Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
проект по коррекционной педагогике на тему
В нашем детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», разработана на основе ФГОС ДО, в ней прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший предпосылками учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
В нашем детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», разработана на основе ФГОС ДО, в ней прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший предпосылками учебной деятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и её активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
Смогут ли дети с проблемой в развитии заниматься проектной деятельностью?
Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми-логопатами? Конечно – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе.
Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению материала по какой-либо теме.
В нашем детском саду каждый педагог, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, знаком с тематическим принципом формирования лексики детей с ОНР. В данных группах занятия по продуктивным видам деятельности проводятся одновременно с логопедическими занятиями. То есть, если учитель-логопед проводит с детьми занятие по теме «Домашние животные», то воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог-эколог, ну и, конечно, воспитатели группы будут заниматься по данной теме, используя различные виды деятельности. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.
Как говорил Бенджамин Франклин: «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь».
То есть, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам, он усвоит это надолго. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Серафима Алексеевна Миронова пишет о значении практического опыта для дошкольников с ОНР: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности».
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с общим недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о том, что нового они узнали), адекватно общаться с окружающими.
В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие коммуникативные умения, как: спрашивать, формулировать свое мнение, доказывать его, управлять голосом, то есть говорить четко, громко (регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации), работать сообща, договариваться с детьми.
Данные умения формируются еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.
В своём образовательном учреждении при организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы выявили, что дети научились составлять план действий, рассказывать о результатах наблюдений, опытов, высказывать свои суждения о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились совместно выполнять работу, предварительно договариваясь друг с другом.
Литература.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
- Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
- Жилина И.И. Использование методов проектирования в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Методическая разработка.
- Использовала интернет- ресурс.
- Цитаты и пословицы. citaty.socratify.net/konfutsii/14444
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность
школьников: пособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
МБОУ «Начальная школа - детский сад №44» Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...
Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружа...
( Педагогический практикум)Тема: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» ( Лаборатория открытий)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...
Мастер класс для коллег «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей МАДОУ.Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по р...
«Проектная деятельность, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции реб...