Конспект НОД по познавательному развитию на тему " В гости к Марье Искуснице"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Дать детям представление об истории вышивки на Руси.Познакомить с приемом вышивания " иголка в перед".....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 21
муниципального образования
Тимашевский район
.
Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема: « В гости к Марье Искуснице».
(подготовительная группа).
Воспитатель:
Гришаева Э.В.
Задачи: дать детям представление об истории возникновения вышивки на Руси. Формировать умение отражать в результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналоги. Закрепить умение подбирать прилагательные к существительным, объяснять смысл образования сложных слов. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности. Познакомить детей с вышивкой «иголка вперед». Активизировать речь словами: рукоделие, мулине, пяльцы, швы, обереги, орнамент. Развивать эстетический вкус, самоконтроль, мелкую моторику руки, осторожность в работе с иголкой. Активизировать речь словами: рукоделие, мулине, пяльцы, швы, обереги, орнамент. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование: презентация, иголки, мулине, ткань в клетку, ножницы, свеча, письмо.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята нам пришло письмо, интересно от кого? (воспитатель разворачивает письмо и удивляется , что на листке бумаги ничего не написано. Ребята, пока письмо шло к нам, промокло. Как можно его прочитать?
Дети. Надо его просушить.
Воспитатель подносит письмо к свечи. Прямо на глазах у детей на листке появляются буквы.
(Дорогие ребята приглашаю вас в гости к Марье Искуснице. В страну рукоделия).
Воспитатель. Что приготовила нам Марья Искусница.
(слайд № 2)
Воспитатель. О чем идет речь? ( О вышивании). ( слайд№3)
Воспитатель. Из чего в древности шили одежду? ( Из кожи животных).
( слайд №4)
Воспитатель. Еще в первобытную эпоху, когда люди носили одежду из шкур убитых животных, зародилась история вышивки.
Воспитатель. Из каких ниток вышивали изделия в древности. ( Из волос, шерсти животных, волокна конопли). Слайд 5
Воспитатель. Первобытные люди использовали каменные иглы, жилы и волосы животных, волокна конопли и шерсти, для создания будущих моделей одежды Позже, люди стали украшать свои одежды, различными рисунками и простыми орнаментами. Это и послужило первым шагом для истории вышивки.
Воспитатель. Как вы думаете, из чего сделаны были инструменты для вышивания.
( Из костей животных)
( слайд № 6)
Воспитатель. До появления металлических игл, в древнем мире, иглы изготавливались из различных материалов: рыбьей кости, дерева и щетины.
Воспитатель. Где появилась первая вышивка? ( На Руси?)
Воспитатель. Нет ребята. (слайд № 7).
Воспитатель. Первая вышивка на ткани появилась в древнем Китае. Шелковая ткань начала производиться именно там, и стоила безумно дорого. Поэтому, заниматься вышивкой могли позволить себе только очень знатные дамы из высшего общества. Они вышивали золотыми и серебряными нитками, очень искусно. Вышитые изделия сохранились и до наших дней
Воспитатель. Подумайте ребята, как раньше называли русских людей.
(Россияне, Славяне).слайд №8
Воспитатель. Где именно присутствует вышивка на одежде? (На рукаве, на горловине, на подоле). Почему именно там? (Для красоты).
Воспитатель. Нет, ребята. Орнамент – так называли вышивку. Служил оберегом от злых сил. При рождении младенца, дарили вышитые изделия с орнаментами-оберегами. Также вышивка служила декоративным украшением для праздничных и свадебных нарядов. (слайд № 9).
Воспитатель. Ребята, кто больше вышивал девочки или мальчики? (Девочки)
Почему? ( Девочки помогали мамам, а мальчики отцам в поле, по хозяйству)
Воспитатель. С семи лет, девочки учились вышивать, готовя приданное для замужества. Главными критериями были, качество, объем и сложность рисунка. По этим признакам определяли аккуратность и трудолюбие будущей невесты. Такое искусство передавалось от матери к дочери, из поколения в поколение
( слайд № 10)
Воспитатель. Какие изделия вышивали больше всего? ( Вышивали полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, головные уборы).
Воспитатель. Ребята назовите виды вышивания, какие вы знаете? (Гладью, крестиком, бисером), ( сайд №11, слайд № 12)
Воспитатель. А вы знаете инструменты для вышивания. (Иголка, нитки, пяльцы, ножницы, наперсток), ( слайд 13)
Воспитатель. Обратите внимание какая красивая коробочка, украшенная орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в ней?
(старинная вышивка) Каким цветом вышиты все эти изделия?
(Красным и черным)
Воспитатель .Что обозначает красный цвет? (Цвет огня, солнца)
А черный цвет? ( Цвет земли)
Воспитатель. Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.
Дидактическая игра « Символы русской вышивки»
- Крест, ромб, круг, квадрат -символы солнца.
- Волнистая линия - вода, линия дождя.
- вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут,
- вниз линия пошла –голод, какие-то беды.
- Елочка - дерево жизни и добра, пожелания благополучия и счастливой жизни.
Воспитатель. Какие узоры присутствуют при вышивании?(Цветы, природа.)
Воспитатель. Как называют людей, которые занимаются вышивкой. (Рукодельницами). Почему так называют? ( От слова рука и дельная)
Воспитатель. Как вы думаете рукодельницей каждый может быть? ( Да)
Воспитатель. Какими качествами должна обладать рукодельница?
Дети. Терпеливая, аккуратная, усидчивая, творческая.
Воспитатель. Вы знаете, какие швы используют для вышивания? (Нет)
Воспитатель. Самый распространенный стебельчатый, козлик. ( слайд № 15, слайд №16).
Я предлагаю вам сегодня научиться вышивать самым простейшим швом -иголка вперед, но сначала подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.( мультимидийная)
Вот помощники мои
Их, как хочешь, поверни
Раз, два, три, четыри, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели
Воспитатель. Вспомним как, нужно обращаться с иголкой при вышивании.
Дети. Сидеть прямо, не наклонять низко голову. Работать с наперстком. Иглы хранить в игольнице. Нельзя вкалывать иглу в одежду. Нельзя брать иглу в рот.
Воспитатель. Марье Искуснице скоро день рождения давайте сделаем подарок. Вышьем салфетку. Работа со Швом «вперед иголку выполняется справа налево. Слайд №17 Сначала мы карандашом на чертим линии на ткани в клетку. Иголку с ниткой пропускаем в материю через две – четыре нити, стежок и пропуск одинаковы. Стежки могут располагаться по лицевой и изнаночной стороне ткани в два ряда и более.
(В ходе работы воспитатель помогает детям правильно держать иголку, ткань зажимать между большим и указательным пальцами, затем свободно кластьна указательный, средний, и безымянный и пропуская под мизинец.)
Итог образовательной деятельности.
Обратите внимание, где присутствует вышивание в наше время? ( слайд № 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ» (Старшая группа)
Тема: «В гости к солнышку».Программное содержание:1. Создать радостное настроение у детей.2. Сформировать представления у детей о том, что только закали...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "В гостях у Лесовичка" для детей средней группы
Конспект занятия для средней группы с интеграцией образовательных областей ( познание, речевое развитие, коммуникация). Продолжаем знакомить детей с грибами, развиваем речь, закладываем основы экологи...
Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) тема: "В гости к пчелке Майе"
ООД в средней группе, направленное на формирование элементарных математических представлений...
Конспект ОД по познавательному развитию на тему:"В гостях у бабушки Алдуня"
Систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа....
Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «В гости Мишка к нам пришел»
Цель: совершенствование речевых, коммуникативных и игровых навыков у детей раннего возраста....
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП). Тема: «В гостях у круга и квадрата»
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП). Вторая младшая группа....
Конспект занятия по Познавательному развитию на тему: «В гостях у Мухи - Цокотухи» Средняя группа
Конспект занятия по Познавательному развитию на тему: «В гостях у Мухи- Цокотухи» Средняя группа...