Программа кружка" Королева иголочка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Занятия в кружке рукоделия позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_koroleva_igolochka.docx | 122.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5»города Сосновоборска
ПРОГРАММА
КОРОЛЕВА ИГОЛОЧКА
Разработала: воспитатель
Петрова Екатерина Александровна
Сосновоборк
2017
Содержание Программы
I Целевой раздел | |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы | 4-5 |
II Содержательный раздел | |
2.1 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы | 6 |
III Организационный раздел | |
3.1 Система работы деятельности детей (Перспективное планирование) | 7-9 |
3.2 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды | 9-10 |
IV Перечень литературы | |
4.1 Перечень литературы | 10 |
I.Целевой раздел
- Пояснительная записка
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности
Актуальность.
Занятия в кружке рукоделия позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Новизна.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов города, выявлено, что шитьё включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Цель Программы
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда –рукоделием и шитьем, и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
Задачи реализации Программы
- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
- Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
- Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
- возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
При формировании Программы учтенличностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
1.2Планируемые результаты освоения Программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается педагогическая диагностика овладения детьми определенных знаний, умений, навыков, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Приложение №1
После 1 этапа (старшая группа).
Дети должны:
- овладеть элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знать и выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- уметь планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезать ткань по нанесенным меткам;
- делать бахрому на салфетке;
- закреплять ткань в пяльцах;
- вдевать нитку в иголку;
- завязывать узелок;
- шить швами “вперед иголку”, “строчка”;
- использовать пооперационные карты.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вышивания.
После 2 этапа (подготовительная группа) дети должны уметь:
-пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- Работать с фетром, создавая объемные работы;
-переводить рисунок на ткань;
-принимать участие в оформлении поделок на выставку (умеют располагать работы на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);
-владеть умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:
экономное расходование материала;
бережное обращение с инструментами;
поддержание порядка на рабочем месте;
-эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, например, шитье для кукол одежды, постельного комплекта и др.;
-использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
-проявлять индивидуальные творческие способности в рукоделии;
-полностью реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
II. Содержательный раздел
2.2 Описание форм, способов и средств реализации Программы
Продолжительность реализации программы - 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
1 – с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Формы и режим занятий.
При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 10 человек. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 5 детей.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,
- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
III. Организационный раздел
3.1 Система работы по рукоделию.
Учебно – тематический план
№ занятия | Перечень тем | Количество занятий | |
1 Этап (5-6 лет) | |||
Сентябрь | |||
1 | Выставка работ ,выполненных родителями, сотрудниками детского сада | - | 1 |
Всего: | 1 | ||
Октябрь | |||
2 | Вводное занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. | 1 | |
3 | Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывание узелка. | 1 | |
4-5 | Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва. | 2 | |
Всего: | 4 | ||
Ноябрь | |||
6 | Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец- сравнение. | 1 | |
7 | Теоретическое +практическое занятие. Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами. | 0,5 | 0,5 |
8-9 | Практическое занятие. Шов «строчка». Использование модели шва. | - | 2 |
Всего: | 4 | ||
Декабрь | |||
10-13 | Практическое занятие. Шов «строчка». «Сумочка». | 4 | |
Всего: | 4 | ||
Январь | |||
14-15 | Теоретическое + практическое занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона» | 0,5 | 1,5 |
16-17 | Практическое занятие «Подарок папе». Шов «строчка» | 2 | |
Всего: | 4 | ||
Февраль | |||
18-21 | Практическое занятие. «Подарок маме». Шов «строчка» | - | 4 |
Всего: | 4 | ||
Март | |||
22 | Завершение работ « Подарок маме». Анализ результатов. | - | 0,5 |
23-25 | Теоретическое и практическое занятие. Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия. | 0,5 | 0,5 |
Всего: | 4 | ||
Апрель | |||
26 | Теоретическое и практическое занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. | 0,5 | 0,5 |
27-29 | Практическое занятие. Изготовление салфеток по желанию детей. Бахрома. | 3 | |
Всего: | 4 | ||
Общее количество занятий на первом этапе | 29 | ||
2 Этап (6-7 лет) | |||
Сентябрь | |||
1 | Теоретическое и практическое занятие. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями способом « в прокол». Использование модели пришивания пуговицы. | 0,5 | 1,5 |
2 | Знакомство с материалом « Фетр». Повторение правил работы с иглой, ножницами. « Осенний листок» | 1 | 1 |
3 | Знакомство с «Обметочным» ручным стежком. «Колобок на пеньке» | 1 | 1 |
4 | « Кружка» из фетра с использованием пуговиц | 2 | |
Всего: | 6 | ||
Октябрь | |||
5-6 | Теоретическое и практическое занятие. «Осенние дары» | 1 | 2 |
7 | Изготовление «Тапочки для мамочки» | 2 | |
Всего: | 5 | ||
Ноябрь | |||
8 | Практическое занятие. Птицы (Фетр +флис) | 2 | |
9 | Теоретическое и практическое занятие « Игольница для бабушки» | 1 | 2 |
10 | Практическое занятие « Морская звезда» | 1 | |
Всего: | 4 | ||
Декабрь | |||
11 | Закрепление шва обметочного и строчки. | 1 | |
12 | Изготовление новогоднего сапожка | 2 | |
Всего: | 3 | ||
Январь | |||
13 | Теоретическое и практическое занятие. « Кукла оберег» из шерстяных ниток» | 0,5 | 1,5 |
14 | Практическое занятие. « Елочки –красавицы» | - | 2 |
Всего: | 4 | ||
Февраль | |||
15 | Практическое занятие. Триколор | 1 | |
16 | Теоретическое и практическое занятие. «Пожарный» | 0,5 | 1,5 |
17 | Практическое занятие. Подарок папе «Фоторамка» | 0,5 | 3,5 |
Всего: | 6 | ||
Март | |||
18 | Практическое занятие. Божья коровка (фетр) | - | 3 |
19-20 | Теоретическое и практическое занятие. Цветок в горшке. | 1,5 | 3,5 |
Всего: | 8 | ||
Апрель | |||
21-22 | Практическое занятие. « В открытом космосе» | - | 2 |
23 | Практическая работа. « Самолет» | - | 1 |
24 | Подготовка выставки детских работ. | 1 | |
Всего: | 4 | ||
Май | |||
25 | День презентации родителям детских работ. Закрытие кружка. | 1 | |
Общее количество занятий на втором этапе: | 39 |
3.2 Особенности организации предметно- пространственной среды
В группе есть определенное место для хранения всех необходимых материалов. Весь инвентарь: ножницы, иглы, клей и т.д. находятся в закрытых коробках, недоступных для детей. Так же есть отдельное место для готовых выставочных работ детей.
Для наглядного обучения имеется картотека картинок разных работ, журналы по вышиванию, а так же имеются разнообразные материалы для работы.
У каждого ребенка есть свой чемоданчик, где лежит все необходимое для занятий.
IV. Перечень литературы
1.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
3. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
5.Интернет – ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Умелая иголочка"
Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет. Разработана на основе методического материала Новиковой И.В. "Обучение вышивке в детском саду", программа рассчитана на 34 ч.занятий....
План-программа кружка "Волшебная иголочка"
План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....
Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»
Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...
Учебно- тематический план работы по программе «Уроки иголочки»
Плна предназначен для работы с детьми от 4 до 6 лет по программе "Уроки иголочки" и рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся с сентября по май один - два раза в неделю во вто...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)
Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...
Программа кружка художественной вышивки «Волшебная иголочка» для детей 5 –7 лет
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира....