Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
проект по коррекционной педагогике на тему

Татьяна Алексеевна Замыслова

             В  нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», разработана  на основе ФГОС ДО, в ней прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший   предпосылками учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.

 

             В  нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», разработана  на основе ФГОС ДО, в ней прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший   предпосылками учебной деятельности.
           Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования.  В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и её активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
            Смогут ли дети с проблемой в развитии заниматься проектной деятельностью?

             Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми-логопатами?  Конечно  – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе.        

Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению материала по какой-либо теме.

            В нашем детском саду каждый педагог, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, знаком с тематическим принципом формирования лексики детей с ОНР.  В данных группах занятия по продуктивным видам деятельности проводятся  одновременно с логопедическими занятиями. То есть, если учитель-логопед проводит с детьми занятие по теме «Домашние животные», то   воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог-эколог,  ну и, конечно, воспитатели группы    будут заниматься  по данной теме, используя различные виды деятельности. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.

        Как говорил Бенджамин Франклин: «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь».

То есть, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам, он усвоит это надолго. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
       Серафима Алексеевна Миронова пишет о значении практического опыта для дошкольников с ОНР: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности».
        Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с общим недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о том, что нового они узнали), адекватно общаться с окружающими.
            В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие  коммуникативные умения, как: спрашивать,  формулировать свое мнение,  доказывать его,  управлять голосом, то есть говорить четко,  громко (регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации),  
  работать сообща, договариваться   с детьми.

            Данные умения   формируются еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.

          В своём образовательном учреждении при организации проектной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  мы выявили, что дети научились    составлять план действий,  рассказывать о результатах наблюдений, опытов,   высказывать свои суждения  о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились совместно выполнять работу, предварительно договариваясь друг с другом.

Литература.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  2. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.  
  3. Жилина И.И. Использование методов проектирования в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Методическая разработка.
  4. Использовала интернет- ресурс.
  5. Цитаты и пословицы. citaty.socratify.net/konfutsii/14444

6.     Поливанова К.НПроектная деятельность    

        школьниковпособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение2011. –        192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

( Педагогический практикум)Тема: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» ( Лаборатория открытий)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...

Мастер класс для коллег «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей МАДОУ.Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по р...

«Проектная деятельность, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции реб...