"В гости к Марье-искуснице" Знакомство детей с устным народным творчеством.
план-конспект занятия (старшая группа)

Конопелько Елена Анатольевна

Конспект занятия

"В гости к Марье-искуснице"

Знакомство детей с устным народным творчеством.

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Воспитание у детей интереса к народному быту родного края.

Формирование основ сбережения своего здоровья.

 

Задачи: Совершенствование образной речи, активизация употребления в

разговорной речи пословиц, поговорок; обогащение словаря названиями предметов быта; развитие эстетической и эмоциональной стороны речи.

Развитие координации движений, чувства ритма, зрительного и ассоциативного мышления, совершенствование различных видов внимания, регулирования дыхания, певческих навыков, стимулирование функции речедвигательного аппарата и слухового анализатора.

Стабилизация психоэмоционального состояния, повышение функциональной

деятельности всего организма.

Воспитание познавательного интереса к истокам народной культуры,

уважение к людям, создающим красоту быта, формирование позитивной «Я –

концепции».

 

Материалы: русские народные костюмы для детей и взрослых; предметы быта: самовар, труба для самовара, ухват, чугун, лапти, вышитые полотенца, вязаные изделия.

 

Предварительная работа: разучивание пословиц о труде, самомассажа, песни.

 

Воспитатель: (В группе) Дети, сегодня нам прислали приглашение. Давайте я вам его прочитаю. (Читает приглашение) .

«Здравствуйте, дорогие ребятушки! Приглашаю вас к себе в гости. Я расскажу, как жили люди в старину, чем занимались, какие предметы использовали в хозяйстве. Марья – искусница»

- Ну, а мы покажем наши умения.

Муз.зал оформлен в форме избы с печью. Дети, наряженные в русские народные костюмы, входят в светёлку под русскую народную музыку.

 

Детей встречает Марья-искусница - муз.рук..

 

Марья: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Хорошему гостю хозяин рад.

А я – Марья, люди величают меня - Марьей-искусницей.

Милости прошу в мою светёлку.

Проходите, будем чай пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать,

да песни слушать. Добро пожаловать!

Вот только в народе говорится: «Делу – время, потехе – час». Сначала дело.

 

 

Хороводная игра «Работники» слайды с рукоделием

( «Русские народные праздники в д/с» М. Ю. Картушина, стр. 144)

 

Марья: Вижу, вижу, добрыми работниками станете. А я предлагаю вам посмотреть на моё рукоделие (дети осматривают избу, предметы обихода, и рукоделия: лапти, полотенце, носочки и т. д. Марья-искусница рассказывает о назначении и применении коромысла, самовара, кадушки, решета, печи, лаптей) .

Издавна русский народ славится трудолюбием. Об этом и в пословицах

говорится. Послушайте, какую я знаю пословицу: «Не спеши языком, торопись делом». А какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют пословицы о труде)

 

Марья: : Понравились вам моё рукоделие. Матвей, а тебе что понравилось? Вика, а тебе?. (дети называют предметы: лапти плетёные, полотенце вышитое, носочки вязаные).

 

Марья: Ну, а сейчас я хочу вас испытать. Не боитесь загадок? Загадки мои про предметы в моей светёлке. Кто отгадает тот предмет и покажет, и скажет, как называется.

Начнём?

- Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. (Коромысло)

 

- Сплетены из бересты, так легки они, быстры.

Вся Россия в них ходила. И спасибо говорила. (Лапти)

 

- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)

 

- Смастерили из досок, и надели поясок.

И хранит посуда эта с грядки, собранное лето. (Кадушка)

 

- Тёплая, большая, посреди избы стоит,

В ней пекут пироги и варят щи. (Печь)

 

Молодцы, какие! Хорошая у вас память, и глаз востёр!

 

Марья:

- Та-ра-ра, та-ра-ра, подходите детвора,

Песни петь да играть, всех вокруг забавлять.

 

Ну, а прежде, чем мы споём нашу песенку, давайте разбудим наши голосочки.

 

Дыхательная и звуковая гимнастика «Пастушок» (автор Макарова Т. В.)

- Разудалый пастушок заиграет во рожок: «Ду – ду - ду! »

(глубокий вдох, а на выдохе произносить звук «ду-ду-ду… » в высоком регистре)

- А коровки в лад ему отвечают: «Му – му - му! »

(глубокий вдох, а на выдохе произносить долгий звук «му» в низком регистре)

 

Песня «Жили – были» муз. Пахмутовой

(сбр. «Песенник для малышей» Москва, «Музыка», 1988г., стр. 7)

 

Марья: Вот повеселили, порадовали меня, спасибо вам ребятушки. Ой, что же это я, забыла совсем, я ведь тесто собиралась поставить, пирожками дорогих гостей побаловать. Может быть, вы мне поможете? Вместе и быстрее и веселее работа спорится.

Вставайте дети друг за другом, «будем тесто замешивать».

 

Выполнение взаимомассажа «Приготовим тесто»

 

Марья: Славное тесто получилось, подходите к столу, давайте из него крендельки сделаем. Давайте-ка, я вас научу. (Показывает и рассказывает, как лепить кренделёк)

 

Изготовление крендельков из солёного теста, работу организуют все взрослые.

 

Марья: Ай да, ребята, ай да, молодцы, какие вы умелые, а выдумщики какие! «Терпенье да труд, всё перетрут», «Где терпенье – там и уменье», «Первый блин всегда комом», «Лиха беда – начало», «Глаза страшатся, а руки делают», «Каков мастер, таково и дело».

 

Воспитатель: Мы ещё не мастера,

Мы пока что учимся.

Если будем мы стараться,

Многому научимся

 

Марья: Вот и сделали, «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось». Поставлю я пирожки в печку. Эти пирожки вы с собой заберёте, разукрасите, мамам покажете, кукол угощать станете. А мои пирожки у меня попробуете.

 

Муз. рук-ль:

Пока пироги в печи,

Попоём и спляшем.

Поиграем на весёлых

Инструментах наших.

 

Дети играют на музыкальных инструментах «Наш оркестр»

(деревянные ложки, рубель, трещётки)

 

Марья: Дружно вы играете, спасибо. А я хочу угостить вас своим любимым и полезным кушаньем. (угощение всех гостей и детей общеукрепляющей смесью «Румяные щёчки» Кн. Практический опыт здоровьесберегающей

А. К. Сундукова и др. стр. 91) . Оно помогает мне с любой болезнью справиться, и называется «Румяные щечки». Ведь у здорового человека всегда и щечки и глаза огоньком горят. Подходите, пробуйте, отгадайте из чего приготовлено? (дети называют ингредиенты) . Хотите, расскажу, как его готовлю? Запоминайте, дома расскажете!

Вот и пирожки подоспели, румяные да ароматные. А сейчас я приглашаю всех на чаепитие. Чай у меня тоже для здоровья полезный «Северный» называется, добавляю в него ягодки наши северные (вы какие знаете) – клюкву, да листочек мяты. Приятного аппетита!

Чаепитие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_mare_-_iskustnitse-.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

"В гости к Марье-искуснице"

Знакомство детей с устным народным творчеством.

                       %80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC.jpg

Цель: Воспитание у детей интереса к народному быту родного края.

Формирование основ сбережения своего здоровья.

Задачи: Совершенствование образной речи, активизация употребления в

разговорной речи пословиц, поговорок; обогащение словаря названиями предметов быта; развитие эстетической и эмоциональной стороны речи.

Развитие координации движений, чувства ритма, зрительного и ассоциативного мышления, совершенствование различных видов внимания, регулирования дыхания, певческих навыков, стимулирование функции речедвигательного аппарата и слухового анализатора.

Стабилизация психоэмоционального состояния, повышение функциональной

деятельности всего организма.

Воспитание познавательного интереса к истокам народной культуры,

уважение к людям, создающим красоту быта, формирование позитивной «Я –

концепции».

Материалы: русские народные костюмы для детей и взрослых; предметы быта: самовар, труба для самовара, ухват, чугун, лапти, вышитые полотенца, вязаные изделия.

Предварительная работа: разучивание пословиц о труде, самомассажа, песни.

Воспитатель: (В группе) Дети, сегодня нам прислали приглашение. Давайте я вам его прочитаю. (Читает приглашение) .

«Здравствуйте, дорогие ребятушки! Приглашаю вас к себе в гости. Я расскажу, как жили люди в старину, чем занимались, какие предметы использовали в хозяйстве. Марья – искусница»

- Ну, а мы покажем наши умения.

Муз.зал оформлен в форме избы с печью. Дети, наряженные в русские народные костюмы, входят в светёлку под русскую народную музыку.

Детей встречает Марья-искусница - муз.рук..

Марья: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Хорошему гостю хозяин рад.

А я – Марья, люди величают меня - Марьей-искусницей.

Милости прошу в мою светёлку.

Проходите, будем чай пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать,

да песни слушать. Добро пожаловать!

Вот только в народе говорится: «Делу – время, потехе – час». Сначала дело.

Хороводная игра «Работники» слайды с рукоделием

( «Русские народные праздники в д/с» М. Ю. Картушина, стр. 144)

Марья: Вижу, вижу, добрыми работниками станете. А я предлагаю вам посмотреть на моё рукоделие (дети осматривают избу, предметы обихода, и рукоделия: лапти, полотенце, носочки и т. д. Марья-искусница рассказывает о назначении и применении коромысла, самовара, кадушки, решета, печи, лаптей) .

Издавна русский народ славится трудолюбием. Об этом и в пословицах

говорится. Послушайте, какую я знаю пословицу: «Не спеши языком, торопись делом». А какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют пословицы о труде)

Марья: : Понравились вам моё рукоделие. Матвей, а тебе что понравилось? Вика, а тебе?. (дети называют предметы: лапти плетёные, полотенце вышитое, носочки вязаные).

Марья: Ну, а сейчас я хочу вас испытать. Не боитесь загадок? Загадки мои про предметы в моей светёлке. Кто отгадает тот предмет и покажет, и скажет, как называется.

Начнём?

- Ни свет, ни заря, пошло согнувшись со двора. (Коромысло)

- Сплетены из бересты, так легки они, быстры.

Вся Россия в них ходила. И спасибо говорила. (Лапти)

- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)

- Смастерили из досок, и надели поясок.

И хранит посуда эта с грядки, собранное лето. (Кадушка)

- Тёплая, большая, посреди избы стоит,

В ней пекут пироги и варят щи. (Печь)

Молодцы, какие! Хорошая у вас память, и глаз востёр!

Марья: 

- Та-ра-ра, та-ра-ра, подходите детвора,

Песни петь да играть, всех вокруг забавлять.

Ну, а прежде, чем мы споём нашу песенку, давайте разбудим наши голосочки.

Дыхательная и звуковая гимнастика «Пастушок» (автор Макарова Т. В.)

- Разудалый пастушок заиграет во рожок: «Ду – ду - ду! »

(глубокий вдох, а на выдохе произносить звук «ду-ду-ду… » в высоком регистре)

- А коровки в лад ему отвечают: «Му – му - му! »

(глубокий вдох, а на выдохе произносить долгий звук «му» в низком регистре)

Песня «Жили – были» муз. Пахмутовой

(сбр. «Песенник для малышей» Москва, «Музыка», 1988г., стр. 7)

Марья: Вот повеселили, порадовали меня, спасибо вам ребятушки. Ой, что же это я, забыла совсем, я ведь тесто собиралась поставить, пирожками дорогих гостей побаловать. Может быть, вы мне поможете? Вместе и быстрее и веселее работа спорится.

Вставайте дети друг за другом, «будем тесто замешивать».

Выполнение взаимомассажа «Приготовим тесто»

Марья: Славное тесто получилось, подходите к столу, давайте из него крендельки сделаем. Давайте-ка, я вас научу. (Показывает и рассказывает, как лепить кренделёк)

Изготовление крендельков из солёного теста, работу организуют все взрослые.

Марья: Ай да, ребята, ай да, молодцы, какие вы умелые, а выдумщики какие! «Терпенье да труд, всё перетрут», «Где терпенье – там и уменье», «Первый блин всегда комом», «Лиха беда – начало», «Глаза страшатся, а руки делают», «Каков мастер, таково и дело».

Воспитатель: Мы ещё не мастера,

Мы пока что учимся.

Если будем мы стараться,

Многому научимся

Марья: Вот и сделали, «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось». Поставлю я пирожки в печку. Эти пирожки вы с собой заберёте, разукрасите, мамам покажете, кукол угощать станете. А мои пирожки у меня попробуете.

Муз. рук-ль:

Пока пироги в печи,

Попоём и спляшем.

Поиграем на весёлых

Инструментах наших.

Дети играют на музыкальных инструментах «Наш оркестр»

(деревянные ложки, рубель, трещётки)

Марья: Дружно вы играете, спасибо. А я хочу угостить вас своим любимым и полезным кушаньем. (угощение всех гостей и детей общеукрепляющей смесью «Румяные щёчки» Кн. Практический опыт здоровьесберегающей

А. К. Сундукова и др. стр. 91) . Оно помогает мне с любой болезнью справиться, и называется «Румяные щечки». Ведь у здорового человека всегда и щечки и глаза огоньком горят. Подходите, пробуйте, отгадайте из чего приготовлено? (дети называют ингредиенты) . Хотите, расскажу, как его готовлю? Запоминайте, дома расскажете!

Вот и пирожки подоспели, румяные да ароматные. А сейчас я приглашаю всех на чаепитие. Чай у меня тоже для здоровья полезный «Северный» называется, добавляю в него ягодки наши северные (вы какие знаете) – клюкву, да листочек мяты. Приятного аппетита!

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества

В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....

Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств....

Обобщение педагогического опыта "Приобщение детей к устному народному творчеству"

Перспективный план по теме.Конспекты занятий.Проект.Былины. Рассказы воспитателя, беседы, д/и, п/и, словесные игры, пословицы, поговорки и т.д....

Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.   Приобщение детей к традиция...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»

Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...