"В гости к Марье-искуснице" Знакомство детей с устным народным творчеством.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия
"В гости к Марье-искуснице"
Знакомство детей с устным народным творчеством.
Цель: Воспитание у детей интереса к народному быту родного края.
Формирование основ сбережения своего здоровья.
Задачи: Совершенствование образной речи, активизация употребления в
разговорной речи пословиц, поговорок; обогащение словаря названиями предметов быта; развитие эстетической и эмоциональной стороны речи.
Развитие координации движений, чувства ритма, зрительного и ассоциативного мышления, совершенствование различных видов внимания, регулирования дыхания, певческих навыков, стимулирование функции речедвигательного аппарата и слухового анализатора.
Стабилизация психоэмоционального состояния, повышение функциональной
деятельности всего организма.
Воспитание познавательного интереса к истокам народной культуры,
уважение к людям, создающим красоту быта, формирование позитивной «Я –
концепции».
Материалы: русские народные костюмы для детей и взрослых; предметы быта: самовар, труба для самовара, ухват, чугун, лапти, вышитые полотенца, вязаные изделия.
Предварительная работа: разучивание пословиц о труде, самомассажа, песни.
Воспитатель: (В группе) Дети, сегодня нам прислали приглашение. Давайте я вам его прочитаю. (Читает приглашение) .
«Здравствуйте, дорогие ребятушки! Приглашаю вас к себе в гости. Я расскажу, как жили люди в старину, чем занимались, какие предметы использовали в хозяйстве. Марья – искусница»
- Ну, а мы покажем наши умения.
Муз.зал оформлен в форме избы с печью. Дети, наряженные в русские народные костюмы, входят в светёлку под русскую народную музыку.
Детей встречает Марья-искусница - муз.рук..
Марья: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Хорошему гостю хозяин рад.
А я – Марья, люди величают меня - Марьей-искусницей.
Милости прошу в мою светёлку.
Проходите, будем чай пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать,
да песни слушать. Добро пожаловать!
Вот только в народе говорится: «Делу – время, потехе – час». Сначала дело.
Хороводная игра «Работники» слайды с рукоделием
( «Русские народные праздники в д/с» М. Ю. Картушина, стр. 144)
Марья: Вижу, вижу, добрыми работниками станете. А я предлагаю вам посмотреть на моё рукоделие (дети осматривают избу, предметы обихода, и рукоделия: лапти, полотенце, носочки и т. д. Марья-искусница рассказывает о назначении и применении коромысла, самовара, кадушки, решета, печи, лаптей) .
Издавна русский народ славится трудолюбием. Об этом и в пословицах
говорится. Послушайте, какую я знаю пословицу: «Не спеши языком, торопись делом». А какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют пословицы о труде)
Марья: : Понравились вам моё рукоделие. Матвей, а тебе что понравилось? Вика, а тебе?. (дети называют предметы: лапти плетёные, полотенце вышитое, носочки вязаные).
Марья: Ну, а сейчас я хочу вас испытать. Не боитесь загадок? Загадки мои про предметы в моей светёлке. Кто отгадает тот предмет и покажет, и скажет, как называется.
Начнём?
- Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. (Коромысло)
- Сплетены из бересты, так легки они, быстры.
Вся Россия в них ходила. И спасибо говорила. (Лапти)
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)
- Смастерили из досок, и надели поясок.
И хранит посуда эта с грядки, собранное лето. (Кадушка)
- Тёплая, большая, посреди избы стоит,
В ней пекут пироги и варят щи. (Печь)
Молодцы, какие! Хорошая у вас память, и глаз востёр!
Марья:
- Та-ра-ра, та-ра-ра, подходите детвора,
Песни петь да играть, всех вокруг забавлять.
Ну, а прежде, чем мы споём нашу песенку, давайте разбудим наши голосочки.
Дыхательная и звуковая гимнастика «Пастушок» (автор Макарова Т. В.)
- Разудалый пастушок заиграет во рожок: «Ду – ду - ду! »
(глубокий вдох, а на выдохе произносить звук «ду-ду-ду… » в высоком регистре)
- А коровки в лад ему отвечают: «Му – му - му! »
(глубокий вдох, а на выдохе произносить долгий звук «му» в низком регистре)
Песня «Жили – были» муз. Пахмутовой
(сбр. «Песенник для малышей» Москва, «Музыка», 1988г., стр. 7)
Марья: Вот повеселили, порадовали меня, спасибо вам ребятушки. Ой, что же это я, забыла совсем, я ведь тесто собиралась поставить, пирожками дорогих гостей побаловать. Может быть, вы мне поможете? Вместе и быстрее и веселее работа спорится.
Вставайте дети друг за другом, «будем тесто замешивать».
Выполнение взаимомассажа «Приготовим тесто»
Марья: Славное тесто получилось, подходите к столу, давайте из него крендельки сделаем. Давайте-ка, я вас научу. (Показывает и рассказывает, как лепить кренделёк)
Изготовление крендельков из солёного теста, работу организуют все взрослые.
Марья: Ай да, ребята, ай да, молодцы, какие вы умелые, а выдумщики какие! «Терпенье да труд, всё перетрут», «Где терпенье – там и уменье», «Первый блин всегда комом», «Лиха беда – начало», «Глаза страшатся, а руки делают», «Каков мастер, таково и дело».
Воспитатель: Мы ещё не мастера,
Мы пока что учимся.
Если будем мы стараться,
Многому научимся
Марья: Вот и сделали, «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось». Поставлю я пирожки в печку. Эти пирожки вы с собой заберёте, разукрасите, мамам покажете, кукол угощать станете. А мои пирожки у меня попробуете.
Муз. рук-ль:
Пока пироги в печи,
Попоём и спляшем.
Поиграем на весёлых
Инструментах наших.
Дети играют на музыкальных инструментах «Наш оркестр»
(деревянные ложки, рубель, трещётки)
Марья: Дружно вы играете, спасибо. А я хочу угостить вас своим любимым и полезным кушаньем. (угощение всех гостей и детей общеукрепляющей смесью «Румяные щёчки» Кн. Практический опыт здоровьесберегающей
А. К. Сундукова и др. стр. 91) . Оно помогает мне с любой болезнью справиться, и называется «Румяные щечки». Ведь у здорового человека всегда и щечки и глаза огоньком горят. Подходите, пробуйте, отгадайте из чего приготовлено? (дети называют ингредиенты) . Хотите, расскажу, как его готовлю? Запоминайте, дома расскажете!
Вот и пирожки подоспели, румяные да ароматные. А сейчас я приглашаю всех на чаепитие. Чай у меня тоже для здоровья полезный «Северный» называется, добавляю в него ягодки наши северные (вы какие знаете) – клюкву, да листочек мяты. Приятного аппетита!
Чаепитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_mare_-_iskustnitse-.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
"В гости к Марье-искуснице"
Знакомство детей с устным народным творчеством.
Цель: Воспитание у детей интереса к народному быту родного края.
Формирование основ сбережения своего здоровья.
Задачи: Совершенствование образной речи, активизация употребления в
разговорной речи пословиц, поговорок; обогащение словаря названиями предметов быта; развитие эстетической и эмоциональной стороны речи.
Развитие координации движений, чувства ритма, зрительного и ассоциативного мышления, совершенствование различных видов внимания, регулирования дыхания, певческих навыков, стимулирование функции речедвигательного аппарата и слухового анализатора.
Стабилизация психоэмоционального состояния, повышение функциональной
деятельности всего организма.
Воспитание познавательного интереса к истокам народной культуры,
уважение к людям, создающим красоту быта, формирование позитивной «Я –
концепции».
Материалы: русские народные костюмы для детей и взрослых; предметы быта: самовар, труба для самовара, ухват, чугун, лапти, вышитые полотенца, вязаные изделия.
Предварительная работа: разучивание пословиц о труде, самомассажа, песни.
Воспитатель: (В группе) Дети, сегодня нам прислали приглашение. Давайте я вам его прочитаю. (Читает приглашение) .
«Здравствуйте, дорогие ребятушки! Приглашаю вас к себе в гости. Я расскажу, как жили люди в старину, чем занимались, какие предметы использовали в хозяйстве. Марья – искусница»
- Ну, а мы покажем наши умения.
Муз.зал оформлен в форме избы с печью. Дети, наряженные в русские народные костюмы, входят в светёлку под русскую народную музыку.
Детей встречает Марья-искусница - муз.рук..
Марья: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Хорошему гостю хозяин рад.
А я – Марья, люди величают меня - Марьей-искусницей.
Милости прошу в мою светёлку.
Проходите, будем чай пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать,
да песни слушать. Добро пожаловать!
Вот только в народе говорится: «Делу – время, потехе – час». Сначала дело.
Хороводная игра «Работники» слайды с рукоделием
( «Русские народные праздники в д/с» М. Ю. Картушина, стр. 144)
Марья: Вижу, вижу, добрыми работниками станете. А я предлагаю вам посмотреть на моё рукоделие (дети осматривают избу, предметы обихода, и рукоделия: лапти, полотенце, носочки и т. д. Марья-искусница рассказывает о назначении и применении коромысла, самовара, кадушки, решета, печи, лаптей) .
Издавна русский народ славится трудолюбием. Об этом и в пословицах
говорится. Послушайте, какую я знаю пословицу: «Не спеши языком, торопись делом». А какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют пословицы о труде)
Марья: : Понравились вам моё рукоделие. Матвей, а тебе что понравилось? Вика, а тебе?. (дети называют предметы: лапти плетёные, полотенце вышитое, носочки вязаные).
Марья: Ну, а сейчас я хочу вас испытать. Не боитесь загадок? Загадки мои про предметы в моей светёлке. Кто отгадает тот предмет и покажет, и скажет, как называется.
Начнём?
- Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. (Коромысло)
- Сплетены из бересты, так легки они, быстры.
Вся Россия в них ходила. И спасибо говорила. (Лапти)
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)
- Смастерили из досок, и надели поясок.
И хранит посуда эта с грядки, собранное лето. (Кадушка)
- Тёплая, большая, посреди избы стоит,
В ней пекут пироги и варят щи. (Печь)
Молодцы, какие! Хорошая у вас память, и глаз востёр!
Марья:
- Та-ра-ра, та-ра-ра, подходите детвора,
Песни петь да играть, всех вокруг забавлять.
Ну, а прежде, чем мы споём нашу песенку, давайте разбудим наши голосочки.
Дыхательная и звуковая гимнастика «Пастушок» (автор Макарова Т. В.)
- Разудалый пастушок заиграет во рожок: «Ду – ду - ду! »
(глубокий вдох, а на выдохе произносить звук «ду-ду-ду… » в высоком регистре)
- А коровки в лад ему отвечают: «Му – му - му! »
(глубокий вдох, а на выдохе произносить долгий звук «му» в низком регистре)
Песня «Жили – были» муз. Пахмутовой
(сбр. «Песенник для малышей» Москва, «Музыка», 1988г., стр. 7)
Марья: Вот повеселили, порадовали меня, спасибо вам ребятушки. Ой, что же это я, забыла совсем, я ведь тесто собиралась поставить, пирожками дорогих гостей побаловать. Может быть, вы мне поможете? Вместе и быстрее и веселее работа спорится.
Вставайте дети друг за другом, «будем тесто замешивать».
Выполнение взаимомассажа «Приготовим тесто»
Марья: Славное тесто получилось, подходите к столу, давайте из него крендельки сделаем. Давайте-ка, я вас научу. (Показывает и рассказывает, как лепить кренделёк)
Изготовление крендельков из солёного теста, работу организуют все взрослые.
Марья: Ай да, ребята, ай да, молодцы, какие вы умелые, а выдумщики какие! «Терпенье да труд, всё перетрут», «Где терпенье – там и уменье», «Первый блин всегда комом», «Лиха беда – начало», «Глаза страшатся, а руки делают», «Каков мастер, таково и дело».
Воспитатель: Мы ещё не мастера,
Мы пока что учимся.
Если будем мы стараться,
Многому научимся
Марья: Вот и сделали, «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось». Поставлю я пирожки в печку. Эти пирожки вы с собой заберёте, разукрасите, мамам покажете, кукол угощать станете. А мои пирожки у меня попробуете.
Муз. рук-ль:
Пока пироги в печи,
Попоём и спляшем.
Поиграем на весёлых
Инструментах наших.
Дети играют на музыкальных инструментах «Наш оркестр»
(деревянные ложки, рубель, трещётки)
Марья: Дружно вы играете, спасибо. А я хочу угостить вас своим любимым и полезным кушаньем. (угощение всех гостей и детей общеукрепляющей смесью «Румяные щёчки» Кн. Практический опыт здоровьесберегающей
А. К. Сундукова и др. стр. 91) . Оно помогает мне с любой болезнью справиться, и называется «Румяные щечки». Ведь у здорового человека всегда и щечки и глаза огоньком горят. Подходите, пробуйте, отгадайте из чего приготовлено? (дети называют ингредиенты) . Хотите, расскажу, как его готовлю? Запоминайте, дома расскажете!
Вот и пирожки подоспели, румяные да ароматные. А сейчас я приглашаю всех на чаепитие. Чай у меня тоже для здоровья полезный «Северный» называется, добавляю в него ягодки наши северные (вы какие знаете) – клюкву, да листочек мяты. Приятного аппетита!
Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование "Знакомство детей с устным народным творчеством"
Годовая перспектива "Народное творчество"...
Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества
В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....
Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях
Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств....
Обобщение педагогического опыта "Приобщение детей к устному народному творчеству"
Перспективный план по теме.Конспекты занятий.Проект.Былины. Рассказы воспитателя, беседы, д/и, п/и, словесные игры, пословицы, поговорки и т.д....
Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Приобщение детей к традиция...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»
Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...