Программа кружка" Королева иголочка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Петрова Екатерина Александровна

Занятия в кружке рукоделия позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_koroleva_igolochka.docx122.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5»города Сосновоборска

ПРОГРАММА

КОРОЛЕВА ИГОЛОЧКА

Разработала: воспитатель

Петрова Екатерина Александровна

Сосновоборк

2017

Содержание Программы

I Целевой раздел  

1.1 Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

4-5

II Содержательный раздел

2.1 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

6

III Организационный раздел

3.1 Система работы деятельности детей (Перспективное планирование)

7-9

3.2 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды

9-10

IV Перечень литературы

4.1 Перечень литературы

10

I.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

      Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

       Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности

Актуальность.

       Занятия в кружке рукоделия позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

       У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

      Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Новизна.

       Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов города, выявлено, что шитьё  включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Цель Программы

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда –рукоделием и шитьем, и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи реализации Программы

 - Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

  - Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

 - Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

 - Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа разработана с учетом следующих принципов:

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

- возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

- обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

При формировании  Программы учтенличностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

1.2Планируемые результаты освоения Программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается педагогическая диагностика овладения детьми определенных знаний, умений, навыков, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Приложение №1

После 1 этапа (старшая группа).

      Дети должны:

-  овладеть элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знать и выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- уметь планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезать ткань по нанесенным меткам;

- делать бахрому на салфетке;

- закреплять ткань в пяльцах;

- вдевать нитку в иголку;

- завязывать узелок;

- шить швами “вперед иголку”, “строчка”;

- использовать пооперационные карты.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вышивания.

После 2 этапа (подготовительная группа) дети должны уметь:

-пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- Работать с фетром, создавая объемные работы;

 -переводить рисунок на ткань;

-принимать участие в оформлении поделок на выставку (умеют располагать работы на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);

-владеть умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

экономное расходование материала;

бережное обращение с инструментами;

поддержание порядка на рабочем месте;

-эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, например, шитье для кукол одежды, постельного комплекта и др.;

-использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

-проявлять индивидуальные творческие способности в рукоделии;

-полностью реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

II. Содержательный раздел

2.2 Описание форм, способов и средств реализации Программы

Продолжительность реализации программы - 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:

1 – с детьми 5-6 лет (старшая группа);

2 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).

        Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю  по 10 человек. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день –  другие 2 подгруппы по 5 детей.

Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,

- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

III. Организационный раздел

3.1 Система работы по рукоделию.

Учебно – тематический план

№ занятия

Перечень тем

Количество занятий

1 Этап (5-6 лет)

Сентябрь

1

Выставка работ ,выполненных родителями, сотрудниками детского сада

-

1

Всего:

1

Октябрь

2

Вводное занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.

1

3

Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывание узелка.

1

4-5

Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва.

2

Всего:

4

Ноябрь

6

Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец- сравнение.

1

7

Теоретическое +практическое занятие. Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами.

0,5

0,5

8-9

Практическое занятие. Шов «строчка».

Использование модели шва.

-

2

Всего:

4

Декабрь

10-13

Практическое занятие. Шов «строчка».

«Сумочка».

4

Всего:

4

Январь

14-15

Теоретическое + практическое занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона»

0,5

1,5

16-17

Практическое занятие «Подарок папе». Шов «строчка»

2

Всего:

4

Февраль

18-21

Практическое  занятие.  «Подарок маме». Шов «строчка»

-

4

Всего:

4

Март

22

Завершение работ « Подарок маме». Анализ результатов.

-

0,5

23-25

Теоретическое и практическое занятие. Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия.

0,5

0,5

Всего:

4

Апрель

26

Теоретическое и практическое занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление.

0,5

0,5

27-29

Практическое занятие. Изготовление салфеток по желанию детей. Бахрома.

3

Всего:

4

Общее количество занятий на первом этапе

29

2 Этап (6-7 лет)

Сентябрь

1

Теоретическое и практическое занятие. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями способом « в прокол». Использование модели пришивания пуговицы.

0,5

1,5

2

Знакомство с материалом « Фетр». Повторение правил работы с иглой, ножницами. « Осенний листок»

1

1

3

Знакомство с «Обметочным» ручным стежком.

«Колобок на пеньке»

1

1

4

« Кружка» из фетра с использованием пуговиц

2

Всего:

6

Октябрь

5-6

Теоретическое и практическое занятие.

«Осенние дары»

1

2

7

Изготовление  «Тапочки для  мамочки»

2

Всего:

5

Ноябрь

8

Практическое занятие. Птицы (Фетр +флис)

2

9

Теоретическое и практическое занятие

 « Игольница для бабушки»

1

2

10

Практическое занятие « Морская звезда»

1

Всего:

4

Декабрь

11

Закрепление шва обметочного и строчки.

1

12

Изготовление новогоднего сапожка

2

Всего:

3

Январь

13

Теоретическое и практическое занятие.  « Кукла оберег» из шерстяных ниток»

0,5

1,5

14

Практическое занятие.

« Елочки –красавицы»

-

2

Всего:

4

Февраль

15

Практическое занятие. Триколор

1

16

Теоретическое и практическое занятие. «Пожарный»

0,5

1,5

17

Практическое занятие. Подарок папе «Фоторамка»

0,5

3,5

Всего:

6

Март

18

Практическое занятие. Божья коровка (фетр)

-

3

19-20

Теоретическое и практическое занятие. Цветок в горшке.

1,5

3,5

Всего:

8

Апрель

21-22

Практическое занятие.

 « В открытом космосе»

-

2

23

Практическая работа. « Самолет»

-

1

24

Подготовка выставки детских работ.

1

Всего:

4

Май

25

День презентации родителям детских работ. Закрытие кружка.

1

Общее количество занятий на втором этапе:

39

3.2 Особенности организации предметно- пространственной среды

В группе есть определенное место для хранения всех необходимых материалов.  Весь инвентарь: ножницы, иглы, клей и т.д.  находятся в закрытых коробках, недоступных для детей. Так же есть отдельное место для готовых выставочных работ детей.

Для наглядного обучения имеется картотека картинок разных работ, журналы по вышиванию, а так же имеются разнообразные материалы для работы.

У каждого ребенка есть свой чемоданчик, где лежит все необходимое для занятий.

IV. Перечень литературы

1.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

3. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.

4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

5.Интернет – ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умелая иголочка"

Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет. Разработана  на основе методического материала Новиковой И.В. "Обучение вышивке в детском саду", программа рассчитана на 34 ч.занятий....

План-программа кружка "Волшебная иголочка"

План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....

Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»

Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...

Учебно- тематический план работы по программе «Уроки иголочки»

Плна предназначен для работы с детьми от 4 до 6 лет по программе "Уроки иголочки" и рассчитан на 2 года обучения. Занятия  проводятся  с сентября по май один - два раза в неделю во вто...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)

Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...

Программа кружка художественной вышивки «Волшебная иголочка» для детей 5 –7 лет

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира....