Самообразование
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

тема по самообразованию "Лего конструирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_lego_konstruirovanie.docx57.03 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное автономное детское образовательное учреждение

                                                                детский сад № 34

                                           ПЛАН

                                        по самообразованию

                                             Т Е М А :

           «Организация образовательной деятельности

                «LEGOконструирование в рамках внедрения

Федеральных государственных образовательных стандартов»

                                                                                                                Воспитатель:

                                                                                                                                                                                Габдрахманова Лилия Фидарисовна

                                                                 Нефтекамск - 2017

         Актуальность       Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.                    

      ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.  

    ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) -дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре); - способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.      В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.  

Выбор темы экспериментальной деятельности обусловлен социальным заказом семьи. По результатам анкетирования на 1 место родители поставили успешность ребенка, которую определяют способность самостоятельно мыслить, сотрудничать с партнером, и самое главное – чувство уверенности в себе. В этой связи усилия педагога  должны быть направлены на создание в образовательном процессе детского сада педагогических условий, способствующих формированию потенциальных возможностей ребенка в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, обеспечивающих создание ситуации успеха.  

Новизна педагогического опыта заключается

1. В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования. (создание ЛЕГО – центра);

2. Опыт направлен на обновление форм и методов  приобщения дошкольников к техническому творчеству;

3. Внедрение новой культурной образовательной практики -  Клубный час. Практическая значимость:

   Конструктор -  ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.  Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности,  способствует развитию  исследовательской активности  детей,  приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.   Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ. У меня в группе имеются дети с особыми образовательными потребностями. Констуктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки  общения со взрослыми и сверстниками.  

   Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего  развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.

 Задачи:  

1. Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.

2.  Развивать конструктивные навыки,  творческие, познавательно - интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО  - конструирования.

3. Разработать механизм внедрения ЛЕГО - конструирования в рамках культурной образовательной практики Клубный час.

4. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее  ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.          

   ЛЕГО – центр создан для эффективной организации образовательной  и досуговой деятельности по ЛЕГО – конструированию,  Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием в ДОУ. Воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества педагогов, детей и родителей.  Деятельность по реализации:

Этапы Содержание 1 этап – подготовительный

Сентябрь 2017 г

-изучение  возможностей внедрения технологии ЛЕГО - конструирования в образовательный процесс ДОУ;

-анализ имеющихся условий;  

- анализ программного обеспечения;

- изучение методических разработок по ЛЕГО-конструированию;

- выбор методов диагностики.

2 этап рефлексивнодиагностический

Октябрь 2017 г

-диагностика детей с последующим анализом

-анализ педагогической компетентности родителей, выявление социального запроса семей воспитанников

3 этап практический

Ноябрь 2017- Апрель 2018г

- разработка Модели реализации экспериментальной деятельности   (см.Прил № 1);

-организация работы ЛЕГО – центра в рамках культурной практики Клубный час;

-пополнение развивающей среды ЛЕГО-центра;

-подключение к реализации проекта детей старшей группы в рамках  Клубного часа;

-решение организационных вопросов по широкому использованию возможностей ЛЕГО - центра в образовательном процессе с дошкольниками;

-реализация детско-родительских проектов, мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами;

-выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем

4 этап обобщающий

Май 2018г

- систематизация и обобщение полученных результатов;  

-разработка методического пособия (;

-осуществление  распространения опыта;

-  презентация проектной деятельности

  С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок, использую различные формы организации обучения (исследования  З.В.Лиштван, В.Г.Нечаевой, Л.А.Парамоновой, Н.Н.Поддьякова,  и др.)  

 Формы: 1 Конструирование по образцу .   Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе,  которой лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

 2 Конструирование по модели .Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников.

  3 Конструирование по условиям .Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.  

  4 Конструирование по простейшим чертежам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности.

  5 Конструирование. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство

по замыслу обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.  

  6 Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений.  

       Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование

Для воспитателей детского сада  конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.

Образовательная  область.

Область применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социальнокоммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГОконструктора. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Речевое развитие

Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественноэстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора. реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.  

Физическое развитие  

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.  

   Взаимодействие с родителями в процессе организации совместной деятельности выстраивала по нескольким направлениям:

Информационное: Консультации на тему «Родителям о конструкторе ЛЕГО» «Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства» и др. Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор» Буклет «Игры с ЛЕГО»

 Аналитическое: Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»  

 Практическое :Совместная детско-взрослая деятельность - Квест «В мире фантазий с ЛЕГОконструктором» - Совместная проектная деятельность: «Веселый зоопарк», «Детский сад», «Улица будущего», «Город будущего» и др. - Родительское собрание «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть»  

     Лего – конструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.  

 Результативность внедрения данного опыта:

  • Внедрение в практику новых подходов к организации образовательной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  •  Воспитанники умеют работать с предложенными инструкциями;  
  • По результатам обследования педагога-психолога ДОУ,  наблюдается  сплочение детского коллектива, у детей сформированы навыки  сотрудничества  с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;
  •  Удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ;  
  • Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс.  
  •    Рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.

  Возможности использования данного опыта.

Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ.  Проект адресован  педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования  в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.

Вывод: Использование ЛЕГО – технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной.

                                                  Консультация:  

           Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?

В чем польза конструктора?   Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов. Общение с конструктором не всегда дается ребенку так просто, как может показаться на первый взгляд, а то, что эта игрушка интересна такому авторитетному человеку, как папа вызывает особенный интерес к ней у ребенка. Нет необходимости собирать конструктор за ребенка, просто дайте ему экспериментировать и по возможности находите применение для его поделок на практике.   Играть, используя конструктор для детей не только весело, но и полезно. Ведь при сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление. Именно поэтому конструктор так полезен для детей любого пола и возраста, он помогает развиваться не только физически, но и творчески.  

Какой вид конструктора выбрать?  

1. Самым первым и простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают маленьких детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будете вы, а ребенок будет просто с удовольствием рушить ваши постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать, и вы увидите, что постепенно его постройки становятся все более сложными.  

2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.  

3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.  

4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению многим другим навыкам.  

5. Конструктор для детей «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.  

6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они рекомендованы детям старше 5 лет, так как помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.  

  Существует еще множество других разновидностей конструкторов. Выбирая игру для своего ребенка, сначала соберите что-то самостоятельно, и вы поймете, подойдет ли такой вид конструктора вашему ребенку, а так же сможете оценить качество материалов.    Выбирая конструктор для детей, обратите внимание на его упаковку. Она должна быть прочной и привлекать внимание ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок хранил в ней не только сам конструктор, но и свои поделки, приучаясь таким образом быть бережливым и аккуратным. Хотя готовые поделки лучше хранить на видном месте, а не в коробке, чтобы ребенок всегда видел результат своих работ, гордился этим и стремился к большему.

           

                Игры с ЛЕГО - конструктором  для речевого развития детей.  

1. Изучаем предлоги Я не знаю более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая),  

например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д. Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раздва-три :) Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог в каком месте можно обыграть.  

2. Изучаем понятия: маленький-большой, высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий, близко-далеко, слевасправа Здесь от вас потребуется соорудить однотипные вещи, но с каким-либо явным отличием друг от друга - в зависимости от признака, который вы хотите освоить при игре. Примеры: - высокую башенку для медвежонка, низкую для зайчика, - большой домик для человека, маленький для собачки, - узкую дорожку для мальчика, широкую для машины и т.д. Обыгрываем эти понятия в ролевой игре. Только не за один раз, а постепенно. Возможно также, что последние 2 пары понятий будут доступны ребенку не ранее 2х лет.

3. Изучаем конструкцию домов-сооружений и осваиваем счет

Многие вещи "в живую" в силу своих размеров очень сложно объяснить и показать ребенку, даже если он сталкивается с этим в повседневной жизни. Можно построить различные дома, но обязательно в них должны быть какие-то элементы, которые мы хотим выучить. В вашем домике может быть ярко выраженный ФУНДАМЕНТ (цоколь), а также БАЛКОН, КРЫЛЬЦО, лестница, крыша, АРКА, ТРУБА, КАРНИЗ, КОЗЫРЕК, КОЛОННА и т.д. Кроме того, полезно строить многоэтажные дома - ДВУХЭТАЖНЫЕ, ТРЕХЭТАЖНЫЕ и т.д. Только не забудьте озвучивать это все во время ролевой игры!

Пример игры: Саша ждет Машу на КРЫЛЬЦЕ, а Катя вышла в это время на БАЛКОН полить цветы. Потом все ребята пошли погулять во двор и тут начался дождь. Все разбежались кто куда - Саша с Машей спрятались под АРКОЙ, а Катя стоит под КОЗЫРЬКОМ. Дождь прошел, а никто не промок. Далее они вместе погуляли-поиграли и пошли в гости к Кате на ТРЕТИЙ ЭТАЖ чай пить, а потом к Саше на ВТОРОЙ - рисовать и т.д.

Хочу обратить внимание, что при ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно использовать различную величину деталей. Таким образом детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры.

                  Развитие звукопроизношения и фонематического слуха.

Задания приведены на примере звука автоматизации звука [С].

«Произнеси звук кратко и протяжно» Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы. Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато. »                                                                                  Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

«Продолжи узор и произнеси слоги»

Предварительная работа: выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов. Педагог: «Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно».   Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

«Собираем чемодан» Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви. Педагог:«Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

«Поймай звук» Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора. Педагог: «У нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Давайте и мы на свои полочки положим побольше звуков «С». Я буду произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку деталь конструктора».  

«Различаем звуки» Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора. Педагог:«Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».

«Где находится звук? » Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора. Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».

Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.  

«Подбери слова к схемам» Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов. Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков».          Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Развитие слоговой структуры слов  

«Оркестр»                                                                                                                                                                                      Педагог производит с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато заданный ритмический рисунок.  

                                                                                               

«Двумя руками сразу» Каждому ребенку дается плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям такое же плато с закрепленным на нем симметричным рисунком. Педагог: «Возьмите первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места (и т. д.) ». Задача детей – создание симметричного рисунка на своих плато одновременно двумя руками.  

«Пальчики жмут на кнопочки» Педагог предлагает детям выложить на своих плато пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный слог.  

«Посчитай слоги» Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

 «Раздели словечко» Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.  

«Рассели животных по домам» Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов. Работа по усвоению лексики и грамматики по лексическим темам с использованием конструирования  

«Паровоз» Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные) На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики»: - Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие. Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.

«Один-много» Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.                               Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

«Огромный, средний, маленький» Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.                                                                                                                                          

Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка») .  

При проведении работы по развитию лексики и связной речи Лего-конструирование предоставляет широкие возможности, в частности: - конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель», «Транспорт», «Животные», «Рыбы» и т. д.)                                                                            - составление описательного рассказа о созданном предмете                                                                                     - изучение названий частей предмета и т. д.

 

Развитие просодической стороны речи В данном разделе предлагаются задания, направленные на развитие способности детей управлять просодическими компонентами собственной речи: высотой, громкостью, интонацией, ударением.  

«Лесенка» Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато «лесенку» из четырех элементов по возрастанию от самого маленького до самого большого. Затем, по показу педагога, дети произносят заданный слог или слово «поднимаясь» (повышая голос) и «спускаясь» (понижая голос) по «лесенке».  

«Какой слог громче? » Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато три ряда из трех деталей конструктора, где две детали одинаковые, а третья – больше по размеру и занимает разные позиции: в начале, середине и конце ряда. Затем, по показу педагога дети произносят цепочку из трех слогов, где один из слогов выделен ударением в соотношении с заданным рядом. Например, если педагог указывает на ряд, в котором первая деталь большая, то в цепочке слогов ударением выделяется первый слог. Вариант: педагог произносит цепочку слогов и просит детей определить подходящий ряд. Целый день кипит работа-  Мы из «ЛЕГО» строим что-то!  Схемы читаем, творим, собираем!  Мы с удовольствием в ЛЕГО играем!  

      Развитие коммуникативных навыков у детей   с ЛЕГО- конструктором   

Каждый педагог знает, как трудно заинтересовать и активизировать детей для образовательной деятельности, тем более развитие речи. Предлагаю использовать лего-технологию, как один из приемов работы с детьми по развитию коммуникативных навыков. Проанализировала дидактические игры и апробировала их с помощью лего-технологии.

 

Двигательная деятельность: 

«Кто быстрее». Материал: 4 коробочки, детали конструктора LEGO 2 х 2, 2 х 4 по 2 на каждого игрока. Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения. Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков LEGO и своя деталь. Например, 2 х 2 красного цвета, 2 х 4 синего. Описание игры: Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

«LEGO на  голове». Материал: кирпичик LEGO. Цель: развитие ловкости, координации движения. Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик LEGO. Остальные дети дают ему задания. Например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

«Раз, два, три - доползи (добеги, допрыгай) до игрушки». Материал: поделки сконструированные раннее (животные, техника, другие постройки). Цель: развитие внимания, ловкости, координации движений, умение ориентироваться в помещении.

Описание игры: по сигналу взрослого дети двигаются в заданном направлении к игрушкам, расставленном в комнате. Тот ребенок, который первым достигает цели, получает приз.  

Конструирование: 

«У кого выше (шире, длиннее)». Материал: конструктивный набор LEGO. Цель: развивать мелкую моторику, умение работать в парах, закреплять понятие выше (шире, длиннее), учить сравнивать по длине, высоте, ширине. Описание игры: перед детьми конструктор. Дети организуют пары. По сигналу ведущего строят постройку «башню» («дорогу», «мост»). По окончанию работы, сравнивают постройки. Та пара, у которой постройка выше (шире, длиннее), выиграла.

 «Построй, не открывая глаз». Материал: конструктивный набор. Цель: способствовать развитию умения строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку. Описание игры: перед детьми конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка тому вручают фишку. Игрок, у которого соберется большее количество фишек, выиграл. «Найди такую же постройку, как на карточке». Материал: карточки с фотографиями простых построек, соответствующие постройки из LEGO конструктора, конструктивный набор. Цель: развивать внимание, воображение, конструктивные навыки, закрепить названия деталей конструктора LEGO «Дупло». Описание игры: Дети по очереди берут карточку с изображением простых построек из конструктора, находят оригинал постройки. Тот ребенок, который справился с заданием, оставляет карточку у себя. Если ребенок не справился, карточку возвращает ведущему. Выигрывает тот, у кого карточек больше всего.  

Коммуникативная деятельность: 

«Кто знает, пусть продолжает». Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Дупло». Цель: стимулировать составление рассказа с помощью конструктора. Развивать конструктивные навыки. Развивать речь. Описание игры: дети вместе со взрослым решают про кого будут сочинять рассказ, выбирают из набора LEGO «Дупло» фигуры. Взрослый начинает фразу, дети находят нужную игрушку в наборе. Если нужно, выполняют простые постройки из конструктора. Заканчивают фразу каждый по-разному.

Мама купила Алеше (машину). Она была (маленькая). Алеше захотелось (играть). Тут пришла (девочка Оля). Они стали.

 «Домик для игрушек». Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Дупло». Другие игрушки средней величины. Цель: расширять знания детей о предметах мебели, ее назначении. Развивать конструктивные навыки. Побуждать детей при постройке мебели пользоваться фото-схемами. Совместно для игры выполнять простые постройки. Описание игры: ведущий объявляет детям, что они сейчас будут строить комнату. Предлагает выбрать карточки-схемы, где изображена мебель. Дети со взрослым обсуждают каждый вариант мебели, ее назначение. Выполняют постройку.

 «Кто что умеет делать». Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Дупло». Игрушки, построенные из конструктора. Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Описание игры: детям показывают животное из конструктора, а они называют действия, характерные для этого животного. Например, белочка – скачет, прыгает, грызет; кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик – прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

   Познавательно-исследовательская деятельность: 

«Спрячем и найдем». Материал: конструктивный набор LEGO. Цель: способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; развивать умение выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. Описание игры: Воспитатель раскладывает заранее выполненные постройки по групповой комнате. Затем просит ответить на вопросы. Например, какая игрушка с права? А что выше? А что левее? И т. д.

 «Один-много». Материал: конструктор LEGO. Цель: формирование навыков образования форм родительного падежа множественного числа существительных, обозначающих грибы, учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного рода, закреплять умение согласовывать числительное с существительным Описание игры: воспитатель вместе с детьми выполняют простые постройки (грибов, цыплят, кубиков и т. д). Постройки раскладывают перед детьми. Затем идет беседа и самостоятельная деятельность ребенка по данной теме.

 «Больше-меньше».

Материал: конструктор LEGO. Цель: упражнять ребенка в различии и сравнении величины предметов (больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на воспитателя. Описание игры: воспитатель раскладывает перед детьми на двух пластинах простые постройки из конструктора LEGO (грибов, цыплят, кубиков и т. д.). Затем идет беседа, дети по сигналу взрослого ставят на пластину нужное количество сконструированных построек. Правильные решения награждаются фишкой. В конце игры фишки подчитываются.

 Восприятие художественной литературы и фольклора:

 «Теремок». Материал: конструктор Lego. Цель: приобщать детей к русским народным сказкам. Развивать умение описывать игрушку животного, последовательно рассказывать сказку. Развивать мелкую моторику, конструктивные навыки. Описание игры: воспитатель предлагает вместе с детьми построить героев к сказке «Теремок» и рассказать сказку. Дети, выполняя постройку, рассказывают о герое, взрослый управляет работой детей, при затруднении задает вопрос.

 «Двор» к сказке К. Чуковского «Цыпленок». Материал: конструктор Lego. Цель: Формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных образов, развивать творческие способности детей. Описание игры: взрослый предлагает прогуляться на птичий двор, дети называют, кого они там могут встретить, вместе строят героев, и по аналогии сказки «Цыпленок», вместе придумывают свою сказку. Лего – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенка и педагога.  

 

 

          Использование Лего – конструктора  в процессе мониторинга  образовательных результатов  

      Еще одно важное направление применения Лего- конструктора использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение самостоятельной и коллективной  игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры. Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего- конструктором позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка , с точки зрения сформированность эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.  

  Уровень развития умений и навыков.

  • Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

 Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

 Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

 Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

 Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

 Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

  • Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

 Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

 Нулевой (0): Полное отсутствие умения

  • Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

 Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

 Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. Нулевой (0): Полное отсутствие умения.    

                                     Мастер – класс для родителей   

                            «Играем с ЛЕГО- конструкторами  вместе с детьми».

Цель:

-Ознакомление родителей с инновационной деятельностью в группе.

-Расширение и уточнение представлений родителей о конструкторе Лего.

-Формирование практических навыков игры в конструктор вместе с ребёнком. Средства: 

- Компьютерная презентация.

- Наборы конструкторов: Лего Дупло (крупный), Лего Дакта ( мелкий).

 Мотивация:

- Потребность родителей в обучении конструированию.

 Способы: 

- Просмотр презентации

- Демонстрация наборов конструкторов

- Экспериментирование

- Моделирование  

       

    План:

 Информационная часть 

1.Характеристика конструктора Лего.

2.Виды конструктора.

3.Как играть в Лего с ребенком.

Практическая часть.

4.Эксперементирование «Уточка». Цель: развитие творческого воображения родителей через моделирование уточки. Средства: одинаковые наборы конструктора ЛЕГО по количеству родителей.

5.Игра «Построй свою историю». Цель: совершенствование умения родителей организовывать игру вместе с ребёнком. Формирование навыков общения. Средства: наборы конструктора Лего -Дакта.

6. Рефлексия.  

 

Конспект 

Воспитатель: Лего - самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

  • Неограниченный потенциал игры.
  • Подходит для девочек и мальчиков.
  • Подходит для всех возрастов.
  • Подходит для любого сезона.
  • Здоровые и спокойные игры.
  • Можно долго играть.
  • Развивает воображение и творческие способности.
  • Чем больше кирпичиков Лего – тем лучше.  
  • Качество видно в каждой детали. Конструктор ЛЕГО можно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное

 ЛЕГО- Дупло.  ЛЕГО- Дупло предназначено для детей  с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей -  в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части - платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки,  заборчики.  Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме того в Лего Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам.  

Мелкий ЛЕГО- конструктор.

 Лего Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов с всевозможными, домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.

 Лего Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные,  скорая помощь, поезда ит. д.)

 Тематические наборы. Лего постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

 Лего Ракерс - это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы

 Лего Техник. Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

 Лего Миндстромс. Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.

 Как играть в Лего.

У многих родителей Лего ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры Лего, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции). Родители обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Лего очень похож на глину или пластилин - можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое. Тем не менее, купив новый набор, родителям стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей. Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы).

 Лего – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов! Практическая часть. Предложить родителям по небольшому одинаковому набору конструктора Лего.(3 кубика, 3 кирпичика). Попросить построить уточку (без образца), не подглядывая друг у друга. В результате одного задания получаются все уточки разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. Если кто-то смоделировал перевернутую утку (то есть кнопками кубика вниз, а трубками вверх) значит у этого человека нестандартное мышление.

 Вывод: у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать.

 Придумай свою историю. Разделиться на творческие группы. Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, мост, страх). Родители моделируют историю с этими словами.    Например:  «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокий мост,  стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста (родители строят кота, мост, спасателя и т. д.).» У следующей группы другая история. Истории можно объединить одним персонажем. В заключении мастер класса по легоконструированию мы решили: развивать творческие способности, конструкторские умения детей, воспитывать личности, которые способны самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.  

Рефлексия  

Закончи фразу: «После сегодняшней встречи, я…»  

 Задание «Выбери цвет»

         -Если всё понятно и интересно - красный кубик конструктора Лего.

         -Если понятно, но не очень интересно – жёлтый.

        - Если не понятно, не интересно-зелёный.      

     

 

Приложения:

 1. Перспективный план работы по ЛЕГО–конструированию

 2. Игры для речевого развития детей

 3. Развитие коммуникативных навыков у детей   с ЛЕГО- конструктором

 4. Использование Лего – конструктора  в процессе мониторинга образовательных результатов.

  5.Мастер – класс для родителей  «Играем с ЛЕГО- конструкторами  вместе с детьми».  

                                             Библиографический список  

1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 34  

2. М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»)

 3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011

 4. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

 5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.

 6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.

 7. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство  Сфера,2012 год.

 8. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...