Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Грищенко Нина Анатольевна

Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует называться интерактивной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tvorchestvo_v_lego_2016.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Одной изновых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует называться интерактивной. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию познавательной, исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Цель: формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов.

Задачи:

  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.
  • Формировать  предпосылки  учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и  поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело  до конца.
  • Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять  словарный запас.
  • Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки.
  • Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.


Лего – это совершенно новая технология, которая позволяет обеспечить не только единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса дошкольников, но и целенаправленно осуществить системно – деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

Используя конструктор, я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

Для работы были созданы необходимые условия:лего – центр, где ребенок делает первые шаги на пути овладения удивительным искусством конструирования, альбом «Архитектор». В уголке конструирования имеются разнообразные виды конструкторов, графические модели, по которым дети учатся строить предметы. В процессе конструкторской деятельностью, детям предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.

В своей работе я руководствуюсь следующими педагогическими принципами

  • Систематичности и последовательности. Разработала перспективный план непосредственно образовательной деятельности.
  • Воспитывающего обучения. В ходе учебного процесса даются воспитаннику не только знания, но и формируется его личность.
  • Связи обучения с практикой. На занятиях учебный процесс построен так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни).
  • Доступности. Содержание и изучение учебного материала не вызывает у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того, чтобы достичь этого, соблюдается еще одно правило: в процесс обучения включено сначала то, что близко и понятно для детей (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаются детям легкие задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством воспитателя).
  • Наглядности. В ходе учебного процесса нужно максимально “включать” все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Важнейшим принципом обучения на занятиях “Лего-технология” являются сочетание слова, наглядности и практической деятельности обучения.

Конструктор Лего в группе используем как в совместной деятельности взрослого и детей, в НОД, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, в проектной деятельности. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию.

Изучив и овладев знаниями по лего-технологии, развитию конструктивных действий, составила картотеку игр и упражнений по развитию конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста.

С целью развития детскогоконструирования как деятельности, в процессе которой развивается познавательная активностьдетей, использую разные формы организации обучения:

  • Конструирование по образцу. 
  • Конструирование по условиям. 
  • Конструирование по замыслу.
  • Конструирование по теме. 

Обучение конструированию осуществляется в 4 этапа:

1. Установление взаимосвязей.

2. Конструирование.

3. Рефлексия.

4. Развитие.

Формы и методы, используемые мною на занятиях и в свободной деятельности с детьми при конструировании следующие.

  • Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);
  • Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)
  • Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.

           В  нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...