задания.
- Художественные знания, умения:
- Знание следующих техник (работа с текстильными материалами, плетение, вышивание);
- Знание терминов ( шов, стежок, выкройка, лекало, петля и др.);
- Знание возможностей материалов, используемых на занятиях : (нитки, ткани, бумага, бисер, стеклярус, крупные бусины, пуговицы, тесемки, ножницы, иголки, наперстки, детские швейные машинки);
- Умение различать разновидности ткани (ситец, мех, драп и др.)
- Практические творческие навыки:
- Умение держать ножницы;
- Навыки вырезания несложных предметов по контуру;
- Умение пользоваться выкройкой;
- Выдергивание нити по краю ткани (бахрома);
- Умение сматывать нитки;
- Выполнение ниткописи;
- Умение правильно отмерять нить;
- Умение вдевать нитку в иголку;
- Умение завязывать узелок;
- Умение пришивать (пуговицу, вешалку);
- Умение сшивать изделие швом («вперед иголка», «двойной», «через край»).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая система занятий построена по принципу от простого к сложному. Подготовительный этап можно начинать с младшей группы:
- Работа со шнуровкой
- Работа с бутафорской иглой
На занятиях дети учатся вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом.
Планируя годовую работу кружка, руководителю необходимо учитывать местные условия и возможности, национальные традиции. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться, в зависимости от заготовленного материала, его цвета, фактуры, а также от умения и навыков кружковцев. В помещении, где проводится кружок, рекомендуется оформить витрину или стенд с работами кружковцев.
На занятиях представлены большое количество разнообразных материалов: нитки, ткани, непряденая шерсть, отделочные материалы. В процессе работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного развития и формирования зрительно-моторной координации.
Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них ребенок видел результаты своего творчества. На занятиях используется метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода путеводителем в деятельности.
В свободное от занятий время детям предлагаются тренировочные упражнения - игры, направленные на развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики.
Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия помогают игровые ситуации, привлечение литературы. Для всех возрастных групп подобран различный литературный материал .
Придумывая и выполняя наряды куклам, дети учатся пользоваться лекалами, отрабатывают навыки и умения шить ручными швами «вперед иголку», «двойной», «через край», лучше узнают конструкцию и назначение одежды, историю ее возникновения, а также развивают чувство вкуса, гармонии.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ИГОЛОЧКИ»
| Темы повторяются в течение каждого года обучения, однако изменяется глубина преподаваемых занятий, что обусловлено возрастом детей и степенью их подготовленности. |
| 2003г. - ГМО для воспитателей города по ручному труду, занятие в старшей группе, тема: «Птицы наши друзья» 2004г.- Творческий отчет МДОУ ЦРР д/с №1 № «Рябинка»,занятие в подготовительной группе, тема: «Маска - клоун» 2007г.- ГМО для воспитателей города по ручному труду, занятие в старшей группе, тема: «Мухомор» (пришивание пуговиц) |
| 2005г. Обучение детей шитью на швейной машинке, тема: «Костюм для Незнайки» |
| - «Без труда не может быть воспитания» -«Добрые привычки с детства» - «Рука развивает мозг» -«Таланты детей на кончиках пальцев» |
| «Создание условий для обучения детей шитью» - «Рука изучает мир вещей» |
| «Шьем вместе с мамой» |
| «Папа, мама и Я – творческая семья» Фестиваль «Пущинская весна» Смотр «Вторая жизнь отходов» |
| «В галерее Иголочки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликационные работы из соломы выполняемые на занятиях по ручному труду с детьми дошкольного возраста
Одной из актуальных проблем является в настоящее время ручной труд. Работа с соломой вполне доступна детям дошкольного возраста. Она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родн...
Программа дополнительного образования по ритмопластике для детей старшего дошкольного возраста "Непоседы"
Кружок "Непоседы" рассчитан на 17 занятий - 1 раз в две недели...
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Тематический план кружка "Семицветик"по ручному труду в старшем дошкольном возрасте
В плане указаны цель, задачи кружка по ручному труду, тематическое планирование в старшей и подготовительной группе, диагностика....
Технологическая карта по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте "Больница для книг"
Возрастная группа: старшаяТема: «Больница для книг»Вид труда: ручнойФорма: коллективный трудЗадачи.Образовательные.Закреплять умения в уже знакомых видах деятельности:- перебирать книги и ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Ручной труд в старшем дошкольном возрасте»
Ручной труд — это не только интересное занятие для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. ...
Конспект музыкального занятия по программе дополнительного образования «Детский фольклор» для детей старшего дошкольного возраста «Чудо балалайка – символ России»
Занятие направленно на расширение знаний детей о русских народных инструментах....