Интегрированное занятие: "В гостях у Марьи Искусницы"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Данный материал может быть использован для занятия по художественно-эстетическому развитию в работе с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
(подготовительная группа).
МДОУ № 109
Воспитатель высшей категории:
Пугина О.В.
Кемерово 2015
Задачи: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.
Продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям;
Обогащать словарь пословицами, поговорками, словами «рукодельница», «мастерица»;
Упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов;
Воспитывать желание познавать культуру своего народа, стремиться трудиться.
Словарная работа.
Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, пояс, опояска, кушак, кокошник, оберег, опознавательный знак, вышивка "крестом" мулине.
Предварительная работа.
Посещение выставки народного быта.
Рассматривание репродукции картины Ф. А. Малявина "Хоровод" иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам "Кот, петух и лиса" "Колобок" "Заячья избушка".
Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка".
Беседа о старинных женских головных уборах.
Ход занятия
Воспитатель. Дети сегодня мы с вами пойдём в гости к Марьи- Искуснице. Ребята о ком люди говорят искусный – (Человек который много знает и умеет).
Марья- Искусница:
Здравствуйте, детки дорогие! Откуда вы ко мне пожаловали? Из какого города, из кого сада? (Ответы детей).
Ой, да вы из «Снежинки»! Вы так подросли, так повзрослели, что я вас и не узнала.
А теперь-то вижу – это мои старые друзья. Проходите, дорогие гости! На убранство горницы посмотрите! (Дети входят в «горницу» с поклоном: Мир вашему дому.) Почему так удивительно нарядно и красиво в моей горнице? (Ответы.) Верно, у меня так красиво и нарядно потому, что на стенах, лавке, столах расположены удивительные вещи: вышитые скатерти, полотенца, платочки. Милости прошу, проходите в горницу.
Все разместились. Ну что ж, долгожданные мои сядем рядком да поговорим ладком.
Сегодня мы поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани шили одежду? Да, из льняной. Ее ткали из льняных нитей.
Льняная ткань хороша, потому что экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом - не жарко, тело в ней "дышит".
Посмотрите, как красиво одеты эти куклы – девочка и мальчик. Девочку звать Катюша, а мальчика Ванюша. У Катюши одета кофта-рубаха. Сверху красный сарафан.
Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло, праздник, радостное настроение.) Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цветов. Желтый цвет олицетворял Солнце, богатство, голубой был символом неба, молодости. А что означал коричневый цвет ткани? (Землю-кормилицу.)
Еще раз внимательно рассмотрите народный костюм. Почему он кажется нам необычным и красивым? На кофте-рубахе и на сарафане есть вышивка. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду.
Наши предки считали, что одежда еще и соединяет их со всей вселенной: помогает призвать светлую, добрую энергию природы и оберегает хозяина от злых духов.
Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Все эти красивые узоры вышивали разноцветными нитками.
Вспомните ребята как называются нитки, которые используют для вышивки? Какие они?
(Ответы детей "мулине", мягкие, гладкие, шелковистые ... Достает из короба мулине разных цветов.)
Что можно вышить такими нитками? (Достает из короба и демонстрирует вышитые салфетки, скатерть, полотенце.)
На голову девушки надевали яркие кокошники. Они украшались бусами, тесьмой.
Обязательной частью праздничного наряда женщин был головной убор – кокошник (происходит от слова "кокошь", то есть курица, птица). В формах кокошников и корон можно угадать образ полусолнца или месяца. Обычно такие уборы богато украшались блестящими камнями, бисером и сверкали, подобно небесному светилу.
Одежда щедро отделывалась вышивкой, в которой на своих местах располагались символы: в самом низу, по подолу, шли знаки земли, распаханного поля – ромбы и точки, как зерна на земле; в следующем ряду могло быть дерево жизни или женская фигура с воздетыми к небу руками; по бокам от них – изображения птиц или магических животных.
Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду.
Физминутка:
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Раз-два, раз-два,
И закрыли мы глаза.
Раз-два, раз-два,
Открываем мы глаза.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова.
(Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
Марья- Искусница:
У Ванюши рубаха, пояс, жилет, порты. Это старинный мужской костюм. Чем Ванюшина рубаха отличается от рубашек, которые носят наши мальчики? (Ответы детей).
У старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху назвали косовороткой.
Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать, было невозможно. Именно с тех давних времен берет свое начало выражение "работать спустя рукава".
Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей работать плохо, кое-как).
Какие пословицы вы ещё знаете? (Ответы детей.)
Еще одна особенность рубахи - вышивка на вороте, рукавах и по низу. Для чего она была нужна? (Ответы детей.)
(Подходим к столу, дети рассматривают иллюстрации.)
Рассмотрите иллюстрацию русской народной одежды.
Какая деталь дополняет мужской костюм? (Поверх рубахи-косоворотки.)
У мужчин рубаха-косоворотка повязана поясом. В старину их называли опоясками и кушаками. Их плели из тесьмы, делали из кожи, шили из ткани. Кушаки были не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на кушак и сразу поймешь, богат человек или беден: у богатого кушак широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного - узкий, и узор на нем попроще.
Вы хотите научиться мастерству, украшать русские костюмы?
Перед работой давайте разомнём свои пальчики.
Массаж для пальчиков рук
(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счёт.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Затем хлопают в ладоши.)
Вышли пальцы погулять.
(А вслед за эти идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца.)
Это пальчик самый сильный.
(Левого большого пальца:)
Самый толстый и большой.
(Правого указательного пальца.)
Этот пальчик для того…
(Левого указательного пальца.)
Чтоб показывать его.
(Правого среднего пальца.)
Этот пальчик самый длинный…
(Левого среднего пальца.)
И стоит он в середине.
(Правого безымянного пальца.)
Этот пальчик безымянный…
(Левого безымянного пальца.)
Он избалованный самый.
(Правого мизинца.)
А мизинчик хоть и мал…
(Левого мизинца.)
Очень ловок и удал!
(После этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхивают их.)
Марья- Искусница:
Девочкам я предлагаю украсить кокошники, а мальчикам кушаки.
Подойдём к столу и выберем всё что нм потребуется для украшения головных уборов и поясов.
(Дети выполняют работу в середине физминутка)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Повращаем головой.
(Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т.д.)
Марья- Искусница:
«Делу время, потехе час».
Хорошо вы дети потрудились, вставайте в хоровод.
Подвижная игра: «Заря, заряница».
Воспитатель: Ребята, чем запомнилась вам встреча с Марьей-Искусницей? Что нового о русском костюме вы узнали? (Ответы детей.)
Дети прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с культурой русского народа дошкольников в средней группе. «В гостях у Марьи Искусницы».
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Художественное творчество" и "Музыка". Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. Задачи: 1.Обогатить и активиз...
Сценарий спектакля " В гостях у Марьи Искусницы - "Я покажу вам сказку".
В представленном сценарии, дети подготовительной группы показывают спектакль "Радуга"....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему " В гости к Марье Искуснице"
Дать детям представление об истории вышивки на Руси.Познакомить с приемом вышивания " иголка в перед"........
Конспект образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе на тему: "В гостях у Марьи Искусницы"
конспект занятия по рисованию во второй младшей группе...
"В гости к Марье-искуснице" Знакомство детей с устным народным творчеством.
Конспект занятия"В гости к Марье-искуснице"Знакомство детей с устным народным творчеством....
Игровая ситуация с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича «В гости к Марьи Искуснице»»
Развитие художественно - творческих способностей детей в изобразительной деятельности посредством технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»...
Конспект занятия тема: «Путешествие к Марье-искуснице
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в стараршейгруппе.Образовательная область: изобразительная деятельностьПрограммное содержание:Продолжать учить рисовать «завитки». Упр...